Главные вкладки

    План работы по самообразованию. Тема: «Развитие поисково – исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»
    методическая разработка (подготовительная группа)

    Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, так как он настроен на освоение окружающего мира и хочет его познать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось, как процесс саморазвития.

    В ходе поисково-исследовательской деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

    Экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью дошкольника. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как, что будет, если и т. д.), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.

    Поэтому нужно 

    создать условия для поддержания исследовательской активности детей;

    -поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;

    -развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

    -развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;

    -развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл samoobrazovanie_eksperementirovanie.docx25.35 КБ

    Предварительный просмотр:

    Индивидуальный план работы по самообразованию

    Тема:

    «Развитие поисково – исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»

    Истомина Ольга Викторовна

    То, что я услышал, я забыл

    То, что я увидел, я помню

    То, что я сделал, я знаю

    (Китайское изречение)

    Актуальность темы

    Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

    «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», - писал Лев Семёнович Выготский.

    Также, согласно ФГОС ДО предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира и т.д.

    Данное содержание реализуется в различных видах деятельности, присущих дошкольному возрасту. Один из них – познавательно-исследовательская деятельность – исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними.

    Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для ребёнка 5-7 лет одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую».

    Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще малоизвестный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления.

    Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.

    Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно- исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.

    Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде.

    Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно - исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

    В период дошкольного возраста формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения. Однако такое познание осуществляется детьми не в понятийной, а в основной наглядно-образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами.

    Формирование интеллектуальных способностей дошкольников должно осуществляться при целенаправленном руководстве взрослых, которые ставят перед ребенком определенную задачу, дают средства ее решения и контролируют процесс превращения знаний в инструмент творческого освоения мира. Это освоение должно строиться как самостоятельный творческий поиск.

    Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, так как он настроен на освоение окружающего мира и хочет его познать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось, как процесс саморазвития.

    В ходе поисково-исследовательской деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

    Экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью дошкольника. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как, что будет, если и т. д.), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.

    Проблему развития познавательной активности дошкольников широко исследовали педагоги и психологи: С. Л. Рубинштейн, Н.Н. Поддьяков, Л. И. Божович, Б. Г. Ананьев, М.Ф.Беляев, О. В. Афанасьева, Л. А. Венгер. Авторы определяют дошкольный возраст как сензитивный для развития познавательной активности, выделяя её основные этапы формирования – любопытство, любознательность, познавательный интерес.

    В настоящее время в системе дошкольного образования применяются самые разные педагогические технологии. Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное воспитание и обучение, является метод проектов, т.к. он практически вбирает в себя и другие современные технологии.

    Концептуальная основа проектной методики разработана американским ученым Д. Ж. Дьюи и В. Х. Килпатриком. В основе проектной технологии лежит деятельностный подход, целесообразная деятельность детей.

     Цель работы по теме самообразования:

    создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития;

     объединить усилия педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников. 

    Задачи:

    -изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;

    -создать условия для поддержания исследовательской активности детей;

    -поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;

    -развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

    -развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;

    -развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.

    Раздел

    Сроки

    Содержание работы

    Результат

    Прохождение курсов повышения квалификации

    Изучение методической литературы.

    Сентябрь – май  

    2020 – 2021 гг.

    Познавательное направление ФГОС ДО: реализация познавательной, исследовательской, экспериментаторской, проектной деятельности.

    1. Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.

    2. Дошкольное воспитание №2, 2000 г.

    3. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.

    4. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

    5. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004

    6. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2

    7. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.

    8. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Менщикова. – Волгоград: Учитель, 2009.

    Подбор, изучение и анализ методической литературы по данной теме.

    составление картотеки экспериментов.

    Работа с родителями.

    Октябрь

    Декабрь

    Май

    Привлечение родителей к созданию «Центра экспериментирования» оборудовать уголок полочками, собрать природный материал.

    «Ребенок- исследователь в детском саду».

    Консультация для родителей на тему «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

    Подготовка фотографий детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности.

    Создание «Центра экспериментирования»

     

    Фотовыставка «Юные исследователи».

    Работа с педагогами

    Ноябрь

    Консультация для педагогов ДОУ «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка».

    Работа с детьми

    Октябрь

    Ноябрь

    Декабрь

    Январь

    Февраль

    Март

    Апрель

     

    Май

    Исследование свойств песка и  воды во время игровой деятельности.

    Опыты: Песчаный конус, Свойства мокрого песка, Есть ли у воды форма? Спрячем игрушку в воде.

    Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности.

    Опыты и эксперименты: Можно ли поймать воздух, Реактивный шарик. Сухой из воды.

    Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий, опытно-экспериментальной деятельности.

    Опыты и эксперименты: Мы волшебники. Быстрые кораблики.

    Притягивает - не притягивает

    «Приборы – помощники» Приобретение навыков работы с исследовательскими приборами – лупой.

    «Приборы – помощники» Приобретение навыков работы с исследовательскими приборами – весами.

    «Приборы – помощники» Приобретение навыков работы с исследовательскими приборами – микроскопами.

    Изучение свойств зеркала в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности.

    Познакомить с образованием тени от

    предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней

    образы. Познакомить детей со свойством пропускать или   задерживать свет (прозрачность).

    Опыты: Свет и тень. Прозрачность

    веществ.

    Рисование. Тема: «Сюрприз для гнома» (рисование цветным песком)

    «Чудесный букет» (монотипия).

    Рисование. Тема: «Забавная клякса» (раздувание краски через соломинку)

    Рисование при помощи двух магнитов, один из которых в краске.

    Тематическое занятие

    «Волшебное стеклышко»

    Тематическое занятие «Волшебные весы»

    Научить пользоваться микроскопом.

    Научить пускать

    солнечных

    зайчиков

    (отражать зеркалом).

    Предложить детям

    разнообразные предметы: прозрачные и

    светонепроницаемые

    (стекло, фольга, калька, стакан с водой, картон).

    С помощью электрического фонарика дети

    определяют, какие из этих предметов пропускают свет, а какие нет.

    литература:

     Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2004.

    Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра – экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика, 2001. – №1.

    Рыжова Н.А.  Игры с водой и песком  // Обруч, 1997г.-№ 2

     Рыжова Н.А. Опыты с песком и глиной   // Обруч, 1998г. - № 2

    Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. - Детское экспериментирование: Старший дошкольный возраст: Учебное пособие для вузов

    Наталья Зубкова: «Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет.», «Научные ответы на детские "почему". Опыты и экспер. для детей на свежем воздухе. Набор развив. Карт»  Издательство: Речь, 2010 г

    Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под ред.Л.Н. Прохоровой. - м.: аркти, 2004.

     "Секреты знакомых предметов. Опыты и эксперименты для детей. Набор развивающих карточек"   Шапиро Анатолий Израилевич  Издательство: Речь, 2010 г.

    Дыбина О.В «Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты в детском саду»

    Стивен У.Мойе «Занимательные опыты с бумагой»,  Издательства: АСТ Астрель.

     Интернет ресурсы

    Статьи в журналах:

    *Воспитатель ДОУ,

    *Дошкольное воспитание,

    *Ребенок в детском саду,

    *Обруч.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Индивидуальный план по самообразованию воспитателя Ерышкановой Натальи Владимировны МБДОУ №84 «Серебряное копытце» по теме «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»

    в индивидуальном плане по самообразованию  воспитателя Ерышкановаой Натальи Владимировны  представлены основные формы работы по теме ,практичекие выходы...

    Собственный инновационный опыт воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Ашировой Надии Харрясовны по теме: «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»

    Новизной данной разработки  является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования. И характеризуется структуризацией практического и диаг...

    Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования у детей старшей группы. План по самообразованию

    Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования у детей старшей группы.План по самообразованиюПодготовила: Аширова Н.Х.воспитатель МБДОУ «Лямбир...

    План самообразования на тему "Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования"

    Считается, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которого составляет поисковое ориентирование, что потребность ребенка в новых впечатлени...

    План по самообразованию: «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»

    План по самообразованию: «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»...

    План по самообразованию на тему: "Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования".

    Познавательно-исследовательская деятельность со взрослым сама по себе ценна для развития ребенка, а так же придает импульс свободной самостоятельной деятельности детей, активизируя их «изыскания...