Главные вкладки

    Фрагмент тренинга для педагогов "Эффективное взаимодействие с родителями" воспитанников нашего центра.
    методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

    Прокопова Мария Александровна

    Общение играет огромную роль в жизни любого человека. От процесса общения и его результатов во многом зависит психическое здоровье человека – его настроение, его чувства и эмоции могут быть окрашены в положительные или отрицательные тона в зависимости от того, насколько успешно проходит процесс общения его с другими людьми. У человека, не знающего сильных и слабых сторон своего характера, не умеющего общаться с людьми, могут возникать серьезные проблемы.

    Общение педагога с родителями воспитанников продолжает оставаться одним из наиболее сложных направлений в деятельности дошкольных образовательных учреждений. Все родители разные, это взрослые люди, и к каждому нужно найти определенный подход. Проблема конфликта между родителями и педагогами – это глобальная проблема самой системы образования. Даже при очень хорошем воспитателе и замечательном устройстве детского сада множество причин порождают сложные отношения. При этом, к счастью, большинство родителей и воспитателей понимают, что единственно правильный и лучший выход состоит вовсе не в непрерывном противоборстве или пассивном бездействии, а в серьезном и вдумчивом сотрудничестве.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл trening_otkrytoe_meropriyatie_2018_god.docx24.8 КБ

    Предварительный просмотр:

     «Семинар с элементами тренинга по навыкам эффективного взаимодействия с родителями воспитанников». Занятие 2.

    Выполнил: педагог-психолог

     ГБДОУ ЦРР д/с № 45

     Василеостровского района СПб

    Прокопова М.А.

    Барьеры эффективного общения (занятие 2)

    Цели: Анализ собственного опыта общения с родителями воспитанников. Создание условий для развития навыков эффективного общения, с помощью которых можно управлять своим эмоциональным состоянием и поведением.

    Отработка навыков невербального и вербального взаимодействия, активного слушания.

    Способствовать самодиагностике и самораскрытию участников группы. Развитие способности к анализу собственного поведения, умения строить свое поведение в соответствии с ситуацией.

    Ход встречи

    1. Упражнение-активатор “Здравствуй друг”

    Упражнение – активатор «Здравствуй друг»  

    Участники встают в два круга (внешний и внутренний, деление по принципу «малина-калина»)

    Здравствуй друг. - одновременно жмут друг другу руки

    Как ты тут            - хлопают по плечу

    Где ты был?         - берутся за ухо

    Я скучал               - показывает на себя, перекрестив руки на груди

    Ты пришел?         - Раскрывают руки в стороны

    Хорошо!               - обняться, погладить друг друга по спине

    2. Закрепление правил работы в тренинге

    Психолог: Существует китайская поговорка:

    “Расскажи мне – и я забуду.

    Покажи мне – и я запомню.

    Вовлеки меня – и я пойму и чему-то научусь”

    Человек усваивает 10% того, что слышит, 50% того, что видит, 70% того, что сам проговаривает, 90% того, что сам делает.

    Для эффективной работы в тренинге нами были приняты определенные правила. Вспомним их:

    • Называть друг друга по имени

    • Говорить от своего имени: «Я думаю», «Я чувствую».

    • Хранить секреты участников группы

    • Уважать говорящего, уметь слушать

    • Активно участвовать в происходящем, контактировать как можно с большим количеством участников группы. 

    3. Рефлексия

    – Что помешало вам высказать свою точку зрения?

    Наши ограничения влияют на наши взаимодействия. Как часто наши ограничения связаны с нашими установками.

    Вспомните “Окно Джохари” – “Видимое” – это часть личности, известная самому человеку, но неизвестна окружающим. По тем или иным причинам эти данные скрываются человеком от окружения. Такими причинами могут быть различные его личностные и профессиональные качества (ограничения), которые могут накладывать негатив на его образ в ближайшем окружении.

    Прошла неделя. После первой встречи эмоции улеглись, остался лишь сухой остаток. Когда приятное чувство новизны уходит, остается сухой остаток знаний. Предлагаю обменяться своими мыслями и чувствами о первой встрече.

    – Как вы себя чувствуете, какие изменения произошли?”

    Обменяемся своими мыслями и чувствами (по принципу попкорна – кто готов тот и высказывается)

    4. Упражнение “Сфера ответственности”

    В пространстве комнаты размещаются листы с надписями: “Родитель”, “Воспитатель”, “Администрация”. У частникам предлагается встать возле определенной надписи.

    Обсуждение:

    – Как вам кажется, чья это сфера ответственности за эффективное общение в большей степени: родителей, воспитателей или администрации. Встаньте, пожалуйста, около той надписи, где вы считаете, кто в наибольшей степени несет ответственность за эффективное общение.

    Обменяйтесь мнениями в своей группе. Затем один представитель от каждой группы представит аргументы в защиту вашей позиции в отношении ответственности за эффективное общение.

    5. Упражнение “Взгляды”

    Участники встают в круг, закрывают глаза. По команде ведущего надо открыть глаза, и только глазами установить контакт с одним из участников группы.

    – Удалось ли всем найти пару?

    Если это не получилось с первого раза — попробовать еще. Когда все достигли поставленной цели, попросить встать друг перед другом с кем был установлен контакт глаз, но таким образом, чтобы получись две шеренги, — это две команды для следующего упражнения.

    Итог: Возможно с этим человеком у вас много общего, а так же важно то, что в сложных жизненных ситуациях вы можете положиться друг на друга и получить поддержку.

    6. Групповая дискуссия

    – Как завоевать доверие в общении с родителями? Когда возникают барьеры в общении с ними? А сейчас поразмышляем над причинами возникновения барьеров в общении между родителями и педагогами.

    7. Мини-лекция “Причины возникновения барьеров в общении между педагогами и родителями”

    – Родители, доверяя свое любимое и зачастую единственное чадо детскому саду, надеются, что пребывание малыша в новом коллективе будет комфортным и радостным. Но, к сожалению, иногда надежды родителей оборачиваются разочарованием. Не оттого ли, что зачастую родители и воспитатели просто не умеют прислушаться друг к другу и встают по разные стороны баррикад? Это может происходить как по объективным, так и по субъективным причинам. Объективные причины – могут быть не столько, как, например, недобросовестное отношение воспитателей к своему делу, или низкая квалификация, а сколько не владения знаниями и навыками конструктивного общения. Субъективные причины действуют, как правило, и со стороны родителей, и со стороны воспитателей. К ним можно отнести следующие:…

    Мини - лекция: «Причины возникновения барьеров в общении между педагогами и родителями»   

    1. Неоправданно позитивные или неоправданно негативные ожидания родителей от дошкольного учреждения. 

    • Неоправданно позитивное отношение возникает тогда, когда родители, отдавая ребенка в детский сад, думают о том, что детский сад "всему научит", а родителям ничего не нужно будет делать. Если эти ожидания оказываются напрасными, возникает огромное напряжение между родителями и педагогами. На самом деле детский сад способен многое сделать для развития детей, но у него есть свои специфические задачи и он никогда не сможет полностью заменить родителей и воспитательное воздействие семьи.
    • Если личный "детсадовский" опыт родителя был неудачным или сам родитель не посещал детского сада, но слышал множество разговоров о том, что "это очень плохо", возникает неоправданно негативное отношение. Такой заранее подготовленный отрицательный настрой обязательно передается ребенку и не лучшим образом влияет и на него, и на отношения между воспитателем и родителем.

    2. Другая субъективная причина конфликтов связана с тем, что воспитатель порой становится для родителей символом власти, неким контролером, который оценивает их действия, поучает их. Когда воспитатель оценивает ребенка, дает какие-то рекомендации, родитель очень часто ошибочно считает, что оценивают его самого, его состоятельность как человека и родителя. Те же самые проблемы нередко возникают и у воспитателя, когда, например, родители воспитанников могут неосознанно напоминать ему человека, с которым когда-то не сложились отношения.

    3. Еще одна проблема - это страх родителей, в особенности мам, потерять контроль над своим ребенком. Когда они видят, что кроха погружается в новую жизнь, в них просыпается настоящая ревность по поводу того, что их чадо теперь полностью им не принадлежит. Такая условная грань "борьбы" за детей действительно существует. Чем квалифицированнее воспитатель, чем больше он любит свою работу, тем более ревностно он относится к детям, пытаясь передать родителям свое представление о самых разных сторонах воспитания и развития ребенка. В сознании же родителей может сложиться мнение, что воспитатель "навязывает" им свою точку зрения. К сожалению, есть педагоги, которые не только любят диктовать родителям, как нужно воспитывать их детей, но и делают это в достаточно категоричной форме: "Ваш ребенок не умеет этого, этого, этого. Вы плохо подготовили его к детскому саду. Вы должны делать то-то, то-то и то-то". Естественно, такие нравоучения воздействуют на родителей очень негативно.

    4. Есть причина, косвенно разрушающая отношения между воспитателем и родителями, - это особенности самого ребенка. Если малыш хорошо подготовлен к детскому саду (вписывается в режим, умеет одеваться-раздеваться, самостоятельно кушать, приучен сидеть на занятиях, внимательно слушать), как правило, затруднений не возникает. Проблемы могут появиться, если родители вовремя не позаботились о том, чтобы правильно соотнести режим ребенка и детского сада, или если в семье ребенку уделялось повышенное внимание, его ни в чем не ограничивали, беспрерывно развлекали. В большом коллективе обеспечить ребенку привычное количество внимания и полную свободу невозможно, поэтому, не видя "должного" отношения со стороны взрослых в детском саду, такой ребенок испытывает неизбежные трудности и, как следствие, сильный стресс. Мама нервничает, предполагая, что малыш капризничает и отказывается идти в детский сад, потому что там к нему плохо относятся. На самом же деле причина вовсе не в отношении к ребенку, а в том, что он не вписывается в режим детского сада и в коллектив детей.

    5. Некоторые родители очень болезненно реагируют даже на небольшую царапину или синяк, принесенный ребенком из детского сада. Ответной реакцией может быть претензия к воспитателю, который "недосмотрел" за ребенком, или агрессия по отношению к "злостному обидчику". Излишняя же озабоченность родителей только нервирует малыша, настраивает его против детского сада. "Кто тебя толкнул? Почему он тебе так сказал? А был ли ты первый? А почему тебе не дали стихотворения?" - дети быстро понимают, что взрослого интересуют, прежде всего, негативные рассказы о детях или воспитателях, и, подлаживаясь под родителя, ребенок начинает сочинять такие истории "специально для мамы". Это обычно происходит в возрасте 5-6 лет, когда дети уже понимают, как можно манипулировать людьми. Искусственно создавая конфликт, они стоят в стороне и смотрят, "что произойдет", получая от этого удовольствие и утоляя свое любопытство. Поэтому взрослые должны научиться спокойно и с пониманием относиться к таким вещам.

    Итог: Действительно, все родители разные, это взрослые люди, и к каждому нужно найти определенный подход.

    Проблема конфликта между родителями и педагогами – это глобальная проблема самой системы образования. Даже при очень хорошем воспитателе и замечательном устройстве детского сада множество причин порождают сложные отношения. При этом, к счастью, большинство родителей и воспитателей понимают, что единственно правильный и лучший выход состоит вовсе не в непрерывном противоборстве или пассивном бездействии, а в серьезном и вдумчивом сотрудничестве.

    8. Упражнение “Построимся”

    Описание упражнения Ведущий предлагает провести упражнение, где основное условие состоит в том, что задание выполняется молча. Разговаривать и переписываться при этом нельзя, можно общаться только с помощью мимики и жестов. «Посмотрим, сможете ли вы понять друг друга без слов?» В первой части упражнения дается задание участникам построиться по росту, во второй части задание усложняется - нужно построиться по дате рождения. Во втором варианте по окончании построения участники поочередно озвучивают свои дни рождения, при этом происходит проверка правильности выполнения упражнения

    Итог: Содержание, т.е. слова, составляют всего лишь 1/6 часть общего объема общения. Невербальное общение: позы, движения, мимика, тон голоса, интонации, ритм, тембр голоса - 5/6 часть. Роль невербального общения огромна и умение его контролировать - один из факторов эффективного общения.  Важное значение в технике общения имеет умение педагога владеть невербальными средствами коммуникации (жесты, мимика, пантомимика, оттенки голоса, темп речи, паузы, контакт глаз, прикосновения). Осознанию значимости невербальной манеры общения, развитию мимической и пантомимической выразительности, умению адекватно выражать себя и «прочитывать»  эмоциональную реакцию партнера по общению способствуют  созданию условий для эффективного общения.

    Психологический смысл упражнения Демонстрация возможности адекватного обмена информацией без использования слов, развитие экспрессии и навыков невербального общения. Необычные условия, в которые попадают участники, включает заинтересованность, заставляет находить способы донести точнее свою мысль до другого человека, контактировать друг с другом ради достижения общей цели.

    9. Рефлексия

    Что для меня было наиболее важным и ценным сегодня

    Итог второй встречи: Содержание, т.е. слова, составляют всего лишь 1/6 часть общего объема общения. Невербальное общение: позы, движения, мимика, тон голоса, интонации, ритм, тембр голоса – 5/6 часть. Роль невербального общения огромна и умение его контролировать – один из факторов эффективного общения. Важное значение в технике общения имеет умение педагога владеть невербальными средствами коммуникации (жесты, мимика, пантомимика, оттенки голоса, темп речи, паузы, контакт глаз, прикосновения). Осознанию значимости невербальной манеры общения, развитию мимической и пантомимической выразительности, умению адекватно выражать себя и “прочитывать” эмоциональную реакцию партнера по общению способствуют созданию условий для эффективного общения.

    10. Техника самодиагностики

    Тест для самооценки затруднений в общении с родителями. 

    Уважаемый педагог!

    Вам предлагаются суждения, касающиеся практики общения, с родителями в дошкольном учреждении. Если Вы согласны с суждением, подчеркните ответ «Да», если не согласны - ответ «Нет».  Если какие-то суждения Вы не можете оценить однозначно, обведите их порядковый номер кружком. Опросник используется не для контроля, а для самоанализа профессиональных затруднений.

    1. В общении с родителями учитываю условия семейного воспитания  каждого  ребенка,   структуру   семьи,   уровень  развития родителей. Да. Нет.

    2. Регулярно знакомлю родителей с организацией, содержанием воспитания и обучения детей, вовлекаю их в обмен мнениями об успехах и трудностях в развитии ребенка. Да. Нет.

    3. В общении с родителями нахожу индивидуальный подход к ним, устанавливаю с ними партнерские отношения. Д., Нет.

    4. Владею умением эмоционально поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических силах. Да. Нет.

    5. Умею посмотреть на ситуацию взаимодействия с родителями их глазами, понимаю их чувства и поведение. Да. Нет.

    6. Владею техникой диалогического (безоценочного) общения. Да. Нет.

    7. Проявляю достаточную гибкость в конфликтных и затруднительных ситуациях общения с родителями. Да. Нет.

    8. Как правило, с пониманием отношусь к педагогическим заблуждениям и ошибкам родителей. Да. Нет.

    9. Владею способами общения с родительской аудиторией, умением вовлечь родителей в активное обсуждение проблемы и пр. Да. Нет.

    10. Удается развивать активный интерес родителей к воспитанию своего ребенка, осознанное отношение к родительству.  Да. Нет.

    11. Помогаю родителям овладевать навыками анализа собственных затруднений в общении с ребенком и причин трудностей в его развитии. Да.  Нет.

    12. Использую разные способы активизации потребности родителей наблюдать ребенка в различных жизненных ситуациях (в детском саду и дома) размышлять над мотивами его поведения.  Да. Нет.

    13. Обогащаю родителей умением организовывать эмоционально насыщенное взаимодействие с ребенком в семье. Да. Нет.

    14. Владею методами изучения опыта семейного воспитания, обладаю достаточными знаниями о семье, которые использую в индивидуальном (и дифференцируемом) общении с родителями. Да. Нет.

    15. Развиваю интерес родителей к чтению научно-популярной, художественной литературы по семейному воспитанию.  Да, Нет.

    16. Учитываю мнения и просьбы родителей по вопросам организации жизни детей в группе, опираюсь на их точку зрения при принятии педагогических и организационных решений. Да. Нет.

    17. Удается объединять родителей при решении различных вопросов, создавать атмосферу общности интересов (родителей и педагогов). Да. Нет.

    18. Использую в контактах с родителями наглядно-текстовые средства с оперативной информацией о жизни детей в группе и её перспективах. Да. Нет.

    19. Могу подготовить и провести для коллег открытый показ фрагментов общения с родителями. Да. Нет.

    20. Владею навыками планирования, анализа и обобщения результатов взаимодействия с родителями. Да. Нет.

    Ключ к тесту.

     Суждения распределяются по трем группам.

    1. Умение учитывать потребности семьи, мнения и интересы родителей

         (суждения. № 1; 10; 11; 13; 16; 17).

    2.Гибкость стиля общения; умение сопереживать родителям (№ 3; 4;

        5; 6; 7; 8).

    3. Умение   использовать   активные   методы   и   формы общения   с

         родителями (№2; 9: 12; 14; 15; 18).

        Подсчитывается количество ответов «Нет» в каждой группе суждений.  Три и более таких ответов   могут считаться   основанием для помощи в выявленных затруднениях. Ответы, обведенные кружком, так же могут рассматриваться как запрос о помощи.

    Об искренности ответов, в определенной мере, можно судить по сходству двух последних суждений (№ 19 и № 20)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    семинар-тренинг для педагогов: "Взаимодействие и общение с родителями"ч.1

    на данном семинаре-тренинге рассматриваются основные аспекты успешного общения с родителями, возможные "подводные камни" общения....

    Тренинг для педагогов "Взаимодействие с гиперактивными детьми"

    Данный материал предназначен для педагогов - психологов, работающих в ДОУ. Описание тренинга с педагогами, работающими в ДОУ  с гтперактивными детьми. В него включены мини- лекции "Что такое гипе...

    Технологическая карта взаимодействия с детьми в центрах активности

    Тема недели: Познавательно-исследовательская деятельность детей.Цель:  Закрепление и уточнение представлений о исследовательской деятельности детей....

    План взаимодействия педагога-психолога с Центром помощи семье и детям "Росток" на 2017-2020 учебные годы

    Детский сад и реабилитационный центр Росток активно взаимодействуют по работе с детьми ПМПк....

    план взаимодействия с эколого-биологическим центром города

    план взаимодействия с эколого-биологическим центром города...

    Взаимодействие ДОУ и психологического центра

    Я проводила исследование о взаимодействии детских садов и психологического центра г. Заречный. Результаты представлены в интервью руководителей образовательных организаций.1. Дворникова М.Ю. Взаимодей...