Главные вкладки

    Конспект родительского собрания в старшей группе. Тема: « Развитие речи детей в старшей группе»
    материал (старшая группа) по теме

    Тихонова Ольга Николаевна.

    Задачи:

    1.     Расширить знания родителей о речевых особенностях детей 6-го года жизни;

    2.     Формировать знания родителей о значении развития правильной речи детей;

    3.     Побуждать родителей, помогать ребенку устанавливать взаимоотношения со сверстниками и младшими детьми;

    4.     Ориентировать родителей на ценность домашнего чтения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл roditelskoe_sobranie.docx35.54 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

    учреждение «Детский сад» с. Добровольсское

    Конспект родительского собрания в старшей группе.

    Тема: « Развитие речи детей

    в старшей группе»

                                                                                      Воспитатель: Тихонова.О.Н.

                                       

    с. Добровольское

    2017г.

    Конспект родительского собрания в старшей группе

    Тема : « Развитие речи детей в старшей группе»

    Задачи:

    1. Расширить знания родителей о речевых особенностях детей 6-го года жизни;
    2. Формировать знания родителей о значении развития правильной речи детей;
    3. Побуждать родителей, помогать ребенку устанавливать взаимоотношения со сверстниками и младшими детьми;
    4. Ориентировать родителей на ценность домашнего чтения.

    Предварительная работа:

    • Оформить группу пословицам о языке, памятку на каждого родителя « Как читать детям».
    • Оформить выставку литературы по развитию речи детей.

    План:

    1. Организационный момент.
    2. Сообщение воспитателя: « Развитие речи шестилетнего ребенка.          Развитие интонационной выразительности.                                 Художественное слово в воспитании дошкольника».
    3. Практикум.
    4. Чтение детьми стихотворения С.Михалкова « А что у вас?»
    5. Памятка : «Как читать детям».
    6. Итог. Обмен мнениями.

    Ход собрания:

          На мольберте обозначена тема собрания. Родителей приглашают в группу. Группа оформлена пословицами и поговорками о речи и языке:

    Язык до Киева доведет.

    В добрый час молвить, а в худой промолчать.

    Мал язык, да всем телом владеет.

    Выстрелив, пулю не поймаешь, а слово сказав, не схватишь.

    Кто говорит, тот сеет.

    С тобою разговориться, что меду напиться.

    Слово не стрела, а сердце сквозит.

    Без языка и колокол нем.

    Не пройми копьем, а пройми языком.

    Язык без костей работает на хозяина и на гостей.

    Язык впереди ног бежит.

    Организационный момент:

          Воспитатель предлагает родителям стать в два круга друг против друга парами. Один круг двигается вправо, а другой влево. Двигаясь в противоположные направления, родители здороваются рукопожатиями с напротив стоящими, говоря: «Здравствуйте, я рад(а) вас видеть», называя свое имя. Поприветствовать друг друга, предлагается речевая игра « Комплименты», которая поможет снять напряжение и создать обстановку раскованности среди присутствующих.

          Уважаемые родители!

          Мы рады вам.  Спасибо что вы нашли время и пришли на родительское собрание. Сегодня нам предстоит разговор одного из важнейших познавательных процессов человека – речи.

         Думаю, никто не станет возражать против того факта, что речь имеет огромное значение в общем развитии ребенка, в становлении его успешной личности, его будущего.

    Развитие речи – это самое важное приобретение ребенка в дошкольном возрасте. Хорошо развитая речь помогает легче воспринимать знания, получаемые в детском саду, в школе, дома, помогает в общении со сверстниками и взрослыми

     

    Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающим миром. Он может понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами. Неясная речь ребенка затрудняет его общение и накладывает на характер ребенка много комплексов, которые будут нуждаться во внимании специалистов, таких как логопед, дефектолог, психолог и других. У ребенка с неразвитой речью падает любознательность, чем особенно характерен дошкольный возраст.

    К сожалению, не у всех детей речь развивается в соответствии с возрастными нормами, у многих имеются трудности в усвоении тех или иных категорий речи, нарушения в формировании речевых компонентов. Предлагаю вашему вниманию наиболее актуальные проблемы, характерные для многих детей старшего дошкольного возраста:

    1.Бедный словарный запас;

    2. Недостаточно сформированный фонематический слух и фонематическое восприятие: Фонематический слух – умение слышать и различать звуки в потоке речи в различном линейном порядке (вдох-вход, сон-нос), в словах близких по звучанию, но разных по смыслу (цапля-капля, башня-пашня Фонематическое восприятие – звуковой анализ, который лежит в основе овладения процессом обучения  грамоте: это способность определять наличие или отсутствие звука в слове; способность определять место положения звука в слове; способность определять последовательность звуков  и их количество в слове.

    3. Грамматические ошибки и ошибки в звукопроизношении;

    4. Невыразительная, интонационно мало окрашенная речь;

    6. Несформированная связная речь (односложная, состоящая из одних простых предложений; неспособность построить сюжетный или описательный рассказ за заданную тему, пересказать текст).

    В детском саду уделяется большое внимание развитию речи, но без помощи родителей, без вашего тесного общения с ребенком, без вашего примера красивой, грамотной речи, нам не удастся справиться со всеми трудностями. Ведь именно у вас, в первую очередь, ребенок учится говорить, именно вам он подражает в своем общении.

          И чтобы понять, чем же мы занимаемся с детьми и как мы можем заниматься развитием речи дома, мы приглашаем вас в небольшое путешествие, в которое мы отправимся на поезде. Данные игры по развитию речи детей дошкольного возраста, позволяют ребенку научиться сравнивать предметы, объекты, явления, способствуют развитию речи, наблюдательности и умению познавать многоплановую сущность окружающей действительности.

         

    Воспитатель:

    • Итак, отправляемся в путешествие на поезде.
    • Ну вот мы и приехали на первую станцию, которая называется « Станция слов». На этой станции дети обогащают свой словарный запас(узнают новые и интересные слова), также упражняются(подбирают к существительным прилагательные, а к прилагательным существительные).

    Игра « Подбери прилагательные к существительным» (игра с мячом).

    ( Я говорю существительное, вы прилагательное).

    Яблоко – какое оно – вкусное, румяное, сладкое, кислое и т.д.

    Снег – какой он – пушистый, белый, холодный и т.д.

    Вода – какая она – прозрачная, чистая, холодная, голубая, мутная и т.д.

    Солнце – какое оно – яркое, желтое, теплое, круглое и т.д.

    • А так же на этой станции дети учатся подбирать слова с противоположными значениями.

    Игра « Противоположности», «Антонимы».

    Детям раздаются карточки .

    Например: длинный – короткий.

    И дети должны найти свою противоположную пару.

    • Какие вы молодцы. На какой мы сейчас станции были?
    • «Станция слов»
    • Правильно, а сейчас отправляемся дальше, на следующую станцию, которая называется « Станция звуков».

    Садимся в поезд со словами « чух –чух –чух», поехали на следующую станцию.  На этой станции дети учатся правильно и отчетливо произносить все звуки.

    • Давайте мы поучимся и поиграем в игру « Назови слово со звуком "М"» (корзина, мешки с песком).
    • Ой, какие вы молодцы!

    А также дети учатся определять места звука в слове ( начало, середина, конец).

    Игра « Определи звук [д] в слове». 

    • Если вы услышите слово со звуком [д], вы хлопаете, затем определяем, где был звук.

          Дом - [д]- в начале слова; дятел-[д]-в начале слова; дедушка -[д]-в начале и в середине слова; деревня -[д]- в начале слова; тетрадь-[д]- в конце слова; смородина -[д]- в середине слова; виноград -[д]- в конце слова.

    • Добро пожаловать на следующую станцию, которая называется                      « Станция Грамматики».

          На этой станции дети учатся связывать слова в предложения, закреплять правильное произношение слов. Знакомятся с разными способами образования слов. Давайте и мы с вами познакомимся и поиграем в игру.

    Игра « Где живут продукты?»

    ( у каждого продукта есть свой домик , угадай название домика)

          Сахар –(ница); хлеб – ( ница); масло – (ница); соль – ( онка); - перец, чай, кофе, салат, конфеты.

    А также учатся образовывать однокоренные слова, т.е. похожие друг с другом, например: медведь – медвежата.

    Давайте и мы поучимся с вами придумывать слова похожие друг на друга.

    Игра « Продолжи цепочку».

         Чай – чайник – чайничек.

         Кофе – кофейник – кофейничек.

         Нож, ковш, таз, кувшин.

    Также дети на этой станции учатся составлять сложные и простые предложения.

    Игра « Составь предложения из набора слов».

    • отправляться дальше на последнюю станцию, которая называется «Сказки – рассказки».
    • Добро пожаловать на следующую станцию, которая называется           «Сказки –рассказки». На этой станции дети учатся беседовать, высказывать свое мнение, учатся пересказывать небольшие сказки, рассказы. И мы давайте с вами попробуем рассказать и обыграть сказки.

    Игра « Расскажи и обыграй сказку».

    ( родители делятся на 2 команды, каждой команде выдается картинка сказки, они должны рассказать и обыграть сказку).

    • Вы такие молодцы! как вы интересно рассказали и обыграли сказку. Вам понравилось? ( ответы родителей)

          Большую роль в развитии речи играет развитие интонационной выразительности речи. Интонационной выразительностью дети овладевают к пяти годам. Но как правило, в детском саду при разучивании стихов, песен, инсценировок мы сталкиваемся с монотонностью, невыразительностью детской речи. В большинстве это связанно с тем, что дети не всегда осознают значение интонации для передачи смысла высказываний и своего отношения к происходящему. Попробуйте прочитать ребенку один и тот же текст по - разному : монотонно и с интонацией. Ребенок сразу поймет разницу. Поэтому так важно при чтение произведений детям обращать внимание на выразительность, темп своей речи. Объясните ребенку, что интонация помогает точно передать свои мысли и чувства, отношение к другим людям.

    Интонация включает в себя:

    • Мелодика ( повышение и понижение голоса)
    • Темп ( ускорение или замедление скорости произнесения фразы)
    • Ритм ( чередование ударных)
    • Тембр ( эмоциональную окраску голоса)
    • Логическое ударение ( выделение наиболее важного по смыслу слова)

    Обратить внимание родителей на то , как дети, используют приемы интонационной выразительности.

    И помните главное:

    —  разговаривая с ребенком, обращайте внимание на свою речь, говорите спокойным тоном;

    — чаще общайтесь с ребенком;

    — чаще читайте и обсуждайте прочитанные книги, задавайте ребенку подробные вопросы по тексту и просите отвечать полным ответом.

     Все это играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух.

    Художественное слово в воспитании дошкольников.

           В дошкольном возрасте дети активно осваивают окружающий мир, в результате чего формируется восприятие, развивается речевая культура. Хорошо развитая речь помогает дошкольнику лучше передавать свои мысли, эмоции, переживания, объяснить собственную позицию. Речевое развитие не является обособленным процессом напротив, развитие фантазии, воображения, формирование произвольной памяти, умение внимательно слушать произведения художественной литературы, сконцентрироваться и ответить на вопросы по тексту – все это способствует формированию и развитию речи. Художественные тексты являются хорошим помощником родителям и педагогам в развитии речи ребенка.

          Мы предлагаем вам, уважаемые родители, познакомится с памяткой:

    «Как читать детям»

    1. Перед прослушиванием художественного произведения необходимо убрать из поля зрения ребенка все интересные игрушки, занимательные бытовые вещи – все то, что может помешать ребенку слушать рассказ или сказку.
    2. Художественный текст должен быть подобран в соответствии с возрастом и индивидуальным способностями ребенка.
    3. Знакомство с литературным произведением происходит на слух, поэтому взрослому следует особое внимание уделять умению выразительно читать, делать логические ударения в нужных местах, соблюдать паузы.
    4. Показывайте ребенку красочные иллюстрации, которые помогут лучше воспринимать текст. В дошкольном возрасте все воспринимается практически буквально, значит, выбирая книгу, обращайте внимание на то, чтобы иллюстрации были как можно более реалистичны.
    5. Во время прочтения произведения желательно не отвлекаться на посторонние дела. Помните, что дети способны активно и продуктивно заниматься одним видом деятельности около 15 минут. Найдите эти 15 минут для своего ребенка.
    6. Обязательно задайте ребенку вопросы по прочитанному.
    7. Прививайте ребенку с детства любовь к книге, бережное отношение к ней.

          Подведение итогов собрания, обмен мнениями.

           Искренне желаем вам крепкого здоровья, счастья, благополучия в семье. Пусть дети радуют вас! Успехов вам!

    ШПАРГАЛКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

    Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить: 

    • Наша речь состоит из предложений.
    • Предложение - это законченная мысль.
    • Предложения состоят из слов.
    • Слова состоят из звуков.
    • Звук - это то, что мы слышим и произносим.
    • Буква - это то, что мы видим и пишем.
    • Звук на письме обозначается буквой.
    • Звуки бывают гласные и согласные.
    • Гласные звуки - звуки, которые можно петь голосом (выше-ниже), при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.
    • В русском языке шесть гласных звуков: [а] [у] [о] [и] [э] [ы].
    • На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.
    • Гласных букв - десять: «а» «у» «о» «и» «э» «ы» «я» «ю» «е» «ё».
    • Шесть гласных букв - «а» «у» «о» «и» «э» «ы» - соответствуют звукам.
    • Четыре гласные буквы - «я» «ю» «е» «ё» - йотированные, то есть обозначают два звука: («я» - [йа], «ю» - [йу], «е» - [йэ], «ё» - [йо]) в следующих случаях: в начале слова (яма, юла); после гласного звука (маяк, заюшка); после мягкого и твердого знаков (семья, подъем). В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук: «я» - [а], «ю» - [у], «е» - [э], «ё» - [о] (береза, мяч).
    • Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.
    • Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло.
    • Глухие согласные звуки (голосовые связки не работают, то есть горлышко не дрожит): [к] [п] [с] [т] [ф] [х] [ц] [ч] [ш] [щ].
    • Звонкие согласные звуки (голосовые связки работают, то есть горлышко дрожит): [б] [в] [г] [д] [ж] [з] [й] [л] [м] [н] [р].
    • Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух.
    • Согласные звуки [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х] могут быть твердыми (если после них стоят гласные буквы «а» «у» «о» «э» «ы») и мягкими (если после них стоят гласные буквы «и» «е» «ё» «ю» «я»).
    • Всегда твердые согласные: [ж] [ш] [ц].
    • Всегда мягкие согласные: [й] [ч] [щ].
    • Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом.
    • Мягкие согласные звуки на схемах обозначаются зеленым цветом.
    • Подбирая слова для игр со звуками, следует помнить, что звонкие согласные звуки оглушаются в конце слов (гриб) и перед глухими согласными (кружка).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Родительское собрание в старшей группе.Тема:"Развитие речи детей".

    Это собрание было проведено мною в старшей группе. В материале полностью описан весь ход собрания, в приложении есть фото и текст анкеты....

    Родительское собрание в подготовительной группе Тема: "Развитие речи у детей подготовительной к школе группе"

    Родительское собрание в подготовительной группеТема: "Развитие речи у детей  подготовительной к школе группе"План: 1.Вступительное слово2. Доклад логопеда Крюковой М.М.3. Сообщение воспитателей г...

    План-конспект родительского собрания в старшей группе Тема: «Речевое развитие ребенка»

    Тема: «Речевое развитие ребенка»Цель:- Создание условий для речевого развития дошкольников в семье;- Повышение педагогической культуры родителей.Задачи:- Познакомить родителей с разными видами игр и и...

    Конспект родительского собрания в старшей группе Тема: Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста.

    Формирует у родителей практических умений в области взаимодействия с детьми.                                ...

    Конспект родительского собрания в старшей группе. Тема: Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста.

    Формирует у родителей практические умения в области взаимодействия с детьми.                                ...

    Родительское собрание в старшей группе тема: «Развитие речи дошкольников в детском саду»

    Взаимное общение педагогов и родителей, обмен необходимой информацией для успешного пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Моделирование перспектив и задач в учебном году по развитию речи в совре...

    Родительское собрание в старшей группе. Тема: «Развитие речи детей через театральную деятельность»

    Цель собрания: Способствовать речевому развитию детей и способы вовлечения родителей в жизнь группы....