Опыт работы на тему: «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»
методическая разработка
Экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В повседневной жизни ребенок неизбежно сталкивается с новыми, незнакомыми ему предметами и явлениями живой и неживой природы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 47.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы на тему:
«Развитие поисково-исследовательской деятельности
дошкольников в процессе экспериментирования»
Автор: Потемкина Елена Васильевна
МДОБУ «Детский сад №28»
В настоящее время в системе дошкольного образования формируется один из эффективных видов деятельности дошкольников – поисково-исследовательский, который занимает всё более прочное место в работе с детьми в ДОУ.
Каждый из нас, педагогов, прекрасно понимает, что особое значение для развития личности ребенка имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека, т. к. овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост.
Главную роль в этом должна играть активизация познавательной деятельности ребенка.
Поэтому, одной из ведущих деятельностей должна быть выбрана поисково-исследовательская, основным методом которой является экспериментирование.
Экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В повседневной жизни ребенок неизбежно сталкивается с новыми, незнакомыми ему предметами и явлениями живой и неживой природы.
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
Главное достоинство этого метода – непосредственный контакт ребенка с предметами и материалами, что дает детям реальное представление об изучаемом объекте, познание его свойств, качеств, возможностей. Поэтому знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда осознанны и более прочны. Ведь в процессе эксперимента ребенок удовлетворяет свою любознательность, обогащает память, внимание, активизирует мыслительную деятельность, т. к. постоянно возникает необходимость наблюдать, размышлять, сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать соответствующие выводы. Дети действительно очень любят экспериментировать.
Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.
В дошкольном возрасте он – ведущий, а в первые три года – практически единственный способ познания мира. Исследования и опыты можно включать в различные формы работы с детьми: экскурсии, прогулки, наблюдения, трудовую, самостоятельную или совместную деятельность, главное, чтобы работа, направленная на развитие поисково-познавательной деятельности, способствовала решению следующих задач:
— формирование диалектического мышления, т. е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
— развитие собственного познавательного опыта;
— расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
— поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.
Экспериментально-исследовательская деятельность, как стержневая, может быть обрамлена другими видами деятельности:
1. Чтение художественной литературы, вводящей в конкретную тему, затем экспериментирование.
2. Познавательно-исследовательская, затем продуктивная. (Пример: «Воздух» и рисование «Воздушные шарики»)
3. Познавательно-исследовательская и сюжетная игра.
Не надо забывать и о том, что поисково-познавательная деятельность должна усложняться в соответствии с возрастной категорией детей. Кроме того, она должна строиться не в виде «урока», а в форме партнерской деятельности со взрослым. Партнерская позиция педагога способствует развитию у детей активности, умения самостоятельно принимать решения, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению нужного результата, способствует эмоциональному комфорту и развитию познавательной активности.
При этом необходимо помнить, что при проведении опытов и экспериментов, дети в силу возрастных особенностей еще не могут постоянно, на протяжении всего исследования следить за своими действиями и предвидеть результаты своих поступков.
Увлекаясь работой, они забывают об этом, поэтому обязанность следить за соблюдением правил безопасности целиком лежит на педагоге. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, кроме того, обеспечивают развитие двух типов детской активности:
- собственной, полностью определяемой им самим;
- и активности, стимулируемой взрослым.
Собственная активность детей так или иначе связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка, так как он воспринимает и применяет их как собственные.
Таким образом, экспериментально-исследовательская деятельность развивает у детей познавательную инициативу, обогащает их представления об окружающем мире, учит устанавливать причинно-следственные, родовидовые, пространственные и временные связи, формирует устойчивый интерес к приобретению знаний, что является одним из основных критериев готовности детей к обучению в школе.
Работа по развитию поисково-познавательной деятельности ведется по трем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представляется несколькими темами:
- Живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие животных организмов как приспособлений к окружающей среде).
- Неживая природа (воздух, вода, почва, звук, свет, электричество).
В занимательных опытах и экспериментах выявляем свойства воды: прозрачная, не имеет формы, не имеет запаха, не имеет вкуса. Пытаемся обнаружить воздух в окружающем пространстве при помощи полиэтиленового пакета, соломинки и банки с водой, резиновой груши и других предметов. Выявляем материалы, которые взаимодействуют с магнитами, дети пытаются выявить свойства магнита.
Много интересных опытов можно провести со снегом и льдом.
- «Защитные свойства снега»: вода в трех бутылках зарывается в снег на разной глубине, где вода быстрее замерзнет и почему?
- Нравятся детям проводить опыты с песком: как можно сделать песчаный конус? Получатся ли тоннели из сухого песка?
- Человек. Представления детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавать различные звуки, нос определять запах, пальцы – определять форму, структуру поверхности, язык – определять на вкус).
Маленькому исследователю для решения исследовательских задач необходимы инструментальные навыки и умения логического и творческого мышления. Поэтому работу по опытно-экспериментальной деятельности можно условно разделила её на 3 этапа:
- подготовительный,
- основной
- заключительный.
Подготовительный этап – подготовка к постановке проблемы – позволяет:
- Учить детей видеть проблему.
- Формировать умения выдвигать гипотезы.
- Совершенствовать умения задавать вопросы.
На этом этапе предлагаются детям следующие упражнения:
- “Закончи рассказ”,
- “Сколько значений у предмета?”
А также различные ситуации, в которых нужно сформулировать возможные причины и последствия описанных событий.
Основной этап – поиск решения данной проблемы – направлен на то, чтобы научить детей давать определения понятиям, классифицировать предметы, выявлять взаимосвязи объектов живой и неживой природы, проводить эксперименты, а также совершенствовать умение наблюдать за окружающим миром.
Такие игры, как “Отгадай”, “Чудесный мешочек”, “Трудные слова” учат детей давать определения понятиям и классифицировать их.
Игры “Кто пропал?”, “Рассматривание”, “Чего не стало” помогают детям научиться пользоваться одним из самых доступных и популярных методов исследования – методом наблюдения.
Заключительный этап, или формулировка выводов – учит детей высказывать свои суждения, делать выводы и умозаключения. Воспитывает логику мыслей, четкость и красоту речи. Для формирования первичных навыков и тренировки умения делать простые умозаключения использую такие игры, как “Что на что похоже?”, “Клякса”, “Что здесь изображено?”.
Все предложенные игры и упражнения активизируют исследовательскую деятельность детей и приводят их к собственной исследовательской практике. Развивают речевую активность, т.е. умение составлять вопросительные и восклицательные предложения, умение отвечать на вопросы, побуждают детей к передаче чувств и мыслей в речи.
Дети узнают о свойствах, качествах, взаимосвязи природных объектов и использовании их человеком. Во время исследовательской работы задействованы все органы чувств: ребенок вслушивается, вглядывается, трогает, нюхает, пробует.
Для поддержания интереса рекомендуется использовать игровой сюжет, проблемные ситуации, использование сказочных героев.
В процессе экспериментирования дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность, почувствовать себя учеными, исследователями.
Для того чтобы процесс познания был интересным и привлекательным в группе должна быть создана соответствующая развивающая среда, в которой подобран демонстрационный материал, художественная литература (сказки с экологическим содержанием, загадки, рассказы, стихи, поговорки).
В экологическом центре располагается мини - лаборатория, в которой имеется все необходимые для проведения опытов и экспериментов (весы, лупы, микроскоп, сосуды разной формы и объема, мерные стаканчики, песочные часы, предметы из металла, дерева, пластмассы и многое другое).
Огромное значение в работе с дошкольниками имеет заранее продуманная и чётко организованная система сотрудничества с родителями.
Ниже приведу некоторые примеры сотрудничества:
- Анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома».
Цель: выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса.
- Привлечение к созданию развивающей среды в группе.
- Консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников».
- Буклеты и памятки: “Исследовательская деятельность и детское экспериментирование: что это такое?”, “Ставим опыты дома”, “Мир общения ребенка”, “Учимся рассуждать”, “Учим ребенка быть любознательным”
- Рекомендации: «Проведите с детьми дома»
- Родительское собрание на тему: «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной деятельности».
- Оформление наглядной информации в родительском уголке
- Открытое занятие для родителей и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт работы по теме: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников».
Цель моей работы: познакомить педагогов с организацией поисково-исследовательской деятельности дошкольников....

Опыт работы по теме "Развитие культуры общения старших дошкольников в играх - экспериментирования"
quot;Развитие культуры общения старших дошкольников в играх - экспериментироввания"...

Опыт работы по теме: «Развитие познавательно – исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»
Опыт работы по теме: «Развитие познавательно – исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»...

.Опыт работы по теме «Развитие конструктивно-модельной деятельности дошкольников посредством конструктора нового поколения Фанкластик»
laquo;Развитие конструктивно-модельной деятельности дошкольников посредством конструктора нового поколения Фанкластик»...

Описание опыта работы на тему «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования».
Развитие познавательной активности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей....

Методическая разработка "«Развитие поисково – исследовательской дея-тельности дошкольников в процессе экспериментирования»
Определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы естественнонаучного образования младших школьников. Большое значение при изучении предметов естественнонаучного цикла имеют экспериме...
