План самообразования на тему "Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования"
материал (старшая группа)

Считается, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которого составляет поисковое ориентирование, что потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Известно, что экспериментирование - деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл план самообразования40.89 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Эдучанская СОШ» дошкольные группы

Срок реализации-  3 года

Дата начала работы над темой 1.09.2017г.

Предполагаемая дата окончания работы 30.05.2020г.  

C:\Users\Admin\Desktop\картинки по наукограду\38.jpg

ВОСПИТАТЕЛЬ: Моташкова Ирина Валентиновна           

п. Эдучанка 2017 г.

                                          Ребенок – существо разумное, он хорошо

                                         знает потребности, трудности и помехи

своей жизни. Не деспотичные распоряжения,

                                            не недоверчивый контроль, а тактическая

                      договоренность, вера в опыт,
                                      сотрудничество и совместная жизнь”.
                                                                                               Я.Корчак
.

Пояснительная записка

Считается, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которого составляет поисковое ориентирование, что потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Известно, что экспериментирование - деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д.

Основными направлениями, которые выделяются в процессе решения данной задачи в дошкольном учреждении являются:

  • формирование у детей и воспитателей представления об исследовательском обучении, как ведущем способе познавательной деятельности;
  • содействие развитию и распространению образовательных программ и педагогических технологий проведения учебных исследований с дошкольниками;
  • содействие развитию творческой исследовательской активности детей;
  •  стимулирование у дошкольников интереса к фундаментальным и прикладным наукам;
  • содействие формированию у детей научной картины мира;
  • популяризация лучших методических разработок по учебно-исследовательской работе дошкольников.

Для познания исторически накопленного опыта применяется множество приёмов и средств, однако все они укладываются в пять обще дидактических методов обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, эвристический и исследовательский

Что понимается под исследовательским методом обучения дошкольников?

  • Ребёнок воспринимает и усваивает материал в результате удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях.
  • Познавательная деятельность детей состоит в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, умения анализировать, видеть за отдельными фактами закономерность.
  • Основные составляющие процесса исследования: выявление проблемы, формулирование гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты и сделанные на их основе умозаключения.
  •  Принцип поэтапности   в организации исследовательского поиска детей, который основан на постепенном сокращении сообщаемой педагогом информации и увеличении самостоятельной деятельности дошкольников.

Своеобразие исследовательской деятельности определяется ее целью: исследование предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания.

Чтобы исследовательская деятельность вызывала у детей интерес, необходимо подбирать содержание, доступное их понимало. Окружающий мир, природа наиболее близки и понятны ребёнку. В процессе исследования знания об окружающем мире постепенно обогащаются и систематизируются, детские фантазии замещаются реальным объяснением неизвестного и непонятного.

Актуальность темы:

Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

 «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.

Также, согласно ФГОС ДО предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира и т.д. Данное содержание реализуется в различных видах деятельности, присущих дошкольному возрасту. Один из них – поисково -исследовательская деятельность – исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними. Развитие поисковых  интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди – часть этого мира открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира.

Образ мира — это сложная целостная система знаний о человеке, о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности.

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие поискового  интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и в дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой  деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.

В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс.

Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы является детское экспериментирование.

. Когда ребенок слышит, видит, делает сам своими руками, то все усваивается прочно и надолго. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей, воспитателю же необходимо только создать оптимальные условия для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей.

Исследования предоставляют ребенку возможность найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Творчество в экспериментировании обуславливает создание новых проявлений способностей ребенка. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и этическими правилами в жизни общества.

 Цель:

- создавать условия для исследовательской активности детей;

- поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность.

   Задачи:

  • помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности;
  • изучить методическую литературу по данной теме;
  • помочь ребенку в освоении соответствующего словаря, в умении точно и ясно выражать свои суждения и предположения;
  •  развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
  • стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.
  •  способствовать воспитанию самостоятельности, развитию.

Этапы реализации программы самообразования.

Раздел  

Сроки

Содержание работы

Практический выход

Изучение методической литературы.

Сентябрь – май 2017-2018 у.г.

1. Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.

2. Дошкольное воспитание №2, 2000 г.

3. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.

4. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

5. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004

6. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2

7. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.

8. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Менщикова. – Волгоград: Учитель, 2009.

Подбор, изучение и анализ методической литературы по данной теме.

2017- 2018 учебный год

Работа с детьми

Сентябрь

Исследование свойств песка и глины во время игровой деятельности на прогулке.

Опыты с песком и глиной.

Ноябрь.

Исследование свойств воды во время игровой деятельности на прогулке и в группе.

Опыты с водой.

Январь

Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности.

Опыты с воздухом.

Март

Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий, опытно-экспериментальной деятельности.

Опыты с магнитом

Апрель

Наблюдение за комнатными растениями, изучение условий для оптимального развития и роста растений.

Опыты «С водой и без воды», «На свету и в темноте».

Работа с родителями.

Сентябрь

Привлечение родителей к созданию «Центра экспериментирования» оборудовать уголок полочками, собрать природный материал.

Создание

«Центра экспериментирования»  

Октябрь

Консультация для родителей на тему «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

Газета для любознательных родителей

Май

Подготовка фотографий детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности.

Фотовыставка «Юные исследователи».

2018– 2019 учебный год

Работа с детьми

Сентябрь

«Приборы – помощники» Приобретение навыков работы с исследовательскими приборами – лупой.

Тематическое занятие «Волшебное стеклышко»

Ноябрь

«Приборы – помощники» Приобретение навыков работы с исследовательскими приборами – весами.

Тематическое занятие «Волшебные весы»

Январь

«Что, зачем и почему?» Изучение метода игрового проблемного обучения

Создание разнообразных проблемных ситуаций и пути их решения

Март

«Шаг за шагом» Создание «копилки опытов и экспериментов»

Проведение опытов на занятиях и в свободное время  

Май

«Хочу все знать» Поиск интересной информации о явлениях природы

Папка-передвижка

Работа с родителями

Октябрь

Привлечение родителей к обогащению  «Центра экспериментирования», собрать природный материал.

 Дополнить и обновить имеющийся материал.

Декабрь

Исследование педагогической компетентности родителей и воспитателей в области развития детского экспериментирования.

Анкетирование родителей.

Март

Использование методики «Выбор деятельности» Л.Н. Прохоровой, направленная на изучение мотивации детского экспериментирования .

Памятки для родителей «Я познаю мир»

2019 – 2020 учебный год.

Работа с детьми.

Октябрь – май

«Эксперимент,  как метод обучения»

Создание проектов. Изучение структуры создания проекта. Самостоятельное экспериментирование детей.  

Работа с родителями.

Сентябрь

Привлечение родителей к обогащению  «Центра экспериментирования», собрать природный материал.

Дополнить и обновить имеющийся материал.

Декабрь

Консультация для родителей на тему «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

Совместное создание памятки для родителей.

Май

«Вот какие молодцы!»

Оформление выставки детских работ, проектов и фото – отчетов результатов экспериментов

Самореализация

В течении всего периода

Сбор информации для создания картотеки опытов и экспериментов.

Картотека опытов и экспериментов для детей 5-7 лет.

Консультация для педагогов ДОУ «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка».

Выступление на педагогическом совете.

Деловая игра «Аукцион идей»

Расширение представлений педагогов о возможных формах, методах работы с дошкольниками по познавательной деятельности

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

Выступление на педагогическом совете.

Обмен опытом на сайтах «Самообразование в поисково-исследовательской деятельности»

Вывод:

Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики. В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Детская экспериментальная деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. Если мотивация выстроена правильно, то положительные результаты обязательно будут.

Литература.

*Н.А. Короткова – Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста.

*А.И. Савенков – Методика исследовательского обучения дошкольников

*Ребёнок в мире поиска программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста.

*А.И. Савенков – Методика исследовательского обучения младших дошкольников.

*Н.Я. Михайленко, Н.А.Короткова – Организация сюжетной игры в детском саду.

*О.В. Дыбина – Неизвестное рядом. *Опыты и эксперименты для дошкольников.

*Изучение методики Л.А, Венгера

Л.Н. Прохоровой «Выбор деятельности» направленная на изучение мотивации детского экспериментирования.

* Поддьяков А. И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом- «черным ящиком»// Вопросы психологии, 1990.

* Тугушева Г. П., Чистякова А. В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. -№ 1.

* Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду.

* Интернет ресурсы

Статьи в журналах:

*Воспитатель ДОУ,

*Дошкольное воспитание,

*Ребенок в детском саду,

*Обруч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план по самообразованию воспитателя Ерышкановой Натальи Владимировны МБДОУ №84 «Серебряное копытце» по теме «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»

в индивидуальном плане по самообразованию  воспитателя Ерышкановаой Натальи Владимировны  представлены основные формы работы по теме ,практичекие выходы...

Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования у детей старшей группы. План по самообразованию

Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования у детей старшей группы.План по самообразованиюПодготовила: Аширова Н.Х.воспитатель МБДОУ «Лямбир...

План по самообразованию: «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»

План по самообразованию: «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»...

План работы по самообразованию. Тема: «Развитие поисково – исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, так как он настроен на освоение окружающего мира и хочет его познать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает...

План по самообразованию на тему: "Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования".

Познавательно-исследовательская деятельность со взрослым сама по себе ценна для развития ребенка, а так же придает импульс свободной самостоятельной деятельности детей, активизируя их «изыскания...

План работы по самообразованию "Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования"

1.Изучить методическую литературу по данной теме.2.Обобщить и проанализировать опыт других педагогов по развитию поисково-исследовательской деятельности дошкольников.3.Подобрать и оформить информацию ...

План по самообразованию «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»

Актуальность темы:Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёно...