Доклад «Христианская семья Любовь – величайшая милость Божья»
материал на тему

Панкова Ирина Евгеньевна

Доклад «Христианская семья: Любовь – величайшая милость Божья». Этот доклад был представлен на городских Макариевских образовательных чтениях в 2017 г. и был признан лучшим.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад «Христианская семья: Любовь – величайшая милость Божья»

Семья. Слово « семья» происходит от слова семя. Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, дает крепкий росток. Со временем на нем появляются сначала нежные цветы, а затем и добрые плоды.

Каждая религия учит устраивать семью по определенному порядку, по правилам, закрепляющим основы религиозного учения.

Что же такое  «христианская семья»?....

Готовясь к этому докладу, я провела маленькое социологическое исследование. Опрос был проведен среди родителей 25-38 лет, участвовали женщины, причем три семьи – это гражданские браки.

Считаете ли вы свою семью христианской? – 90% – Да.

Крещен ли ваш ребенок? – 90% – Да

Как часто вы ходите в храм? – 90% – 1-2 раза в год.

Вывод: подавляющее большинство семей считают себя христианскими, из них 3 семьи (7%) – гражданские браки.

Так, что же такое христианская семья? В русской православной культуре сложились определенные традиции устроения дома и семьи. В основе этих традиций лежит Священное Писание, важнейшие явления русской культуры.

В православной культуре к семье принято относиться как к малой Церкви. Это такое же собрание верующих, как Церковь, только малая – из нескольких человек. В браке люди покидают состояние одиночества, становясь частью друг друга.

При выборе спутника (спутницы) жизни христиане руководствуются другими принципами, чем неверующий человек. Христианин не выбирает жену, как удобный, стильный гаджет по каким-то меркам, типа: чтоб хорошо готовила, красивая – не стыдно людям показать. Христианка, думая о замужестве, не меряет толщину кошелька будущего супруга, величину его жилплощади.

Вообще, слово «выбор» – несколько условно в такой ситуации. Надо заметить, мы довольно несвободны с самого рождения в выборе, мы не можем выбрать основные, изначальные вещи, которые несем всю жизнь: дату рождения, имя, родителей, особенности физического строения.

Даже основополагающее: рождаться нам в этот мир или нет – мы не выбираем. И влюбиться в того или иного человека – тоже не наш выбор. Я не знаю, как это происходит, загадку Любви многие писатели, поэты, философы, даже ученые, пытались решить, но, все, что у них получилось – зафиксировать и описать состояние, чувства, разные пути развития отношений. Но, как она возникает – так и осталось загадкой.

Любовь – величайшая милость Божья, отвергать ее, строить отношения только по закону – не христианский путь. И, собственно, дерзость, попытка брать на себя Божью функцию.

Еще один немаловажный момент. Господь соединяет двух психологически  очень разных людей

Как говорил один психолог, гораздо легче было бы жить мужчине с мужчиной, а женщине – с женщиной. Мужчины бы разговаривали о футболе и рассказывали бы друг другу о проблемах и событиях дня без лишних эмоций и слез, женщины – плакали бы друг другу в жилетку, обсуждали подруг.

Но так устроена человеческая природа, что именно в познании чего-то (или кого-то) отличающегося от нас, мы открываем что-то новое в себе, вырабатываем другие качества. Мы становимся терпимее, способными к пониманию, принятию другого. Именно радостное, творческое принятие чужой инаковости, ежедневное узнавание друг друга в браке помогает выработать те черты, которыми мы восхищаемся у святых.

Двоим в браке надо не только слушать – но и слышать, не только смотреть – но увидеть. Как в фильме «Аватаре»: «Я вижу тебя».

Они влюбляются в душу. И, перед вступлением в брак, задают себе единственный вопрос: хочу я быть именно с этим человеком в Вечности, всегда? Наверное, это звучит слишком пафосно и непривычно для нецерковных людей, но то, что пафосно для других, для верующих – ежедневная реальность.

После появления детей родители все больше отдают себя им, так что иногда возникает чувство потерянности в круговерти семейных забот и обязанностей. Каждый из членов семьи призван отыскать себя, личность любящего должна стать сильнее и богаче прежней. Это подлинная аскеза семейной жизни – трудная и мучительная. «Я» каждого из родителей ущемляется, ломается, подавляется нуждами других членов семьи. Христиане и нехристиане одинаково проходят через это испытание. Бессонные ночи, физическая усталость, скованность, беспокойство – всего этого не избежать.

Христианство учит, что добровольная жертва хотя бы частью гипертрофированного «я» может стать началом созидания нового, лучшего человека.

Чтобы глубже осмыслить отношения с собственными детьми, родители нуждаются в духовном руководстве и творческом вдохновении. В основе отношений детей и родителей – любовь, полная ответственности, включающая авторитет и уважение, а также стремление понять личность ребенка.

С христианской точки зрения родительская любовь обладает эмоциональной полнотой любви, важно, чтобы она не становилась эгоистичной. Любовь матери к ребенку наполняет ее жизнь, обогащает ее.

Это любовь к чему-то большему, чем она сама, к тому, что ей уже не принадлежит. Ребенок вырастает и уходит от родителей.

Жертвенный, христианский смысл родительской любви состоит в признании этого факта, в радостном согласии с правом ребенка на независимость. По-моему, это прекрасно выражено на иконах Богоматери с Младенцем, прямо сидящим на Ее коленях: Ее руки обнимают Его, не прижимая к Себе.

Тогда в чем дело? Почему так деформировалось понятие «Христианская семья» в наше время?

Семья – важный вопрос для любого человека. Все хотят жить среди родных людей, объединенных любовью, чистыми, искренними отношениями.

Но в народе считается, что Любовь – это нечто прекрасное и интересное, а брак – скучное, нудное, «институт», откуда любовь со временем обязательно уходит.

«Хорошее дело «браком» не назовут» – часто мы слышим, но в каждом теплится надежда, что уж он-то сможет из своего брака сделать конфетку, если изменить некоторые условия. Может, поэтому так много видов совместной жизни сейчас: гостевой, шведский, гражданский брак, коммуны хиппи.

Замечу, что гражданский, гостевой и прочие браки – не изобретение нашего времени.

Достоевский был в долгих неоформленных отношениях с Аполлинарией Сусловой,

Тютчев, будучи официально женат, жил 14 лет в гражданском браке с возлюбленной Еленой Денисьевой,

Блок, будучи женат на Любови Менделеевой, искренне ее любя, не имел с ней брачных отношений, считая, что это разрушит его высокое, духовное чувство к ней, что послужило поводом ее влюбленности в поэта Андрея Белого.

Словом, примеров – множество, разнообразие вариантов сожительства наблюдалось много всегда, но это не афишировалось, замалчивалось, утаивалось. Сейчас, люди стали свободнее, решительнее, смелее – обо всем говорят вслух и всему дают конкретные названия.

Однако, часто сталкиваясь с тем, когда пара, проживая так, как они сами решили и как им удобно, обижается, если их вид отношений не считают христианским

А в чем дело? – возмущаются они, – Мы ходим в церковь – кунаемся в купель, святим пасочки….

Отличия, может не лежат на поверхности, но они есть. Довольно большие.

Говоря «христианская семья» мы имеем в виду, что соединяются два верующих в Христа человека – «да будут двое в плоть едину».

Христианская семья живет по заповедям Божьим. Если вчитаться в заповеди, то мы увидим, что они – не приказ, а, скорее, констатация факта, условий, при которых человек может быть счастлив.

Для людей, далеких от христианской церкви, эти условия кажутся не всегда приемлимыми.

Поэтому жить по заповедям Божьим для верующего – счастье, счастье преодоления себя. И в такой семье люди, как бы, всегда смотрят вверх.

Гражданский брак – во всяком случае, – это всегда проба: а вдруг ничего не выйдет? При этом, конечно, вслух все признаются друг другу в любви, «нам и так хорошо», «я и так понимаю, что это – мой ребенок, моя женщина», «штамп не имеет значения». Бывает, спрашиваю: «Если не имеет значения, почему бы его не поставить?» Молчат…… Потому что имеет значение...

Пожалуй, это основные моменты, которые я хотела упомянуть. Хочу закончить свой доклад словами из молитвы Оптинских Старцев:

«Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день.

Какие бы я не получил известия в течение этого дня, научи меня принять их со спокойною душою и твердым убеждением, что на все Твоя Святая воля.

Научи меня прямо и разумно обращаться с каждым членом семьи моей, ни кого не смущая и не огорчая.

Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить.

Аминь».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в средней группе на тему: "Право на семью, любовь и заботу"

Познакомить детей с правом на любовь, заботу; способствовать социально-нравственному развитию; воспитывать в детях доброту, внимание к членам семьи и людям....

Блог "Семья" - "Любовь начинается с семьи"

"Любовь начинается с семьи"Нравственно – патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Об актуальности данного направления в современных условиях г...

НОД Тема: «Христианская семья»

Развивать представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге; координировать речь с движением; развитие диалогической речи: умение участвовать в беседе, ...

Христианская семья и её ценности (буклет)

Христианская семья и её ценности (буклет)...

Конспект занятия по развитию речи, направленное на духовно-нравственное воспитание в старшей группе на тему: «Христианская семья и ее ценности»

Продолжать формировать знания детей о семье, «семейных ценностях»; закрепить умение определять наименование родственных отношений между близкими членами семьи; учить заниматься коллективно...