НОД Тема: «Христианская семья»
план-конспект занятия (старшая группа)

Развивать представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге; координировать речь с движением; развитие диалогической речи: умение участвовать в беседе, упражнять в употреблении уменьшительно-ласкательной формы существительных, расширить словарный запас; развивать внимание, память, мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_hristianskaya_semya.docx28.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Ужовский детский сад

Тема: «Христианская семья»

(Для детей старшего дошкольного возраста)

                                                  Автор разработки – Татаровская Ирина Михайловна,                                             воспитатель МБ ДОУ Ужовского детского сада,

 Починковского района, Нижегородской области

                                                               п. Ужовка

                                                                 2019год

Тема: «Христианская семья»

Цель НОД:  дать понятие о христианском понимании семьи и семьи как базовой ценности общества.

Задачи НОД 

1. Образовательные: знакомство с семьей как частицей рода, дать представление о христианском понимании семьи; формирование представлений о трудовых обязанностей членов семьи.

2. Развивающие: развивать представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге; координировать речь с движением; развитие диалогической речи: умение участвовать в беседе, упражнять в употреблении уменьшительно-ласкательной формы существительных, расширить словарный запас; развивать внимание, память, мышление.

3. Воспитательные: воспитывать положительные взаимоотношения в семье, взаимовыручку; воспитывать сочувствие, любовь ко всем членам семьи.

Состав группы воспитанников

Дети старшей группы

Предполагаемый результат

Воспитать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких, свою Родину, свой народ, понимать и принимать особенности семейных традиций в православной культуре.

Форма НОД: занятие –диалог.

Педагогические технологии:

1. Игровые технологии;

2. ИКТ;

3. Технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;

4. Здоровье сберегающие технологии (технология сохранения и стимулирования).

 

Методы и приемы 

Наглядно-действенный метод:

- показ;

- рассматривание слайдов;

- проведение дидактических игр;

- воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях.

Словесно-образный метод: 

- беседа с элементами диалога;

- ответы на вопросы воспитателя;

- сообщение дополнительного материала воспитателем;

- разбор проблемных ситуаций.

Дидактическое оснащение и оборудование.

- Мультимедийное оборудование: (ноутбук, интерактивная доска).

- Другие средства: фотографии «Моя семья», мяч, очки.

Предварительная работа:

Рассматривание семейных фотографий, чтение стихов, изготовление подарков маме, папе, семейные праздники, проектная деятельность по теме «Моя семья».

Ход НОД: 

1. Организационный момент 

  (Отгадайте загадки)

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная... (Семья)

Это слово каждый знает,

Ни на что не променяет!

К цифре «семь» добавлю «я» -

Что получится? (Семья)

- Ребята, у нас в группе установлена волшебная доска, но она здесь непросто так стоит, а хочет нам что-то показать, а Вы хотите, увидеть, что она для нас приготовила? (Да).

- Тогда внимательно смотрим на экран.

Показ презентация «Семейный альбом». (Приложение № 1)

В: - Ребята, а кого Вы увидели на волшебной доске? (Ответы детей).

- И папу, маму, брата, сестру, дедушку, бабушку, а как можно их назвать одним словом? (Ответы детей: семья)

- Правильно, мама и папа, их дети (сын или дочь), бабушки и дедушки – это члены семьи, все вместе они – это семья. В семье могут жить люди разного возраста, как от маленького ребёнка так до пожилого человека. Это самые дорогие и близкие люди. Все члены семьи любят, уважают, заботятся друг о друге.

В семье жить дружно очень важно. Старших надо слушаться, помогать им, а младших надо защищать, заботиться о них, жалеть. Запомнили?

Ребенок читает стихотворение:

 Семья – это счастье, любовь и удача,

 Семья – это летом поездки на дачу.

 Семья – это праздник, семейные даты,

 Семья – это труд, друг о друге забота,

 Семья – это много домашней работы.

 Семья – это важно! Семья – это сложно!

 Но счастливо жить одному невозможно!

В: Семья  - это главное, самое дорогое, основное, начало всех начал. Так учили наших предков, они так учили нас, мы так учим наших детей, а они так будут учить своих.

Семья изначально создаётся для продолжения рода, её главное предназначение – рождение и воспитание детей. Рождение ребёнка наполняет семейную жизнь светом, радостью и смыслом. Дети, по слову народной мудрости, – «благодать Божья»; ими благословляет Бог семейное счастье.

Сегодня мы узнаем, что такое семья в православном мире? Что объединяет членов такой семьи?

В:   Ребята, много хороших слов было сказано про семью. А как вы думаете, зачем человеку семья? (Ответы детей)

Ребенок читает стихотворение:

Семья – это то, что мы делим на всех,

                  Всем понемножку: и слёзы и смех,
                 Взлёт и падение, радость, печаль,
                 Дружбу и ссоры, молчанья печать.

В: Ребята, семья - это труд. Мало создать семью, надо еще трудиться над построением отношений. Счастливая семья – это результат кропотливой работы, но именно на семейное счастье не жалко никаких трудов.

  А что понимается под этим словом в православном мире? «Семья – это маленький ковчег (прибежище), призванный ограждать детей от беды. Семья основана на радости и создана ради неё. Семью создают два человека, полюбившие друг друга. Любовь включает в себя радость, также и боль. Если другой радуется, и я счастлив. Но если он болеет, и мне плохо».

-  Ребята, а теперь расскажите мне о своей семье:

- Маша, пожалуйста, расскажи, с кем ты живёшь? Как зовут твоих всех членов           семьи?          

- Даня, с кем ты живёшь? Как зовут маму, папу?                                                                    

- Ребята, а у кого есть брат или сестра, поднимите руки?

- Алиса, как зовут твоего брата? Он старше или младше тебя?

- Миша, как зовут твою сестру? Она старше или младше тебя?

                                                        (Индивидуальные ответы детей).

В: - А теперь посмотрите, на меня, пожалуйста.

- Что я такое изобразила? (Очки)

- А кто носят очки? (Бабушки)

- Правильно, а давайте вспомним «пальчиковую игру» про наших бабушек:

 «Бабушка очки одела,

 У стола на стул присела,

 Только в книжку заглянула,

 Улыбнулась и уснула».

- У кого есть бабушки и дедушки, поднимите руки?

В: - А теперь посмотрите на экран Настя Кирилова со своей бабушкой Тамарой нам приготовили сюрприз.

Стихотворение «Ходит наша бабушка…»        (Приложение № 2)

В:   - Вика, а как зовут твою бабушку?

- Алеша, а как зовут твоего дедушку? (Индивидуальные ответы детей).

В: - Хорошо, когда есть бабушки и дедушки, они заботятся о Вас: и вкусно накормят, пожалеют и приласкают.  

-Ребята, скажите мне, пожалуйста, как друг к другу обращаются в семье? (Ответы детей)

В: - Правильно, в семье друг друга называют ласково, нежно, потому что друг друга любят.

В:  Слово «семья» происходит от слова «семя». Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, даёт крепкий росток. Со временем на нём появляются сначала нежные цветы, а затем и добрые плоды. Когда ваши родители создали семью, она тоже напоминала маленькое семя. Наши предки издавна учили, что это семя не взойдёт без помощи старших и без воли Божьей. Семья крепнет, а семя превращается в крепкий росток. На нём зацветают и первые цветочки – сынки и дочки. Теперь у родителей главная забота, чтобы дети выросли хорошими людьми. Они не жалеют для этого ни сил, ни времени. У каждого в семье есть свои обязанности. Самые сложные обязанности лежат на родителях. Их любовью и терпением достигается семейное счастье, непрестанным трудом  – достаток и благополучие. Помни мудрую заповедь: Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить.

          Дидактическая игра «Кто как трудиться в нашей семье?»

В:   - А сейчас я узнаю, кто и как трудиться в вашей семье? Встанем возле своих стульчиков. Я буду бросать мяч каждому по очереди, а Вы должны будете поймать и сказать, кто же выполняет ту или иную обязанность у Вас в доме: папа, мама, бабушка, дедушка, сестра, брат или Вы.

          Например:

- ходит на работу? Кто? (Ответы детей: мама, папа)

- готовит пищу?

- ходит в магазин за продуктами?

- учит уроки?

- вяжет носки, варежки?

- наводит дома порядок: пылесосит, вытирает пыль, моет полы?

- играет в игрушки?

В: - Ребята, а Вы помогаете своим родителям по дому выполнять домашние обязанности? (Да)

- Ульяна, как ты помогаешь своей маме? Что ты для этого делаешь?

- А теперь давайте послушаем Сашу, что он нам расскажет, как он помогает своим   родителям? (Ответы детей).

- Молодцы, какие же растут помощники у нас!

В: Семья. Как греет душу это слово! Оно напоминает о ласковом голосе мамы, о заботливом отце.

 Игровое упражнение «Мама устала».

Дети становятся в круг, в центре которого ставится стул. Выбирается ребенок на роль матери и становится в круг. Все дети получают задание: представить, что «мама» пришла уставшая с работы. Вы хотите ей помочь.

В: - Как вы это сделаете? С какими словами вы обратитесь к «маме»? Ребенок, выбранный на роль матери, должен выразить ее состояние с помощью мимики и пантомимики.

Когда родители приходят уставшие с работы, будьте внимательны к ним: спросите, чем вы   можете помочь.

 Чтобы быть внимательными к близким и окружающим нас людям, нужно уметь правильно угадывать их настроение.

В: - Ребята, посмотрите, какая у меня в руках красивая открытка. Какие цветы на открытке? (Ромашки).   (Приложение № 3)                                        

Правильно, это «ромашки». А ромашка – это символ семьи.

После занятия мы нарисуем такую же открытку в подарок для Вашей семьи.

 Есть в России праздник, посвящённый семье - «День семьи, любви и верности», который отмечается летом – 8 июля. А дата такая выбрана потому, что Православная Церковь в этот день поминает святых Петра и Февронию, как символ любви, крепких семейных отношений и возможности преодоления жизненных трудностей с верой в Бога.

В этот день в городах и селах России проходят праздничные мероприятия, концерты, особенно чествуются пары, вступившие в брак именно 8 июля. Символом данного праздника является ромашка. А также в этот день особенно почитаются Святые Пётр и Феврония. (Приложение № 4)

В давние годы в городе Муроме правил князь Пётр со своею супругой Февронией, которая однажды исцелила его от страшной болезни, с тех пор они были неразлучны. Свою любовь к Богу и друг другу они пронесли через долгие годы. Именно Петр и Феврония стали покровителями всех христианских семей.

Они умерли в один день и завещали похоронить их в одной могиле. Как ни старались бояре хоронить князя Петра отдельно, он всё равно оказывался вместе со своей женой Февронией.

-Ребята, давайте повторим имена этих святых. (Петр и Феврония)

 Вывод:

- О чём мы с Вами сегодня говорили? (Ответы детей)

- Правильно о семье: о маме, о папе, о бабушке с дедушкой, о брате с сестрой. Как хорошо, что у Вас есть семья! Вы самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе!

На свете нет ничего дороже семьи, семейного тепла, поддержки близких. Все это является основой христианской семьи, а значит веры, надежды, любви. Добра и взаимопонимания. Если православная семья живёт по заповедям, значит, в семье будет царить мир и покой. Дарите свое тепло и заботу родителям, бабушкам и дедушкам, всем близким.

«Счастлив тот кто счастлив у себя в доме». Л.Н. Толстой.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"

конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"...

Доклад «Христианская семья Любовь – величайшая милость Божья»

Доклад «Христианская семья: Любовь – величайшая милость Божья». Этот доклад был представлен на городских Макариевских образовательных чтениях в 2017 г. и был признан лучшим....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе на тему «Моя семья». Тема: «Папа, мама, я – семья».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад «Теремок» г.Ак-ДовуракаЮридический адрес: индекс 668051, Республики Тыва, г.Ак-Довурак, ул.Центральная 21, рабочий ...

Христианская семья и её ценности (буклет)

Христианская семья и её ценности (буклет)...

Конспект занятия по развитию речи, направленное на духовно-нравственное воспитание в старшей группе на тему: «Христианская семья и ее ценности»

Продолжать формировать знания детей о семье, «семейных ценностях»; закрепить умение определять наименование родственных отношений между близкими членами семьи; учить заниматься коллективно...