Консультация для воспитателей «Экологические сказки в художественно-эстетическом развитии дошкольников»
консультация по теме

Ци Лидия Петровна

Экологическое воспитание детей в процессе занятий в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие"

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  

«ДЕТСКИЙ САД №35 г.БЛАГОВЕЩЕНСКА»

КОНСУЛЬТАЦИЯ

на тему:

 «Экологические сказки в художественно-эстетическом

развитии дошкольников»

Подготовила:

Музыкальный руководитель – Ци Лидия Петровнаhttp://www.bastak-eao.ru/wp-content/uploads/2016/04/Den-ekologicheskih-znanij.jpg

г.Благовещенск, 2017

"Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и  пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и  красота  идут рядом, вознося и возвеличивая человека. Но это облагораживание требует больших воспитательных возможностей".

                                                                                          В. А. Сухомлинский

   Два последних десятилетия – это период становления экологического образовательного пространства. В этот период осуществляется поиск эффективных методов экологического образования, создаются технологии обучения и воспитания детей и молодежи. Эта работа начинается в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.

Экологическое воспитание - сравнительно новое направление дошкольной педагогики. Суть этого направления заключается в следующем: «в период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры - осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни» (С. Николаева).

Дошкольный возраст — оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, у него развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Таким образом, экологическое воспитание помимо воспитания гуманного отношения к природе (развитие экологической культуры, нравственное воспитание), формирования системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие), предполагает также развитие эстетических чувств (умения видеть и чувствовать красоту природы, восхищаться ею, желания сохранить ее), определяющих и обусловливающих, прежде всего заинтересованное отношение к природе.

    Эстетические чувства детей тесно взаимосвязаны с нравственными. Ребенок одобряет прекрасное и доброе, осуждает безобразное и злое, в жизни, искусстве, литературе.  Именно эти психологические особенности детей дошкольного возраста позволяют сделать процесс экологического воспитания с использованием художественно-эстетических средств эффективным и действенным. При этом, прежде чем научить детей видеть красоту в природе и сопереживать ей, надо развивать их эмоциональную сферу, поскольку чувства дошкольников еще недостаточно устойчивы и глубоки, носят избирательный и субъективный характер.

      Художественные средства помогают направить внимание ребенка на самые красивые и завораживающие явления природы и их таинственную целесообразность. Художественные произведения – это неистощимый источник описания природы. Детей привлекают легкие шуточные стихи и песни о временах года, рассказы, загадки, пословицы, поговорки, попевки, потешки, прибаутки, народные игры, отражающие различные природные явления. Детям интересны сказки песни о животных.

Различные виды художественной деятельности: художественная литература и театр (как раз театр и позволяет «войти в жизнь другого персонажа изнутри»), музыкальная и изобразительная деятельность и прежде всего художественные произведения о природе вызывают самые яркие эмоциональные впечатления дошкольников от восприятия природных объектов, глубоко воздействуют на чувства детей.

Умелое сочетание художественного слова, изобразительной, музыкальной и театрализованной деятельности с непосредственными наблюдениями и природно-трудовой деятельностью детей поможет развить у них внимание и интерес к окружающему миру. Неповторима и незаменима роль искусства как одной из форм художественного познания мира, организующей сферу чувств, восприятия природных объектов. Ведь образная яркая речь, красочное изображение и эмоциональная окрашенность образов природы в произведениях искусства повышают эмоциональность восприятия, чем содействуют экологическому воспитанию дошкольников. Образный язык помогает выделить особенности явления, определенные качества предмета, усилить эстетическое восприятие природы.

       Знания о природных явлениях, получаемые на прогулках экскурсиях углубляются и дополняются на художественно-эстетических занятиях. Слушая о наблюдаемых явлениях природы, ребенок сопоставляет действительность и художественные образы, ярче чувствует красоту природных явлений.

Театральные игры, праздники и развлечения экологической направленности также обладают богатым потенциалом в экологическом воспитании дошкольников.

Формирование экологической культуры дошкольников многими исследователями рассматривается в различных видах деятельности: художественной, игровой, музыкальной, театральной.

Эколого-эстетическое воспитание занимает в развитии личности особое место. Одним из важных средств воспитания эстетического восприятия окружающего мира является искусство музыки и театра.

Влияние музыки на формирование у ребенка экологической культуры очень велико. Музыка, как и любое другое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживанием, вести к преобразованию окружающего мира. Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту, многообразие цвета, форм, разнообразие оттенков красок неба, воды, листьев ... Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Природа повседневно воздействует на ребенка. Но малыш многого не замечает, порой его восприятие бывает очень поверхностным. И все же здесь, в царстве природы, он имеет первый чувственный опыт, накапливает ощущения, идущие от самой жизни. Здесь он первооткрыватель, исследователь, а порой и неудачник. Не сразу удается перейти через канавку, перешагнуть через ручеек, так как нет опыта, нет умения оценить расстояние «на глазок». И не от рождения мы знаем, что крапива «кусается», а репейник «пристает» ... Взрослые ведут ребенка по пути познания мира во всем его разнообразии и осознания себя в этом мире. Вот тут – то нам на помощь и приходит детский фольклор.

В настоящее время существует немало литературы в помощь изучению экологии. Сюда можно отнести любую детскую книжку, где в занимательной форме описана жизнь каких-либо животных, растений, явлений природы.

Хорошим материалом в этом плане является сказка. И действительно, сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит вас с окружающим миром, добром и злом. Она – универсальный учитель.

Вы знаете, что сказки бывают разные: волшебные, бытовые, добрые, о животных, растениях, неживой природе и предметах, экологические сказки.

А что такое экологическая сказка?

Экологические сказки несут «экологическую информацию», т.е. дают знания о природе, о повадках животных, о взаимоотношении людей с животным и растительным миром. Они в доступной форме объясняют суть экологических проблем, причины их появления, помогают расширять экологический кругозор, осмыслить окружающий мир и изменения взаимоотношений людей со средой обитания. Помогают открыть способность души человека тонко чувствовать окружающий мир. Они нацелены на формирование у человека бережного отношения к природе.

Чему учат экологические сказки?

Экологические сказки учат:

  • познавать окружающий мир;
  • воспитывать чувство причастности к благополучию в природе;
  • думать о последствиях своих поступков по отношению к окружающему миру, об ответственности за сохранение ее богатства и красоты.

В чем особенность экологических сказок?

Характерной особенностью является сильно-выраженная переработка материала, получаемого из природного окружения.

Почему они интересны детям?

Новизна сюжета, персонажи, самим действием, конечным результатом. А так же элементами, из которых строится экологическая сказка, потому что таковыми являются реальные предметы и взаимоотношения в природе.

Какова их роль?

Экологическая сказка воздействует не только на сознание, но и на чувства ребенка. Она позволяет ребенку более глубоко пережить те, или иные, явления в природе, учит детей научному видению природы.

Так почему пишут экологические сказки?

На основе знаний, которые получают дети через экологическую сказку, могут быть заложены начальные формы осознанного отношения к природе, интерес к ее познанию, сочувствие живому и готовность сохранить его, умение видеть красоту природы в разных ее формах, выражать свое эмоциональное отношение к ней.

Театр как высшая форма воссоздающего художественными средствами реальную жизнь является незаменимым средством в эколого-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста.

Детская музыкальная и театральная педагогика представлена в работах

А.А. Брянцева, В.М. Букатова, Р.А. Быкова, П.М. Ершова, А.П. Ершовой, Ю.П. Киселева, С.В. Образцова, Ю.И. Рубиной, А.И. Савостьянова, Н.И. Сац, В.С. Фридман, Е.К. Чухман и других авторов. Их творческое наследие позволило осветить роль и место в воспитании эколого-эстетической театральной культуры дошкольников различных видов музыкально-театрализованной деятельности - актерское, певческое, танцевальное, художественное творчество.

Экологическое воспитание детей в процессе занятий в образовательной области «Музыка».

Музыка имеет первостепенное значение в развитии способности к эмоциональному восприятию окружающего мира. Недаром величайшие композиторы прошлого и современности в своём творчестве теме природы

отводили большое место. Нам известны музыкальные циклы «Времена года» П.И. Чайковского, А. Вивальди, А.К. Глазунова. В них авторы с помощью музыкальных средств рисуют яркие, красочные и поэтические картинки природы.

Тема экологии в повседневной жизни всегда рядом с детьми в любых видах музыкальной деятельности. Слушание музыки обязательно сочетается с танцевальными движениями. Представляя себя то бабочкой, то птичкой, то дождинкой или снежинкой, ребёнок в пластике ещё и ещё раз переживает состояние образа, эмоциональную окраску, которую даёт музыка.

Уже в раннем возрасте дети воспринимают образы животных в игрушках, а взрослые, обыгрывая их, напевают потешки, песенки-прибаутки, считалочки, песенки-небылицы («Кисонька-Мурысонька», «Сорока-ворона», «Идёт коза рогатая» и т. д.).

Дети постарше с удовольствием слушают и поют песенки про животных, птиц и насекомых («Песенка про кисоньку» Б. Брянского, «В траве сидел кузнечик» Н. Носова, «Птичка» Д. Тухманова и т. д.).

Дети сопереживают зайке, который заболел («Зайка болеет» В.Сидорова). Дети подражают в песенках крику и пению животных. Из дидактических музыкальных игр они узнают, что кошка – это мама котят, а курочка – мама цыплят, как нельзя обижать своих мам, так и нельзя обижать животных.

В процессе занятий формируется и любовь к растительному миру. Дети выполняют музыкальные этюды, изображая деревья, цветы и животных. Слушают и поют песни о том, как красив наш край, о солнце, о листве – обо всём, что нас окружает.

Использование музыки на занятиях по экологическому воспитанию приводят к замечательным результатам. Использование разных видов музыкальной деятельности способствует более успешному формированию у детей дошкольного возраста экологического сознания и экологического отношения к природе, растениям и животным. Музыка оказывает большое влияние на чувства дошкольников, учит любить, ценить, уважать, сопереживать. Чем раньше ребёнок соприкоснётся с музыкой, тем успешнее будут решаться задачи экологического воспитания.

Музыка – величайший источник эстетического и духовного наслаждения. Она сопутствует человеку на протяжении всей его жизни, вызывает эмоциональный отклик, взволнованность, стремление к действию. Учитывая огромное воздействие музыки на эмоции и стремление ребенка понять и почувствовать ее содержание, особенно важно использовать на занятиях по экологии музыкальные произведения, художественно конкретно отображающие близкую и доступную им действительность окружающей природы.

Воздействуя на чувства и мысли людей, музыка способствует эмоциональному познанию окружающего мира и помогает его преобразованию и изменению.

Воспитание чувств у детей является одной из наиболее важных педагогических задач, не менее важной, чем развитие умственных способностей.

От чувств и эмоций зависит отношение ребенка к окружающему миру, а значит и формирование экологической культуры.

Народная культура, традиции, праздники, игры, а также сказки всегда отражали особенности восприятия природы и отношения к ней человека.

Музыкальный театр, как технология формирования экологической культуры дошкольников.

Экологическое воспитание – это единство сознания и поведения гармоничного с природой, - это воспитание нравственности, духовности и интеллекта. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Ответственное отношение к природе – сложная характеристика личности, что означает понимание законов природы. Она проявляется в понимании соблюдения нравственных и экологических принципов природопользования по изучению и охране среды, в пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей среде.

Работу по осознанно-правильному отношению к природным явлениям и объектам, которые окружают ребёнка, необходимо начинать как можно раньше, при этом используя новые подходы к воспитательно - образовательной деятельности. Эффективный путь освоения экологической культуры состоит в том. Чтобы не только передавать знания, а формировать способ мышления, необходимый для решения и прогнозирования существующих проблем. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей – большой потенциал их всестороннего развития.

Наряду с традиционными формами работы, такими как наблюдения, проведение опытов, чтение художественной литературы на экологическую тематику, прогулки и экскурсии, игровые обучающие ситуации, экологические занятия, большую роль в формировании экологической культуры играет приобщение детей к эколого-природоведческому образованию посредством экологических сказок и музыкального театра.

Для экологического воспитания сказка – относительно новое явление: она как бы противоположна природной действительности. В сказке возможно всё, в ней происходят нереальные события, чудесные превращения. В природе, наоборот, всё взаимосвязано, её характеризует течение и смена строго закономерных явлений, событий. Именно поэтому в системе методов экологического воспитания ведущими являются наблюдение за живой природой, практическое взаимодействие с растениями и животными, непосредственно окружающими детей.

Дошкольный возраст – возраст сказок. Это наиболее любимый детьми литературный жанр, поэтому в формировании экологической культуры целесообразно применить сказку. Приоритетной задачей экологических сказок является представление у детей целостно-окрашенного мира как дома, своего и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит формирование в сознании детей современной экологически ориентированной картины мира, чувства уважения к природному окружению.

Экологические сказки в доступной форме объясняют суть экологических проблем, причин их появления, помогают осмыслить окружающий мир и изменения взаимоотношения людей со средой обитания. В них в занимательной форме описана жизнь животных, растений, явлений природы. Экологическая сказка не только развлекает, но и ненавязчиво воспитывает, знакомит ребёнка с окружающим миром, добром и злом. Если в сказку внесены некоторые биологические знания и понятия о взаимоотношениях живых организмов между собой и окружающей средой, то она будет источником развития основ экологической культуры и экологических понятий. В занимательной форме сказки знакомят детей с планетой Землёй, с е природой, с природными явлениями, их взаимосвязью, с некоторыми понятиями экологии.

После чтения художественных произведений организованные беседы, цель которых – помочь детям глубже осознать явления природы, обобщают и систематизируют знания о прочитанном. Главное в любой сказке – это мораль.

Сказка учит нравственности и доброте, сказку можно обсудить, инсценировать,

по её мотивам можно поставить кукольные спектакли, создать серии иллюстраций. Сюжет любой экологической сказки можно использовать для ролевой игры, театрализованного представления.

Одним из инновационных направлений работы ДОУ по экологическому воспитанию является экологический театр и музыкальная сказка, открывающие широкие возможности творческого поиска, результатом которого становятся не только новые постановки, но, прежде всего, новые знания о природе, эмоциональные впечатления.

Задачами экологического театра являются:

¬ совершенствование форм и повышение эффективности работы по экологическому воспитанию;

¬ развитие творческих способностей детей;

¬ вовлечение детей в активную природоохранную деятельность;

¬ активизация детей и родителей, привлечение их внимания к проблемам окружающей среды.

Основу экологического театра представляет музыкальная сказка, обладающая мощным воспитательным и творческим потенциалом. Это одна из инновационных форм экологического образования и воспитания дошкольников.

Новизна музыкальной сказки состоит в том, что проблемы окружающей среды дети раскрывают посредством костюмированных театральных постановок с включением песен, танцев, образного слова, которые положительно воздействуют на эмоции детей. Поэтому специально подобранная по содержанию сказка будет хорошим дополнением к наблюдениям за живыми объектами в природе. Занятия экологическим театром предоставляют возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним.

В настоящее время постановка детских музыкальных сказок, как форма работы музыкально-экологического развития детей, особенного популярна. Опыт показал: наиболее привлекательным для детей сценическим жанром является мюзикл. Это особый сценический жанр, где в неразрывном единстве сливаются литературное, музыкальное, вокальное, хореографическое и пластическое искусство. Их сочетание и взаимосвязь придают мюзиклу особую динамичность. Зрители и слушатели испытывают на себе воздействие сюжета литературного произведения, лежащего в основе либретто спектакля. Декорации и костюмы, создающие зрительный образ спектакля, погружает их в атмосферу реальности, в которой разворачивается сюжет. Эмоциональное переживание происходящих на сцене коллизий во много раз усиливается литературными монологами и музыкой. Такой спектакль требует длительной подготовки.

1 этап. Самое сложное - поиск экологической сказки, которая бала бы интересна детям и составление сценария, в котором будут задействованы и смогут проявить себя все дети. На данном этапе педагогом продумываются диалогические, вокальные и хореографические номера, подбираются музыкальные заставки, распределяются обязанности: ответственные за выразительное чтение текста, за костюмы, исполнителей взрослых ролей.

2 этап. Самое ответственное - распределение ролей. Кандидаты на роли должны, по возможности, соответствовать образу своего персонажа (голос и внешность). На главные роли выбираются дети, обладающие артистическими способностями, хорошей памятью и имеющие музыкальные способности. Менее подготовленным детям предлагаются второстепенные роли. Каждый ребенок должен почувствовать, что даже небольшой эпизод очень важен.

3 этап. Разучивание текста, песен и танцев. На данном этапе отводится достаточное количество времени для репетиций с каждым героем отдельно, массовых сцен, включая музыкальное оформление и хореографические номера, а также выстраивание мизансцен. Репетиции необходимо превратить в радостное творчество, чтобы сложный процесс стал для детей интересным занятием. Если персонажи музыкальной сказки обыгрываются детьми по очереди, то текст не требует специального разучивания. Воспитанники постепенно, самопроизвольно запоминают роли всех героев, поэтому проблема замены отсутствующего ребенка решается просто: любой может сыграть эту роль. У детей поддерживается интерес к сказке долгое время, если менять подходы к разучиванию: читать текст с обыгрыванием эпизодов, проводить этюды и упражнения, пантомимы.

4 этап. Генеральная репетиция проходит в костюмах, со всеми атрибутами, декорациями, чтобы дети чувствовали себя свободно и уверенно.

Таким образом, музыкальный экологический театр, оказывает огромное

влияние на становление личности ребенка, формирование его экологической культуры, развитие его эмоциональной сферы, творческих способностей, умение понимать прекрасное в природе и взаимоотношениях другими людьми. Постановки музыкальных сказок способствуют проявлению самостоятельности, развивают фантазию, умение мыслить музыкальными образами. А главное, в процессе творческой работы с детьми театрализованная деятельность и музыка приоткрывают детям дверь в храм искусства, называемый музыкальным театром.

В заключении скажем, что при создании экологических сказок, необходимо учитывать специфику детского возраста. В сказках растения, деревья, горы и животные разговаривают, совершают плохие и хорошие поступки, вызывающие у маленьких слушателей сочувствие, гнев, досаду, нежность и радость.

Сказки должны быть доступны детям, а их изложение отличаться выразительностью, при котором могут быть использованы обычные сказочные приемы и известные персонажи.

 «Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».

В. А. Сухомлинский.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы педагогического коллективва по художественно-эстетическому направлению развития дошкольников

В статье представлены основные виды органиации детской деятельности по художесственно- эстетическому развитию, работа педагогов дополнительного образования по изодеятельности, ритмике и в компьютерном...

Инновационная педагогическая технология в художественно – эстетическом направлении развития дошкольников.

Развитие и совершенствование личности ребенка невозможно представить без реализации ее эстетических и творческих потребностей. Этим целям созвучна природа творческого развития в системе эстетического ...

Консультация для родителей "Роль сказки в музыкально-художественном развитии дошкольников"

Консультация для родителей "Роль сказки в музыкально-художественном развитии дошкольников"...

Консультация для педагогов " Развитие художественно-эстетического творчества у дошкольников"

Если театр начинается с вешалки, то детский сад – с территории. С первых шагов ребенок попадает в удивительный мир! Эстетическое оформление прогулочных участков, наполнение их нестандартными формами (...

Консультация «Сюжетные музыкальные игры – как средство художественно – эстетического развития дошкольников»

Игра - основной вид деятельности дошкольника, она  оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В игре дети овладевают новыми навыками и умениями. Именно в игре достигается пол...

Консультация для педагогов «Современные подходы к художественно-эстетическому развитию дошкольников»

laquo;Истоки творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: че...