Родительское собрание в старшей группе тема: «Развитие речи дошкольников в детском саду»
материал (старшая группа)

Взаимное общение педагогов и родителей, обмен необходимой информацией для успешного пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Моделирование перспектив и задач в учебном году по развитию речи в современных условия детского сада и семьи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 50 «Непоседа»

города Новочебоксарска Чувашской Республики

Родительское собрание в старшей группе

тема: «Развитие речи дошкольников в детском саду»

Составила: воспитатель

                                                                                                            Барягина Е. А.

г. Новочебоксарск, 2019

Цель: Взаимное общение педагогов и родителей, обмен необходимой информацией для успешного пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Моделирование перспектив и задач в учебном году по развитию речи в современных условия детского сада и семьи.

Оборудование: магнитно - маркерная доска; проектор; экран; ноутбук; карточки с цветными картинками - «Красные» и «Синие»; фишки (в большом количестве - за правильные ответы на вопросы викторины); призы от детей приготовленные своими руками; 2 картинки, с  изображением любых предметов; карточки с буквами из которых можно сложить различные слова; лист бумаги, на котором написано десять слов столбиком.

Ход собрания

Выступление логопеда.

Речь - это точное и быстродействующее средство общения между людьми. Она служит орудием осуществления многих психических функций, открывая возможности произвольно регулировать и контролировать психические процессы. Речь - канал связи для получения информации из общечеловеческого социально-исторического опыта.

Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.

Главной особенностью дошкольного возраста является возникновение планирующей функции речи. В ролевой игре, ведущей деятельности дошкольников, возникают новые виды речи:

-речь, инструктирующая участников игры,

-речь-сообщение, повествующая взрослому о впечатлениях,

-полученных вне контакта с ним.

Наш детский сад работает по примерной программе «От рождения до школы». Программа  предусматривает содержание обучения диалогической и монологической речи.

Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения.

Участие в диалоге требует сложных умений: слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка; поддерживать определенный эмоциональный тон; слушать свою речь, чтобы контролировать ее нормативность и многое другое.

Обучения монологической речи определяются особенностями развития связной речи детей и особенностями монологического высказывания. В зависимости от назначения выделяют четыре типа монологов: описание, повествование, рассуждение.

Педагоги детского сада дают в совместной деятельности с ребёнком речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценку детской речи, вопрос.

Речевой образец – правильная, предварительно продуманная речевая деятельность педагога, предназначенная для подражания детьми и их ориентировки. Образец должен быть доступным по содержанию и форме. Он произносится четко, громко и неторопливо. Поскольку образец дается для подражания, он предъявляется до начала речевой деятельности детей. Но иногда, особенно в старших группах, образец можно использовать и после речи детей, но при этом он будет служить не для подражания, а для сравнения и коррекции. Для того чтобы привлечь внимание детей к образцу, взрослый должен сопровождать его пояснениями, указаниями.

Повторное проговаривание – преднамеренное, многократное повторение звука, слова, фразы с целью запоминания. В практике используются разные варианты повторения: за педагогом, за другими детьми, совместное повторение воспитателя и детей, хоровое. Важно, чтобы повторение не носило принудительного, механического характера, а предлагалось детям в контексте интересной для них деятельности.

Объяснение – раскрытие сущности некоторых явлений или способов действия. Широко используется для раскрытия значений слов, для объяснения правил и действий в дидактических играх, а также в процессе наблюдений и обследования предметов.

Указания – разъяснение детям способа действия для достижения определенного результата. Выделяют указания обучающие, организационные и дисциплинирующие.

Оценка детской речи – мотивированное суждение о речевом высказывании ребенка, характеризующее качество выполнения речевой деятельности. В оценке подчёркиваются прежде всего положительные качества речи, а речевые недочеты исправляются с помощью образца и других методических приемов.

Вопрос – словесное обращение, требующее ответа. Вопросы должны быть четкими, целенаправленными, выражать основную мысль. Необходимо правильно определять место логического ударения в вопросе, направлять внимание детей на слово, несущее основную смысловую нагрузку. Вопросы используются во всех методах речевого развития детей: разговорах, беседах, дидактических играх, при обучении рассказыванию.

Наглядные приемы – показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.

Игровые приемы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий. Игровые приемы отвечают возрастным особенностям детей и поэтому занимают важное место на занятиях по родному языку в детском саду.

Наглядные методы используются в детском саду чаще.

Словесные методы в детском саду применяются реже: это чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. Во всех словесных методах используются наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности.

Практические методы направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. К практическим методам относятся различные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры. Они используются для решения всех речевых задач.

«Речевая викторина»

Педагог предлагает родителям разделиться на 2 команды, выбрав «в слепую» карточки с цветными картинками - «Красные» и «Синие». После деления предлагает поиграть в игры, которые направлены на развитие речи ребёнка дошкольника.

За каждый правильный ответ команде выдаётся фишка. В итоге команда набравшая большее количество фишек — побеждает. За победу в викторине  родители победившей команды получают призы от детей приготовленные своими руками.

1. «Скажи наоборот» (используя интерактивное оборудование)

На экране картинки обозначающие слова, а игроки каждой команды должны с помощью указки начертить линию соединяющую слова, противоположные по смыслу: большой – маленький, добрый – злой, умный – глупый, твердый – мягкий, черное – белое, зима – лето, день – ночь и т.д. Выигрывает та команда, которая найдёт наибольшее количество противоположностей.

2. «Сочини предложение»

Ведущий предлагает командам 2 картинки, на которых изображены предметы. Команда садится полукругом, и по очереди каждый  придумывает предложение, которое содержит названия двух задуманных предметов. Затем показываются два других предмета, и снова по кругу дети придумывают новые предложения.

3.  «Подвижный алфавит»

Каждая команда выделяет своих представителей для испытаний. Ведущий раздает каждому представителю написанные буквы. Пример: раздаются буквы «у», «т», «а», «к», «н», «ш». Затем ведущий предлагает: водоплавающая птица.

Представители команд должны быстро построиться таким образом, чтобы все играющие смогли прочесть по буквам в их руках слово «утка». Затем задаются еще вопросы. Выигрывает та команда, которая наберет больше очков.

  1. 4. «Слова на букву С»

Ведущий показывает лист бумаги, на котором столбиком написано десять слов.

  1. Цветок
  2. Овощ
  3. Фрукт
  4. Зверь
  5. Птица
  6. Рыба
  7. Дерева
  8. Ягода
  9. Река
  10. Город

Затем он называет одну из букв алфавита, после чего участник игры должен быстро дать ответ на каждое заданное слово в виде нового слова, начинающегося с названной ведущим буквы.

Пример: буква «с» - тогда можно ответить следующим образом:

1. Цветок - сирень  

2. Овощ - свекла  

3. Фрукт - слива  

4. Зверь - слон

5. Птица - сокол

6. Рыба - сом

7. Дерево - сосна

8. Ягода - смородина

9. Река - Сыр-Дарья  

10. Город - Смоленск

Подсчитываем результаты.

Победители определяются по количеству фишек.

Готовим ребёнка к школе.

        Подготовка к школе - это всестороннее комплексное развитие ребенка.

Это - личностное и социальное развитие ребенка.

Комплексная подготовка - это развитие речи ребенка, развитие моторики, развитие зрительного восприятия, формирование механизмов организации деятельности и т.д.

То есть, комплексная подготовка - это не умение ребенка читать и писать, а его физическая, психологическая и физиологическая готовность включиться в процесс обучения, способность выдержать учебную нагрузку, потому что учеба - это тяжелый и интенсивный труд.

В детском саду мы постоянно ищем интересные разработки, направленные на комплексную подготовку детей старшего дошкольного возраста.  В итоге мы изучили многоразличных пособий, рабочих тетрадей для детей. Предлагаем вам изучить самостоятельно комплект, который уже более 5 лет мы используем в своей работе на занятиях по развитию речи о основам обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста этот комплекс называется «От А до Я» Е. В. Колесникова. В комплекте представлена уникальная комплексная система по подготовке ребенка к обучению письму и чтению, включающая развитие речи, внимания, зрительно-моторной координации и памяти.

Мы используем данные тетради потому, что в заданиях учитываются возрастные и индивидуальные особенности ребенка, а отсюда, есть надежда на успешную адаптацию в школе, снижение вероятности возникновения школьных трудностей, сохранение физического и психического здоровья наших детей.

Практическая работа в тетрадях. 

(Родителям предлагаются образец занятия из тетради №1 задание №1 и №2 на страницах 2 и 3)

Педагог предлагает выполнить задание родителям:

1. Сначала букву изображают с помощью предметов, начинающихся с данной буквы (предметы необходимо правильно раскрасить).
2. Потом буква выложена из пуговиц (нужно раскрасить).
Под каждым заданием есть кружок - место для оценки. Родителям предлагаем оценить свою работу нарисовав в кружке эмоцию (Оценив выполнение задания)

Рефлексия. «Книга мудрости»

Педагог предлагает родителям взяв книгу в руки  озвучить  своё эмоциональное состояние после родительского собрания. Рассказать о ценности для себя полученной информации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в старшей группе.Тема:"Развитие речи детей".

Это собрание было проведено мною в старшей группе. В материале полностью описан весь ход собрания, в приложении есть фото и текст анкеты....

Родительское собрание в старшей группе. Тема: Валеологическое воспитание дошкольников.

Повысить педагогическое мастерство родителей по разделу «Валеологическое воспитание дошкольников». Формировать у родителей ответственность за здоровье детей, мотивировать на здоровый образ жизни....

Родительское собрание в подготовительной группе Тема: "Развитие речи у детей подготовительной к школе группе"

Родительское собрание в подготовительной группеТема: "Развитие речи у детей  подготовительной к школе группе"План: 1.Вступительное слово2. Доклад логопеда Крюковой М.М.3. Сообщение воспитателей г...

Конспект родительского собрания в старшей группе. Тема: « Развитие речи детей в старшей группе»

Задачи:1.     Расширить знания родителей о речевых особенностях детей 6-го года жизни;2.     Формировать знания родителей о значении развития правильной речи де...

Родительское собрание в старшей группе. Тема: «Развитие познавательно - исследовательской деятельности у дошкольников в детском саду и дома»

Познакомить родителей с детским экспериментированием, раскрыть его значение для развития творческих и познавательных способностей, мышления, воображения, исследовательской активности и самос...

Родительское собрание в старшей группе. Тема: «Развитие речи детей через театральную деятельность»

Цель собрания: Способствовать речевому развитию детей и способы вовлечения родителей в жизнь группы....