Родительское собрание в старшей группе
материал (старшая группа) на тему

Горбунова Юлия Сергеевна

           Тема: «Развитие речи детей»

Цели и задачи проведения собрания:

- Раскрыть значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка.

- Расширить представление родителей о речевом развитии детей 5-6 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание в старшей группе

           Тема: «Развитие речи детей»

Цели и задачи проведения собрания: 

- Раскрыть значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка.

- Расширить представление родителей о речевом развитии детей 5-6 лет.

- Познакомить с речевыми играми для их использования в домашних условиях.

- Привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях.

                                                                 

Использованная литература: Л.В.Минкевич «Родительские собрания в детском саду» старший дошкольный возраст.

Предварительная работа: 

Анкета для       родителей;

Раздаточный материал(памятки);

Консультации в родительский уголок.

     

Повестка собрания:  

1. Особенности развития детей от 5до 6 лет.(развивающие игры). презентация.

2.  Средства развития речи

3.Памятки:

 «Как читать детям».

"Что должны дети знать и уметь к концу старшей группы"

« Изготовление памятки по развитию речи ребенка 5-6 лет.»

(раздать родителям)

4.  Вопросы организационные.

Информация о литературе, которую можно читать по возрасту.

Информация о стихотворениях, которые можно учить.

Информация о произведениях для пересказа.

                                         Ход собрания:

Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада всех вас сегодня видеть на нашем родительском собрании.

Оно посвящено теме «Развитие речи наших детей». Почему было принято решение обратить ваше внимание и привлечь вас  к проблеме развития речи ребёнка? До школы осталось немного времени – 1 год. Все вы знаете, что поступая в 1 класс, ребёнок проходит собеседование, тестирование со школьным психологом, учителями. На что в первую очередь обращает внимание при этом: на речь ребёнка, как рассуждает, объясняет, доказывает, как строит предложения, согласовывает ли слова в предложении, насколько богата и разнообразна речь ребёнка.

Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – явление очень редкое. Дети усваивают родной язык, подражая речи окружающих. К сожалению, многие родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотёк.

Вспомните то время, когда ваш ребёнок был совсем маленький (около 1 года). Как мы переживали за речь? Ждали, когда произнесёт первое слово? Когда начнёт активно говорить, как быстро пополнится словарный запас? Да?

И сейчас, часто ли мы задумываемся о том, как развита речь ребёнка? Как плавно, логично выражает он свои мысли, рассуждает? Беспокоит ли нас это сейчас?

Если «да»: (Мы очень рады, что вас беспокоит это вопрос, эта проблема и поэтому решили посвятить наше собрание развитию речи детей).

Если «нет», не задумываемся: (Очень жаль, поэтому вопросу развития речи детей нужно уделить пристальное внимание. Вы согласны?).

У некоторых родителей нет достаточного времени пообщаться с ребёнком, поиграть, позаниматься с ним.

Что дома делать надо:

  1. В первую очередь, разговаривая с ребёнком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть чёткой и внятной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребёнок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью.
  2. Во-вторых, как можно чаще общайтесь с ребёнком. И если вы заметили, что у ребёнка возникают проблемы с речью, не бойтесь обратиться к специалистам (логопеду, психологу, невропатологу, психиатру).
  3. Чаще читайте ребёнку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребёнка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. И помните, что ваше произношение должно быть чётким и ясным, выразительным и обязательно обсуждайте прочитанное.
  4. Задумайтесь, как часто вы говорите ребёнку эти фразы:                                                                

                                      

  1.  - Ты очень многое можешь!  
  2.  - Я помогу тебе.                                                      
  3.     – Я радуюсь твоим успехам.                                         

 Задание родителям и детям.

Конечно, все дети любят сказки: слушать, пересказывать, драматизировать. Мы предлагаем вам – сочините с ребёнком свою сказку, запишите её тетрадь или блокнот, а ребёнок будет иллюстратором этих сочинений. Получится замечательная книга – ваша и вашего ребёнка. 

Основные задачи речевого развития детей 5-6 лет

Задачи на развитие свободного общения с взрослыми и детьми:

-Развивать умение игрового и делового общения со сверстниками, желание участвовать в совместной коллективной деятельности.

-Развивать умение учитывать в процессе общения настроение, эмоциональное состояние собеседника.

-Развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей.

-Расширять представления детей о правилах речевого этикета и способствовать осознанному желанию и умению детей следовать им в процессе общения.

Задачи на развитие всех компонентов устной речи детей в различных видах детской деятельности:

-Развивать связную монологическую речь: учить детей составлять повествовательные рассказы по игрушкам, картинам, из личного и коллективного опыта.

-Стимулировать и развивать речевое творчество детей.

-Развивать умение участвовать в коллективных разговорах.

-Развивать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей.

-Развивать умение замечать ошибки в речи сверстников и доброжелательно исправлять их.

-Воспитывать интерес к языку, желание говорить правильно.

-Воспитывать интерес к письменным формам речи.

-Поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе.

Задачи на практическое овладение нормами речи (освоение речевого этикета):

-Стимулировать желание самостоятельно выполнять основные правила речевого этикета.

-Расширять представления детей о культуре речевого общения.

-Развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия.

Достижения ребенка к концу учебного года

  • Ребенок проявляет инициативу и активность в общении; решает бытовые и игровые задачи посредством общения со взрослыми и сверстниками; узнает новую информацию, выражает просьбу, жалобу, высказывает желания, избегает конфликта; без напоминания взрослого здоровается и прощается, говорит «спасибо» и «пожалуйста».
  • Инициативен в разговоре, отвечает на вопросы, задает встречные. Проявляет интерес и самостоятельность в использовании простых форм объяснительной речи.
  • Все звуки произносит чисто, пользуется средствами эмоциональной и речевой выразительности.
  • Самостоятельно пересказывает рассказы и сказки, с небольшой помощью взрослого составляет описательные и сюжетные рассказы, сочиняет загадки.
  • Проявляет словотворчество, интерес к языку, различает понятия «слово» и «звук». Вычленяет первый звук в слове, слышит слова с заданным первым звуком. Различает на слух гласные и согласные звуки.

Работа по развитию речи ребёнка в дошкольном учреждении осуществляется в разных видах деятельности; на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях; вне занятий – в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни.

И сейчас мы предлагаем вам окунуться в детство и на мгновенье превратиться в детей. Все вы за ранее получили пригласительные билеты в путешествие по островам развития речи. Мы отправляемся на корабле под названием «Детство» в путешествие на острова «развития речи».

(педагог проводит с родителями упражнение на релаксацию).

Игра  «Речевого развития»

Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений природой. Природа имеет уникальные возможности для развития речи детей (педагог предлагает родителям ответить на вопросы, подобрать эпитеты к словам).

Игра «Подберите эпитеты к словам»

-снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т.д.)

-родитель (вежливый, замечательный, открытый, сердечный и т.д.)

-ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т.д.)

-ребенок (веселый, добрый, радостный и т.д.)

Игра «Назови предмет»

Тут, конечно, каждый знает, что каким у нас бывает.

Перебрасывая мяч различными способами, педагог задает вопрос, на который   взрослый, поймавший мяч, должен ответить и вернуть мяч капитану корабля. Педагог, в свою очередь, перекидывает мяч следующему родителю, ожидая ответа от него.

1. Что бывает круглым? (мяч, шар, сыр…)

 2. Что бывает длинным? (шарф, пальто, шнурок…)

 3. Что бывает гладким? (стекло, зеркало…) и т.д.

В дошкольном возрасте дети активно осваивают окружающий мир, в результате чего формируется восприятие, развивается речевая культура. Хорошо развитая речь помогает дошкольнику лучше передавать свои мысли, эмоции, переживания, объяснить собственную позицию. Речевое развитие не является обособленным процессом, напротив, развитие фантазии, воображения, формирование произвольной памяти, умение внимательно слушать произведения художественной литературы, сконцентрироваться и ответить на вопросы по тексту - всё это способствует формированию и развитию речи.

Художественные тексты являются хорошим помощником родителям и педагогам в развитии речи ребёнка. Рассказывайте, читайте детям сказки, стихи, рассказы.

А хорошо знакомые сказки можно и проиграть.

Большую роль в развитии речи детей играет развитие интонационной выразительности речи. Интонационной выразительностью дети овладевают к пяти годам. Но, как правило, в детском саду при разучивании стихов, песен, инсценировок мы сталкиваемся с монотонностью, невыразительностью детской речи.

Я предлагаем вам, уважаемые родители, познакомиться с памяткой «Как читать детям». (раздать родителям)

1.  Перед прослушиванием художественного произведения необходимо убрать из поля зрения ребёнка все интересные игрушки, занимательные бытовые вещи-всё то, что может помешать, ребёнку слушать рассказ или сказку. 

2. Художественный текст должен быть подобран в соответствии с возрастом и индивидуальным способностями ребёнка.

3. Знакомство с литературным произведением происходит на слух, поэтому взрослому следует особое внимание уделять умению выразительно читать делать логические ударения в нужных местах, соблюдать паузы. 

4. Показывайте ребёнку красочные иллюстрации, которые помогут лучше воспринимать текст. В дошкольном возрасте всё воспринимается практически буквально, значит, выбирая книгу, обращайте внимание на то, чтобы иллюстрации были как можно более реалистичны.

5. Во время прочтения произведения желательно не отвлекаться на посторонние дела. Помните, что дети способны активно и продуктивно заниматься одним видом деятельности около15 минут. Найдите эти 15 минут для своего ребёнка. 

6. Обязательно задайте ребёнку вопросы по прочитанному. 

7. Прививайте ребёнку с детства любовь к книге, бережное отношение к ней.

Практическая часть Предлагаем игры и упражнения, способствующие развитию мелкой моторики.

Статические упражнения:

  • «Кольцо»: соединить большой и указательный пальцы вместе, остальные пальцы поднять вверх. Пальцы в данном положении удержать под счёт до 10 (3 раза). Задания выполняются в медленном темпе, 1р., 2 р. Во время занятий нужно учитывать индивидуальные особенности ребёнка, возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы занятие приносило положительные эмоции.
  • «Коза»: вытянуть вперёд указательный палец и мизинец. При этом средний и безымянный пальцы прижаты большим пальцем к ладони (2-3 раза под счёт до 10).
  • «Три богатыря»: поднять вверх указательный, средний, безымянный пальцы, соединенные вместе. При этом большой палец удерживает мизинец на ладони (3 раза под счёт до 8).
  • «Заяц»: вытянуты вверх средний и указательный пальцы. При этом мизинец и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони (3 раза под счёт до 10).
  • «Вилка»: вытянуть вверх три пальца (указательный, средний, безымянный) расставлены врозь. При этом большой палец удерживает мизинец на ладони (1 раз под счёт до 10).
  • Сила тонуса. «Сожми мои ладони так крепко, как сильно любишь меня».

Словесная игра «Почемучка» (педагог проводит игру с родителями)

Определить, из каких слов состоят слова: самосвал, пылесос, самолёт, мясорубка, сороконожка, босоножка, соковыжималка, листопад, снегопад, мотокросс.

Итог.  Может у вас возникли вопросы? Или кто-то хочет поделиться семейным опытом речевого развития своего ребенка?

Окончание родительского собрания, подведение итогов, рефлексия.

Очень важно на этом этапе дать родителям высказаться о чувствах и эмоциях, полученных на собрании.

Скажите несколько слов, впечатлений о сегодняшней встрече.

        Звучит музыка, родители проводят оценку данного мероприятия.

Самодиагностика педагога по рефлексии полученного опыта организации взаимодействия с родителями в рамках родительского собрания.

Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями, родительское собрание «Речевое развитие детей» я провела в нетрадиционной форме. Очень тщательно к нему готовилась, ведь успех собрания во многом обеспечивается его подготовкой.

Подбирала музыку, готовила пригласительные билеты, постаралась создать в группе атмосферу добра, уюта и тепла. Начиналось оно с приветствия и благодарности что они пришли, значит, тема нашего собрания им небезразлична. Музыкальное сопровождение, доброжелательный тон повествования способствовали созданию доверительной атмосферы, помогли родителям откровенно говорить о проблемах.

Родители были вовлечены в путешествие на протяжении всего собрания активно принимали участие, выполняли задания на всех островах, на которых они побывали. Мероприятие готовилось по конкретному плану, каждый этап был заранее продуман, расписан.

Родители познакомились с задачами речевого развития детей 5-6 лет, получили рекомендации по развитию речи, им были предложены игры и игровые упражнения по развитию речевой активности, слухового внимания, провела мастер- класс и пальчиковые игры на развитие мелкой моторики.

 Подводя итоги мероприятия. На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в работе с родителями. Использование различных форм работы дало определенные результаты. В результате проделанной работы, использовании различных форм и методов общения с родителями повысилась педагогическая грамотность родителей. Теперь они ощущают себя более компетентными, в речевом развитии детей.

Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями

Приложение:

                     

Анкета

Уважаемые родители, ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы или подчеркните ответ.

1.  Ф.И.О. вашего ребёнка...........................................................................................................................                              2. Сколько детей воспитывается в семье?.................................................................................................                                3. Имеется ли у ребёнка, посещающего детский сад, своя комната или игровой уголок? ........................................................................................................................................................................                                 4. Имеются ли в игровом уголке:     художественная литература;                                                                  .                         .                                  произведения народного фольклора.                                                                               5. Напишите названия сказок............................................................................................................................................................. стихов.............................................................................................................................................................. загадок.............................................................................................................................................................                   ,которые знают ваши дети.                                                                                                                                                         6. Ежедневно ли вы читаете своему ребёнку? В какое время суток?........................................................                                                                                    

 7. Обращаете ли вы внимание ребёнка на яркие иллюстрации книг, их содержание и смысл? ...........                      

 8.Задает ли ваш ребёнок вопросы после чтения или рассматривания книжек?....................................                        .   Задаёте ли вы вопросы после чтения? .......................................................................................................                  

 9. Как часто вы покупаете художественные книги своему ребёнку........................................................                           10. Кто из членов вашей семьи посещает библиотеку?.............................................................................                           11. Берёте ли вы детские книги из библиотеки для вашего ребёнка?......................................................                           12. Что из перечисленного считаете важным для своего ребёнка:                                                                              привитие любви и бережного отношения к книгам;                                                                                                         игра в компьютер;                                                                                                                                                             просмотр телевизионных передач (каких)?                                                                                                                            13. Сколько времени в день ваш ребёнок проводит перед:                                                                                телевизором;  ...............................................                                                                                                                                                    компьютером;...............................................                                                                                                                                                                 планшетом; ..................................................                                                                                                                                                телефоном.....................................................                                                                                                                                14. В каком возрасте впервые заговорил ваш ребёнок? ……………………………………………………     

15. Довольны ли вы словарным запасом ребёнка?.   ………………………………………………………..     

 16. Достаточно ли развита его речь?..................................................................................................................

17. Работаете ли вы дома над развитием речи ребёнка? Каким образом?.................................................................... ……………………………………………………………………………………………………………………………..

18. Есть ли проблемы у вашего ребёнка в звукопроизношении?..................................................................................

                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

                                           

                                                                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в старшей группе. Тема : Итоговое собрание по результатам мониторинга.

Родительское собрание в старшей группе.  Тема : Итоговое собрание по результатам    мониторинга. Цель : Создание положительного эмоционального    настроя у...

Конспект родительского собрания в старшей группе. Тема: « Развитие речи детей в старшей группе»

Задачи:1.     Расширить знания родителей о речевых особенностях детей 6-го года жизни;2.     Формировать знания родителей о значении развития правильной речи де...

Родительское собрание в старшей группе. Тема: «Начало учебного года – начало нового этапа в жизни детского сада и воспитанников старшей группы».

Родительское собрание в старшей группе.Тема: «Начало учебного года – начало нового этапа в жизни детского сада и воспитанников старшей группы»....

Сценарий родительского собрания в старшей группе «В лучах родительского солнца» (отношения: взрослые – ребёнок)

Сценарий родительского собрания в старшей группе«В лучах родительского солнца» (отношения: взрослые – ребёнок)...

"Старшая группа, что это значит" - сценарий родительского собрания в старшей группе

Предлагаю вашему вниманию сценарий родительского собрания в старшей группе на первый квартал учебного года. Одной из главных задач считаю - содействовать эмоциональному сближению всех участников образ...

Родительское собрание в старшей группе. Тема: «Начало учебного года – начало нового этапа в жизни детского сада и воспитанников старшей группы».

Родительское собрание в старшей группе. Тема: «Начало учебного года – начало нового этапа в жизни детского сада и воспитанников старшей группы»....