Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования у детей старшей группы. План по самообразованию
методическая разработка на тему

Аширова Надия Харрясовна

Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования у детей старшей группы.

План по самообразованию

Подготовила: Аширова Н.Х.

воспитатель МБДОУ

 «Лямбирский детский сад  3

 комбинированного вида»

 

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает познавательно-исследовательская деятельность. Этому подчинен и стандарт второго поколения в начальной школе, поэтому познавательно-исследовательская деятельность в детском саду становится очень важной ступенькой при подготовке детей к обучению в школе.

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением Федеральных Государственный Образовательных стандартов дошкольного образования. Реализация образовательной области «Познавательное развитие» в части развития познавательно-исследовательской деятельности обеспечивается за счет таких форм работы как:экспериментирование;исследование;коллекционирование;проектирование.

   Эти формы работы позволяют на этапе завершения дошкольного образования достичь следующих целевых ориентиров, которые определены в ФГОС ДО: ребёнок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, склонен наблюдать, экспериментировать, обладает начальными знаниями о себе, о природе и социальном мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ashirova_plan_po_samoobrazovaniyu.docx31.29 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования у детей старшей группы.

План по самообразованию

Подготовила: Аширова Н.Х.

воспитатель МБДОУ

 «Лямбирский детский сад  3

 комбинированного вида»

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает познавательно-исследовательская деятельность. Этому подчинен и стандарт второго поколения в начальной школе, поэтому познавательно-исследовательская деятельность в детском саду становится очень важной ступенькой при подготовке детей к обучению в школе.

   Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением Федеральных Государственный Образовательных стандартов дошкольного образования. Реализация образовательной области «Познавательное развитие» в части развития познавательно-исследовательской деятельности обеспечивается за счет таких форм работы как: экспериментирование; исследование; коллекционирование; проектирование.

   Эти формы работы позволяют на этапе завершения дошкольного образования достичь следующих целевых ориентиров, которые определены в ФГОС ДО: ребёнок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, склонен наблюдать, экспериментировать, обладает начальными знаниями о себе, о природе и социальном мире.

   Результаты современных психологических и педагогических исследований следующих ученых-психологов, педагогов - Ю.К. Бабанского, Л.А. Венгера, Н.А. Ветлугиной, И.Д. Зверева, В.В. Запоржца, И.Я. Лернера, А.И. Савенкова, Г.И. Щукиной и др. - показывают, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем это предполагалось ранее. В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Однако такое познание осуществляется детьми не в понятийной, а в основном в наглядно-образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами, поэтому особый интерес для детей представляет экспериментирование.

    Ребёнок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. При активном действии ребенка в процессе познания действуют все органы чувств. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет изучаемый материал, тем быстрее развиваются познавательные способности, и повышается познавательная активность.

   Детское экспериментирование относится к познавательно-речевому развитию. Оно имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).

  Слова восточного мудреца гласят: «Ребенок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». Дошкольники – прирожденные исследователи. Тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.

Цель: развитие устойчивого познавательного интереса дошкольников в поисково - исследовательской деятельности.

     Для достижения поставленной цели определила ряд задач:

  • Создание условий для исследовательской активности детей;
  • Организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала;
  • Изучение методик, технологий по поисково-исследовательской деятельности.

Основные методы и формы работы.

           Метод ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ, который является разновидностью класса практических методов в педагогике и дидактике, и понимается как особый способ освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях.

           В условиях детского сада я использую только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается:

  • во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям.
  • во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения.
  • в-третьих, они практически безопасны.
  • в-четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

          В процессе познавательно-исследовательской деятельности я также использовала следующие методы при проведении экспериментов:

           МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ - относится к наглядным методам и является одним из основных, ведущих методов дошкольного обучения.

           Из практических методов обучения я использовала следующие: ИГРОВОЙ МЕТОД, который предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности, а также ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ ОПЫТ - это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т.д.

          Из словесных методов обучения я использовала в своей работе следующие:

           -рассказ воспитателя. Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях.

           -рассказы детей - метод, который направлен на совершенствование знаний и умственно—речевых умений детей.

          Для уточнения, коррекции знаний детей, их обобщения и систематизации использовала такой метод как беседа.

Методы и приемы работы с детьми: практические, проблемно-поисковые.

Предполагаемый результат работы над темой самообразования.

 У меня, как у педагога-воспитателя сформируются основы педагогического мастерства:

• умение анализировать научно-методическую литературу;

• умение применять полученные знания на практике;

• активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения.

Дети научатся:

• самостоятельно выделять и ставить проблему, которую необходимо решить;

• предлагать возможные варианты решения;

 • исследовать предметы и явления окружающего мира, применяя методы поисковой деятельности.

Для реализации опытно — экспериментальной деятельности детей в нашей группе организована мини-лаборатория «Эврика». В ней имеются дидактический материал, необходимые инструменты для экспериментирования:

  • специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, мерные стаканы, тарелки),
  • бросовый и природный материал (камешки, песок, семена),
  • утилизированный материал (проволока, скрепки, нитки, перья, губки и т. д.),
  • инструменты для опытов (лупа, микроскоп, термометр, магнит, весы, зеркало, песочные часы, фонарик и т.д.), изготовлены дидактические материалы.

     При оборудовании уголка экспериментирования были учтены следующие требования:

  • безопасность для жизни и здоровья детей;
  • достаточность;
  • доступность расположения.
  • Список литературы

Сроки выполнения

Тема

Содержание работы

Результаты

Литература

Сентябрь

 

«Шаг за шагом»

Подбор и изучение литературы по теме.

Участие в конкурсах педагогического мастерства  на сайтах (сентябрь – май)

Изучение и внедрение ФГОС.

Составила перспективный план экспериментальной деятельности

(см. приложение)

1. Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.

2. Дошкольное воспитание №2, 2000 г.

3. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.

4. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

5. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004

6. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2

7. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.

8. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Менщикова. – Волгоград: Учитель, 2009.

Октябрь

«День открытых дверей».

Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности.

Сбор информации для создания картотеки опытов и экспериментов.

Открытый просмотр осенней прогулки для воспитателей д/с: «Ветер в парке листья кружит» с детьми старшей группы.

Создание «копилки опытов и экспериментов» для старшей группы

Ноябрь-

Создание предметно-развивающей среды 

Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, пополнение мини лабораторий с объектами неживой природы. 

 

Анкета для педагогов

Декабрь

Знакомство с передовым педагогическим опытом в районе.

Выступление на семинаре-практикуме

«Педагогические технологии».

Доклад и презентация по теме «Опыт работы по развитию интереса ребенка к познавательно-исследовательской деятельности».

Январь

«Газета для любознательных родителей».

Исследование педагогической компетентности родителей и воспитателей в области развития детского экспериментирования.

Проведение диагностирования родителей по проблеме развития детского экспериментирования.

Консультация для родителей на тему «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

Анкета для родителей

Родительское собрание «Лаборатория чудес и превращений».

Февраль

«Приборы-помощники»

Приобретение навыков работы с исследовательскими  приборами (лупы, микроскоп…)

Памятка для родителей

«Я познаю мир»

Март

Инновационные технологии-ТРИЗ

Использование элементов ТРИЗ при проведении опытов. Наблюдение, исследование свойств воды во время  режимных моментов, в игровой деятельности, в повседневно-бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности.

Апрель

Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования

у детей старшей группы

Наблюдение за комнатными растениями, изучение условий для оптимального развития и роста растений.

Выступление на педсовете.

Опыты «С водой и без воды», «На свету и в темноте».

Отчет о проделанной работе по теме самообразования «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования у детей старшей группы»

.

Май

«Что? Зачем? Почему?»

Исследование свойств песка и глины во время игровой деятельности на прогулке.

Подготовка фотографий детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности.

Опыты с песком и глиной.

Фотовыставка «Юные исследователи».

 

Заключение.

           Процесс познания, освоение новых знаний детьми очень важны для меня, поэтому я считаю, что в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!

           В заключение хочется процитировать слова К. Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».

Список литературы.

1. Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.

2. Дошкольное воспитание №2, 2000 г.

3. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.

4. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

5. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004

6. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2

7. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.

8. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Мегнщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 130с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие поисково-познавательной деятельности дошкольников (в процессе экспериментирования с объектами неживой природы)

В 5 - 6 лет ребенок смотрит на мир широко открытыми глазами. Все чаще и смелее он вглядывается в открывающуюся перед ним перспективу познания «большого мира» - тех знаний, которые человечество н...

Индивидуальный план по самообразованию воспитателя Ерышкановой Натальи Владимировны МБДОУ №84 «Серебряное копытце» по теме «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»

в индивидуальном плане по самообразованию  воспитателя Ерышкановаой Натальи Владимировны  представлены основные формы работы по теме ,практичекие выходы...

План самообразования на тему "Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования"

Считается, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которого составляет поисковое ориентирование, что потребность ребенка в новых впечатлени...

Консультация для воспитателей "Развитие познавательно - исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования "

Консультация "Развитие позавательно- исследовательской деятельности дошкольников в процессе зкспериментирования "...

«Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»

Консультация для педагогов "Развитие позновательно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе эксперементирования"...

Конспект НОД по художественно – эстетическому развитию (модуль – музыкальная деятельность) «Театр рук в ДОУ» Для детей старшей группы

создание условий для развития творческой активности детей в театрализованной постановке средствами синтеза искусств – театра и музыки.развитие творческих способностей посредством синтеза искусст...

«Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»

laquo;Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»...