Проектная деятельность "Театр в мире детей"
проект (младшая группа) по теме

Ялдаева Рина Рифовна

 

Пояснительная записка.

 

             В качестве одного из средств, помогающих сохранить эмоциональное благополучие ребенка в детском саду, может служить интересная и доступная для него театрально-игровая деятельность.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней , дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии- через образы, краски, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

            Развитие творческой активности ребенка, его эмоций и чувств, раскрепощение поведения дошкольника, создание максимально комфортной ситуации общения детей друг с другом и воспитателем – актуальные проблемы современной педагогической науки и практики.

             Детское творчество особенно проявляется в играх – драматизациях, в основе которых лежит народный фольклор: это сказки, потешки. Чтобы дети могли передать соответствующий образ, у них надо развивать воображение, речь, учить их ставить себя на место героев произведения, проникаться их чувствами, переживаниями. П.Блонский считал, что все виды игр по существу являются искусством ребенка, его творчеством, значит и игры – драматизации можно назвать творческой игрой.

            Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации, на более эмоциональное воплощение взятой на себя роли.

            Такие игры возникают в том случае, если ребенок освоил сказку или потешку как художественное произведение, а взрослый обеспечил творческий, импровизационный характер этого освоения. Для сохранения игровой сущности потешки важно обеспечивать активную позицию ребенка в этом освоении. Партнерский стиль общения позволяет детям проявлять творческое начало не под руководством воспитателя, а вместе с ним.

            Результатом педагогического работы становится обогащение словаря детей, раскрепощение поведения, появление у дошкольников творческой активности, мотивов творческой деятельности, потребности в самовыражении.

 

Цели и задачи театрализованной деятельности.

 

1.Основная цель: это развитие речи, на основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. Развитие творческих способностей ребенка, психологическое раскрепощение посредством театрализованных игр.

2. Создать необходимые условия для проведения театрально–игровой деятельности. Организовать в группе соответствующую развивающую предметно-пространственную среду.

3.Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух ,речевое дыхание. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность. Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно с естественными интонациями.

4. Воспитывать умение следить за развитием действия в драматизациях и кукольных спектаклях.

5. Развивать речь детей: обогащение словаря, формирование умения строить предложения, добиваясь правильного и четкого произношения слов.

6. Формировать умения передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции.

7. Формировать умения концентрировать внимание на игрушке, театральной кукле.

8.Развитие диалогической и монологической форм речи.

9. Развивать инициативу и самостоятельности детей в играх с театральными куклами.

10. Развивать желания выступать перед родителями, сотрудниками детского сада.

11.Воспитание интереса и любви к чтению,; развитие литературной речи.

12.Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действий.

13 Воспитывать выдержку, развивать память.

14. Развивать умение с помощью взрослого инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок, повторять несложные фразы.

15.Развивать у детей чувство эмпатии (способность распознать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умение ставить себя на его место в различных ситуациях).

16.Посредством личностно-компетентного подхода к ребенку помогать детям, преодолевать робость, неуверенность в себе, развивать и реализовывать творческий потенциал через театрально-эстетическую деятельность;

17.Воспитывать эмоционально-положительное отношение ко всем видам театра и собственной театрально-игровой деятельности, развивать любознательность и исследовательский интерес для моделирования, поиска, и экспериментирования с различными материалами (природный, ткань, и т. д.) в зоне театральной деятельности;

18. Воспитывать нравственную направленность (дружба, доброта, честность, взаимопомощь и т.д.);

19.Привлекать родителей к активному участию в качестве исполнителей ролей в спектаклях, авторов текстов, изготовителей декораций и костюмов.

20.Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями.

 

Реализация работы по программе:

1.программа реализуется через кружковую работу;

2.работу с родителями, где проводятся консультации, беседы, совместные театрализованные представления, привлечение родителей к изготовлению костюмов и декораций, участие родителей в праздниках , кукольных спектаклях;

3.костюмы и атрибуты для спектаклей и игр, должны быть доступны детям и радовать их

своим внешним видом.

 

Принципы реализации программы:

- последовательность и системность, т.е. не переходить к следующему, не постигнув предыдущего;

- доступность – материал, преподносимый детям, должен быть им доступен;

- индивидуальный подход – внимание к личности каждого ребенка.

 

 

Содержание занятий по театрализованной деятельности.

Работа по театрализованной деятельности состоит из теоретической и практической частей. В теоретической части раскрываются задачи, формы и методы работы, содержание занятий, диагностика, индивидуальная работа с детьми. По результатам проделанной работы делаются выводы, предложения, рекомендации для родителей.

Практическая часть работы подтверждает теоретическую обоснованность театральной деятельности и включает в себя:

1. Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним.

2. Игры драматизации.

3. Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика).

4. Задания для развития речевой активности.

5 Игры – превращения («учись владеть своим телом»).

6 Пальчиковые игры для развития моторики рук.

7. Упражнения на развитие речи, выразительной мимики.

8. Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.

9 Знакомство не только с текстом сказки, но и средствами её драматизации – жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями.

знакомых сказок.

 

Режим кружковой работы:

рабочая программа предназначена для детей 3-4 лет (вторая младшая группа);

кружковая работа проводится 1-2 раза в неделю во 2 половину дня с сентября по май, время проведения занятий 10-15 минут;

занятия проводятся как групповые, так и индивидуальные.

 

Условия, благоприятные для развития театрализованных игр:

1.Наличие атрибутов для игр - драматизации

2.Подбор литературных произведений для детей 3-4 лет

3.Педагогическое руководство

4.Создание театрального уголка в группе, включающего в себя:

настольный театр;

декорации;

театр конусной игрушки;

театр на фланелеграфе;

теневой театр;

кукольный театр.

 

Работа с родителями

 

Поскольку развитие театрализованной деятельности детей и накопление ими эмоционально - чувственного опыта – длительная работа, потребуется участие родителей.

Для родителей - консультации, советы, рекомендации (интересные и доступные по содержанию игры, задания, упражнения, для самостоятельного обыгрывания в домашних условиях).

В папки-передвижки поместить игры, задания на развитие моторики, развитие речи, интонационной выразительности, воображения, мышления, памяти.

 

Индивидуальная работа с детьми.

 

На индивидуальных занятиях с детьми учить стихи, потешки, научить отгадывать загадки.

Для развития уверенности в себе организовать театрализованную деятельность так, чтобы каждый ребёнок имел возможность проявить себя. Для этого использовать разнообразные приёмы:

- выбор детьми роли по желанию;

- назначение на роль наиболее робких, застенчивых детей;

- проигрывание ролей в парах.

Поскольку предметно-развивающая среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребёнка на театрализацию любимого произведения, в зоне театрализованной деятельности разместить: разные виды кукольного театра – пальчиковый, би-ба-бо, маски, куклы, декорации.

Учитывая поло-ролевые особенности детей, в зоне театрализованной деятельности разместить оборудование и материалы, отвечающие интересам, как мальчиков, так и девочек.

Для снятия мышечного напряжения : использовать следующие упражнения: «Не перепутайте движения», пальчиковый игро-тренинг «Утречко», «Мальчик – пальчик, где ты был?», «Барабанщики», «Солдаты», «Мы – мастера», «Дятел», «Стирка белья», «Погрозим», «Я играю», «До свидания»- помогают развивать мелкую моторику.

Для обучения детей средствам речевой выразительности использовать артикуляционную гимнастику: «Ставим укольчики», «Лошадка», «Чистим зубки», «Заводим мотоцикл».

Для развития дикции - игры «Подскажи словечко».

Драматизировать по ролям любое стихотворение «Со мной здоровался петух!», «Две подружки кошечки встретились на улице» - о чем они могут говорить на «кошачьем языке?- предложить детям разыграть этот диалог. Две коровки мама и теленочек пасутся на лугу- о чем они говорят? – импровизация диалога. Детям это очень интересно, ведь импровизируя они вовлекают в свою игру всех окружающих и сидящих рядом детей. Так-робкий становится –общительным, а более активный – должен ждать – потому, что диалог требует выдержки, внимания, слушать и слышать своего партнера по диалогу..

С целью развития воображения, мышления, памяти предлагать детям закончить «Короткие истории» например:

1. Мальчик вернулся домой с прогулки, его встречает мама и говорит: «А у меня для тебя новость» Какая новость может быть у мамы?

2. Мальчик говорит себе тихо-тихо: «Как страшно!». Чего он может бояться?

Для развития пластической выразительности предложить детям:

1. Пройти по камешкам через ручей от лица любого персонажа (сказки, рассказа, мультфильма) по их выбору.

2. От лица любого персонажа подкрасться к спящему зверю (зайцу, медведю, волку).

3. Изобразить прогулку трёх медведей, но так, чтобы все медведи вели себя и действовали по-разному.

При выполнении этих упражнений детьми, обращать внимание за тем, чтобы дети сами подмечали различия в исполнении своих друзей и стремились находить свои движения, мимику.

   Особенно нравится детям упражнения для развития выразительной мимики:

1. Солёный чай.

2. Ем лимон.

3. Сердитый дедушка.

4. Лампочка потухла, зажглась.

5. Грязная бумажка.

6. Тепло – холодно.

7. Рассердились на драчуна.

8. Обиделись.

9. Мне грустно.

А так же предлагать детям разыграть маленькие сценки, где необходимо подчеркнуть особенности ситуации мимикой. Например, изобразить, как мальчику подарили новую машину или как ребёнок испугался медведя.

Формы подведения итогов:

- участие в утренниках,

- показ сказок в других группах детского сада.

 

 

 

 

 

Ожидаемый результат.

 

            Как конечный результат у детей должны развиваться следующие качества:

1. повышение интереса к художественной литературе, театрально – игровой деятельности;

2. расширение представлений об окружающей действительности;

3. обогащение и активизация словаря;

4. усовершенствование  интонационной выразительности речи;

5. память, внимание;

6. уверенность, раскованность;

7. навыки диалогической и монологической речи;

8. перевоплощения в игровой образ;

9. коммуникабельность, партнерские отношения в группе;

10. выразительность в движениях, пластика тела.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основной целью работы является развитие творческих способностей и речи детей посредством театрализованной деятельности.

            Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребёнка в детском саду. Дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребёнка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя!

Сентябрь 2018 г.

Работа с детьми:

1. Чтение русских народных сказок«Репка»«Колобок»«Курочка Ряба», стихотворений, потешек, загадок о героях сказок.

2. Просмотр мультфильмов«Колобок»«Курочка Ряба».

3. Прослушивание аудиозаписи сказки «Репка».                                                                  

4. Рассматривание игрушек и иллюстраций к сказкам.

5. Показ кукольного театра «Колобок».

Работа с родителями:

1. Опрос родителей на тему«Любите ли вы театр?»

2. Беседа с родителями о необходимости водить детей на театральные представления, кино, цирк; рассказать о том, как это влияет на развитие творческих способностей ребёнка.

Изучение литературы:

1. Коджаспирова Г. М. Теория и практика профессионального педагогического образования. М. Просвещение 1993г.

2. Л. В. Артемова Театрализованные игры дошкольников.

Октябрь 2018 г.

Изучение литературы:

1. Методическая разработка «Театрализованная деятельность в младшем дошкольном возрасте» Райло И. М.

2. Берёзкин В. И. Искусство оформления спектакля-М-1986г.

3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте-М. 1991г.

Работа с родителями:

1. Консультация для родителей на тему: «Значение театрализованной деятельности в воспитании и развитии детей дошкольного возраста».

Работа с детьми:

1. Театрализованные игры: «Лисичка и зайчики»«Волк зубастый»«Солнышко и дождик»«Кошка и мышки».

2. Показ детьми  театра «Репка».

3. Чтение русских народных сказок«Волк и семеро козлят»«Теремок».

4. Просмотр мультфильма «Теремок».

5. Посещение театральных общесадовских представлений.

6. Разучивание стихотворений к празднику осени (учить детей выступать на публике, говорить громко и чётко).

7. Театр кукол «Теремок»

8. Чтение и заучивание скороговорок.

Ноябрь 2018 г.

Изучение литературы:

1. Чурилова Э. Т. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников М-2001.

2. Побединская Л. А. Праздник для детей М-2000.

Работа с детьми:

1. Театрализованная игра «Теремок».

2. Чтение сказки «Три поросёнка».

3. Просмотр мультфильма «Три поросёнка».

4. Спектакль «Три поросёнка».

5. Посещение общесадовских театральных представлений.

6. Разучивание стихов «Огуречик»«На улице три курицы».

7. Включение элементов театральной игры в утреннюю гимнастику.

Работа с родителями:

1. Беседа с родителями о пользе введения элементов театральной игры в сюжетно-ролевые игры ребёнка.

2. Консультация для родителей «Чтение скороговорок- как средство развития речи ребёнка».

Декабрь 2018 г.

Работа с детьми:

1. Мимические этюды с жестами.

 Эмоциональное состояние персонажа. Действия ребёнка:

1 Нам грустно: грустное лицо

• вытирает слёзы

• вздыхает, пожимает плечами

2 Нам весело: улыбка

• смех

• хлопает в ладоши, прыгает

3 Мы сердимся: нахмуренные брови

• кулачки сжаты, топаем ногами

4 Мы испугались: присесть, руки в кулачки перед собой и дрожать

5 Мы устали: сесть на стул, руки и ноги расслаблены

6 Не хотим, не надо: ладошками как бы отодвигать от себя

• ладошками двигать перед собой тыльной стороной к себе

7 Мы удивлены: развести руки, посмотреть и удивлённо сказать «Ах»

8 Мы любим покушать: покачать головой и правой рукой погладить по животу круговыми движениями

2. Чтение сказок: Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца Длинные уши-Косые глаза-Короткий хвост»; Л. Воронковой «Снег идёт»«Маша растеряша»; Е. Пермяк «Как Маша стала большой».

3. Перессказ сказки «Три поросёнка».

Работа с родителями:

1. Беседа с родителями о необходимости проигрывания мимических этюдов дома.

2. Напомнить родителям репетировать с детьми новогодний праздник, повторять стихи и песни.

Изучение литературы:

Гриценко З. А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. М. Линка-Пресс, 2003г.

Январь 2019 г.

Работа с детьми:

1. Двигательные этюды.

 Название этюда. Действия детей

1 Важный петушок Руки на пояс, идти медленно, высоко поднимая колени

2 Котята «Руки-лапки» перед собой пальчиками вперёд.

1. Котик царапается-круговые движения кистями

2. Котик умывается, движения кистью руки по щеке.

3 Собачки «Руки-лапки» также как у котят.

Лёгкий бег с движением кистей                                                                                                    

Собачки роют землю. Дети, присев, роют «лапками».

4 Куклы. Руки полукругом перед собой внизу «пальчики к пальчикам»

1. Поднять руки вперёд-вверх, вперёд-вниз.

2. Качать головой вправо-влево, опустить вперёд голову, поднять.

3. Удары правым носком

4. Идти на носочках, руки за платье.

2. Пение детской песенки «Два весёлых гуся».

3. Настольный театр «Колобок»«Репка».

4. Конструирование домика для животных.

5. Слушание музыкальных произведений«Паровозик из Ромашкино»«Антошка»«Песня Бременских музыкантов».

6. Настольная игра домино- «Репка».

7. Заучивание стихотворения А. Барто «Кораблик».

Работа с родителями:

1. Консультация на тему: «Театр как средство развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста».

2. Привлечение родителей к пошиву костюмов для театрализованной деятельности.

Изучение литературы:

1. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. «Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя. -М: издательство «Гном и Д», 2001-96.

2. Олифирова Л. А. Солнышко смеётся: сценарии праздников, театрализованных представлений для дошкольников. М.: издательский дом «Воспитание дошкольника», 2003.

Февраль 2019г.

Работа с детьми:

1. Рисование деревьев.

2. Прослушивание музыкальных произведений«Песня крокодила Гены»«Песенка мамонтёнка»«Песня бабок Ёжек»

3. Чтение и заучивание чистоговорок, например:

Ша-ша-ша, ша-ша-ша

Наша каша хороша.

Ры-ры-ры, ры-ры-ры

Ох, и яркие шары.

4. Чтение и перессказ

Латышской сказки «Лиса, петух и тетерев»

Болгарской сказки «Храбрец-молодец.»

Русской народной сказки «Кот, петух и лиса»

Русской народной сказки «Лиса и заяц»

5. Кукольный театр «Лиса и заяц»

6. Подготовка к празднику 8 марта, разучивание стихов, песен, танцев, игр.

7. Подвижные игры с элементами театральной игры: «Лиса и зайцы»«Самолёты»«Воробушки».

8. Просмотр мультфильма «Лиса и заяц».

9. Настольный театр «Репка»

Работа с родителями:

1. Консультация на тему: «Читаем детям (3-4 года);

2. Консультация на тему«Игры детей с игрушками-персонажами»

Изучение литературы:

Март 2019 г.

Работа с детьми:

1. Подготовка праздника для мам к 8 марта.

2. Чтение и пересказ сказок:

К. Чуковского «Путаница»

Латышская сказка «Лесной Мишка и проказница мышка»

Русская народная сказка «У страха глаза велики…»

Русская народная сказка «Трусливому зайке и пенёк волк»

3. Посещение театральных представлений в детском саду.

4. Заучивание стихотворения С. Черного «Приставалка».

5. Настольный театр «Колобок»«Репка», дети самостоятельно показывают представление.

6. Игры с детьми«Изобрази какое-нибудь животное».

7. Разгадывание загадок о сказках.

Работа с родителями:

1. 13.03.2018 запланировано родительское собрание, одним из вопросов которого, является «Привлечение детей к театральной деятельности дома».

2. Консультация для родителей «Учите с детьми чистоговорки и потешки».

3. Консультация для родителей «Игры на мелкую моторику как средство развития речи детей».

Изучение литературы:

Щёткин А. В. «Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 3-4 лет».

Апрель 2019 г.

Работа с детьми:

1. Чтение и пересказ сказок:

Русская народная сказка «Волк и семеро козлят»

Шотландская сказка «Петух и лиса»

Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко»

Короткие рассказы Л. Толстого.

2. Посещение театральных представлений в детском саду.

3. Заучивание стихотворений А. Босева «Дождь».

4. Драматизация по сказке «Петушок и бобовое зёрнышко».

5. Игры с детьми:

«Угадай кто»

Один ребёнок отворачивается, воспитатель говорит другому ребёнку какой звук издать, например промяукать или промычать, первый ребёнок должен угадать что это за животное.

«Нарядись»

Детям предлагается взять вещи из уголка ряженья и переодеться во что они захотят и затем рассказать в кого они превратились.

6. Подготовка к выступлению на выпускном у подготовительной группы.

Работа с родителями.

1. Предложить родителям создать какой-нибудь театр или сделать персонажей для театра.

2. Консультация для родителей«Для чего нужно посещать театральные представления».

Изучение литературы:

Статья Ю. Горбуновой «Как самостоятельно организовать домашний кукольный театр».

Май 2019 г.

Работа с детьми:

1. Чтение поэтических текстов о природе, весне, выдающихся русских поэтов А. Толстого, А. Майкова и т. д., с целью показать красоту русской природы, чувствовать напевность и богатства выразительных средств языка, понимать содержание поэтических текстов.

2. Пересказ сказок:

Русская народная сказка «Волк и козлята»

Русская народная сказка «Как коза избушку построила»

Л. Толстой «Был у Пети и Миши конь»

3. Рисование одуванчиков для козлят

4. Драматизация сказки «Волк и семеро козлят» в театре картинок.

5. Заучивание стихотворения В. Берестова «Жаворонок».

6. Посещение театральных представлений в детском саду.

7. Сюжетные игры: «Злая собака»«Домашняя кошечка»«Хитрая лиса».

Работа с родителями:

1. Консультация на тему«Как создать театр в домашних условиях».

2. Беседа на тему«Дети-это зеркало своих родителей».

Изучение литературы:

В. Н. Волчкова, Н. З. Степанова «Система воспитания индивидуальности дошкольников».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой

Т.Н.Караманенко, Ю.Г.Караманенко “Кукольный театр – дошкольникам” Москва “Просвещение”, 1982 г.

О.А.Шорохова «Играем в сказку» Москва, Творческий центр “сфера”, 2007 г.

И.В.Штанько “Воспитание искусством в д/с” Москва, Творческий центр “сфера”, 2008 г.

Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Милаванович “Программа Театр – творчество – дети” Москва, 1995 г.

Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова “Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2000 г.

М.Д.Маханева “Театрализованные занятия в д/с” Москва, Творческий центр “Сфера”, 2003 г.

Т.Н.Доронова «Играем в театр» Москва “Просвещение”, 2005 г.

А.Е.Антипина «Театрализованная деятельность в детском саду»Москва, Творческий центр “сфера”, 2003г.

М.Б. Зацепина «Развитие ребенка в театрализованной деятельности.»» Москва, Творческий центр “сфера”, 2010г.


 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_ispravlen.docx55.95 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

             В качестве одного из средств, помогающих сохранить эмоциональное благополучие ребенка в детском саду, может служить интересная и доступная для него театрально-игровая деятельность.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней , дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии- через образы, краски, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

            Развитие творческой активности ребенка, его эмоций и чувств, раскрепощение поведения дошкольника, создание максимально комфортной ситуации общения детей друг с другом и воспитателем – актуальные проблемы современной педагогической науки и практики.

            Детское творчество особенно проявляется в играх – драматизациях, в основе которых лежит народный фольклор: это сказки, потешки. Чтобы дети могли передать соответствующий образ, у них надо развивать воображение, речь, учить их ставить себя на место героев произведения, проникаться их чувствами, переживаниями. П.Блонский считал, что все виды игр по существу являются искусством ребенка, его творчеством, значит и игры – драматизации можно назвать творческой игрой.

            Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации, на более эмоциональное воплощение взятой на себя роли.

            Такие игры возникают в том случае, если ребенок освоил сказку или потешку как художественное произведение, а взрослый обеспечил творческий, импровизационный характер этого освоения. Для сохранения игровой сущности потешки важно обеспечивать активную позицию ребенка в этом освоении. Партнерский стиль общения позволяет детям проявлять творческое начало не под руководством воспитателя, а вместе с ним.

            Результатом педагогического работы становится обогащение словаря детей, раскрепощение поведения, появление у дошкольников творческой активности, мотивов творческой деятельности, потребности в самовыражении.

Цели и задачи театрализованной деятельности.

1.Основная цель: это развитие речи, на основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. Развитие творческих способностей ребенка, психологическое раскрепощение посредством театрализованных игр.

2. Создать необходимые условия для проведения театрально–игровой деятельности. Организовать в группе соответствующую развивающую предметно-пространственную среду.

3.Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух ,речевое дыхание. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность. Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно с естественными интонациями.

4. Воспитывать умение следить за развитием действия в драматизациях и кукольных спектаклях.

5. Развивать речь детей: обогащение словаря, формирование умения строить предложения, добиваясь правильного и четкого произношения слов.

6. Формировать умения передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции.

7. Формировать умения концентрировать внимание на игрушке, театральной кукле.

8.Развитие диалогической и монологической форм речи.

9. Развивать инициативу и самостоятельности детей в играх с театральными куклами.

10. Развивать желания выступать перед родителями, сотрудниками детского сада.

11.Воспитание интереса и любви к чтению,; развитие литературной речи.

12.Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действий.

13 Воспитывать выдержку, развивать память.

14. Развивать умение с помощью взрослого инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок, повторять несложные фразы.

15.Развивать у детей чувство эмпатии (способность распознать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умение ставить себя на его место в различных ситуациях).

16.Посредством личностно-компетентного подхода к ребенку помогать детям, преодолевать робость, неуверенность в себе, развивать и реализовывать творческий потенциал через театрально-эстетическую деятельность;

17.Воспитывать эмоционально-положительное отношение ко всем видам театра и собственной театрально-игровой деятельности, развивать любознательность и исследовательский интерес для моделирования, поиска, и экспериментирования с различными материалами (природный, ткань, и т. д.) в зоне театральной деятельности;

18. Воспитывать нравственную направленность (дружба, доброта, честность, взаимопомощь и т.д.);

19.Привлекать родителей к активному участию в качестве исполнителей ролей в спектаклях, авторов текстов, изготовителей декораций и костюмов.

20.Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями.

Реализация работы по программе:

1.программа реализуется через кружковую работу;

2.работу с родителями, где проводятся консультации, беседы, совместные театрализованные представления, привлечение родителей к изготовлению костюмов и декораций, участие родителей в праздниках , кукольных спектаклях;

3.костюмы и атрибуты для спектаклей и игр, должны быть доступны детям и радовать их

своим внешним видом.

Принципы реализации программы:

- последовательность и системность, т.е. не переходить к следующему, не постигнув предыдущего;

- доступность – материал, преподносимый детям, должен быть им доступен;

- индивидуальный подход – внимание к личности каждого ребенка.

Содержание занятий по театрализованной деятельности.

Работа по театрализованной деятельности состоит из теоретической и практической частей. В теоретической части раскрываются задачи, формы и методы работы, содержание занятий, диагностика, индивидуальная работа с детьми. По результатам проделанной работы делаются выводы, предложения, рекомендации для родителей.

Практическая часть работы подтверждает теоретическую обоснованность театральной деятельности и включает в себя:

1. Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним.

2. Игры драматизации.

3. Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика).

4. Задания для развития речевой активности.

5 Игры – превращения («учись владеть своим телом»).

6 Пальчиковые игры для развития моторики рук.

7. Упражнения на развитие речи, выразительной мимики.

8. Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.

9 Знакомство не только с текстом сказки, но и средствами её драматизации – жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями.

знакомых сказок.

Режим кружковой работы:

рабочая программа предназначена для детей 3-4 лет (вторая младшая группа);

кружковая работа проводится 1-2 раза в неделю во 2 половину дня с сентября по май, время проведения занятий 10-15 минут;

занятия проводятся как групповые, так и индивидуальные.

Условия, благоприятные для развития театрализованных игр:

1.Наличие атрибутов для игр - драматизации

2.Подбор литературных произведений для детей 3-4 лет

3.Педагогическое руководство

4.Создание театрального уголка в группе, включающего в себя:

настольный театр;

декорации;

театр конусной игрушки;

театр на фланелеграфе;

теневой театр;

кукольный театр.

Работа с родителями

Поскольку развитие театрализованной деятельности детей и накопление ими эмоционально - чувственного опыта – длительная работа, потребуется участие родителей.

Для родителей - консультации, советы, рекомендации (интересные и доступные по содержанию игры, задания, упражнения, для самостоятельного обыгрывания в домашних условиях).

В папки-передвижки поместить игры, задания на развитие моторики, развитие речи, интонационной выразительности, воображения, мышления, памяти.

Индивидуальная работа с детьми.

На индивидуальных занятиях с детьми учить стихи, потешки, научить отгадывать загадки.

Для развития уверенности в себе организовать театрализованную деятельность так, чтобы каждый ребёнок имел возможность проявить себя. Для этого использовать разнообразные приёмы:

- выбор детьми роли по желанию;

- назначение на роль наиболее робких, застенчивых детей;

- проигрывание ролей в парах.

Поскольку предметно-развивающая среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребёнка на театрализацию любимого произведения, в зоне театрализованной деятельности разместить: разные виды кукольного театра – пальчиковый, би-ба-бо, маски, куклы, декорации.

Учитывая поло-ролевые особенности детей, в зоне театрализованной деятельности разместить оборудование и материалы, отвечающие интересам, как мальчиков, так и девочек.

Для снятия мышечного напряжения : использовать следующие упражнения: «Не перепутайте движения», пальчиковый игро-тренинг «Утречко», «Мальчик – пальчик, где ты был?», «Барабанщики», «Солдаты», «Мы – мастера», «Дятел», «Стирка белья», «Погрозим», «Я играю», «До свидания»- помогают развивать мелкую моторику.

Для обучения детей средствам речевой выразительности использовать артикуляционную гимнастику: «Ставим укольчики», «Лошадка», «Чистим зубки», «Заводим мотоцикл».

Для развития дикции - игры «Подскажи словечко».

Драматизировать по ролям любое стихотворение «Со мной здоровался петух!», «Две подружки кошечки встретились на улице» - о чем они могут говорить на «кошачьем языке?- предложить детям разыграть этот диалог. Две коровки мама и теленочек пасутся на лугу- о чем они говорят? – импровизация диалога. Детям это очень интересно, ведь импровизируя они вовлекают в свою игру всех окружающих и сидящих рядом детей. Так-робкий становится –общительным, а более активный – должен ждать – потому, что диалог требует выдержки, внимания, слушать и слышать своего партнера по диалогу..

С целью развития воображения, мышления, памяти предлагать детям закончить «Короткие истории» например:

1. Мальчик вернулся домой с прогулки, его встречает мама и говорит: «А у меня для тебя новость» Какая новость может быть у мамы?

2. Мальчик говорит себе тихо-тихо: «Как страшно!». Чего он может бояться?

Для развития пластической выразительности предложить детям:

1. Пройти по камешкам через ручей от лица любого персонажа (сказки, рассказа, мультфильма) по их выбору.

2. От лица любого персонажа подкрасться к спящему зверю (зайцу, медведю, волку).

3. Изобразить прогулку трёх медведей, но так, чтобы все медведи вели себя и действовали по-разному.

При выполнении этих упражнений детьми, обращать внимание за тем, чтобы дети сами подмечали различия в исполнении своих друзей и стремились находить свои движения, мимику.

   Особенно нравится детям упражнения для развития выразительной мимики:

1. Солёный чай.

2. Ем лимон.

3. Сердитый дедушка.

4. Лампочка потухла, зажглась.

5. Грязная бумажка.

6. Тепло – холодно.

7. Рассердились на драчуна.

8. Обиделись.

9. Мне грустно.

А так же предлагать детям разыграть маленькие сценки, где необходимо подчеркнуть особенности ситуации мимикой. Например, изобразить, как мальчику подарили новую машину или как ребёнок испугался медведя.

Формы подведения итогов:

- участие в утренниках,

- показ сказок в других группах детского сада.

Ожидаемый результат.

        Как конечный результат у детей должны развиваться следующие качества:

1. повышение интереса к художественной литературе, театрально – игровой деятельности;

2. расширение представлений об окружающей действительности;

3. обогащение и активизация словаря;

4. усовершенствование  интонационной выразительности речи;

5. память, внимание;

6. уверенность, раскованность;

7. навыки диалогической и монологической речи;

8. перевоплощения в игровой образ;

9. коммуникабельность, партнерские отношения в группе;

10. выразительность в движениях, пластика тела.

Основной целью работы является развитие творческих способностей и речи детей посредством театрализованной деятельности.

           Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребёнка в детском саду. Дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребёнка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя!

Сентябрь 2018 г.

Работа с детьми:

1. Чтение русских народных сказок«Репка»«Колобок»«Курочка Ряба», стихотворений, потешек, загадок о героях сказок.

2. Просмотр мультфильмов«Колобок»«Курочка Ряба».

3. Прослушивание аудиозаписи сказки «Репка».                                                                  

4. Рассматривание игрушек и иллюстраций к сказкам.

5. Показ кукольного театра «Колобок».

Работа с родителями:

1. Опрос родителей на тему«Любите ли вы театр?»

2. Беседа с родителями о необходимости водить детей на театральные представления, кино, цирк; рассказать о том, как это влияет на развитие творческих способностей ребёнка.

Изучение литературы:

1. Коджаспирова Г. М. Теория и практика профессионального педагогического образования. М. Просвещение 1993г.

2. Л. В. Артемова Театрализованные игры дошкольников.

Октябрь 2018 г.

Изучение литературы:

1. Методическая разработка «Театрализованная деятельность в младшем дошкольном возрасте» Райло И. М.

2. Берёзкин В. И. Искусство оформления спектакля-М-1986г.

3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте-М. 1991г.

Работа с родителями:

1. Консультация для родителей на тему: «Значение театрализованной деятельности в воспитании и развитии детей дошкольного возраста».

Работа с детьми:

1. Театрализованные игры: «Лисичка и зайчики»«Волк зубастый»«Солнышко и дождик»«Кошка и мышки».

2. Показ детьми  театра «Репка».

3. Чтение русских народных сказок«Волк и семеро козлят»«Теремок».

4. Просмотр мультфильма «Теремок».

5. Посещение театральных общесадовских представлений.

6. Разучивание стихотворений к празднику осени (учить детей выступать на публике, говорить громко и чётко).

7. Театр кукол «Теремок»

8. Чтение и заучивание скороговорок.

Ноябрь 2018 г.

Изучение литературы:

1. Чурилова Э. Т. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников М-2001.

2. Побединская Л. А. Праздник для детей М-2000.

Работа с детьми:

1. Театрализованная игра «Теремок».

2. Чтение сказки «Три поросёнка».

3. Просмотр мультфильма «Три поросёнка».

4. Спектакль «Три поросёнка».

5. Посещение общесадовских театральных представлений.

6. Разучивание стихов «Огуречик»«На улице три курицы».

7. Включение элементов театральной игры в утреннюю гимнастику.

Работа с родителями:

1. Беседа с родителями о пользе введения элементов театральной игры в сюжетно-ролевые игры ребёнка.

2. Консультация для родителей «Чтение скороговорок- как средство развития речи ребёнка».

Декабрь 2018 г.

Работа с детьми:

1. Мимические этюды с жестами.

 Эмоциональное состояние персонажа. Действия ребёнка:

1 Нам грустно: грустное лицо

• вытирает слёзы

• вздыхает, пожимает плечами

2 Нам весело: улыбка

• смех

• хлопает в ладоши, прыгает

3 Мы сердимся: нахмуренные брови

• кулачки сжаты, топаем ногами

4 Мы испугались: присесть, руки в кулачки перед собой и дрожать

5 Мы устали: сесть на стул, руки и ноги расслаблены

6 Не хотим, не надо: ладошками как бы отодвигать от себя

• ладошками двигать перед собой тыльной стороной к себе

7 Мы удивлены: развести руки, посмотреть и удивлённо сказать «Ах»

8 Мы любим покушать: покачать головой и правой рукой погладить по животу круговыми движениями

2. Чтение сказок: Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца Длинные уши-Косые глаза-Короткий хвост»; Л. Воронковой «Снег идёт»«Маша растеряша»; Е. Пермяк «Как Маша стала большой».

3. Перессказ сказки «Три поросёнка».

Работа с родителями:

1. Беседа с родителями о необходимости проигрывания мимических этюдов дома.

2. Напомнить родителям репетировать с детьми новогодний праздник, повторять стихи и песни.

Изучение литературы:

Гриценко З. А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. М. Линка-Пресс, 2003г.

Январь 2019 г.

Работа с детьми:

1. Двигательные этюды.

 Название этюда. Действия детей

1 Важный петушок Руки на пояс, идти медленно, высоко поднимая колени

2 Котята «Руки-лапки» перед собой пальчиками вперёд.

1. Котик царапается-круговые движения кистями

2. Котик умывается, движения кистью руки по щеке.

3 Собачки «Руки-лапки» также как у котят.

Лёгкий бег с движением кистей                                                                                                    

Собачки роют землю. Дети, присев, роют «лапками».

4 Куклы. Руки полукругом перед собой внизу «пальчики к пальчикам»

1. Поднять руки вперёд-вверх, вперёд-вниз.

2. Качать головой вправо-влево, опустить вперёд голову, поднять.

3. Удары правым носком

4. Идти на носочках, руки за платье.

2. Пение детской песенки «Два весёлых гуся».

3. Настольный театр «Колобок»«Репка».

4. Конструирование домика для животных.

5. Слушание музыкальных произведений«Паровозик из Ромашкино»«Антошка»«Песня Бременских музыкантов».

6. Настольная игра домино- «Репка».

7. Заучивание стихотворения А. Барто «Кораблик».

Работа с родителями:

1. Консультация на тему: «Театр как средство развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста».

2. Привлечение родителей к пошиву костюмов для театрализованной деятельности.

Изучение литературы:

1. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. «Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя. -М: издательство «Гном и Д», 2001-96.

2. Олифирова Л. А. Солнышко смеётся: сценарии праздников, театрализованных представлений для дошкольников. М.: издательский дом «Воспитание дошкольника», 2003.

Февраль 2019г.

Работа с детьми:

1. Рисование деревьев.

2. Прослушивание музыкальных произведений«Песня крокодила Гены»«Песенка мамонтёнка»«Песня бабок Ёжек»

3. Чтение и заучивание чистоговорок, например:

Ша-ша-ша, ша-ша-ша

Наша каша хороша.

Ры-ры-ры, ры-ры-ры

Ох, и яркие шары.

4. Чтение и перессказ

Латышской сказки «Лиса, петух и тетерев»

Болгарской сказки «Храбрец-молодец.»

Русской народной сказки «Кот, петух и лиса»

Русской народной сказки «Лиса и заяц»

5. Кукольный театр «Лиса и заяц»

6. Подготовка к празднику 8 марта, разучивание стихов, песен, танцев, игр.

7. Подвижные игры с элементами театральной игры: «Лиса и зайцы»«Самолёты»«Воробушки».

8. Просмотр мультфильма «Лиса и заяц».

9. Настольный театр «Репка»

Работа с родителями:

1. Консультация на тему: «Читаем детям (3-4 года);

2. Консультация на тему«Игры детей с игрушками-персонажами»

Изучение литературы:

Март 2019 г.

Работа с детьми:

1. Подготовка праздника для мам к 8 марта.

2. Чтение и пересказ сказок:

К. Чуковского «Путаница»

Латышская сказка «Лесной Мишка и проказница мышка»

Русская народная сказка «У страха глаза велики…»

Русская народная сказка «Трусливому зайке и пенёк волк»

3. Посещение театральных представлений в детском саду.

4. Заучивание стихотворения С. Черного «Приставалка».

5. Настольный театр «Колобок»«Репка», дети самостоятельно показывают представление.

6. Игры с детьми«Изобрази какое-нибудь животное».

7. Разгадывание загадок о сказках.

Работа с родителями:

1. 13.03.2018 запланировано родительское собрание, одним из вопросов которого, является «Привлечение детей к театральной деятельности дома».

2. Консультация для родителей «Учите с детьми чистоговорки и потешки».

3. Консультация для родителей «Игры на мелкую моторику как средство развития речи детей».

Изучение литературы:

Щёткин А. В. «Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 3-4 лет».

Апрель 2019 г.

Работа с детьми:

1. Чтение и пересказ сказок:

Русская народная сказка «Волк и семеро козлят»

Шотландская сказка «Петух и лиса»

Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко»

Короткие рассказы Л. Толстого.

2. Посещение театральных представлений в детском саду.

3. Заучивание стихотворений А. Босева «Дождь».

4. Драматизация по сказке «Петушок и бобовое зёрнышко».

5. Игры с детьми:

«Угадай кто»

Один ребёнок отворачивается, воспитатель говорит другому ребёнку какой звук издать, например промяукать или промычать, первый ребёнок должен угадать что это за животное.

«Нарядись»

Детям предлагается взять вещи из уголка ряженья и переодеться во что они захотят и затем рассказать в кого они превратились.

6. Подготовка к выступлению на выпускном у подготовительной группы.

Работа с родителями.

1. Предложить родителям создать какой-нибудь театр или сделать персонажей для театра.

2. Консультация для родителей«Для чего нужно посещать театральные представления».

Изучение литературы:

Статья Ю. Горбуновой «Как самостоятельно организовать домашний кукольный театр».

Май 2019 г.

Работа с детьми:

1. Чтение поэтических текстов о природе, весне, выдающихся русских поэтов А. Толстого, А. Майкова и т. д., с целью показать красоту русской природы, чувствовать напевность и богатства выразительных средств языка, понимать содержание поэтических текстов.

2. Пересказ сказок:

Русская народная сказка «Волк и козлята»

Русская народная сказка «Как коза избушку построила»

Л. Толстой «Был у Пети и Миши конь»

3. Рисование одуванчиков для козлят

4. Драматизация сказки «Волк и семеро козлят» в театре картинок.

5. Заучивание стихотворения В. Берестова «Жаворонок».

6. Посещение театральных представлений в детском саду.

7. Сюжетные игры: «Злая собака»«Домашняя кошечка»«Хитрая лиса».

Работа с родителями:

1. Консультация на тему«Как создать театр в домашних условиях».

2. Беседа на тему«Дети-это зеркало своих родителей».

Изучение литературы:

В. Н. Волчкова, Н. З. Степанова «Система воспитания индивидуальности дошкольников».

Литература:

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой

Т.Н.Караманенко, Ю.Г.Караманенко “Кукольный театр – дошкольникам” Москва “Просвещение”, 1982 г.

О.А.Шорохова «Играем в сказку» Москва, Творческий центр “сфера”, 2007 г.

И.В.Штанько “Воспитание искусством в д/с” Москва, Творческий центр “сфера”, 2008 г.

Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Милаванович “Программа Театр – творчество – дети” Москва, 1995 г.

Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова “Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2000 г.

М.Д.Маханева “Театрализованные занятия в д/с” Москва, Творческий центр “Сфера”, 2003 г.

Т.Н.Доронова «Играем в театр» Москва “Просвещение”, 2005 г.

А.Е.Антипина «Театрализованная деятельность в детском саду»Москва, Творческий центр “сфера”, 2003г.

М.Б. Зацепина «Развитие ребенка в театрализованной деятельности.»» Москва, Творческий центр “сфера”, 2010г.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная карта «В мире игрушек»

Проектная карта "В мире игрушек"...

Проектная деятельность "В мире дымковской игрушки"

Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных нав...

Проектная деятельность " В мире сказок"

              Предлагаемый мною материал -это одна из форм взаимодействия нашего детского сада и родителей.            ...

Развитие представлений об окружающем мире детей раннего возраста посредством продуктивных видов деятельности. (проектная деятельность)

Развитие представлений об окружающем мире детей раннего возраста посредством продуктивных видов деятельности.(проектная деятельность)...