Как поставить спектакль на экологическую тему?
методическая разработка (старшая группа) по теме

Карпенко Оксана Михайловна

Методическая разработка для педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskiy_spektakl.doc143.5 КБ

Предварительный просмотр:

Как поставить спектакль на экологическую тему.

Карпенко Оксана Михайловна                                                                                                                 Воспитатель МБДОО№7 «Радуга» ст.Гиагинская.                                                                                                                                                 

Часто работа по экологическому воспитанию сводится к заучиванию правил: не сорите, не разоряйте, не ломайте. Дети воспринимают их буквально и не понимают, для чего это нужно. Чтобы решить эту задачу, включите в план работы театрализованную деятельность. Благодаря тематическим спектаклям воспитанники почувствуют себя частью окружающего мира и станут ответственно относиться к природе. Как поставить спектакль на экологическую тему с дошкольниками, читайте в статье.                                                                 Чтобы сформировать у детей экологическую культуру, воспитать бережное отношение к природе, педагоги используют разные формы и методы работы: беседы, наблюдения на прогулках, отгадывание загадок, чтение художественной литературы и совместное обсуждение произведений, дидактические игры. Однако психологические особенности, небольшой жизненный опыт, узкий кругозор и недостаточный словарный запас дошкольников не позволяют им понять, как природа зависит от человека и наоборот. Поэтому в план работы по экологическому воспитанию следует включать инсценировки, игры-драматизации и спектакли экологической тематики.                                                                                                 Театрализованные представления делают дошкольников участниками событий из жизни животных и растений, развивают творческие способности, вовлекают в активную природоохранную деятельность. Тот, кто ощутил себя частью природы, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.                  «С лягушками-подружками ей весело играть…»– сцена из спектакля «Случай на болоте» .

Какие задачи решает спектакль.                                                                          Спектакль на экологическую тему активизирует у дошкольников интерес к окружающему миру. Такая форма работы решает важные задачи:

  • формирует у детей основы экологической культуры;
  • учит правилам поведения в природе;
  • расширяет представления о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире;
  • развивает воображение, речь, творческие способности, эмоциональную отзывчивость.

В процессе постановки спектакля и во время него дети закрепляют понятия, связанные с окружающим миром: времена года, животные, зимующие и перелетные птицы, рыбы, овощи, фрукты, лес, ягоды, грибы, деревья, растения, цветы, насекомые. В дальнейшем эти знания становятся основой их индивидуального опыта. Пополняем словарный запас

Как подобрать литературный и музыкальный материал.                         Литературный материал для спектакля следует подбирать с учетом возрастных особенностей воспитанников, которые будут играть в спектакле, и тех, кто будет его смотреть. От этого зависит продолжительность театрализованного представления. Если в спектакль включить игры-драматизации экологической направленности, загадки, стихи об охране птиц, животных, растений, сюжет будет интересным и доступным для восприятия детей дошкольного возраста. Спектакль может затрагивать местные или глобальные экологические проблемы. Это зависит от того, насколько дети подготовлены, какую предварительную работу с ними провел воспитатель. Цель спектакля – обозначить проблему, помочь дошкольникам понять причины, из-за которых она возникла, и подвести к тому, как ее можно решить. Поэтому сценарий долженстроитьсяпо схеме:

Сюжет сценария должен привлечь внимание дошкольников к проблеме, но не нагружать их сложной информацией. Длинные тексты, факты из новостных лент утомят маленьких актеров и зрителей. Поэтому в основе спектакля экологической тематики должна быть игра и доступный для детского восприятия материал.

Важно, чтобы каждый ребенок эмоционально участвовал в мероприятии, почувствовал характер, настроение и проблемы своих героев, сделал нравственный выбор в сторону добра. В результате перевоплощения в сказочных героев дети стремятся подражать им в жизни. Благодаря драматизации они учатся разрешать сложные ситуации.

Музыка оказывает сильное воздействие на дошкольников, поэтому следует внимательно подбирать музыкальное сопровождение. Если дети хорошо поют, можно использовать живое исполнение. Фонограммы следует включать, чтобы усилить игру маленьких актеров, помочь им войти в роль, а не для того чтобы заполнить паузу.

Как распределять роли между детьми.

Количество детей, которые будут участвовать в спектакле, лучше ограничить до 8 человек. Педагогу легче ими управлять, а у воспитанников не будет ощущения, что они играют в массовую игру. Каждый почувствует свою ответственность за конкретную роль и сценку. Желательно, чтобы это были дети одного возраста и уровня подготовленности.

Важно учитывать желание каждого ребенка участвовать в спектакле. Так педагог сможет создать дружный актерский коллектив, который увлечен темой спектакля и не будет тратить время и силы в процессе репетиций.  

Как организовать репетиционный процесс.

Непосредственная работа над постановкой – важный этап. Во время чтения рассказов, сказок экологического содержания педагог на конкретных примерах:

  • обсуждает с детьми поступки героев и мотивы их поведения;
  • анализирует результат их поведения (что случилось);
  • делает вывод о том, хорошо или плохо они поступили.

Затем педагог делит сюжет на эпизоды и предлагает детям их обыграть. На этом этапе он помогает дошкольникам подобрать нужную интонацию и средства выразительности. Дети по очереди играют роли персонажей.

Чтобы развить у дошкольников актерские способности, следует уделить внимание этюдной работе. Участие в небольших сценках расковывает воспитанников, избавляет от стеснительности. Кроме того, в этюды можно включить упражнения на развитие внимания, памяти, воображения.

Постепенное знакомство с сюжетом дает воспитанникам возможность разобраться в поступках героев, нравственной проблеме произведения. Серьезная информация становится доступной благодаря ярким образам, неожиданным ситуациям, волшебству и приключениям.

Не следует растягивать репетиционный процесс. Дети могут устать от многочисленных повторов и потеряют интерес к спектаклю. Цель репетиций – не только отработать текст, движения, последовательность выходов актеров, но и поддержать творческий настрой детей.

Отрепетировать отдельные сцены можно в группе. Но когда уже готовы костюмы и реквизит, необходимо провести генеральную репетицию в зале. Это поможет детям привыкнуть к сцене, декорациям. При этом важно определить места для реквизитов, чтобы воспитанники не разбрасывали их.

Если ребенок не очень хорошо выучил свою роль, то в ходе репетиции у него есть возможность ее отработать. Кроме того, на репетициях дети учатся импровизировать, что очень важно. На показе спектакля это избавит от лишнего стресса, если вдруг ребенок забыл слова.

Как привлечь к работе родителей.                                                                           Чтобы экологическое воспитание было многоплановым, следует активно привлекать семьи воспитанников к этой работе. Проводить консультации с родителями по проблемам экологической ситуации в городе и регионе, давать рекомендации по обучению детей правилам поведения в природе и приглашать поучаствовать в совместных экологических праздниках и постановках. Родители могут вместе с детьми и педагогом придумать или подобрать сюжет для сценария, сочинить частушки, стихи и небольшие песни на экологическую тему; подготовить костюмы, оформить декорации и непосредственно участвовать в постановке. Благодаря спектаклям экологической тематики дети закрепляют лексические темы и изучают правила поведения в природе, начинают осознанно относиться к природе, проявляют интерес к ней, сочувствие ко всему живому, начинают видеть красоту окружающего мира в разных формах и проявлениях, выражают свое эмоциональное отношение.

В качестве примера представлен сценарий спектакля «Случай на болоте» по мотивам сказки В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Как поставить спектакль"

Данный проект будет интересен воспитателям подготовительных групп, воспитывающих артистов....

Сценарий спектакля по экологической сказке

Сценарий экологического спектакля для детей второй младшей группы по сказке А. Лопатина «Почему у земли платье зеленое»...

Консультация для педагогов ДОУ «Постановка спектаклей на экологическую тему»

Главная задача экологического воспитания в детском саду - научить ребенка заботливому отношению к природе, бережно распоряжаться богатствами природы, воспитать защитников природы. У дошкольников ещё п...

Консультация для педагогов "Как поставить спектакль на экологическую тему"

Чтобы сформировать у детей экологическую культуру, воспитать бережное отношение к природе, педагоги используют разные формы и методы работы: беседы, наблюдения на прогулках, отгадывание загадок, чтени...

Кукольный спектакль: Лесная экологическая сказка. «Как животные лес спасали».

Воспитание культуры поведения и бережного отношения к природе, животным, на примере показа экосказки: "Как животные лес спасали". Подготовила и провела музыкальный руководитель Фомина Светла...

"Домашний театр: как поставить спектакль в своей квартире"

Консультация для родителей по организации театральной деятельности в семье...