Формирование здорового образа жизни у детей 2-ой младшей группы посредством валеологии.
методическая разработка (младшая группа) на тему

Новик Анна Владимировна

Структурное подразделение «Отделение дошкольного образования детей»

Государственного бюджетного образовательного учреждения лицея № 329

Невского района Санкт-Петербурга

 

 

Тема: Формирование здорового образа жизни у детей 2-ой младшей группы посредством валеологии.

 

 

 

Автор: Новик А.В.

 

 

Санкт-Петербург

2017-2018 г

Пояснительная записка.

Актуальность.

           Тема здоровья детей сегодня волнует всех. Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность. Общеизвестно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого; и от того, каковы эти воздействия - благоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье. Большое значение в охране и укреплении здоровья ребенка принадлежит его гигиеническому обучению и воспитанию. Гигиеническое воспитание - это часть общего воспитания, а гигиенические навыки - это неотъемлемая часть культурного поведения. Наметившаяся во всем мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно-оздоровительных программ, начиная с дошкольного возраста, поскольку именно в этот периоде у ребенка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни. Программа ориентирована на формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре. Несомненно, родители стараются прививать ребенку элементарные навыки гигиенической культуры, следят за сохранением здоровья. Однако для  осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у дошкольников необходима совместная работа педагогов детского сада и родителей. Актуальность данной проблемы определяется тем, что перед дошкольным учреждением стоит задача по воспитанию физически, психически здорового ребенка.

Цель.

Повышение собственной профессиональной компетенции в формировании у детей второй младшей группы представление о здоровом образе жизни посредством валеологии.

Задачи профессионально – личностного саморазвития.

  1. Изучить и систематизировать теоретический и практический материал по современным здоровьесберегающим технологиям.
  2. Создать условия для сохранения и укрепления здоровья детей на основе использования доступных средств с учетом психофизических особенностей детей.
  3. Создать картотеки игр по различным видам здоровьесбережения.
  4. Воспитать у детей осознанное отношение к своему здоровью, безопасного поведения.
  5. Привлечь родителей к решению проблемы по формированию здорового образа жизни.

Задачи в работе с детьми.

  1. Дать представление о ценности здоровья; формировать желание вести здоровый образ жизни.
  2. Формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.
  3. Дать представление о том, что утренняя зарядка, игры, физические упражнения вызывают хорошее настроение, а с помощью сна восстанавливаются силы.
  4. Расширять представление детей о полезной и вредной пище.
  5. Знакомить с особенностями техники безопасности.
  6. Расширять представление о роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влияние на здоровье.

Этапы работы:

I этап (информационно – ознакомительный)

- Изучение нормативно – правовых документов

- Изучение методической литературы

- Участие в системе методической работы (педсовет, консультации, семинары, выставки, стенды)

 

II этап (практический)

- Работа с детьми

- Работа с семьей

- Обогащение развивающей предметно – пространственной среды

 

III этап (обобщающий)

- обобщение опыта работы по теме самообразования;

-  анализ результатов работы.

 

Формы работы

 

Содержание работы

Срок

1.Изучение нормативно – правовых документов

 

1.Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015)

2.Приказ Мин. обр. науки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" 

3.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N 26 (с изм. от 04.04.2014) "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"

В течение года

2.Изучение методической литературы

 

1.Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
2.Лазарева Н. Е. Программа по валеологии для детей старшего дошкольного возраста. Ярославль, 2006.
3.Муравьев А. В., Зайцев Л. Г. Введение в валеологию: учебно-методическое пособие. – Ярославль, 1997
4.Новикова И. М. Формирование представлений о ЗОЖ у дошкольников. – М.: Мозаика – Синтез, 2009.
5.Терпугова Е. А. Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста: методическое пособие для педагогов. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
6.Фролова Е. С., Цветкова Е. Э. Познай себя: учебно-методическое пособие по формированию у детей дошкольного возраста теоретических знаний и практических навыков ЗОЖ. – Ярославль.

В течение года

3.Участие в системе методической работы (педсовет, консультации, семинары, выставки, стенды)

1. Педагогический совет «Приоритетные направления образовательной и оздоровительной работы ГБДОУ на 2017-2018 учебный год».

 

Семинар: «Организация деятельности детей в предобеденное время».

Ответственный Новик А. В.

 

Консультация: «Закаливающие процедуры».

Цель: повышение компетенции педагогов в организации закаливающих процедур в летний и зимний сезон.

 

Педагогический совет №2.

«Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста посредством развития представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами».

Семинар «Эффективные способы укрепления здоровья у детей дошкольного возраста».

Цель: демонстрация педагогом эффективных методов по оздоровлению детей дошкольного возраста.

 

Мастер-класс «Основы безопасности жизнедеятельности в дошкольном учреждении».

Цель: обобщение знаний воспитателей о системе работы по безопасности и представление педагогического опыта.

 

Педагогический совет №3

Итоговый

«реализация основных задач работы учреждения».

 

 

Сентябрь

 

 

Октябрь

 

 

Ноябрь

 

 

 

Декабрь

 

 

Январь

 

 

 

Март

 

 

 

Май

4.Работа с детьми

1. Организация и проведение НОД в форме:

  1. Бесед,
  2. Экспериментов,
  3. Решения проблемных ситуаций

(Приложение №1)

Использование:

  • физкультминуток,
  • различных  видов гимнастик (дыхательной, пальчиковой, артикуляционной, эмоционально-стимулирующей,  гимнастики пробуждения)
  • закаливания,

(Приложение №2)

Занимательные игры по формированию основ ЗОЖ:

  • подвижные,
  • сюжетно-ролевые, коммуникативные,
  • дидактические игры,
  • игры – ситуации

Мимические упражнения (театр масок, использование здоровьесберегающих атрибутов)

(Приложение №3)

Чтение художественной литературы (стихи, рассказы, пословицы и поговорки о ЗОЖ, загадки и валеологические сказки)

(Приложение №4)

Октябрь 2017

Май 2018

5.Работа с семьей

Памятки для родителей

«Что такое здоровьесберегающие технологии»

«Формирование здорового образа жизни у своих детей»

Педагогическое просвещение родителей

  • Консультация «Что такое валеология?»
  • Консультация «Игры для здоровья»
  • Консультация «Роль семьи в приобщении ребенка к здоровому образу жизни»
  • Консультация «Ходьба босиком – помощник здоровью»
  • Информационная папка «Советы по охране жизни и здоровья детей»

(Приложение №5)

Привлечение к изготовлению игр и предметно-развивающей среды.

Участие в жизни группы.

  • Конкурсы и выставки творческих поделок
  • Привлечение родителей к оформлению уголка безопасности «Безопасность соблюдаем – жизнь свою продлеваем
  • Совместное развлечение

Презентация фотографий деятельности детей «Вот как мы живем»

 

6.Обогащение развивающей предметно – пространственной среды

Изготовление нестандартного оборудования

Подбор картотек.

Разработка отдельных оздоровительных комплексов.

 

7.Обобщение опыта работы по теме самообразования;

Анализ результатов.

 

 

 

Приложение №1.

Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни у детей во второй младшей группе (с 3 до 4 лет)

 

Октябрь

 

 Беседа на тему: «Я – и другие люди».

.Формировать у детей представления о сходстве и различиях людей по возрасту, росту, полу, цвету волос, глаз и т. д.

2. Игровая ситуация: «К нам пришёл Незнайка».

Формировать представления о строении головы человека; воспитывать элементарные навыки здорового образа жизни.

3. Речевое общение: «Как говорят части тела».

Продолжать закреплять знания детей о частях тела.

4. Дидактическая игра: «Моё настроение».

Ознакомление детей с такими понятиями, как настроение, противоположные эмоции, с отражением эмоций на нашем лице; развитие внимания, памяти.

5. Чтение стихотворения А. Барто. «Я расту».

Учить, эмоционально воспринимать стихотворение; развивать выразительность речи; воспитывать интерес к своему организму.

 

Ноябрь

 

Тема: «Я и моя – гигиена»

1. Беседа на тему: «Умывание и купание».

Дать детям представления о том, что соблюдение гигиены – залог здоровья; воспитывать желание соблюдать правила личной гигиены; активизировать словарь.

2. Игра – занятие: «Как нужно ухаживать за собой».

Побуждать к самостоятельному выполнению элементарных гигиенических навыков; закрепить названия принадлежностей ухода за собой; развивать понимание значения гигиенических процедур.

3. Игровая ситуация: «Если ты забыл умыться».

Уточнить знания детей, для чего мы умываемся; прививать гигиенические навыки.

4. Дидактическая игра: «Чем я с другом поделюсь».

Закрепить названия принадлежностей ухода за собой; дать понятие «личные вещи».

5. Чтение произведения К. Чуковский « Мой Додыр ».

Прививать навыки здорового образа жизни; развивать потребность в чистоте и правильном уходе за собой.

 

Декабрь

 

Тема: «Чтобы зубки не болели».

Познакомить детей с правилами ухода за зубами, о необходимости ухода за ними.

2. Рассматривание картинок: «Как правильно чистить зубы».

.Познакомить с техникой чистки зубов; воспитывать желание заботиться о своих зубах.

3. Беседа на тему: «Одежда и здоровье».

Расширять представления о последовательности одевания и назначения предметов одежды, при различных погодных условиях; следить за чистотой одежды.

4. Дидактическая игра: «Я собираюсь на прогулку».

Учить одеваться в соответствии с временами года и погоды; воспитывать опрятность, желание следить за своим внешним видом.

 

Январь

 

Тема: «С утра, до вечера»

Познакомить с распорядком дня. Показать важность соблюдения режима в укреплении здоровья каждого человека.

1. Игра – занятие: «Если хочешь быть, здоров».

Способствовать формированию у ребенка потребности быть здоровым. Выяснить навыки гигиенического поведения.

 

3. Рассматривание  картинок в энциклопедии: «Утро Маши».

Познакомить детей с последовательностью их действий утром; приобщать к здоровому образу жизни, развивать связную речь.

 

Февраль

 

Тема: « Я и моё здоровье»

1. Чтение +беседа С. Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала».

Показать детям важность правильного питания для здоровья и роста; развивать мышление; воспитывать культуру поведения за столом.

2. Словесная игра: «Полезно - вредно».

Уточнить, какие продукты вредны, а какие полезны для здоровья

3. Игровые ситуации: «Поможем зверятам, быть здоровыми».

Приобщать детей к здоровому образу жизни, через формирование культурно-гигиенических навыков, занятий физкультурой, поддержание духовной установки по отношению к окружающему миру.

 

Март

 

Тема:  «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья»

Познакомить детей с составной частью закаливанием, основными средствами закаливания: солнце воздух и вода; развивать речь.

2. Чтение произведения В. Суслова «Про Юру и физкультуру».

Развивать здоровьесберегающее сознание детей, пространственное мышление, внимание

3. Игра – занятие: «Я помогаю себе сам».

Систематизировать знания детей о том, как человек заботиться о своём здоровье.

 

Апрель

 

Тема: « Я и моё здоровье»

1. Игра – занятие: «Почему заболели ребята? ».

Познакомить детей с признаками заболеваний; сформировать умения и навыки, позволяющие им успешно взаимодействовать с окружающей средой.

2. Чтение и беседа по книге: « Добрый доктор Айболит»

Познакомить детей с правилами поведения в случае болезни, о необходимости соблюдать их; развивать речь, мышление.

3. Дидактическая игра: «Опасные предметы».

Познакомить детей с предметами, которые могут быть опасны для здоровья человека.

4. Игровая ситуация: «Добрый доктор».

Формировать представления детей об источниках потенциальной опасности на игровой площадке, о правилах безопасного поведения на прогулке.

 

Май

 

Тема: « Безопасность –залог здоровья »

1. Беседа по картинкам: «Правила безопасности»

Учить детей правилам передвижения по улицам; рассказать об опасностях, которые могут подстерегать нас на улице.

2. Игра – занятие: «В гости к нам пришел мальчик Плохиш ».

На примере игровых ситуаций помочь избежать, случаи, несущие опасность для здоровья ребенка.

3. Дидактическая игра: «Городок здоровья».

Уточнить и расширить знания детей об основных ценностях здорового образа жизни; способствовать осознанному приобщению к ним.

4. «Физкультура залог здоровья»

 Вызвать положительный эмоциональный отклик на спортивные упражнения; прививать любовь к физкультуре; развивать основные виды движений, ловкость, быстроту, выдержку; воспитывать интерес к своему здоровью.

 

Приложение №2, 3, 4.

World файл.

 

Приложение №5.

 

Валеология. Понятие «здоровье»

 

Здоровье—это то, что желает иметь каждый человек, но быть абсолютно здоровым не может никто. Не иметь никаких отклонений в работе организма— невозможно. Сложившиеся социальные условия, научно-технические преобразования не способствуют сохранению здоровья. Но можно противостоять этим влияниям, приостановить разрушения организма, не страдать от болезней и быть готовым к любой деятельности. И все это для себя может сделать каждый. Никто, кроме нас самих, не избавит нас от недугов, ни один, даже высококвалифицированный врач. Стоит изменить свой образ жизни и свершится чудо: мы будем чувствовать себя здоровыми.

Здоровье — это механизм адаптации жизненного потенциала, это расширение зон применения жизненных сил.

У каждого человека свои жизненные условия, свои особенности организма. Поэтому и здоровый образ жизни индивидуален. Неплохо было бы вести дневник своего здоровья, где будут зафиксированы показатели здоровья: рост, вес, пульс, оздоровительные мероприятии, помогающие улучшить состояние своего здоровья.

Первая преграда на пути к здоровью — наша психика. Нужно настроить себя на здоровье, хотеть быть здоровыми, помогать себе и другим людям.

Что влияет на здоровье?

Прежде всего — окружающая среда и деятельность. Окружающую среду можно условно разделить на следующие части: природу, рукотворный мир (созданный человеком), социальный мир (мир человеческих отношений).

Не каждый человек, а тем более ребенок, может правильно реагировать на изменения в окружающей среде, а тем более перестроить принципы проживания: как и что есть, как одеваться, как общаться. И здесь помощь окажет человек новой профессии — валеолог.

Валеология — наука о здоровье. Задача валеолога самому вести здоровый образ жизни, быть в этом примером для других, следить, чтобы окружающая ребенка среда была оздоравливающей или хотя бы не вредной, консультировать по поводу целесообразности различных оздоровительных методов, поддерживать контакт с медиками. Валеологом может быть каждый воспитатель. В любой момент он может дать совет ребенку, научить его помогать своему организму.

Человек - саморегулирующаяся, самовоспроизводящаяся биокибернетическая система, в которой все взаимосвязано и взаимозависимо, а запас прочности составляет 8 - 10-кратную степень надежности, которая всегда сильнее повреждающих факторов. Но большое количество вредных факторов может разрушить эту систему.

В последнее время врачи все чаще сталкиваются с новым заболеванием, которое назвали синдромом дисбаланса «человек - окружающая среда». Возникает оно от постоянной суеты, спешки, стрессов, избытка раздражителей, растущей физической и умственной нагрузки. То есть, мы заболеваем от того что живем «на износ».

По определению Всемирной организации здравоохранения, больным является не только тот, у которого имеются заболевания органов, но тот, кто не может гармонично приспособиться к среде, в которой живет. Симптомы болезни: резкие колебания настроения, снижение работоспособности, раздражительность, отсутствие стимулов и интереса к жизни, моментальная утомляемость, обостренная метеочувствительность. Если не предпринять мер, добавятся: нарушение кровообращения, пищеварения, головные боли, проблемы со сном, общая нервозность, повышенная восприимчивость к инфекциям. Чтобы не жить на износ, необходимо восполнять жизненные силы.

 

Консультация для родителей

 

"Игры для здоровья"

Болезни - штука неприятная. Особенно детские. Но на календаре сырой и промозглый октябрь, а значит, избежать многочисленных простуд скорее всего не удастся. Дети очень не любят лечиться, поэтому, как только первые "горячие денечки" остаются позади, они требуют немедленного прекращения постельного режима, считая его делом скучным и совсем не обязательным.

        Стараясь разумно сдерживать боевой настрой, не забывайте о том, что ваша излишняя тревожность и озабоченность - далеко не самые хорошие лекари. И что жизнерадостные и бодрые малыши гораздо лучше справляются с инфекцией и быстрее поправляются, а некоторые подвижные игры поддерживают хорошее настроение, но и умеют лечить! Когда ребенок заболевает, то это становится общей бедой. Однако есть еще ряд моментов, которые ускользают от нашего внимания. Так, очень важную роль играют психофизиологические особенности детского организма. Заболевание является реакцией организма на наши эмоциональные проблемы, то дети зачастую "отвечают" болезнью на беспокойство и озабоченность родителей. А именно в таком состоянии мы пребываем, когда болеют дети. Этот негативный эмоциональный фон мешает выздоровлению ребенка.

        Другая особенность организма ребенка - постоянный рост органов. Ограничение движений (ребенок болеет или только что выздоровел, и ему нужен покой) влияет на нарушение осанки, ослабление функций дыхания, кровообращения. снижение естественной двигательной активности у детей ведет к уменьшению потока раздражений, возникающих во время движения и воспринимающихся нервными окончаниями кожи, мышц, суставов, в зрительных и слуховых анализаторах, идущих к коре больших полушарий головного мозга. В результате этого могут развиться расстройства центральной нервной системы и внутренних органов: понижается эмоциональных тонус, ослабляется нервно-мышечный аппарат, слабее работают сердечно-сосудистая и дыхательная системы. А значит, ослабляется организм в целом, что ведет к более частым заболеваниям.

        Эти наблюдения о роли движения в развитии и здоровье человека нашли отражение в целой области медицины - лечебно-профилактической физкультуре. В результате использования лечебных игр мы не только лечим детей, но и способствуем всестороннему, формированью необходимых навыков, координации движений, ловкости и меткости. Игры, проведенные на свежем воздухе закаливают организм,  укрепляют иммунитет.

        Во время игры часто возникают неожиданные, смешные ситуации. Это вызывает искреннюю радость и у детей, и у родителей. Непринужденная веселая атмосфера не дают ребенку "уйти" в болезнь позволяет родителям проявить к нему больше внимания и увеличивает совместное общение с детьми в атмосфере любви и заботы. Это является мощнейшим терапевтическим фактором.

        Мы постарались подобрать как можно больше игр по каждому виду заболеваний. Легкие игры можно чередовать с более сложными, это позволит разнообразить занятия. Но следует учесть, что оздоровительный эффект от игры возможен лишь при частных и длительных занятиях (3-4 месяца по 2-3 раза в день)

Игры при заболеваниях дыхательной системы   

                "Пастушок дудит в рожок"

Цель: Укрепление круговой мышцы рта, тренировка навыка правильного носового дыхания при спокойно сомкнутых губах.

Материалы: Рожок, дудочка.

Ход игры: Попросите ребенка как можно громче подуть в рожок, дудочку, чтобы созвать всех коров. Покажите, что необходимо вдохнуть через нос и резко выдохнуть.

                 "Шарик лопнул"

Цель: Восстановление носового дыхания, формирование углубленного дыхания, правильного смыкания губ, ритмирования.

Ход игры: Предложите ребенку "надуть шарик": широко развести руки в стороны и глубоко вдохнуть носом, выдуть его в воображаемый шарик через рот - "ффф...", медленно соединяя ладони под "шариком". Затем ребенок пусть хлопнет в ладоши - "шарик лопается". "Из шарика выходит воздух": ребенок произносит звук "шшш..", складывая губы хоботком и опуская руки на колени. "Шарик надувают" 2-5 раз. За старание ребенок получает фант. Следите, чтобы вдох ребенка был глубоким, а во время игры не возникло чрезмерного эмоционального возбуждения.

                "Перышки"

Цель: Тренировка навыков правильного носового дыхания, укрепление мышц рта.

Материалы: Веревка, 2 стульчика, перышки.

Ход игры: Натяните веревку между стульями и привяжите к ней перышки. Посадите ребенка на расстоянии 50 см. напротив перышек. Предложите ребенку по сигналу, сделав глубокий вдох, сильным выдохом сдуть одно перышко, а затем и другое, делая перед каждым выдохом глубокий вдох через нос. Чтобы осуществить сильный выдох, губы нужно сложить узкой трубочкой, а щеки надуть.

                "Мышка и мишка"

Цель: Формирование глубокого ритмичного вдоха и выдоха, развитие координации движений, укрепление позвоночника.

Ход игры: Родители показывают движения и произносят слова:

-У Мишки дом огромный.

(Выпрямиться, встать на носки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки - вдох)

-У мышки - очень маленький.

(Присесть, обхватив руками колени, опустить голову - выдох с произнесением звука "ШШ"

-Мышка ходит (ходим по комнате)

В гости к Мишке,

Он же к ней не попадет.

Попросите ребенка повторить стишок с движениями 4-6 раз. Следите за четкостью и координацией движений ребенка.

                "Косари"

Цель: Развитие мышц плечевого пояса, формирование правильного дыхания, чувства ритма.

Ход игры: Предложите ребенку "покосить траву". Исходная поза: ноги на ширине плеч, руки опущены.

Вы показываете, как "косить" и читаете стихи, а ребенок со слогом "зу" переводит руки махом в сторону (влево -  выдох , затем вперед - вдох).

Зу-зу- зу,

 Косим мы траву,

Зу -зу-зу,

И налево взмахну.

Зу-зу-зу,

Вместе быстро, очень быстро

Мы покосим всю траву.

Зу-зу-зу.

Затем предложите ребенку встряхнуть руки в расслабленном состоянии и повторить игру 3-4 раза.

                "Поезд"

Цель: Улучшение функции дыхания, умение реагировать на сигнал.

Ход игры: Предложите ребенку отправиться в путешествие, превратившись в "вагончики" со всеми членами семьи. Стоящий впереди изображает паровоз. Эту роль может выполнить первый раз сначала взрослый. Он гудит и отправляется в путь.

"Вагончики" слегка сгибают руки в локтях. Подражая гудку ("гу, гу") они начинают двигаться вперед сначала медленно, затем ускоряют шаг и бегут. После слов взрослого "Поезд приехал на станцию" все замедляют ход и начинают двигаться задом до сигнала "Приехали".

Игры при заболеваниях сердечно-сосудистой системы

                "Пальчик о пальчик"

Цель: Уравновешивание нервных процессов,  укрепление тормозных реакций, выполнение действий по команде, координация движений рук.        

ход игры. Ребенок сидит перед вами. Под вашу песенку повторяет за вами движения:

Пальчики о пальчики тук да тук, (Повторить 2 раза)

Хлопай,  хлопай , хлопай, хлопай! (Хлопают в ладоши)

Ножками топай, топай! (Повторить 2 раза)

Спрятались, спрятались (Закрыть лицо руками)

Пальчики о пальчики тук да тук! (Повторить 2 раза)

Игры после перенесенных инфекционных заболеваний.

              "Заинька-паинька"

Цель. Развитие координации движений, повышение эмоционального тонуса, развитие чувства ритма и навыка выполнять команды.

Ход игры. Встаньте напротив ребенка и попросите его повторять движения в соответствии со словами песни:

Заинька, поклонись,

Серенький, поклонись, (кланяется в разные стороны)

Вот так, вот сяк поклонись.

Заинька, повернись,

Серенький, повернись,

Вот так, вот сяк повернись.(Поворачивается, руки на поясе)

Заинька, топни ножкой, серенький, топни ножкой.

Вот так, вот сяк топни ножкой.(топает по очереди каждой ногой)

Взрослый следит за правильным выполнением движений. Наблюдает, чтобы не было переутомления и сверхвозбуждения.

 

Консультация для родителей

 

«Роль семьи в формировании здорового образа жизни»

«Здоровая семья-сильная Россия» - эта пословица имеет глубокий смысл. Семья играет огромную роль в воспитании осознанного отношения детей к здоровью.

Формирование отношения ребенка к здоровью начинается в семье. Стремление малыша быть здоровым зависит от того, какой образ жизни ведут родители, потому что малыш как губка впитывает стиль поведения близких людей.

В раннем возрасте ребенок еще не способен осознанно и адекватно следовать элементарным нормам гигиены и санитарии, заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих. Все это требует от родителей формирования такого стиля жизни, который способствует сохранению своего здоровья.

Конечно, здоровье детей напрямую зависит от условий жизни в семье, санитарной грамотности, гигиенической культуры родителей и уровня их образования.

Очень часто родители обращают внимание на здоровье ребенка тогда, когда ему уже необходима помощь медиков или психологов. Поэтому важно обратить внимание на эту проблему и создать благоприятные условия развития в семье с раннего возраста.

Ребенку необходимо показать лучшие семейные традиции, понять значение и важность семьи в жизни человека, роль ребенка в семье, освоить нормы и этику отношений с родителями и другими членами семьи.

Но рассказы нравоучения взрослых не вызовут у малыша стойкой потребности в здоровом образе жизни. А значит прежде чем научить ребенка,  эту потребность родители должны выработать у себя.  

В жизни есть важное правило:"Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!".

Режим дня дошкольника – одна из важных составляющих семейного воспитания, позволяющих сохранять высокий уровень работоспособности, отодвинуть утомление и исключить переутомление. Семья организует рациональный домашний режим – сон, оптимальный двигательный режим, рациональное питание, закаливание, личную гигиену, нравственное и этическое воспитание, отказ от разрушителей здоровья и т.д. Режим в детском саду должен соответствовать домашнему режиму.

Другая проблема, связанная со здоровьем детей – это просмотр телевизора и пользование компьютером. Компьютер и телевизор полезны для развития кругозора, памяти, внимания, мышления, координации ребенка, но при условии разумного подхода к выбору игр и передач, а также непрерывного времени пребывания ребенка перед экраном, которое не должно превышать 30 минут.

Формируя здоровый образ жизни ребенка, семья должна привить ребенку следующие основные знания, умения и потребности:

- знание правил личной гигиены, гигиены помещений, одежды, обуви и др.;

- потребность строго соблюдать режим дня;

- умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;

- умение взаимодействовать с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания (дом, класс, улица, дорога, лес) безопасна для жизни;

Родителям необходимо знать критерии эффективности воспитания здорового образа жизни:

- положительная динамика физического состояния вашего ребенка;

- снижение заболеваемости;

- формирование у ребенка умений выстраивать отношения со сверстниками, родителями и другими людьми;

- снижение уровня тревожности и агрессивности.

Совершенно очевидно, что положительный результат может быть достигнут только при тесном взаимодействии дошкольного учреждения и семьи. Так как потребности в здоровом образе жизни сформируются только при однозначном отношении к ним у родителей и педагогов. Только при соблюдении этого условия ребенок воспримет бережное отношение к своему здоровью как непреложную истину, единственно правильный стиль жизнедеятельности.

 

Консультация для родителей 


«Хождение босиком для детей»

Хождение босиком это весьма полезная и очень простая процедура в качестве одного из способов закаливания. А теперь перечислим причины говорящие в пользу ходьбы босиком:

  1. Закаляем организм
  2. Активизируем активные точки на стопе
  3. Исправляется плоскостопие
  4. Во время ходьбы осуществляется массаж ног
  5. В жару босые ноги выводят тепло из организма ребенка, и такие дети даже в зной жизнерадостны и бодры.
  6. Ходить босиком просто здорово! Ведь ходя в обуви мы лишаем себя удовольствия осязания пространства ступнями ног!
  7. Современные медики также признают пользу хождения босиком, эта процедура помогает избежать таких распространенных в наше время болезней, как инсульт, инфаркт миокарда, гипертония, стенокардия и, конечно же, заболеваний простудного характера. Ученые подметили: при случайном погружении стоп ног в холодную воду(12° С) температура слизистой оболочки носа быстро понижается. Особенно выражена такая реакция организма при температуре воды около 4С, в этом случае моментально проявляется признаки простуды: кашель, насморк и т. д. Однако после ежедневного охлаждения ног водой температуры 12-14° С (в течение трех недель) температура слизистой оболочки носа перестает изменяться, признаков простуды не возникает. Почему? Все очень просто. При многократном повторении действий этих раздражителей на кожу образуются условные рефлексы, способствующие появлению благоприятных для организма реакций.

Систематическое применение холодной воды заставляет организм усиленно образовывать тепло в коже. Кроме того, регулярное хождение босиком вызывает утолщение рогового слоя кожи стоп, что делает их менее чувствительными к холоду. Так, экспериментальным путем выявлено: одномоментное охлаждение стоп водой температуры 10° С повышает температуру тела примерно на 0, 4-0, 2" С, но по мере закаливания колебания температуры тела сначала уменьшаются, а потом и вовсе исчезают.

Хождение босиком не только закаливает, но и действует благотворно на сосуды, сердце и другие органы. Дело в том, что эта процедура оказывает активное воздействие на точки стопы, ответственные за многие органы: почки, желудок, глаза, сердце, мозг и т. д. Так что этот метод лечит не хуже точечного массажа

Выбирая грунт для хождения босиком, надо учитывать, что резкие по температурному и тактильному раздражению его виды - например, горячий песок или асфальт, снег, лед, стерня, острые камни, шлак, хвойные иголки или шишки оказывают на нервную систему сильное возбуждающее действие. Напротив, теплый песок, мягкая трава, дорожная пыль, комнатный ковер, вызывая умеренный тормозной процесс, действуют успокаивающе. Средними между этими раздражителями являются асфальт нейтральной температуры и неровная земля, комнатный пол, мокрая или росистая трава, возбуждающие нервную систему умеренно.

Детям и часто болеющим людям приучаться к хождению босиком рекомендуется дома. Лучше всего приступать к этому летом, начинать ходить босиком следует утром и вечером по полу в комнате. В первый день - по 10-15 минут, затем процедура удлиняется на 5 минут каждый день и со временем доводится до 1 часа. Первое время не возбраняется ходить по полу в носках. Через месяц можно разгуливать босиком во дворе, в саду.

Полезнее всего, конечно, ходить по мокрой траве, поэтому и медики, и народные целители рекомендуют совершать босые прогулки утром и вечером, когда на траве лежит роса. После такой процедуры необходимо, не вытирая ног, надеть обувь и походить по сухой земле (по песку или камням) еще некоторое время, сначала быстро, затем медленнее, до тех пор, пока влажные ноги не высохнут и не согреются. Обычно это занимает от 15 до 25 минут.

Очень важно, чтобы надеваемая после хождения по мокрой траве обувь обязательно была сухой, иначе от процедуры будет не польза, а один только вред: может начаться насморк или появятся иные симптомы простуды. Поэтому обувь и носки перед началом хождения по росе оставляйте в сухом месте, чтобы потом ноги быстрее высохли и согрелись.

Еще большую пользу приносит хождение босиком по рыхлому песку и мокрым камням: в этом случае стопы получают великолепный сеанс точечного массажа. Прекрасная возможность для такой процедуры у тех, кто проводит отпуск на морских пляжах, однако нетрудно устроить дорожку из камней во дворе дома или на даче. Перед утренней или вечерней босой прогулкой полейте камешки из шланга или лейки - и можно приступать к оздоровительной процедуре. Если день жаркий и камни быстро высыхают, поливать их нужно до 3 раз, и чем холоднее вода, тем лучше. В зависимости от состояния здоровья и тренированности человека процедура хождения по камням должна длиться от 3-15 минут до получаса.

Не стоит отчаиваться, если лето вы вынуждены проводить в городе, а о море и даже даче приходится только мечтать. Водно-пляжные процедуры для ног несложно проделать и дома. Насыпьте речную гальку в плоский металлический или пластиковый таз и залейте ее холодной водой - тренажер для стоп готов. По таким мокрым камешкам нужно ходить каждый день в течение хотя бы 1 минуты, и не только летом, но и зимой.

Очень полезно и хождение по воде. Эта процедура закаливает тело, активизирует кровообращение, улучшает работу почек, мочевого пузыря, желудка и других органов, расположенных в брюшной полости. Хождение по воде облегчает дыхание, снимает головные боли, улучшает сон. Применять этот способ можно не только на море или реке, но и в обычной ванне. Наберите прохладной воды и делайте движения ногами, преодолевая сопротивление воды. Сначала уровень воды должен доходить до лодыжек, затем до икр, а потом до колен. Начинать хождение по воде нужно с 1 минуты, затем сеансы постепенно продлеваются до 5-6 минут, Температуру воды тоже следует понижать постепенно. В зимнее время можно добавить в воду снег. По окончании процедуры необходимо подвигаться. Летом можно походить на свежем воздухе, зимой - просто по комнате, до тех пор пока ноги и все тело не согреются.

Вышеперечисленные процедуры летней закалки подготовят вас к хождению по инею осенью и по снегу зимой. В качестве подготовительного этапа можно использовать ножные ванны, но о них немного ниже. Людям, слишком чувствительным к холоду, можно начать с влажных обтираний. Обтирайте ноги на ночь полотенцем, смоченным водой комнатной температуры, затем понижайте ее ежедневно на 1 С, и уже через 4-5 дней вы будете готовы к более суровым способам закаливания.

По данным современной ортопедии и лечебной физкультуры ходьба босиком может служить средством не только профилактики, но и лечения некоторых видов деформации столы. Наиболее распространенное из них - плоскостопие.

Плоскостопие выражается в снижении высоты и "распластывании" свода стопы. При ослаблении тонуса мышц, связок и сухожилий, поддерживающих сводчатую форму стопы, кости плюсны и предплюсны опускаются, мышцы растягиваются, наружная часть столы приподнимается, а внутренний свод опускается - образуется плоскостопие. Стопа лишается одной из своих основных функций - рессорности. Растягивание связок, давление перемещенных костей на ветви нервов вызывают острые боли в стопе и голени, отдаваясь порой рефлекторными болями в области сердца.

Систематическая ходьба босиком, особенно по зыбучему или рельефному грунту, заставляет рефлекторно сокращаться мышцы, удерживающие свод стопы, и прежде всего мышцы подошвенной поверхности, сгибающих пальцы ног. Сухожилия и связки усиленно развиваются, укрепляются. Таким образом, босохождение можно отнести к действенным средствам профилактики и лечения плоскостопия. Это в первую очередь относится к детям, у которых дефекты опорно-двигательного аппарата при соответствующей тренировке обычно успешно устраняются.

Наши предки были людьми здоровыми и крепкими, и все благодаря своей бедности, как ни парадоксально это звучит. Они ходили босиком, в результате чего закалялись и сохраняли отличное здоровье. Уже тогда было известно, что хождение босиком - прекрасная закаливающая процедура. Большими поклонниками босых прогулок по росистой траве были А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, И. П. Павлов.

 

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО ОХРАНЕ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ.

 

Укрепите качели, отремонтируйте другие игры, установленные во дворе. Вместе с другими жильцами определите площадки для игр детей, удаленные от движения транспорта, не разрешайте детям разжигать во дворах костры, стрелять из ракетниц и т.п. Объясните им, что это может привести к травме.

Не разрешайте детям играть с бродячими животными, объясните, что это может привести к серьезному заболеванию.

Научите ребенка, как себя вести с посторонними людьми. Запретите ему брать от них лакомства и угощения, заходить в чужие квартиры, подвалы и т.п.

Разъясните ребенку, что не будет ничего страшного, если он под угрозой отдаст карточку или другие вещи. Дети часто боятся, что их за это будут ругать дома.

Ребенок должен быть искренним с вами, относиться к вам с доверием, и вы будете знать обо всем, что с ним происходит.

Памятка для родителей по обучению детей правилам дорожного движения.

Не спешите, переходите дорогу размеренным шагом.

Выходя на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать — ребенок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться.

Не переходите дорогу на красный или желтый сигнал светофора.

Переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком «Пешеходный переход».

Из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В противном случае ребенок может упасть или побежать на проезжую часть дороги.

Привлекайте ребенка к участию в ваших наблюдениях за обстановкой на дороге: показывайте ему те машины, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т. д.

Не выходите с ребенком из-за машины, кустов, не осмотрев предварительно дороги, — это типичная ошибка, и нельзя допускать, чтобы дети ее повторяли.

Не разрешайте детям играть вблизи дорог и на проезжей части улицы.

Советы родителям 

Совет 1: Старайтесь активно участвовать в охране здоровья ребенка и оздоровлении его организма. Не только рассказывайте ему, что нужно делать,чтобы не болеть, но и личным примером показывайте, как полезны для здоровья выполнение правил личной гигиены, утренняя зарядка, закаливание, правильное питание.

Совет 2: Научите ребенка неукоснительно соблюдать гигиенические требования к чистоте тела, белья, одежды, жилища, так как все это является очень важными элементами охраны здоровья ребенка.

Совет 3: Приучайте ребенка строить свой день, чередуя труд и отдых. Ничто так не вредит нервной системе ребенка, как отсутствие режима дня. Ритм жизни, предусматривающий занятия физическими упражнениями и спортом, прогулки на свежем воздухе, а также полноценное питание и крепкий сон — лучшая профилактика утомления и болезней.

Совет 4: Помогите ребенку овладеть навыками самоконтроля за здоровьем, особенно при выполнении физических упражнений. Для этого заведите дневник наблюдений и записывайте вместе с ребенком данные о его физическом состоянии: вес (массу тела), рост, частоту пульса, самочувствие (сон, аппетит и т. д.).

Совет 5: Научите ребенка правильно пользоваться естественными оздоровительными факторами — солнцем, воздухом и водой. Воспитывайте у ребенка стремление и привычку к закаливанию организма и оздоровлению.

Совет 6: Помните, что в движении — жизнь. Занимайтесь вместе с ребенком спортом, больше гуляйте, играйте на свежем воздухе. Здоровый образ жизни, культивируемый в семье, — залог здоровья ребенка.

Совет 7: Для охраны здоровья ребенка очень важно организовать ребенку правильное питание и воспитывать положительное отношение к соблюдению режима питания. Ребенок должен знать, какие продукты полезны, а какие вредны для здоровья.

Совет 8: Научите ребенка элементарным правилам профилактики инфекционных заболеваний: держаться подальше от тех, кто кашляет и чихает; не пользоваться чужой посудой или зубной щеткой; не надевать обувь или головные уборы других детей. Если ребенок болен сам, чихает и кашляет, он должен знать,что надо прикрывать рот и нос маской или платком, не играть с друзьями, выполнять назначения врача.

Совет 9: Познакомьте ребенка с правилами безопасного поведения в доме, на улице, на отдыхе и учите его выполнять эти правила, чтобы избегать ситуаций, опасных для здоровья и жизни.

Совет 10: Читайте научно-популярную литературу о возрастных индивидуальных особенностях развития ребенка, о том, как научить его охранять и укреплять свое здоровье.

 

Информация для родителей

Ваши отношения с детьми

 

Обеспечение безопасности семьи, а в особенности детей имеет очень важное значение. Именно через ежедневное общение со своим ребенком вы узнаете о проблемах и вопросах, которые волнуют его и, решая с ним его проблемы, помогаете ему научиться правильно вести себя в той или иной ситуации. Поэтому первое правило гласит: как можно чаще говорите с детьми, помогайте решать их, пусть даже пустяковые, по вашему мнению, проблемы.

Наблюдая за игрой ребенка, мы смотрим на себя со стороны. А значит, нам самим нужно быть предельно осторожными и внимательными, зная, что наше действие ребенок может воспроизвести с точностью до мельчайших деталей. Поэтому, сколько бы раз вы ни повторяли ребенку, что прежде чем открыть дверь, нужно узнать, кто за ней, он никогда не выполнит, если вы сами не будете четко это выполнять. Правило второе: если хотите научить ребенка правилам безопасности, прежде всего сами выполняйте их.

Самым лучшим способом обучения детей является собственный пример. Если вы всегда внимательны к своей собственной безопасности, то и ребенок будет повторять эти же действия. Любой мошенник или вор внимательно наблюдает за людьми и безошибочно выбирает себе жертву, и если вы приучили ребенка к внимательности, то шанс быть ограбленным снизится почти вдвое.

Ребенок один в квартире

 

С какого возраста можно оставлять ребенка одного? Это зависит от многих обстоятельств: возраст вашего ребенка, его самостоятельность, и насколько вы ему доверяете. Необходимо постепенно приучать ребенка оставаться одного.

Основными правилами, если ребенок остается один дома, должны быть:

  1. На видном месте напишите телефоны, по которым он может быстро связаться (ваша работа, мобильный, милиция, скорая помощь, пожарная охрана, соседи).
  1. Постоянно повторяйте правила поведения, устраивайте маленькие экзамены, разбирайте ошибки.
  1. Сами неукоснительно выполняйте правила по безопасности. Будьте примером.
  1. Выучите с ребенком, как его зовут, и как зовут его родителей, а также домашний адрес и телефон.
  1. Уберите все предметы, которыми он может пораниться.
  1. Проверьте, не оставили ли вы включенной воду или газ, выключили ли электронагревательные приборы.
  1. Закройте окна и тщательно заприте входную дверь.
  1. Уходя в вечернее время, не забудьте включить свет в комнатах, это отпугнет злоумышленников, и вашему ребенку не будет страшно одному.
  1. При расположении квартиры на первом этаже, зашторьте окна, а если кто-то стучится в окно, ваш ребенок, не подходя к нему, должен громко кричать: «Папа! Иди сюда».
  1. При возвращении домой предупредите ребенка об этом по телефону или домофону. Позвонив в дверь, ребенок должен ее открывать только после того, как вы полностью назовете себя.

 

Не оставляйте на видных местах таблетки и другие лекарства. Уходя из дома, убирайте все колющие, режущие предметы и спички. Хранение оружия и боеприпасов в квартирах, домах должно быть на законном основании с соответствующим разрешением. Хранить его нужно в недоступном для детей месте, в сейфе, где хранятся ключи и код от сейфа должны знать только взрослые.

Научите ребенка правильно обращаться с телевизором, утюгом. Объясните, что лазить в розетки запрещено, а тем более засовывать в них посторонние предметы.

Постарайтесь доходчиво объяснить ребенку, что пока он находится у себя дома за закрытой дверью, он в относительной безопасности, но стоит лишь открыть дверь, как грань между ним и преступником стирается, он тут же становится легкой добычей, хотя бы потому,что не готов к нападению из вне, следовательно, не может сориентироваться в сложившейся ситуации. Приведем лишь небольшой перечень ошибок, которые чаще всего допускают наши дети:

  • они, не задумываясь над последствиями, открывают дверь, и даже если кто-то стоит на лестничной площадке, спокойно идут навстречу к незнакомцу;
  • покидая квартиру, часто оставляют ее открытой, мол я быстро вернусь;
  • беззаботно выбрасывают мусор или забирают почту, когда у них за спиной кто-то появился;
  • садятся в лифт с незнакомыми людьми.

 

Дорогие родители, помните, что ваш ребенок не всегда может правильно оценить ситуацию, поэтому лучше, если он будет выполнять поручения под бдительным контролем с вашей стороны:

  1. Прежде чем открыть дверь, посмотри в глазок, нет ли за дверью посторонних.
  1. Если тебе не видно, но ты слышишь голоса, подожди, пока люди не уйдут с площадки.
  1. Открыв дверь и выйдя из квартиры, не забудь закрыть за собой дверь на ключ, и тогда ты можешь быть уверен, что тебя при возвращении не будет ждать дома преступник.
  1. Если ты вышел из квартиры и увидел подозрительных людей, вернись немедленно обратно.
  1. Если незнакомец оказался у тебя за спиной, повернись к нему лицом. В случае попытки напасть на тебя будь готов обороняться. Для этого ты можешь использовать портфель, сумку, мусорное ведро, ключи, брелок и т.п. Нанеси нападающему неожиданный удар и затем убегай, крича: «Пожар» или «Горим».
  1. Не просматривай почту около ящика, поднимись домой и посмотри там.
  1. Если незнакомец предлагает тебе подняться на лифте, откажись, сославшись, что ты еще задержишься или живешь на втором этаже и пойдешь пешком по лестнице.
  1. Если незнакомец пытается зажать тебе рот, постарайся укусить его за руку, если же ты оказался с ним лицом к лицу кусай за нос.
  1. Общение по телефону

 

В настоящее время мало кто представляет общение без телефона. Не редко телефон из средства защиты превращается в «отмычку» преступников. Поэтому напомним вам основные правила пользования телефоном ребенком:

  1. Поднимая трубку, не называй своего имени или имени звонящего, ты можешь ошибиться.
  1. Никогда и никому не говори, что ты дома один.
  1. Если просят назвать адрес, не называй, попроси перезвонить позже.
  1. Договариваясь о встрече с друзьями, назначай ее на время, когда в квартире будет еще кто-то, кроме тебя.
  1. Если тебя пытаются втянуть в непристойный разговор, положи трубку и сообщи обязательно родителям.
  1. Приобретите телефон с автоматическим определителем номера для фиксации и проведения сотрудниками ЧОП «Вымпел-А» необходимой проверки абонентов подозрительных номеров.
  1. Общение с посторонними

 

Преступники очень часто используют доверчивость детей. Но отчасти в этом виноваты и мы. Ребенок, наблюдая за нами видит, как легко и просто мы разговариваем в общественном транспорте и общественных местах с незнакомыми людьми и повторяет наши действия. Как же научить ребенка осторожности. Прежде всего ему необходимо объяснить, что все люди, не являющиеся его родными, будут для него посторонними, даже если он этих людей часто видит у себя в доме.

 

  1. Оставляя ребенку ключи от квартиры, не вешайте их ему на шею и не закрепляйте на поясе, оставьте их у соседей или родственников, живущих поблизости, или кладите во внутренний карман.
  1. Приучите ребенка не доверять ключи от квартиры посторонним, которые представились вашими знакомыми. Ваш ребенок не должен приводить к себе домой незнакомых людей, даже если они сослались на вас. В крайней необходимости только с разрешения родителей.
  1. Ваш ребенок никогда не должен уходить из учебного заведения (детского сада) с людьми, которых он не знает, даже если они сослались на вас.
  1. Если Вы не сможете придти за ним в школу (детский сад), предупредите, кто его заберет, и покажите этого человека в лицо (или он должен знать человека в лицо).
  1. Не забудьте предупредить воспитателя о том, кто придет за ребенком.
  1. Попросите воспитателя связаться с вами, если за ребенком пришли посторонние люди, о которых вы его не предупреждали. После этого обязательно обратитесь в милицию.
  1. Если вашего ребенка пытаются увести насильно, он должен привлечь к себе внимание людей, крича: «Это не мои родители! Я их не знаю!»
  1. Если ребенка доставили в милицию, он должен сообщить свой адрес, телефон родителей и свое имя.
  1. Няня для ребенка

 

Если вы решили воспользоваться услугами фирмы, готовой предоставить вашему ребенку няню, не ограничивайтесь поверхностным знакомством с фирмой по ее рекламным буклетам, рассказам сотрудников, или клиентов, которых как бы случайно назвали ее сотрудники. Поговорите с другими родителями. Обратитесь за помощью по сбору необходимой для вас информации в ЧОП «Вымпел — А».

Нельзя брать за мерило качества и надежности цены предлагаемых услуг, они могут быть либо специально занижены или, наоборот, завышены.

При выборе частной няни руководствуйтесь рекомендациями людей, которым вы доверяете, лучше, если это будет не одна рекомендация, старайтесь выбирать няню не по возрасту, а по опыту работы с детьми. Остановив свой выбор на определенном человеке, постарайтесь навести о нем справки, кем он работал, чем занимался и какие были отзывы его сослуживцев (неофициальные). Вы можете попросить принести справки о состоянии здоровья, в том числе из кожно-венерического диспансера и психоневрологического диспансера. Если вы решили оставлять ребенка дома у няни, узнайте как можно больше о членах семьи и людях, которые бывают в их доме, при малейшем сомнении попросите няню не приходить к вам в дом.

Приходящую няню необходимо ознакомить с требованиями безопасности, применяемыми вами, действием замков входных дверей и их особенностями, с правилами пользования различными приборами.

 

Попросите няню не приглашать к вам в дом посторонних людей, даже если они представляются вашими знакомыми. По приходу домой, поинтересуйтесь у няни, как прошел день, и были ли какие-либо сложности с ребенком. После ухода няни задайте тот же вопрос ребенку: чем занимались, как прошел день, доволен ли он своей новой няней.

Если ребенок высказывает неудовольствие, постарайтесь разобраться, чем оно вызвано, это легче всего сделать через игру, когда роль няни отдана вашему ребенку.

Если вы вдруг разуверились в надежности няни, поспешите как можно быстрее дать ей расчет, даже если заплатили ей вперед: никакие деньги не смогут заменить вам безопасность вашего ребенка.

Звонок в дверь

 

Каждый из нас сталкивается с ситуацией, когда звонят в дверь, вы подходите и в дверной глазок видите незнакомых людей. Как поступить: тихо отойти или спросить, кто стоит за дверью, начать звать несуществующих членов семьи или затаиться?

Лучше всего в данной ситуации отойти от двери в сторону, вдруг преступники вооружены, и дверь вряд ли сможет защитить от пули, и громко спросить: «Кто?». Но если ребенок остался один дома, он ни в коем случае не должен открывать дверь и попросить людей придти позже. Сразу же после этого необходимо связаться с дежурным ЧОП «Вымпел — А» для получения необходимых консультаций и помощи, а также позвонить в милицию и соседям.

В случае если вы все же открыли дверь и преступники вошли в квартиру, теперь необходимо либо оказать решительное сопротивление, используя средства самообороны (если вы уверены в своих силах), либо подчиниться их требованиям. Старайтесь вести себя как можно спокойнее, не устраивайте истерик, четко выполняйте все указания непрошеных гостей. Лучше всего соберитесь всей семьей в одной комнате, детей возьмите на руки и успокойте их, не делайте резких движений, помните, что нападающие всегда боятся, а значит, нервы у них на пределе, и любое неосторожное движение может стоить жизни вам или ребенку. Несмотря ни на что не угрожайте нападающим, вы можете спровоцировать их на ненужные жертвы, поэтому сидите молча и постарайтесь как можно четче запомнить лица преступников. При первой же возможности, незаметно постарайтесь позвонить в милицию, в ЧОП «Вымпел — А» для оказания вам помощи.

Лифт

 

Зачастую лифт воспринимается детьми как аттракцион, на котором можно покататься, и уж очень часто они забывают о мерах безопасности в нем, катаясь на крыше или открывая двери движущегося лифта. Как же быть, если вы не можете сами встретить или проводить ребенка?

Первым правилом должно быть: может ли ребенок самостоятельно подняться или спуститься на лифте, т.е. достает ли он до кнопки нужного этажа, и знает ли он правила безопасности в лифте, сможет ли он вызвать диспетчера, если лифт застрянет, или он почувствует запах паленой резины.

Если ребенок еще недостаточно самостоятелен, чтобы ездить одному в лифте, провожайте его сами или просите пользоваться лестницей.

Ни в коем случае не разрешайте ребенку ездить в лифте с посторонними, даже если это ваши соседи.

Если, ожидая лифт, ребенок заметил приближение постороннего, он должен повернуться к нему лицом и приготовиться к отражению нападения.

Кабина лифта подошла, но у лифта стоят незнакомые люди: ребенок должен отказаться от поездки под предлогом, что он что-то забыл взять дома или оставил на улице.

Ребенок ехал в лифте, когда в него вошел посторонний: ребенок должен выйти из кабины.

Если ребенок решил продолжать подниматься на лифте вместе с незнакомым, он должен стать лицом к вошедшему, заняв место рядом с дверью.

Если незнакомец начинает приставать, снимать одежду, не угрожай ему рассказать все родителям или милиции, не плачь, будь спокойным, постарайся вовлечь насильника в разговор.

Если насильник прижимает тебя к себе, не отталкивай его, обними и укуси за нос или губу, постарайся откусить их. Если незнакомец снял с себя штаны или расстегнул ширинку, резко ударь его в пах, нажимай на кнопку ближнего этажа и беги.

Если представилась возможность бежать, не собирай одежду или сумку, убегай в чем есть. Если с собой оказалась аэрозоль, направь струю в лицо насильнику.

Опасность со стороны родителей

 

Мы много говорим об опасности, которая исходит от посторонних, но почти не говорим об опасности со стороны родителей. Мы иногда не задумываясь ставим под угрозу жизнь наших детей. Это и необдуманные долги, с которыми вы вряд ли сможете расправиться, и разводы, и новые браки, и простое несоблюдение правил дорожного движения. С самого рождения родители должны воспитывать у ребенка доверительное отношение друг к другу. Учите его не бояться родителей и говорить им правду обо всех случаях в их жизни – это поможет в дальнейшем избежать многих проблем.

  • Если у вас имеются дома крупные сбережения денег, то желательно, чтобы о них не знали дети, так как в играх на улице или в квартире с друзьями (знакомыми) могут похвастаться об этом, что может привести к их краже.
  • Воспитывайте у детей честность, бережливость, умение жить по средствам. Когда дети просят увас деньги, то пусть объяснят для чего они нужны. Если вы считаете просьбу необоснованной, то постарайтесь доходчиво объяснить причину отказа. Обида со стороны ребенка может привести к тому, что он самостоятельно возьмет деньги, скрыв об этом, и это приведет к недоверию родителей и детей.

 

Если вы оказались в затруднительном финансовом положении, вам угрожают, скрываясь, не берите ребенка с собой, оставьте его в детском доме под другой фамилией или спрячьте его у надежных людей, так как он является вашим уязвимым местом.

Ребенок и улица

 

Оставляя ребенка на улице, договоритесь с кем-то из соседей, гуляющих с детьми, присмотреть за ним. Выбирая место для игр, используйте места, удаленные от шоссе, или специально оборудованные площадки. Расскажите ребенку, как правильно приближаться к качелям или другим движущимся аттракционам.

Переходя дорогу, обязательно пользуйтесь переходами и соблюдайте правила безопасности на дороге. Если вы идете гулять с коляской, переходя через дорогу, будьте особенно внимательны, не перебегайте перед движущимся транспортом, ожидая сигнала светофора, не оставляйте коляску на проезжей части.

Не перевозите ребенка через дорогу на санках, возьмите его на руки или держите за руку. Не разрешайте ребенку прятаться за стоящей машиной или доставать из-под нее закатившийся мяч, пусть он обратиться к вам за помощью.

Держать ребенка все время дома почти не реально, да и нельзя, ведь ему нужен свежий воздух, а самое главное, общение с друзьями – сверстниками. Поэтому вы встанете перед проблемой «ребенок и улица». Желанная свобода на улице порой играет злые шутки с нашими детьми. А это значит, что выходя на улицу, они должны быть еще более внимательны и осторожны.

Собирая ребенка гулять, не надевайте на него дорогих украшений, которые могут стать причиной нападения на него. Не вешайте ключи от квартиры ему на шею и не закрепляйте их на поясе брюк, сделайте для этой цели специальный кармашек 

Если вы отпустили ребенка гулять одного, присматривайте за ним из окна или договоритесь о совместном дежурстве с другими родителями во время прогулки ваших детей.

Заметив, что к ребенку подошел незнакомый человек, позовите ребенка домой и тут же спуститесь к нему сами. Выясните чего хочет незнакомец и сообщите об этом своему участковому инспектору милиции.

Гуляя с ребенком, старайтесь не делать ему немотивированных замечаний, которые могут вызвать протест ребенка и желание досадить вам. Выходя из квартиры, ваш ребенок должен посмотреть в глазок и, если на площадке неизвестные лица, дождаться их ухода или попросить вас проводить его на улицу. Запирайте дверь на все замки, не удовлетворяйтесь захлопнутой дверью. Уберите ключи в потайной кармашек.

Уходя из дома в отсутствии родителей, ребенок должен оставить записку, куда и с кем идет и когда будет дома, по возможности оставить телефон либо иной способ связи с ним. Если в обозначенное время придти домой нет возможности необходимо обязательно позвонить родителям и предупредить о задержке.

 

Ребенок не должен выбегать из подъезда, а открыв дверь необходимо осмотреться, нет ли поблизости транспорта, под колесами которого он может оказаться. Заметив друга на другой стороне улицы, не надо спешить ему на встречу, а необходимо помнить, что впереди проезжая часть.

Отпуская ребенка гулять, предупредите его о наиболее опасных местах во дворе (подвалы, чердаки, стоящие машины). Играя в прятки, не стоит прятаться за стоящей машиной, она может неожиданно поехать, не стоит заходить в подвал, там может поджидать свою жертву насильник, или собралась пьяная компания, или просто подвал могут закрыть.

Если ребенок неожиданно исчез со двора, предварительно постарайтесь узнать у тех с кем он вместе был, куда и скем он пошел. Поговорите с соседями и знакомыми, возможно его видели в другом месте. Обратитесь за помощью в ЧОП «Вымпел — А». Сообщите о случившемся в дежурную часть отдела милиции по месту жительства и участковому инспектору. 

Если ребенок любит кататься на велосипеде или роликовых коньках расскажите, где это можно делать и обязательно напомните основные правила безопасности. На первых таких прогулках необходимо присутствие родителей или старших до тех пор, пока ребенок не будет уверенно себя чувствовать. 

Особое внимание требует общение ребенка с домашними животными. Злобные собаки должны быть ограждены от ребенка (находиться в вольере, другой комнате, в наморднике). На вид не злобные собаки могут так же причинить вред ребенку, если ребенок появился в семье позже, чем собака. Не разрешайте ребенку играть с чужими животными, собаки часто реагируют агрессивно на чужих людей. Ребенок, играющий с животными, должен быть под постоянным вашим присмотром.

Места большого скопления людей

 

Бывают случая когда мы принимаем решение пойти на массовое гуляние или перед праздничным днем сходить с ребенком в магазин или на рынок и вместе с ним выбрать подарок. Но как же сделать, чтобы праздник не омрачился поисками друг друга в толпе народа, переживаниями родителей и наказанием ребенка? Для этого необходимо подготовиться к нестандартной ситуации, ее нужно предвидеть.

  • Собираетесь ли вы на праздник или просто отпускаете своего ребенка гулять, пришейте к его одежде метки, выполненные на хлопчатобумажной однотонной ткани печатной машинкой или вышитые ниткой с именем, фамилией, телефоном для связи и медикаментозными противопоказаниями.
  • Собираясь в места большого скопления народа, оденьте ребенка в яркую одежду, которую вам будет легче всего заметить. Выходя в места массового скопления народа, не забудьте взять с собой фотографии ребенка, наиболее полно отражающие его внешность.
  • Входя на площадь, рынок или в магазин, покажите ребенку, где вы с ним встретитесь, если потеряете друг друга. Не назначайте встречу у фонарных столбов или под часами, их может оказаться несколько. Помните, что не только вы держите ребенка за руку, но и он держит вас. Не разрешайте ребенку держать вас за полу, рукав или ручку сумки, ему так легче всего потерять вас. Подходя к прилавку или пробираясь к нужному для вас месту, старайтесь держать ребенка впереди себя.
  • Вы потеряли ребенка: оглянитесь по сторонам, громко окликните его по имени и фамилии, и если вы его не заметили, продвигайтесь к месту встречи, попутно показывая фотографии ребенка окружающим вас людям. Ребенок не должен реагировать ни на какие предложения пойти поискать родителей, он может попросить незнакомых, пристойного вида людей проводить его к месту встречи с родителями. Он также должен в любой ситуации не принимать от незнакомых людей угощения и игрушки.

 

                     «МАЛЫШИ ХОЛОДА НЕ БОЯТСЯ»

Едва ли не в каждой семье с рождением ребенка встает вопрос: как избавить малыша от простудных заболеваний? К каким только средствам официальной и народной медицины не прибегают родители, чтобы вырвать детей из цепи простуд и осложнений. И забывают о главном врачевателе — закаливании.

Первое, с чего следует начать, — отказаться от «утепления» ребенка. Если температура комнаты, где он находится, выше 20 градусов, организм малыша изнеживается. Более низкая температура напротив, напротив, повышает его активность. Поэтому ребенок должен быть приучен хорошо чувствовать себя при 18 градусах.

Беда еще в том, что с первых дней жизни малыша кутают, излишне одевают. Он становится уязвимым к охлаждению. Перегревание нарушает и обменные процессы, снижает сопротивляемость к инфекциям. Одежда должна быть теплой, но не препятствовать движениям.

На основании исследований, проведенных в лаборатории возрастной физиологии и патологии Академии медицинских наук под руководством профессора Ильи Аркадьевича Аршавского, а также опыта новаторов семейного воспитания, разработана методика, обеспечивающая закаливание детей с любого возраста. Для закаливания используют очень холодную воду, но воздействуют ею поначалу на небольшой участок кожи и недолго. Наращивают холодовую нагрузку лишь в том случае, если ребенок привык и реагирует на процедуру положительно, без боязни. При этом выбирают: или удлинить время процедуры, или расширить охлаждаемую поверхность. Тело малыша не успевает остыть и уж тем более переохладиться за короткое время, в течение которого на него воздействует холодная вода. Зато сразу включаются терморецепторы и терморегуляторы организма. Таким образом, процедуры не только безопасны, но и дают ощутимый эффект.

Начинать такое закаливание ребенка можно в любом возрасте и при любом состоянии здоровья. Даже при вяло текущей болезни. Наращивание воздействий в последнем случае, естественно, будет идти медленнее.

Поскольку скорость увеличения холодовой нагрузки регулируют по ощущениям малышам, у ребенка вырабатывается положительный рефлекс на закаливание, и он становится активным участником процедур. Этими же принципами руководствуются, закаливая ребенка холодными воздушными ваннами, и при хождении босиком.

Если ребенок заболел вскоре после начала закаливания, не паникуйте. Болезнь бывает вызвана как правило не процедурами, а каким-то другими причинами. Продолжайте холодовые нагрузки, конечно же, снизив время и площадь охлаждаемой поверхности.

Как найти золотую середину? Главный союзник здесь — наблюдательность. Руководствуйтесь, не умозаключениями и графиками, а реакцией собственного ребенка. Если он быстро привыкает и закаливание ему нравится, можно наращивать нагрузку. Если же он при выполнении процедур капризничает, значит что-то делается не так, присмотритесь. Кроме того, желательно, чтобы все процедуры вы выполняли вместе с малышом. Это поможет ощутить его действия и совместить приятное с полезным. Разве вы не стремитесь улучшить и собственное здоровье?

Несколько слов о самих процедурах. Наберите в ладонь чуть-чуть воды, самой холодной, и плесните ее на пяточку ребенку. По мере того, как малыш освоится с такой процедурой, иначе говоря, будет на нее спокойно реагировать, увеличивайте количество воды и площадь обливания. Например, можно подставить ножки на мгновение под струю из крана, плеснуть воду на животик и на спину. Ясно, что при этом следует создавать положительный эмоциональный фон: произносить ласковые слова, время от времени хвалить ребенка.

Детям нравятся и контрастные ванны: сидя в теплой воде, плескать на себя ледяную воду. Это не только способствует закаливанию организма, но и укрепляет нервную систему. Является прекрасной гимнастикой для кровеносных сосудов. Главное, усвоить истину: здоровье детей — в руках их родителей.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Приложения 22.6 МБ
Файл Приложения 3, 4821.22 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Приложение №3.

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/163339/df1fb0fb-16be-4559-8c81-83a652aef491/s1200?webp=false

Приложение №4.C:\Users\Николай\Pictures\1.jpg C:\Users\Николай\Pictures\2.jpg C:\Users\Николай\Pictures\3.jpg C:\Users\Николай\Pictures\4.jpg C:\Users\Николай\Pictures\5.jpg C:\Users\Николай\Pictures\6.jpg C:\Users\Николай\Pictures\7.jpg C:\Users\Николай\Pictures\8.jpg C:\Users\Николай\Pictures\9.jpg 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ВО 2 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни у детей во 2 младшей группе. В этом плане представлено содержание и формы работы с детьми, взаимодействие с родителями и социальн...

Перспективный план «Формирование здорового образа жизни у дошкольников». (2-ая младшая группа)

Большое внимание уделяю сохранению и укреплению здоровья дошкольников, их физическому развитию. Организую деятельность по формированию потребности в здоровом образе жизни. С этой целью разработала...

Программа по формированию здорового образа жизни у детей в первой младшей группе

В самом названии программы заложена главная идея и цель: помочь ребенку вырасти крепким и здоровым, дать ребёнку понять, что здоровье – главная ценность жизни человека. Программа обеспечива...

Конспект занятия по формированию здорового образа жизни у детей подготовительной к школе группы №4 «Я выбираю здоровый образ жизни»

В данном конспекте представлены игровые ситуации с детьми старшего дошкольного возраста для понимания ЗОЖ в жизни каждого человека...

Конспект образовательной деятельности по формированию здорового образа жизни у детей подготовительной к школе группы «Я выбираю здоровый образ жизни»

Данный материал поможет формировать представления детей о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни;закрепить основные понятия: «распорядок дня», «личная гигиена&raq...