План самообразования на тему: «Развитие познавательной деятельности» Экологическое воспитание.
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Коберник Виктория Юрьевна

Цель: Формирование экологических знаний у детей в совместной деятельности, в образовательных областях.

Задачи:

   1. Расширять представления о растительном и животном мире;

       2. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять       характерные, существенные признаки явлений природы, делать элементарные выводы;

        3.      Воспитывать любовь к родному краю и умение правильно вести себя в природе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План самообразования на тему:

 «Развитие познавательной деятельности»

Экологическое воспитание.

Коберник Виктория Юрьевна

Цель: Формирование экологических знаний у детей в совместной деятельности, в образовательных областях.

Задачи:

   1. Расширять представления о растительном и животном мире;

       2. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять       характерные, существенные признаки явлений природы, делать элементарные выводы;

        3.      Воспитывать любовь к родному краю и умение правильно вести себя в природе.

План работы по самообразованию.

Месяц

Направленность действий и содержание работы

Педагог

дети

родители

Сентябрь

Ознакомление с растениями, местами их произрастания.

Занятие «Значение растений в жизни человека».

Предложить родителям сбор листьев для гербария.

Октябрь

Ознакомление с представлением о лесе как природном сообществе.

Занятие «Жизнь осеннего леса».

Предложить родителям экскурсию по осеннему лесу, парку.

Ноябрь

Изучение информации, о перелетных птицах.

Беседа о  перелетных птицах.

Предложить родителям совместно с детьми наблюдение за перелетными птицами.

Декабрь

Изучение  информации   об основных природных сообществах (лес, луг, водоем).

 

Занятие  «У кого какой дом».

Предложить родителям познакомить детей с исчезающими растениями,  занесенными в  Красную книгу.

Январь

Ознакомление с рассказом и о  христианском празднике крещение.

Чтение рассказа «Синичкин календарь» В. Бианки (о январе).

Рассказать о наступлении крещенских морозов.

 Предложить родителям  рассмотреть с детьми  следы птиц на снегу.

Февраль

Ознакомление о жизни некоторых животных зимой в лесу.

Занятие «Как зимуют звери».

Предложить родителям экскурсию по зимнему лесу, парку.

Март

Изучение  информации   о животных Саратовской области.

Чтение стихотворения «Март»  С.Я. Маршака

Загадки о животных  нашего края.

Предложить родителям  нарисовать с детьми любимого животного.

Апрель

Изучение  информации   об основных причинах вымирания некоторых животных.

Занятие «Почему исчезают животные?».

Предложить родителям познакомить детей с исчезающими животными,  занесенными в  Красную книгу.

Май

Ознакомление с правилами поведения человека в природе.

Беседа «Как правильно вести себя в природе».

Предложить родителям посадить дерево совместно с ребенком.

Использованная литература:

1. Н.В. Коломина. Воспитание основ экологической культуры  в детском саду.

2.  Виноградова Н. Ф. «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой»// Москва, «Просвещение», 2001.

3. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию»// Санкт-Петербург, «Детство – Пресс», 2004.                                                                                        4. Плешаков А. А. «Мир вокруг нас»// Москва, «Просвещение», 2005.

5. Рыжова С.в. Экологический букварь. СПб., 1996.                                                    

6. Сайты интернета для воспитателей.

Тема: «Значение растений в жизни человека».

       

          Программное  содержание :

  1. Закреплять  знания  детей  о  свойствах  почв, воды, и  воздуха, значение  растений  в  жизни  человека.
  2. Обобщать   представления  детей  о  взаимосвязи  обитателей  леса – растений  и  животных – их  пищевой  зависимости  друг  от  друга, используя  алгоритмы  и  драматизацию.
  3. Продолжать  развивать  навыки  чтения  готовых  символов, моделей, показывать  физические  процессы  с  помощью  ММЧ.
  4. Продолжать  закреплять  умение  работать  в  лаборатории, самостоятельно  проводить  опыты.
  5. Воспитывать  гуманное  отношение  к  природе.

Материал: солнышко, лучики, волшебный сундучок, оборудование для опытов, костюмы и декорации для инсценировки.

                                 Ход  

         Ребята, сегодня  у  нас  необычное  занятие – загадочное. Как  вы  думаете  почему? ( Предположения  детей ).

         Сегодня  на  занятии  мы  будем  отгадывать  загадки.  Они  находятся  везде, но  чтобы  нам  легче  было  искать  - в  этом  загадочном  сундучке  спрятаны  небольшие  подсказки. (Открываем  сундучок – слышится  музыка).

   - Посмотрите  у  меня  есть  маленькое  солнышко , только  оно  какое  то  необычное, без  лучиков. Заглянем  в  сундучок  за  подсказкой.

                                        К  солнцу  лучик  приложи,

                                        Слово  доброе  скажи.

   - Зачем  нам  нужны  растения ?

Дети  берут  по  одному  лучику  и  объясняют  значение  каждого.

        1.Растения  нас  лечат – ромашкой  мы  полощем  горлышко, а  крапива  останавливает  кровь,  когда  поранимся.

  - Кто  еще  знает  лекарственные  растения  и как  они  нам  помогают ? ( Ответы  детей )

        2.Растения  дают  нам  кислород.

        3.Растения  радуют  нас  своей  красотой, нам  нравится  вдыхать  их  аромат.

        4.Мы  любим  есть  овощи  и  фрукты , ягоды  и  зелень – это  растения.

        5.Растения  помогают  определять  время, например – шиповник  просыпается  в  5 часов  утра, а  засыпает  в  7 вечера.

        6.Погоду  мы  тоже  можем  определить  по  растениям, если  цветы  закрыли  свои  лепестки, то  погода  будет  пасмурная, можно  взять  зонт.

   - Молодцы  ребята, загадки  решаем  как  орешки  щелкаем.Вот  еще  одна  подсказка :

                                         Вот  задача, так  задача

                                         Перепутались  все  знаки

                                         Ты  порядок  наведи,

                                          Эти  знаки  разбери.

         Выбрать  экологические  знаки  и  рассказать  о  них.

    -  И  эту  загадку  отгадали  и  самая  трудная  загадка  в  шкатулке  спряталась.

                                           Открой  конверт  и  посмотри,

                                           Что  там  прячется  внутри?

    - Разделитесь  по  парам , загляните  в  конверт  и  расскажите  какой  опыт  вы  будете  проводить.

        Дети 1    - Мы  будем  очищать  воду

        Дети 2   - Мы  покажем,  как  загрязняют  реки.

        Дети 3    - А  мы  как  разные  почвы  пропускают  воду.

        Дети 4   - Мы  покажем,  как  опустить  салфетку  в  воду  и  не  намочить  ее.

  - А  сейчас  подберите  все,  что  вам  необходимо  для  опытов  и  можете  начинать. ( Кто  первый  подготовится,  покажет  опыт .Объясняют что  они  делают , что  у  них  получилось  и  почему.)

      Дети 3 - У  нас  есть  три  вида  почв : - чернозем, глина, песок. Выкладываем  в  воронки  тряпочки  что  бы  почва  не  высыпалась, вливаем  воду. Песок  очень  хорошо  пропускает  воду, вода  быстро  проходит  растения  не  успевают  напиться, поэтому  нужны  очень  длинные  корни. Глина  плохо  пропускает  воду, она  долго  держится  на  поверхности. А  чернозем  воду  пропускает  не спеша  растение  успевает  напиться . Эту  почву  мы  и  выберем  для  своих  цветов ( моделирование  ММЧ ).

        Дети 2      - Нальем  воды – это  река, а  здесь  будет  берег. Сейчас  мы  как будто  моем  машину  -  нальем  грязь  на  берег. Пошел  дождь, грязь  проходит  через  почву  и  попадает  в  реку.

        Дети 1   - Мы  приготовили  фильтры  ткань, вата, салфетка, фильтровальная  бумага . Загрязнили  воду –  бросили  мусор  пыль,  масло. Мы  видим, что  лучше  всех  очистила  воду  фильтровальная  бумага, она  задерживает  не  только  крупный  мусор  и  масло, но  и  пыль.

   - Покажите  с  помощью  “ человечков “-  грязную  и  очищенную  воду. ( моделирование  ММЧ )  

   - Докажите, что  намокнуть  салфетке  мешает  действительно  воздух.

          Дети 4   -  - Воздух  в  воде  это  пузырьки – показывает  соломинкой. Приподнимем  стакан – появляются  пузырьки – воздух  вышел  а  салфетка  намокла.

   - А  сейчас  пятая  загадка :

                                                   

                                               Перепуталась  цепочка

                                               Где  зверек? А  где  цветочек?

                                               Ты  дружочек  помоги

                                                Все  как  надо  разбери.

   Дети - Это  пищевая  цепочка. Без  солнца  и  воды  нет  растений. Без  растений  нет  животных, насекомых  и  птиц, которые  ими  питаются. Есть  хищники,  которые  питаются  травоядными. Друг  без  друга  они  не  могут, они  все  крепко  связаны  между  собой.

   - А  я  знаю  сказку, которая  показывает  как  все  вокруг  нас  взаимосвязано.

                                          Сказка “ Сова.”

                      (Драматизация сказки , все роли играют дети)

   Выходит  старик  гладит  корову

                     - Я  коровушку  свою  

                        Ранним  утром  подою,

                        Я  поглажу  ей  бока :

                        Дай  , Буренка, молока!              

                        Корове  сено  накошу  с  медовыми  цветами.

                        Я  Буренку  попрошу – не  расставайся  с  нами.

   Ведущая. Жил был  старик. Любил  он  чай  попить  да  не  пустой1 а …

   Старик. А с молоком.

   В. – Вдруг  летит  мимо  Сова – большая  голова.

   Сова . – Здорово , друг.

   Старик. – Ты , Сова, отчаянная  голова, уши  торчком, нос  крючком. Ты  от  солнца  хоронишься, людей  сторонишься, какой  я  тебе  друг ?

   В. – Рассердилась  Сова – горячая  голова.

   Сова.- Ладно,  же  старый. Не  стану  по  ночам  к  тебе  на  луг  летать, мышей  ловить – сам  лови.

    Старик.- Вишь  чем  пугать  вздумала, утекай пока  цела.

   В.- Улетела  Сова, забралась  в  дупло  и  никуда  не  летит. Ночь  пришла, на  стариковом  лугу  мыши  в  норах  свистят, перекликаются.

   1 мышь.- Погляди  кА  кума, не  летит  ли  Сова – Отчаянная  голова, уши  торчком  нос  крючком?

   2 мышь. Не  видать  Совы, не  слыхать Совы. Нынче  нам  на  лугу  раздолье, нынче  нам  на  лугу  приволье. ( мыши  бегают  по  лугу  радуются )

   1 м. – Разорим  гнездо  шмеля , поохотимся  не  зря.

   2 м. – Мы  хозяйки  на  лугу,  а  Сова  то  ни  гу-гу. ( Хихикают, шмели  жужжат  улетают )

   Сова. – Хо – хо – хо  старик. Гляди, как  бы  хуже  не  вышло, все  шмели  твои  разлетелись.

   Ст. – А  пускай  летят. Что  от  них  толку – Ни  меду,  ни  воску -  волдыри  только.

   Вос. – Шмели  гудят, с  луга  прочь  летят, на  клевер  не  глядят, цветень  с  цветка  на  цветок  не  носят.

   Сова. – Хо –хо – хо  старик. Гляди, как  бы  хуже  не  вышло, не  пришлось  бы  самому  цветень  с  цветка  на  цветок  разносить.

   Ст.- Ветер  разнесет.( Сам  в  затылке  скребет.)

   В.  – Не  родится  клевер  на  лугу. Ветер  гуляет, цветень  на  землю  сыплет.

   Сова. – Хо – хо – хо  Старик. Корова  твоя  мычит, клеверу  просит. Трава  без  клеверу, что  каша  без  масла.  

   В. – Молчит  старик, ничего  не  говорит. Была  корова  здорова, стала  корова  тощать.

   Корова. – Грустно  мне  буренке  му –у –у .

                       Где  же  клевер  не  пойму ?

                       Отощали  все  бока, не  даю  я  молока.

   Сова. – Хо –хо –хо  старик. Говорила  я  тебе, придешь  ко  мне  кланяться ( старик  сел  чай  пить, молочник  пустой, охает ) .

   Ст. – Ох, ох, ох , нечем  мне  старому  белить  чай, пойду  к  Сове. Уж  ты  Совушка – вдовушка, меня  из  беды  выручай, нечем  стало  мне  старому  белить  чай.

   Сова. – То – то старый. Дружно  не  грузно, а  врозь – хоть  брось. Думаешь, мне  легко  было  без  твоих  мышей. Прощаю  тебя.

   В . – И  полетела  Сова  на  луг  мышей  ловить.

   Сова.  -  Сова  бесшумной  тенью

                  Крылья  распластав.

                  Скользит  во  тьме  осенней

                  Над  зарослями  трав.

                  Спасайтесь  бегством  мыши,

                  СО  мной  нельзя  шутить.

                  Как   только  писк  услышу,

                  Могу  я  вас  схватить.

   Мыши. – Ой  спасите, помогите. Ой  беда, беда, беда. К  нам  Сова  летит  сюда. ( мыши  разбегаются ).

   В . – Шмели  вернулись, загудели  над  лугом.

   Шмели. -  Мы  летаем  и  жужжим

                     Над  поляною  кружим.

                     Яркий  выберем  цветок –

                      Будем  пить  душистый  сок.

   В . – Шмель  из  норки  вылетает, весело  жужжит. Запах  клевера  вдыхает  и  к  цветам  летит. Нежно  травка  луговая  смотрит  на  шмеля. Улыбается  живая – матушка  Земля.

 Корова  пошла  на  луг  клевер  жевать.

   Корова – Как  конфетка  сладкий  клевер ,

                    Подои  старик  скорее.

                    С  молоком  вы  пейте  чай,

                    Дед – Сову – то  угощай

   Ст.- Совушка , в  гости  приходи,

.          Отведай  мои  пироги.

           Уж  ты, гостьюшка , угощайся,

           На  меня  не  обижайся.

Сова – Будем  дружно  дальше  жить, старых  бед  не  ворошить.

Тема: «Жизнь осеннего леса».

Ребята, подойдите, пожалуйста, к окну, расскажите, что вы там видите? Какая погода сегодня? Все верно: погода пасмурная, на небе тучи, холодно, деревья почти сбросили листву. Скажите какое сейчас время года? А сколько месяцев длится осень? Как называются осенние месяцы? А какой месяц сегодня?

         Давайте вспомним приметы осени. Я приглашаю вас подойти к мольберту и взглянуть на представленные  иллюстрации. На верхней картине изображенного время года «осень», внизу расположены приметы осени, назовите их, пожалуйста (птицы улетают на юг, идет дождь, листва желтеет, на земле лужи с опавшей листвой, выросли грибы, люди берут с собой зонт, чтобы укрыться от дождя). Все верно. Ребята, а вот в руках у меня тоже изображение примет осени, посмотрите, и проверьте, все ли приметы соответствуют осени (птица не вьет гнездо осенью).

       Молодцы! А сейчас я предлагаю вам отправиться в путешествие в осенний лес.

Мы сейчас в поход выходим,

По тропинке в лес заходим,

Руки за спину кладем

И по бревнышку идем  (дети идут по канату)

Вот мы и пришли с вами в осенний лес. Смотрите, сколько здесь красивых разноцветных листьев. Давайте с ними поиграем? Берите по два листочка и становитесь в круг.

Мы листочки, мы листочки,                        дети стоят кружком с листочками в руках.

Мы – осенние листочки.

Мы на веточках сидели,                               дети разбегаются

Ветер дунул – полетели.                              дети бегают помахивая листьями

Мы летали, мы летали,

А потом летать устали!                                 Приседают на корточки,

Перестал дуть ветерок -                                и поднимают листья над головой

Мы присели все в кружок.

Ветер снова вдруг подул                              дети снова разбегаются

И листочки быстро сдул.                             помахивая листочками

Все листочки полетели                                 поднимают руки вверх 

И на землю тихо сели.                                  и плавно опускают до пола

         Молодцы! Вам понравилась играть с листочками? Скажите, пожалуйста, как называется явление природы когда листья падают с деревьев? Правильно – листопад. Вот и у нас с вами во время игры получился настоящий листопад. Скажите, как можно использовать опавшие листья? (высушить гербарий, собрать букет и украсить группу). А вы знаете, какую пользу для деревьев приносит опавшая листва? (она защищает их корни от морозов). Давайте и мы с вами соберем наши листочки и сложим их у нашего группового дерева. А когда пойдем сегодня на прогулку то сможем по-настоящему помочь деревьям, которые растут на нашем участке. А еще можно собрать сухую листву, вырыть яму на участке, высыпать в нее собранные листья и прикрыть землей. Когда листья перегниют, то получится удобрение, которое называется «компост». Хотите приготовить компост на участке? Тогда во время прогулки этим и займемся.

         Предлагаю отправиться дальше путешествовать по лесу. Стойте! А почему такая тишина в лесу, не понимаю! Почему не слышно птичьих голосов? (птицы улетели на юг). А почему птицы улетают на юг? (им не хватает зимой еды, холодно). А вы знаете, что не все птицы улетают на юг? Каких зимующих лесных птиц вы знаете? (клест, сорока, синица, снегирь, дятел). Правильно.

         Идем дальше по лесу. Ребята, посмотрите, чем это заняты лесные животные, изображенные на картине? (они делают запасы на зиму). Расскажите о них поподробнее? (белка делает несколько кладок с запасами в разных местах, мышь роет норку для зимовки, еноты ищут пищу). Правильно, скажите, а для чего они делают эти запасы? (зимой еды нет, она укрыта под снегом и найти ее сложно). Скажите, а животные, которые зимой впадают в спячку делают запасы пищи? Почему?

         Смотрите, на ветке сидит белочка, она, наверное, тоже ищет пищу, давайте ей поможем? А как мы можем ей помочь? Давайте соберем грибочки в корзинку и отдадим белочке? Нам нужно для игры разделиться на две команды. Чья команда соберет больше грибов для белочки, та и выигрывает. (на полу рассыпаются плоскостные грибочки, ставятся две корзинки, дети по команде начинают по очереди собирать грибы). Какие молодцы! Давайте сосчитаем, сколько грибов собрала каждая из команд. После подсчета обе корзинки ставятся возле белочки.

         Какие мы с вами все-таки молодцы! Как дружно мы помогли белочке, она нам очень признательна и благодарна.

         Ребята, прислушайтесь, что это за звуки? Правильно, в нашем лесу пошел дождь. И чтобы нам с вами не промокнуть, давайте вернемся в группу.

        (Дети садятся на стулья). Вот мы и вернулись из нашего путешествия в осенний лес. О чем мы с вами в лесу говорили? (о листопаде, о птицах, о животных). Правильно, мы с вами говорили об осенних приметах: осенью деревья окрашиваются в желтый, красный, оранжевый, золотой цвета, затем листья с деревьев опадают и служат удобрением и утеплителем для корней деревьев, птиц стало меньше, потому, что большинство из них улетели в теплые края, животные заняты поиском корма, а некоторые звери готовятся к спячке, погода осенью пасмурная, дождливая.

       Ребята, а что вам больше всего нравится осенью? А какое время года было перед осенью? Какое будет после осени?

      Сейчас я предлагаю вам подойти к мольберту, на котором вы видите волшебное дерево, однако в этом дереве чего-то не хватает. Как вы думаете чего?(листьев). У меня есть листочки желтого и оранжевого цвета. Сейчас я предлагаю вам украсить это волшебное дерево листочками (только есть одно условие – если вам наше занятие понравилось, вы украшаете дерево желтыми листочками, а если наше занятие вам не понравилось, украшаете оранжевыми). Каждый из вас выбирает только один листочек.

Какое у нас с вами получилось красивое волшебное дерево. Я вижу, что вам в основном понравилось наше занятие. А что понравилось больше всего?

         На этом занятие окончено, но помощь природе в подготовке к зиме продолжается. На прогулке  соберем опавшую листву и приготовим компост. Спасибо вам ребята, за хорошее занятие.

Тема: Беседа о  перелетных птицах.

Цель: Углубление знаний детей о перелетных птицах.

Задачи: Уточнить и расширить представления у детей  о перелетных птицах, особенности внешнего вида, образующей среды обитания.

Активизировать  словарный запас, упражнять в подборе определений. Формировать  умение выразительно выполнять упражнения в играх и имитациях. Развивать связанную речь, память, мышление зрительное внимание, общую моторику, координацию речи с движениями. Учить изображать птицу, опираясь на обобщенные знания о птицах

Воспитывать бережное отношение к природе, птицам.

Оборудование: мяч, разрезные картинки птиц, аудиозапись голосов птиц, картинки птиц.

1.Организационный момент.

Встали  друг другу,

Лицом повернулись, улыбнулись.

Руку правую подали, руку левую пожали,

Отошли и поклонились.

Вы готовы заниматься.

Очень будем мы стараться!

2.Сообщение темы.

 На доске картинки птиц

-Дети, внимательно посмотрите, кто к нам  заглянул в гости?

-Правильно, птицы.

-А каких птиц вам узнали?

-А какие это птицы?

-А почему этих птиц называют перелетными?

- Правильно. Перелетными называют птиц, которые прилетают к нам весной, а осенью улетают.

-Сегодня мы с вами будим разговаривать о перелетных птицах. А о каких, вы узнаете, если отгадаете загадки.

3.Основная часть.

1. Кто без ног и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистей и нежней.

Кто же это?  (соловей)

2. Эта птица никогда не вьет гнезда. ( кукушка)

3. Под крышей я леплю гнездо.

Из комочков глины.

Для птенцов стелю на дно

Пуховую перину. (ласточка)

4. Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашни от червей,

Взад – вперед по пашне скачет,

А зовется птица….( грач)

5. На шесте дворец,

А в дворце певец,

Червяков птенцам таскает,

Да трещит весь день…. (скворец)

- Правильно вы отгадали загадки

- Почему птицы улетают в теплые края? (потому что здесь наступают холода, а зимой нет насекомых).

-Скажите, ребята. А как же люди отличают птиц друг от друга? Ведь у всех птиц одинаковое строение – голова, туловище, крылья, клюв, лапки. Все птицы покрыты перьями.

-Люди различают птиц по их размеру, по цвету и даже по их пению.

Игра: « Собери птицу»

( раздаются разрезные картинки с изображением птиц).

-Ребята такое задание, вам нужно собрать картинку с изображением птицы.

Игровое упражнение : «Отгадай»

 (воспитатель называет птиц перелетных, зимующих, а дети -  приседают когда услышат зимующую птицу, перелетную  птицу делают взмахи руками).  

Ворона, соловей, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля.

Игровое упражнение с мячом: « Скажи одним словом»                                     (детям бросается мяч, а возвращается с ответом)

- у аиста длинные ноги, он какой?   (длинноногий)

 - у журавля длинная шея, он какой?.....

-у аиста длинный клюв, он какой?...

- у ласточки длинный хвост, она какая ?....

- ласточка любит тепло, она какая?...

- у соловья звонкий голос, он какой?...

Игра: «Закончи предложение»

Соловей маленький, а журавль ….(большой)

Аист  белый, а грач …(черный)

Сова днем спит, а охотится ..(ночью)

У синицы хвост короткий, а у ласточки…( длинный)

У дятла клюв длинный, а у синички …(короткий)

Утки серые, а лебедь …(белая)

У ласточки брюшко белое, а у кукушки…(серое)

Физминутка:

Пой-ка, подпевайка,

10 птичек стайка    (дети загибают пальчики)

Эта птичка – воробей,

Эта птичка –совушка, сонная головушка.

Эта птичка  - свирестель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка скворушка, серенькое перышко.

Это зяблик,

Это стриж,

Это развеселый чиж,

Но, а это злой орел,

Птички, птички по домам. ( руки прячут за спину)

-Ребята, скажите, а зачем нам нужны птицы? Зачем мы должны заботиться, беречь птиц?

-Для чего нам нужны птицы?

Птицы – санитары леса. Они поедают вредных жучков, червячков, гусениц, которые вредят деревьям. За то, что они прекрасно поют, можно ими любоваться, поедают комаров, которые причиняют неудобства людям и животным.

4. Итог занятия

-О чем мы сегодня беседовали?

-О каких птицах говорили?

-Какую пользу птицы приносят?

Вторая часть занятия: Рисование « Птицы»

Организация занятия:

Вправо – влево, влево – вправо,

 Клонятся цветы и травы.

А теперь, давайте вместе

 Все попрыгаем на месте

Выше! Веселей! Вот так!

Переходим все на шаг,

Вот  и кончилась игра,

Заниматься нам пора.

-Вспомните, чем похожи птицы?

- Чем отличаются друг от друга?

(цветом оперения, формой хвоста, размером крыльев)

 -Подумайте, как будет расположена птица, на листке? Как она будет выглядеть. Можете  нарисовать птицу летящую, плывущую, клюющую, сидящую на ветке.

 Дети выполняют работу, в это время звучит музыка,  (пение птиц)

В конце занятия, дети рассказывают, кто какую птицу нарисовал и почему.

 

 Третья часть занятия: Инсценировка «Пойманная птичка»

 К. Д. Ушинского

"Ах, попалась, птичка, стой!

Не уйдешь из сети,

Не расстанемся с тобой

Ни за что на свете!"

- "Ах, зачем, зачем я вам,

Миленькие дети?

Отпустите полетать,

Развяжите сети!"

- "Нет, не пустим, птичка, нет,

Оставайся с нами:

Мы дадим тебе конфет,

Чаю с сухарями!"

- "Ах, конфет я не люблю,

Не хочу я чаю,

В поле мошек я ловлю,

Зернышки сбираю..."

- "Там замерзнешь ты зимой

Где-нибудь на ветке,

А у нас-то! В золотой

Будешь жить ты клетке!"

- "О, не бойтесь: в теплый край

Улечу зимою;

А в неволе - светлый рай

Будет мне тюрьмою!"

- "Птичка, птичка, как любить

Мы тебя бы стали!

Не позволили б грустить:

Всё б тебя ласкали".

- "Верю, детки; но для нас

Вредны ваши ласки, -

С них закрыла бы как раз

Я навеки глазки!"

- "Правда, правда, птичка, ты

Не снесешь неволю...

Ну так бог с тобой, лети

И живи на воле!"

Тема: «У кого какой дом?»

Уточнение и расширение представлений о назначении, материалах, из которых строят дома. Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных со значением соотнесенности с различными материалами; употребление родственных слов).

Коррекционно-развивающие цели:

Развитие связной речи, внимания, мышления; умения сравнивать предметы, выделяя отличительные признаки.

Коррекционно-воспитательные цели:

Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия.

Оборудование:

Игра «Кто где живет?», картинки с изображением жилища человека, одноэтажный и многоэтажный дома, игра «Строительные профессии».

Ход

1. Орг. момент.

Дидактическая игра «Кто где живет?».

- Ребята, давайте с вами вспомним, кто где живет?

- Где живет лиса? ( Лиса живет в норе)

( волк, заяц, белка, еж, медведь, свинья, корова, собака, овца, лошадь, ласточка, скворец и т.д.)

2. – А где живет человек? (В доме)

- Как можно сказать о маленьком доме? (домик)

- О большом доме? (домище)

- Сказочный человек, который живет в доме? (домовой)

- Человек, который любит проводить свободное время у себя дома? (домосед)

- Как назовем дела, которые выполняем дома? (домашние)

- Как называют женщину, которая не работает, а ведет домашнее хозяйство? (домохозяйка)

Дом, домик, домище, домовой, домашний, домосед, домохозяйка – это семья слов, слова-родственники.

Игра с мячом «Назови родственные слова к слову ДОМ».

3. – В каком еще жилище может жить человек? (в замке, во дворце, в шалаше, в избе, в тереме, в крепости, в палатке)

- Кто строит дома? (строители)

- Люди каких профессий участвуют в строительстве дома? (каменщик, штукатур, маляр, кровельщик, паркетчик, стекольщик, бетонщик, сварщик, сантехник, электрик, плотник)

4. Дидактическая игра «Кто что делает?» (логопед показывает картинки с изображением людей разных строительных профессий, а дети называют  слова-действия)

- Что делает каменщик? (Каменщик строит, возводит стены) и т.д.

- Какие еще здания строят строители? (библиотеки, школы, детские сады)

5. Физминутка

- Давайте поиграем в игрушечную стройку.

Получили мы подарки:                         Дети изображают, как выкладывают

Кирпичи, бруски и арки.                       предметы из коробки.

Из коробки мы берем,

Строим мы красивый дом.

Строим быстро, строим скоро,             Дети садятся на корточки,

Без цемента из раствора.                        постепенно выпрямляясь,

Дом растет все выше, выше,                  а потом встают на носки.

Есть карниз, труба и крыша.

6. – Ребята, а как называется жилище Бабы-Яги?

- Надоело Бабе-Яге жить в своей избушке на курьих ножках. Села она в ступу и полетела в город, посмотреть в каких домах живут люди.

- В городе много разных домов: одноэтажных и многоэтажных. Сравните одноэтажный и многоэтажный дом. Найдите отличия. (сравнение домов)

- Какие еще дома увидела Баба-Яга? (детям раздаются картинки домов с разным количеством этажей)

- Посчитайте, сколько этажей в доме, скажите какой дом?

(В этом доме 5 этажей. Он пятиэтажный.)

7. – Понравились Бабе-Яге эти дома  и решила Яга построить себе новый дом, а из чего не знает.

- Подскажите ребята, из чего можно построить дом? (из кирпича, из бетона, из камня, из дерева, из глины, из бумаги, из веток, из пластмассы, из металла, из соломы)

- Дом из бумаги, дом из соломы, дом из кирпича. Какой вы думаете дом будет прочным? Почему вы так думаете?

8. Дидактическая игра «Назови какой дом?»

Дом из кирпича (какой дом?) – кирпичный дом.

из бетона –                 из пластмассы -                 из бумаги -

из камня –                  из металла -                        изо льда -

из глины —                  из стекла -                           из дерева –

9. – Прилетела Баба-Яга в лес и стала рассказывать Лешему, что она видела.

-Правильно ли она говорила, если нет, то исправьте.

Около школы строит (кирпич) дом.

Оля живет в (бетон) доме.

На опушке леса стоит (дерево) дом лесника.

Мама сделала для куклы (бумага) дом.

В (стекло) домике живут разноцветные рыбки.

Поросенок Наф-Наф построил (кирпич) домик.

Снежная Королева живет в (лед) дворце.

У куклы Барби (пластмасса) домик.

У Бабы-Яги (дерево) избушка.

10. Итог.

 Тема: Чтение рассказа «Синичкин календарь» В. Бианки (о январе).

Рассказать о наступлении крещенских морозов.

ЯНВАРЬ

Зинька была молодая синичка, и своего гнезда у нее не было. Целый день она перелетала с места на место, прыгала по заборам, по ветвям, по крышам, — синицы народ бойкий. А к вечеру присмотрит себе пустое дупло или щелку какую под крышей, забьется туда, распушит попышней свои перышки, — кое-как и переспит ночку.

Но раз — среди зимы — посчастливилось ей найти свободное воробьиное гнездо. Помещалось оно над окном за оконницей. Внутри была целая перина мягкого пуха. И в первый раз, как вылетела из родного гнезда, Зинька заснула в тепле и покое.

Вдруг ночью ее разбудил сильный шум. Шумели в доме, из окна бил яркий свет.

Сказки Бианки Виталий Валентинович -  Синичкин календарь Рис. 2

Синичка испугалась, выскочила из гнезда и, уцепившись коготками за раму, заглянула в окно. Там в комнате стояла большая — под самый потолок елка, вся в огнях, и в снегу, и в игрушках. Вокруг нее прыгали и кричали дети.

Зинька никогда раньше не видела, чтобы люди так вели себя по ночам. Ведь она родилась только прошлым летом и многого еще на свете не знала.

Заснула она далеко за полночь, когда люди в доме наконец успокоились и в окне погас свет.

А утром Зиньку разбудил веселый, громкий крик воробьев. Она вылетела из гнезда и спросила их:

— Вы что, воробьи, раскричались? И люди сегодня всю ночь шумели, спать не давали. Что такое случилось?

— Как? — удивились воробьи. — Разве ты не знаешь какой сегодня день? Ведь сегодня Новый год, вот все и радуются — и люди и мы.

— Как это — Новый год? — не поняла синичка.

— Ах ты, желторотая! — зачирикали воробьи. — Да ведь это самый большой праздник в году! Солнце возвращается к нам и начинает свой календарь. Сегодня первый день января.

— А что это «январь», «календарь»?

— Фу, какая ты еще маленькая! — возмутились воробьи. — Календарь — это расписание работы солнышка на весь год. Год состоит из месяцев, и январь — его первый месяц, носик года. За ним идет еще десять месяцев — столько, сколько у людей пальцев на передних лапах: февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь. А самый последний месяц, двенадцатый, хвостик года — декабрь. Запомнила?

— Не-ет, — сказала синичка. — Где же сразу столько запомнить! «Носик», «десять пальцев» и «хвостик» запомнила. А называются они все уж больно мудрено.

— Слушай меня, — сказал тогда Старый Воробей. — Ты летай себе по садам, полям и лесам, летай да присматривайся, что кругом делается. А как услышишь, что месяц кончается, прилетай ко мне Я тут живу, на этом доме под крышей. Я буду тебе говорить, как каждый месяц называется. Ты все их по очереди и запомнишь.

— Вот спасибо! — обрадовалась Зинька. — Непременно буду прилетать к тебе каждый месяц. До свиданья!

И она полетела и летала целых тридцать дней, а на тридцать первый вернулась и рассказала Старому Воробью все, что приметила.

И Старый Воробей сказал ей:

— Ну вот, запомни: январь — первый месяц года — начинается с веселой елки у ребят. Солнце с каждым днем понемножечку начинает вставать раньше и ложиться позже. Свету день ото дня прибывает, а мороз все крепчает, небо все в тучах. А когда проглянет солнышко, тебе, синичке, хочется петь. И ты тихонько пробуешь голос: «Зинь-зинь-тю! Зинь-зинь-тю!»


Тема: «Как зимуют звери»

Цель: уточнить и систематизировать представления детей о жизни животных зимой: чем питаются, как защищаются и как готовились к зиме. Учить детей отвечать на вопросы полными ответами, рассказывать связно и последовательно.

Продолжить работу над обучением детей составлению загадок.

Воспитывать уверенность, раскованность.

Материал: иллюстрации с изображением диких животных. Дидактическая игра «2 белочки». Картинки с изображением: желуди, шишки, грибы, ягоды, бананы, мяч, хоккейная клюшка, яблоко, гнездо, кофта, кукла, шапка. Маски для 2-белочек, фишки.

Ход

- Скажите мне пожалуйста, красивый лес-это чей дом? (ответы детей).

- Да, ребята сегодня мы поговорим о жизни диких зверей зимой в лесу. Может вы мне их назовете?

- Поговорим о лисе, хорошо. Когда лиса начинает готовиться к зиме, и что она для этого делает? (ответы детей)

- Как она меняет шерсть? Кто расскажет?

- Хорошо. Вот мы поговорим о том, как лиса готовиться к зиме. А теперь расскажите мне, как же лиса выживает зимой?

- Она ловит зайцев, мышей (мышкует). Сколько надо ей поймать мышей, что-бы наесться? (15-20).

- Расскажите, как это она делает? (ответы детей).

- А где же зимой лиса спит? (ответы детей).

- А вы знаете, что в сильный мороз лиса прикрывает нос своим пушистым хвостом, чтобы он не замерз.

- Лиса очень умное, хитрое животное. Лиса зимует одна, а вот волки. Что вы можете рассказать о них (ответы детей).

- Чем они питаются?

- Волков называют санитарами леса потому, что они уничтожают слабых, больных животных.

- А вот как же волки готовятся к долгой, суровой, холодной зиме? (ответы детей).

- Если волки не могут найти себе добычу, что они делают? (ответы детей).

- Где же волки ночуют? (ответы детей).

- Вот посмотрите волк очень похож на собаку, и я не смогу ее отличить, а вы? (ответы детей).

- Я хочу вам сказать, что если летом вы встретите волка в лесу, то не бойтесь, волк вас не тронет. А вот медведя бегите как можно быстрее.

- Как вы думаете почему? (ответы детей).

- А вы не хотите погулять в зимнем лесу. Ну тогда пошли.

Физкультурная минутка

Весело в лесу

Зайцы утром рано встали,

Весело в лесу играли. (Прыжки на месте.)

По дорожкам прыг-прыг-прыг!

Кто к зарядке не привык? (Ходьба на месте.)

Вот лиса идёт по лесу.

Кто там скачет, интересно? (Потягивания — руки вперёд.)

Чтоб ответить на вопрос,

Тянет лисонька свой нос. (Прыжки на месте.)

Но зайчата быстро скачут.

Как же может быть иначе? (Бег на месте.)

Тренировки помогают!

И зайчата убегают. (Ходьба на месте.)

Вот голодная лиса

Грустно смотрит в небеса. (Потягивания — руки вверх.)

Тяжело вздыхает, (Глубокие вдох и выдох.)

Садится, отдыхает. (Садится, отдыхает.)

- Ну вот, в лес мы сходили. А это кто?

- Белка красивое, нежное животное и начинает готовиться к зиме уже летом.

- Расскажите, как белочка готовиться к зиме (ответы детей).

- Осенью белка меняет свою шерсть. Меняется ли цвет? (ответы детей).

- У белки, как у всех животных, есть враги. Как же она защищается от них? (ответы детей)

- Молодцы, очень интересный получился рассказ.

- А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Две белочки». (Картинки с изображением различных предметов ежат на столе).

Ход:

Выбираются 2 белочки, остальные подходят к столу, берут по 1 картинке. По команде «Скоро зима, пора делать запасы» белочки выбирают картинки с изображением корма. Нужно набрать как можно больше картинок.

- Отдохнули. Я приготовила для вас загадки, которые вам загадают ваши товарищи.

Живёт в дупле, живёт - в гнезде,

Лесной орех, грибы таскает.

И на немалой высоте

Пушистый хвост, как луч, мелькает.

(Белка) (Ульяна)

Игольник он напоминает,

В лесу тропу любую знает.

Спугнёшь – на мяч уже похож!

Хитрец! Гурман! Обычный (Ёж) 

Уши длинные, несмелый.

То он серый, то он белый.

То бежит, а то уж скачет,

Куцый хвост от волка прячет.

(Заяц) 

Из малых кошек, из пятнистых,

А на ушах, представьте, кисти!

Короткий хвост. Не скажешь «брысь»,

Она ведь хищник грозный… (Рысь) 

Рыжая, изящная,

Есть и черно-бурая.

Пышный хвост. Нестрашная,

С хищной всё ж натурою.

(Лиса) 

Бурый он и косолапый,

Ловит рыбу мощной лапой.

А ещё он любит мёд!

Кто сластёну назовёт?

(Медведь) 

Предок всех собак, поверь,

Этот серый хищный зверь.

Знает в овцах, козах толк

Страшный, хитрый, лютый… (Волк) 

Родственник домашней хрюшке,

Хоть стоячие есть ушки.

С пятачком. Большой. Всеядный!

А ещё он дикий, стадный.

(Дикий кабан) 

- Может мы с вами придумаем загадки. Попробуем.

- Сегодня мы с вами беседовали о жизни диких животных, о том как нелегко им выживать зимой, как необходимы они друг для друга.

А теперь посчитаем сколько смайликов вы заработали на занятии и узнаем: кто же был самым активным.

Тема: Чтение стихотворения «Март»  С.Я. Маршака Загадки о животных  нашего края.

После месяца второго,
Очень злого февраля
Наступает месяц третий,
Прогревается земля.
Птицы с юга
Возвратились.
Вьюги
Все угомонились.
Птицы, небо, солнца жар,
Третий месяц - месяц ...
(март)

Ручейки бегут быстрее,
Солнце светит всё сильнее.
Воробей погоде рад -
Он встречает месяц ...
(март)

Стихи о весне. Март

Снег теперь уже не тот, -
Потемнел он в поле.
На озерах треснул лед,
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей.
Небо стало выше.
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.
Все чернее с каждым днем
Стежки и дорожки,
И на вербах серебром
Светятся сережки.

Тема: «Почему исчезают животные?».

ЦЕЛЬ: дать детям представление о разнообразии природы, перечислить основные причины вымирания некоторых животных, назвать охраняемых, объяснить, почему нужно охранять животный и растительный мир, обогащать словарный запас детей. Внушить сочувствие к живой природе, научить сопереживать. Развивать речевое дыхание, мышление, воображение.

Материал и оборудование: Иллюстрации с вымершими животными (динозавры, мамонты)

Ход

1. Орг.момент.

- Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте с ними поздороваемся. Ведь слово «здравствуйте» - это не только приветствие, но и пожелание здоровья человеку, с которым здороваешься. Вот и давайте поздороваемся с нашими гостями, а заодно еще и пальчики наши разомнем:

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю-

Всех я вас приветствую! ЗДРАВСТВУЙТЕ!

2. Вступительная беседа.

Есть на Земле огромный дом

Под крышей голубой.

Живут в нём солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нём птицы и цветы,

Весёлый звон ручья.

Живём в том светлом доме мы

И все наши друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда мы будем в нём.

Природою родной земли

Зовётся этот дом.

(Л. Дайнеко)

- Я прочитала вам стихотворение о природе. А что такое природа, как вы думаете? (Солнце, воздух вода, растения, животные, птицы и т.д.)

- А что нельзя назвать природой? (то, что сделано руками человека).

- Действительно, природа – это окружающий нас мир, точнее, та его часть, которая не создана руками человека. Это солнце, вода, воздух, небо, животные, растения и сами люди.

- Всю природу земли можно разделить на два огромных мира: мир живой природы и мир неживой природы. Давайте вспомним, что относится к живой природе (ответы детей).

- Правильно, живая природа – это растения, животные. Человек тоже часть живой природы.

- А чтобы вспомнить, что относится к неживой природе, давайте отгадаем с вами загадки:

Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет.

                               (Солнце).

- Может человек прожить без солнечного света и тепла?

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь

Он - невидимый, и все же

Без него мы жить не можем.        (Воздух).

Меня пьют,

Меня льют,

Всем нужна я.

Кто я такая?            (Вода).

- А без воздуха и воды мы сможем прожить?

- Как прекрасна природа вокруг нас. Давайте представим, что мы с вами в лесу…

Проводится логоритмическое упр. «Подышим свежим воздухом»:

"Подышим свежим воздухом":

вдох через нос ("...животик стал круглым"),

выдох ртом ("... животик - плоский").

"Вдруг подул сильный ветер":

вдох через нос,

выдох на -с-с-с-.

"Зашумели листвой деревья":

вдох через нос,

выдох на -ш-ш-ш-.

"Пролетел жук и зажужжал":

вдох через нос,

выдох на -ж-ж-ж-.

"Запищал комар:

вдох через нос,

выдох на -з-з-з-.

"Застрекотала стрекоза:

вдох через нос,

выдох на -ц-ц-ц-.

-Итак, человек живет в природе, человек – сам часть природы, и от природы зависит жизнь человека. Но всегда ли человек – друг природе?! Чтобы понять это, послушайте  несколько историй, которые я вам расскажу…

Много лет тому назад у далёких, никому неведомых островах в Тихом океане потерпел крушение русский корабль. Моряки спаслись, но им грозила голодая смерть. И тут они увидели, что у берегов целыми стаями плавают огромные морские животные, похожие на больших китов. Они были мирные и настолько доверчивые, что позволяли себя трогать руками. Питались они водорослями, и моряки их назвали морскими коровами. Мясо морских коров оказалось нежным и вкусным, поэтому моряки не умерли от голода. Из обломков разбитого корабля они смогли построить судёнышко и уплыть домой.

Прослышав об удивительных животных, другие люди стали приплывать на эти острова и запасаться мясом. Но никто не подумал о том, что морских коров надо поберечь, и меньше чем за 30 лет их всех перебили. Учёные долго надеялись, что где-то ещё водятся морские коровы, искали их, но так и не нашли.

Ни одной морской коровы не осталось на Земле.

Обсуждение для закрепления услышанного:

Каких удивительных животных встретили моряки?

Как вы себе представляете морских коров?

- А вот еще один случай, который произошел в небольшом городке около очень красивого озера…

В одном живописном уголке возле красивого озера люди уничтожали надоедливую мошкару, которая мешала им наслаждаться природой. Это была серьёзная операция: вертолёты опрыскивали эту мошкару, которая летала повсюду, потратили много денег. И вот успех - мошкара полностью исчезла:

А потом исчезла и рыба в озере, и птицы вокруг!!!

- Дети, мы часто расцениваем мух, мошкару, как вредных насекомых, забывая при этом, что в природе сложилась непрерывная цепь равновесия в природе. Оказывается, что эти насекомые приносят огромную пользу. Они служат едой (кормом) для пауков, стрекоз, лягушек, рыб, птиц. В природе не существует ничего вредного и не нужного. Многие люди не любят змей. Яд многих змей для человека смертелен. Но именно из змеиного яда люди научились делать бесценные лекарства, которые лечат смертельные болезни.

"Жаба, жаба! Бейте её!" - часто кричат мальчишки. Вы думаете, что от жаб и лягушек появляются бородавки? Это полная ерунда! Лягушки и жабы - замечательные охотники. Они за ночь поедают целые тучи мошек и комаров. Вот какие помощники людям!

Какие птицы питаются этими животными, о которых мы только что говорили?"

Дети. Аисты, цапли, журавли.

Воспитатель: "Если бы не было лягушек и жаб, этим бы птицам нечем было питаться. А найти ответ на вопрос: "Нужны ли хищники?" вам поможет ещё одна история, которую я сейчас расскажу. Слушайте внимательно:

Случилось так, что в одном лесу всех волков извели, и тогда зайцев развелось видимо-невидимо. Они всю траву съели, за деревья принялись - кору обглодали. Лес погибать стал. Зайцы заболели, умирать стали.

Опомнились люди, привезли волков в лес и всё со временем наладилось.

3. Пояснения педагога:

Более ста видов разных зверей и птиц уничтожали люди. На одних слишком усердно охотились, другим не оставили даже клочка земли (леса или степи), где они могли бы жить, третьих выловили хищники, привезённые людьми. Немало исчезло и растений. В конце концов, люди поняли: если не помочь природе, растений и животных будет гибнуть всё больше и больше.  Задумались люди: как же остановить это безумие? И стали искать способы охраны природы. Были созданы заповедники, где содержатся редкие растения и животные. Там запрещена охота, нельзя собирать цветы, ягоды. Живя в безопасности, животные и растения размножаются и расселяются в другие места обитания. Для охраны природы ученые создали Красную книгу. Вы уже знаете о ней. Вспомним, что в ней записано? Почему она красного цвета? Правильно, она как бы говорит: «Осторожно! Эти представители природы могут исчезнуть  с планеты Земля, и наш дом опустеет! Остановись, оглядись, подумай  человек! Подумай о природе! Не слишком ли вольно мы пользуемся ее щедростью?»

В Красную книгу занесены:

  • Дальневосточный тигр.
  • В горах Средней Азии живет снежный барс. Тело его покрыто красивым пушистым мехом. Барс очень ловкий, одним махом он перепрыгивает пропасть шириной 6-8 м.
  • На юге в пустыне живет грациозный гепард. Гепарды – самые быстрые на Земле животные, могут даже обогнать поезд.
  • А вот это – могучий бык зубр. После войны зубры остались только в Беловежской пуще.
  • Пятнистых оленей убивали за их вкусное мясо и красивую шкуру. Но главное – за его удивительные рога. Ведь из них делают ценное лекарство – пантокрин.

Наряду с животными, в Красную книгу занесены и растения, которых тоже осталось очень мало на нашей Земле.

4. Подведение итогов

- Итак, всё в природе взаимосвязано, у каждого животного и растения своя роль. Все животные, растения, насекомые, птицы и, конечно, человек «связаны» между собой невидимыми «нитями» природы. И если «разорвать» эту ниточку, то погибнут не только какие-либо животные или растения, погибнет все живое на нашей прекрасной планете. Исчезает одно – болеет другое – умирает третье.  А чтобы лучше понять это, давайте поиграем с вами в игру.

Проводится дид.игра «Береги природу».

-Давайте сделаем вывод из нашей беседы. А для этого послушаем стихотворение, которое прочтет нам…

Ребёнок:

Все-все

Все на свете нужны.

И мышки

Не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись

Без чудищ нелепых,

И даже без хищников

Злых и свирепых.

Нужны все на свете

Нужны все подряд.

Кто делает мёд,

И кто делает яд.

-Действительно, люди должны научиться беречь то, что нам дарит природа. И мы с вами тоже можем этому помочь: не рвать цветы, не уничтожать насекомых, не бросать мусор на улице.

Тема: «Как правильно вести себя в природе».

Программное содержание : расширять,  пополнять  и  уточнять   знания детей о природе, раскрывающие  взаимосвязь  между объектами  природы, а также определяющие отношения  между природой и человеком  на основе  конкретных поведений ( в лесу . на лугу  и в других природных сообществах).

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе .Развивать диалогическое  общение, умение слушать, инициативно высказываться, реагировать на собеседника, задавать вопросы.

Материалы  и оборудование: экологические знаки правил поведения в общении с природой, демонстрационный материал «Перелётные и зимующие птицы», «Насекомые» , музыка «Голоса птиц», Наедине с природой»

Ход: Каждый из нас живёт в доме . А когда –то природа была единственным домом человека. Тогда он не умел строить жилище, жил в пещере . Он охотился на животных, собирал растения для еды. Шло время, человек  научился многому. Теперь  мы живём  в кирпичных, деревянных домах, а всё равно нашим домом остаётся природа.

Что такое природа?  Человек может жить без природы? Давайте посмотрим на примере: человеку нужны носки-носки вяжут из шерсти, из шерсти делаю нитки, нитки даёт овца, овца питается травой, для её роста нужна почва, вода солнце. Солнце, вода, почва-это природа.  Ребята, а где можно услышать пение птиц, журчание ручейка? В лесу. Лес очень музыкален. Он умеет петь, шелестеть , шуршать .Музыка леса прекрасна.

Очень я люблю, ребята,

Слушать музыку в лесу,

И кузнечика, и дятла,

И пчелу и стрекозу.

Трели птиц, шёпот листвы,

Послушать лес хотите вы?

( слушание аудиозаписи)

А как нужно себя вести на природе?  ( ответы) Молодцы ребята . любите природу. Чтобы по настоящему любить природу, нужно знать правила  .

Игра «Кто правильно назовёт?»

Я вам покажу знаки, а вы   объясните , что он обозначают.

-Не рубить деревья и кустарники- деревья очищают воздух

- Не разводить костры под деревьями- может возникнуть пожар и погибнет всё живое

-Не оставлять мусор, чтобы не засорять природу

-Не рвать цветы, цветы украшают природу, они нужны пчёлам, бабочкам

Не ловить бабочек , он красивы как и цветы, невесомы и ранимы

-Не разорять гнёзда птиц- они радуют нас своими песнями

-Не брать домой детёнышей зверей-лес  дом для них

-Не разорять муравейники- они убирают  всю падаль, нечистоты и уносят всё под землю. Поэтому в лесу всегда  чисто, свежо

Молодцы ребята , правильно знаки назвали.

- Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь.

Испугаются зверушки,

Убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай,

Никогда не забывай

Мусор с травки убирать.

Зря цветы не надо рвать!

Из рогатки не стрелять,

Ты пришел не убивать!

Бабочки пускай летают,

Ну, кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу – всего лишь гость,

Здесь хозяин – дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги!

(Н. Рыжова) Молодцы ребята , правильно знаки назвали.

Слушайте второе задание. Вот вам рисунки птиц. Их нужно назвать   и разделить на  зимующих и перелётных.

Игра « Кто быстрее ?

Зимующие :сорока, воробей, синица, дятел, ворона, голубь.

Перелётные : соловей, жаворонок, скворец, грач, ласточка, кукушка.

Молодцы, порадовали меня. Слушайте третье задание. Вот насекомые, кто-то из них лишний: муха, бабочка, комар,  паук.

Игра « Кто лишний»

И последнее задание :назови лекарственные растения.

Игра « Кто больше назовёт?» ( шиповник, зверобой, ромашка, подорожник, ландыш, душица) Молодцы ребята , многое знаете о природе. Но в лесу  , на реке, везде слышны жалобные голоса животных, птиц, растений. Природа просит о помощи. В лес часто приходят  недобрые люди . Ломают деревья, обижают птиц, разоряют муравейники и убивают животных .А ведь в  природе всё взаимосвязано, и мы сейчас в этом убедимся.    Игра « Берегите природу» Ребята, давайте дружно уберём мусор. А куда же нам девать этот мусор? Что мы будем делать с ним ? Правильно . мы его отправим в контейнер для мусора. А оттуда он попадёт на перерабатывающий завод, где из него сделают новую, чистую бумагу, которая пойдёт на изготовление тетрадей , учебников для  школьников, книг . Люди должны жить в дружбе с природой, никого не обижать, никому не причинять зла. Чтобы человек стал другом природы, он должен быть добрым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования на тему "Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования"

Считается, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которого составляет поисковое ориентирование, что потребность ребенка в новых впечатлени...

План самообразования по теме: «Развитие коммуникативных навыков через экологическое воспитание дошкольников».

Цель:- формирование начал коммуникативных способностей у детей через общение с природой;- становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии;- формирование у детей практичес...

План самообразования по теме:«Развитие познавательной активности детей через использование дидактических игр с помощью интерактивных средств обучения в условиях ФГОС ДО»

Цель: Внедрение интерактивных средств обучения (работа с детьми на интерактивном столе) в учебно-воспитательный процесс с целью повышения эффективности воспитательно - образовательного процесса. 7.З...