Сюжетно-ролевая игра как средство реализации технологии проблемного обучения в соответствии с ФГОС ДО
консультация на тему

Дзюба Лариса Владимировна

Предварительный просмотр:

Сюжетно-ролевая игра как средство реализации технологии проблемного обучения в соответствии с ФГОС ДО

Игра является деятельностью, которая имеет прямое отношение к потребности сфере ребенка. В игре происходит первичная эмоционально-действенная ориентация в смыслах человеческой деятельности. У ребенка при этом возникает осознание своего места в системе отношений взрослых и желание быть взрослым.

При этом и другие виды детской деятельности тоже могут влиять на формирование новых потребностей, но ни в одном виде деятельности нет такого эмоционально наполненного вхождения в жизнь взрослых как в игре.

Так как содержание ролей направлено, в первую очередь, на нормы отношений между людьми, то основным содержанием игры являются нормы поведения, которые существуют среди взрослых. Играя, ребенок как бы переходит в развитой мир высших форм человеческой деятельности, в мир правил человеческих взаимоотношений. Значение игры трудно переоценить в том, что нормы, которые лежат в основе человеческих взаимоотношений, через игру развивают мораль самого ребенка. Игра является школой морали в действии, а не только в представлении, т.к. она способна моделировать конфликты, решить которые в практической сфере деятельности очень трудно или вовсе невозможно. В данном случае игра является не только физической тренировкой, но и выступает как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям, играет большую роль и в формировании дружного детского коллектива, а так же в формировании самостоятельности, что особенно важно для ребенка-дошкольника.

В дошкольном возрасте игра является важным условием психического развития и становления самосознания. Она занимает значительное место в жизни детей.  Главное ее назначение – социально- коммуникативное развитие ребёнка, то есть усвоение норм и правил поведения в социуме, овладение определёнными умениями и социальными навыками. Наблюдая за детьми, которые имеют большую игровую практику, что они намного легче справляются с реальными проблемами в дальнейшей жизни. Играя, ребенок пробует себя в различных ролях и ситуациях, согласно сюжету игры. В игре дети передают внутреннее состояние того героя, которого они в данный момент изображают. Поскольку детская игра находится на стыке реального и условного миров, то к придуманному (условному) миру ребёнок учится относиться как к настоящему. Сначала в игре дети отражают предметную деятельность взрослых, позднее в центре их внимания оказываются отношения между взрослыми людьми и, только потом, правила построения этих отношений. Сюжет – это та область действительности, которую дети воспроизводят в игровой деятельности. Сюжеты в сюжетно-ролевых играх очень разнообразны и являются отражением конкретных условий жизни ребенка. Выбор сюжета и его содержания, зависит от мотива, который преобладает в его деятельности, но пока еще не характеризует игру полностью. Правила игры связывают сюжет с обучающей частью игры. Они устанавливаются самими детьми в процессе игры или же оговариваются заранее.

На основе углубленных знаний об окружающем мире дети в игре творчески реализуют интересные замыслы. Игра претерпевает изменения от образно-ролевой игры до сюжетно-ролевой.   Дети хорошо осваивают способы предметно-игровых действий, свободно играют с игрушками, с предметами-заместителями, с воображаемыми предметами, легко дают словесные обозначения, способны передать характерные особенности роли с помощью средств выразительности. Дети способны вступать в ролевое взаимодействие на более длительное время.

Наблюдайте за играми детей, выявляйте их игровые умения и интересы.

Осуществляя взаимодействие с детьми с целью развития  сюжетно-ролевых игр, важно придерживаться принципов гуманистической психологии:

  • Создание атмосферы, благоприятствующей появлению новых идей и мнений, атмосферы. Которая может вдохновлять ребенка, вселять уверенность в себе, поощрять интересы, развивать творческое начало;
  • Создание климата взаимного доверия, принятия других, психологической безопасности, безоценочности;  следует помнить, что критическое высказывание в адрес детей подавляет их творческие способности;
  • Восхищение каждой идеей, аналогичное восхищению первыми шагами ребенка, что предполагает позитивное подкрепление всех идей и ответов детей.

Педагог должен придерживаться правил:

  1. Не ограничивайте пространство детей. Сюжетно-ролевая игра должна развиваться не только в пределах специально оснащённых игровых зонах.
  2. Игра – процесс длительный. То, что подчас взрослым кажется беспорядком, для детей является живым и настоящим миром игры. Для того чтобы содержание игры развивалось, позволяйте оставлять на несколько дней детские постройки и организованные самими детьми игровые зоны.
  3. Педагогу необходимо косвенно воздействовать на развитие игры. Оно должно обеспечить положительное, эмоционально-окрашенное отношение детей к явлениям окружающей действительности, без прямого педагогического воздействия.
  4. Важно, чтобы в игре дети пользовались предметами-заместителями, не всегда использовали игрушки, игровые атрибуты и групповые предметы по их непосредственному назначению, это стимулирует их фантазию.
  5. Не бойтесь быть наравне с детьми, быть их другом и партнером. Узнавайте интересы и увлечения детей, больше рассказывайте о себе и о своем детстве. Это позволит сформировать доброжелательные и доверительные отношения с детьми и поможет Вам стать участником игры, а не «контролером».
  6. Читайте детям и обсуждайте с ними интересные книги, сказки и рассказы с увлекательным, приключенческим сюжетом.
  7. Делитесь с детьми своим опытом не только на словах, но и на деле. Дети склонны к подражанию. Показывайте им, как можно использовать те или иные игрушки и предметы в игровых целях.
  8. Интересуйтесь развитием современной детской субкультуры. Воспитатель – это тот человек, который должен знать всё. Что дети любят смотреть, в какие игрушки играть, о чем говорят.
  9. Игры детей должны быть разнообразны и усложняемы в течение года. Помимо бытовых и социальных сюжетов, разрабатывайте игры на героико-патриотические темы, темы литературных произведений, кино-, теле- и радиопередач, а также игры-фантазии, где дети вместе с Вами придумают свой собственный сюжет игры.
  10.  Создавайте больше проблемно-игровых ситуаций для детей.
  11.  Самая лучшая игрушка та, которая сделана своими руками. Даже если в группе нет необходимых игровых атрибутов, их всегда можно сделать своими руками. Делайте с детьми или приобщайте родителей к совместному с детьми труду по созданию необходимых игровых атрибутов и игрушек.
  12.  Сюжетно-ролевую игру старших дошкольников можно интегрировать с другими видами детской деятельности. Для этого можно использовать метод проектной деятельности.
  13.  И помните, что ребенок в игре не просто отдыхает от учебной деятельности, но также развивается и приобщается к социальному миру. От того, сколько ребенок играет в дошкольном детстве, будет зависеть его успешность в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение технологии проблемного обучения в проведении сюжетно-ролевых игр с дошкольниками

Из опыта работы Фёдоровой Н.И., воспитателя 2 младшей группыПрименение технологии проблемного обучения в проведении сюжетно-ролевых игр с дошкольниками Процесс реорганизации всей системы об...

Технология проблемного обучения в соответствии с ФГОС

Технология проблемного обучения в соответствии с ФГОС...

«Настольно – печатные игры, как средство речевого развития у дошкольников в соответствии с ФГОС ДО».

laquo;Речь – удивительное сильное средство, но нужно иметьмного ума, чтобы пользоваться им». Георг Гегель....

Сюжетно-ролевые, дидактические игры, как средство обогащения связной речи детей (из опыта работы) Учитель-логопед Григорьева О.Н.

Использование сюжетно-ролевых игр в педагогическом процессе значительно упрощает решение задач по речевому развитию ребенка....

Сюжетно-ролевая квест игра «Школа» с применением технологии ТРИЗ.

Конспект охватывает содержание игры " Школа" с технологией Триз....

Применение технологии проблемного обучения в художественно - эстетическом развитии детей в соответствии с ФГОС

Проблемного обучение помогает детям самостоятельно добывать знания, учит самостоятельно применять их в решении новых познавательных задач....

Доклад на тему: «Настольно – печатные игры, как средство речевого развития у дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого...