Картотека дидактических игр по экологии
картотека (подготовительная группа) по теме

Ракова Ирина Альбертовна

Картотека дидогтических игр 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Картотека игр по экологии22.81 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию в подготовительной группе

 игра  «Польза- вред»

Цель: дать понять детям, что в природе нет ни полезных ни вредных, одни только необходимые.

 Ход игры: Первый вариант: «Польза –вред».

(тема: живая природа) .

Дети должны встать в круг. Воспитатель задает вопрос: «Какая польза от пчелы? », дети должны по очереди ответить на вопрос, не повторяя ответы товарищей. Затем задание меняется: «Какой вред от пчелы? »

Второй вариант: «Нравится – не нравится».

(тема: не живая природа) .

Принцип организации см. вариант 1.

Третий вариант: «Хорошо – плохо».

(тема: времена года и 4 стихии: вода, воздух, земля и огонь). Принцип тот же.

2 этап

Воспитатель задает вопрос: «Что случилось бы, если бы все плохие качества природных объектов исчезли, и все окружающее стало бы хорошим? » (волк стал хорошим - перестал есть зайцев, зайцев бы развелось столько, что они погрызли бы всю кору на деревьях, деревьев стало бы меньше и многим птицам негде было бы жить) .

Выясняется, что если от всего будет только польза и никакого вреда, то жизнь на планете резко изменится и даже может погибнуть.

В конце игры воспитатель должен сделать вывод, что нет вредных существ, нет полезных, в природе нет ничего лишнего, всё необходимое.

 игра  «Совы и вороны»

Цель: проверить и закрепить представления детей об окружающем мире.

Ход игры: Дети должны разделиться на две команды: «Совы» и «Вороны». Те и другие становятся в шеренгу друг напротив друга на расстоянии 3 метра, за их спинами их дома, также на расстоянии 3 метра.

Воспитатель дает задание:

«Совы» любят правду, «Вороны» - ложь, поэтому, если я говорю правду, «Совы» должны ловить «Ворон». «Вороны» убегают в свои дома и наоборот.

Затем воспитатель произносит фразы природоведческого содержания:

-медведи любят есть тигров

-у березы весной бывают сережки

-слоны не умеют плавать

-дельфин – это животное, а не рыба

Дети должны осознать правильность или неправильность фразы, основываясь на своих знаниях по этой теме и сами отреагировать своим поведением (убегать или догонять) на эту фразу. Целесообразно после каждого раза спрашивать детей о том, почему они так или иначе поступили, а после 2-3 фраз поменять игроков местами.

 игра   «Какие все мы разные»

Цель: показать многообразие природного мира, его неповторимость, выделить хорошие качества любого природного объекта.

Ход игры: Воспитатель дает задание:

Встаньте налево те, кто больше любит море, направо – те, кто больше любит речку, а посередине пусть останутся те, кому нравится и то, и другое.

Затем детям дают вопросы:

Почему тебе нравится море?

Почему ты любишь речку?

Почему ты остался посредине?

Варианты заданий: зима – лето,

ромашка – колокольчик, дождь – снег.

В конце игры воспитатель должен сделать вывод, что и то и другое хорошо, надо лишь замечать это хорошее в природе в результате проведения таких игр детям становится трудно выбирать то, что лучше и они остаются посередине. Однако, это не является целью игры.

 игра   «Найди свое дерево»

Цель: обеспечить возможность познавать окружающую среду, использовать опыт прямого общения с ней (проводится в природе) .

Ход игры: Воспитатель завязывает одному ребёнку глаза, несколько раз вращает вокруг себя и ведет к какому-нибудь дереву. Ребенок должен изучить это дерево, ощупав его.

Во время изучения воспитатель задаёт наводящие вопросы:

Оно гладкое или нет?

Есть ли на нём листья?

Высоко ли от земли начинаются ветки?

Затем воспитатель отводит ребёнка от дерева, запутывает следы, развязывает глаза и предлагает угадать «своё» дерево, используя опыт, полученный во время ощупывания дерева.

В дальнейшем можно предлагать детям игры попарно.

 игра  «Времена года»

Цель: развивать логическое мышление и обогащать кругозор детей понятием о сезонных изменениях в природе.

Ход игры: Воспитатель называет какой-либо предмет живого мира (живого или растительного) и предлагает детям представить и рассказать, где и в каком виде этот предмет можно увидеть летом, зимой, осенью, весной.

Например: ГРИБЫ.

Летом – свежие в лесу, по краям дороги, на лугу, а также консервированные в банках, сушеные, если остались с прошлого года или приготовленные уже в этом году.

Осенью – то же самое.

Зимой – только консервированные или сушеные, но могут быть и свежие, только если их выращивают в специально отведенном месте.

Весной - см. зиму, но добавлять грибы, которые растут весной (сморчки) .

 игра   «Что изменилось»

Цель: Найти предметы по сходству.
Ход игры. Воспитатель показывает какое-нибудь растение на одном из столов, описывает его характерные признаки, а затем предлагает ребенку найти такое же на другом столе. (Можно попросить детей найти такие же растения в групповой комнате.)
Игру повторяют с каждым из растений, находящихся на столах.

 игра   «Найди, о чем расскажу»

Цель:  Найти предметы по перечисленным признакам.

Ход игры. Воспитатель подробно описывает один из лежащих на столе предметов, то есть

называет форму

овощей и фруктов, их окраску и вкус. Затем педагог предлагает кому-либо из ребят: «Покажи на столе, а

по том назови то, о чем я рассказала». Если ребенок справился с заданием, воспитатель описывает

другой предмет, а задание выполняет уже другой ребенок. Игра продолжается до тех пор, пока все дети

не угадают предмет по описанию.

 игра   «Найди такой же»

 Цель: Найти предметы по сходству. 

 Ход игры. Воспитатель просит детей хорошо рас смотреть, как стоят растения, и закрыть глаза. В это время он меняет местами растения на одном столе. А за тем просит детей переставить горшочки так, как они стоя-ли прежде, сравнвая их расположение с порядком растений на другом столе. После некоторых повторений можно провести игру с одним набором растений  (без зрительного контроля).

 игра   «Угадай растение по описанию»

Цель: Найти предметы по перечисленным признакам. Игровое действие.

Ход игры. Воспитатель начинает подробно рассказывать об одном из растений. Сначала он, например, отмечает, на что

оно похоже «на дерево», на «травку»), затем просит сказать, есть ли у растения стебель. Педагог обращает внимание

детей на форму листьев (круглые, овальной формы — как огурчик, узкие, длинные), окраску цветов (основные цвета),

их количество на цветоножке Первое описание дается в медленном темпе, так, чтобы дети смогли увидеть и

рассмотреть все то, о чем говорит воспитатель. Закончив описание, педагог спрашивает: «О каком растении я вам

рассказала?» Дети показывают растение и, если могут, называют его. Можно предложить ребятам найти в групповой

ком нате все растения, похожие на описанное.

 игра    «Найди растение по названию»

Цель: Найти растение по слову-названию.

Ход игры. Воспитатель называет комнатное расте ние, стоящее в групповой комнате, а дети должны найти его. Сначала

педагог дает задание всем детям: «Кто быстрее найдет у нас в групповой комнате растение, которое я назову?» Затем

просит некоторых детей вы полнить задание. Если детям трудно будет найти на званное растение на большой площади

комнаты среди многих других, игру можно провести по аналогии с пре дыдущими, то есть отобранные растения

поставить на стол. Тогда поиск растения в комнате станет усложнен ным вариантом игры.

Второй вариант.

Можно провести игру с использованием игрушки, которую воспитатель или кто-нибудь из детей спрячет (см. игру «Где

спряталась матрешка?»), но вместо описания комнатного растения, возле которого спрятана игрушка, можно дать

только его название.

   игра   «Чего не стало!»

Цель: Назвать растение по памяти  (без зрительного контроля). 

 Ход игры. Воспитатель предлагает малышам по смотреть, какие растения стоят на столе, а потом закрыть глаза. В это время педагог одно растение убирает. Когда дети откроют глаза, педагог спрашивает: «Какого растения не стало?» Если получен правильный ответ, растение ставят на место, и игра повторяется с другим предметом. Примечание. Приведенные выше игры рекомендуются для детей 3—4 лет.

игра  «Опишите, я отгадаю»

Цель: Найти растение по описанию взрослого.

Ход игры. Воспитатель описывает одно из растений, находящихся в групповой комнате. Дети должны найти его

по описанию, а если оно им знакомо, то назвать. Те растения, названия которых дети еще не знают, воспитатель называет сам.

При описании следует использовать общепринятые термины: «форма листа», «окраска цветов» и т. д. Это

поможет детям выделить отличительные и общие при знаки растения.

игра    «Найди, о чем расскажу»

Цель: Описать и назвать признаки растения в ответ на вопросы взрослого.

Ход игры. Педагог сидит лицом к детям, спиной к комнатным растениям, стоящим на столе. Одного ребенка воспитатель просит выбрать и показать детям растение, которое он затем должен будет узнать по описанию ребят. Педагог задает им вопросы о наличии стебля, форме и окраске листьев (называет оттенки зеленого цвета), о поверхности листа (гладкий, негладкий), о том, есть ли цветы, сколько их на ветке, какой они окраски. Например: «На что похоже — на дерево или травку? Ствол толстый, прямой? Листья большие, как огурец? Темно-зеленые, блестящие?» Узнав растение, воспитатель называет и показывает его. Игру можно повторить.

игра      «Загадай, мы отгадаем»

Цель: Описать предметы и найти по описанию.

Ход игры. Один ребенок выходит за дверь. Он — водящий. Дети договариваются, о каком растении и что будут

говорить. Водящий возвращается, и дети описывают ему задуманное. Внимательно прослушав рассказ,

водящий должен назвать и показать растение.

Второй вариант.

Воспитатель предлагает одному из детей описать какое-нибудь растение, стоящее на столе. Остальные должны узнать растение по рассказу и назвать его.

игра   «Продайте то, что назову»

Цель: Найти предмет по названию.

Ход игры. Один ребенок — продавец, остальные — покупатели. Покупатели называют растения, которые хо тят купить, продавец находит их и выдает покупку. В случае затруднения покупатель может назвать признаки растения.
Примечание. Последние три игры рекомендуются для детей средней группы.

игра   «Найди листок, какой покажу»

Цель: Найти предметы по сходству.

Ход игры . Во время прогулки воспитатель показывает детям какой-либо лист и предлагает найти такой же.

Отобранные листья сравнивают по форме, отмечают, чем они похожи и чем отличаются. Воспитатель оставля-

ет каждому по листу с разных деревьев (клен, дуб, ясень и др.). Затем педагог поднимает, напри мер,

кленовый листок и говорит: «Подул ветер. Полетели вот такие листочки. Покажите, как они по летели». Дети, в

руках у которых листья клена, кружатся, а по команде воспитателя останавливаются.

Игра повторяется с разными листьями.

 игра   «Найди в букете такой же листок»

Цель: Найти предмет  по  сходству.

Ход игры. Воспитатель раздает детям букеты, та кой же оставляет себе. Затем показывает им какой-нибудь

лист, например кленовый, и предлагает: «Раз, два, три — такой лист покажи!» Дети поднимают руку с кле

новым листом.

Игру повторяют несколько раз с остальными листика ми букета.

 игра   «Такой листок, лети ко мне!»

Цель: Найти предметы по сходству. 

 Ход игры. Воспитатель поднимает, например, лист рябины и говорит: «У кого такой же листок — ко мне!» Дети рассматривают полученные от воспитателя листики, у кого в руках такие же, бегут к воспитателю. Если ребенок ошибся, воспитатель дает ему свой лист для сравнения.

игра      «Найди листок»

Цель: Найти часть по целому.
Ход игры. Воспитатель просит детей внимательно рассмотреть листья на невысоком дереве. «А теперь по пробуйте найти такие же на земле,— говорит педагог.— Раз, два, три — ищи! Кто нашел, быстрее ко мне». Дети с листьями бегут к воспитателю.

 игра   «Найди, о чем расскажу»

Цель: Найти предметы по перечисленным признакам.

Ход игры. Игра проводится на воздухе. Воспитатель описывает дерево (величину и окраску ствола, форму

листьев), называет и описывает семена и плоды. Затем он просит детей угадать, что это за дерево. Тот, кто

узнал, должен подбежать после слов воспитателя: «Раз, два, три — беги!»

  игра   «Найди свой дом»

Цель: Найти целый предмет по части.
Ход игры. В парке или в лесу детям раздают листья разных деревьев. Все дети — «зайчики». Чтобы зайчата не потерялись, «мама-зайчиха» дает им листья от веток, из которых сделан их дом. Все прыгают, бегают по поля не, а по сигналу. «Все домой, волк близко!» — бегут к себе в домик — под определенное дерево. Игру можно продолжить, если дети будут меняться листьями — «переезжать в новый дом». С детьми среднего возраста подобным образом можно провести игру с плодами и семенами деревьев.

 игра     «Кто быстрее найдет березу, ель, дуб»

Цель: Найти дерево по на званию.

Ход игры. Воспитатель называет хорошо знакомое детям дерево, имеющее яркие отличительные признаки, и

просит найти его, например: «Кто быстрее найдет березу? Раз, два, три — к березе беги!» Дети должны найти

дерево и подбежать к любой березе, растущей на участке, где проводится игра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по экологии для 2 младшей группы

Я разработала  серию  дидактические игры для  детей 2 младшей группы по экологии...

картотека дидактических игр по экологии

для экологического развития ребенка...

Картотека дидактических игр по экологии

Данный материал представляет собой подборку дидактических игр по экологии...

Картотека дидактических игр по экологии для дошкольников

Картотека дидактических игр по экологии для дошкольников...

Картотека дидактических игр по экологии

Картотека дидактических игр по экологии в подготовительной группе...

картотека "Дидактические игры по экологии для детей старшего дошкольного возраста".

КартотекаДИДАКТИЧЕСКИХ  ИГРпо экологии для детей старшего дошкольного возраста.                             ...