Опыт работы на тему: «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»
методическая разработка

Экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В повседневной жизни ребенок неизбежно сталкивается с новыми, незнакомыми ему предметами и явлениями живой и неживой природы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx47.14 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы на тему:

«Развитие поисково-исследовательской деятельности

дошкольников в процессе экспериментирования»

Автор: Потемкина Елена Васильевна

МДОБУ «Детский сад №28»

В настоящее время в системе дошкольного образования формируется один из эффективных видов деятельности дошкольников – поисково-исследовательский, который занимает всё более прочное место в работе с детьми в ДОУ.

Каждый из нас, педагогов, прекрасно понимает, что особое значение для развития личности ребенка имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека, т. к. овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост.

Главную роль в этом должна играть активизация познавательной деятельности ребенка.

Поэтому, одной из ведущих деятельностей должна быть выбрана поисково-исследовательская, основным методом которой является экспериментирование.

Экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В повседневной жизни ребенок неизбежно сталкивается с новыми, незнакомыми ему предметами и явлениями живой и неживой природы.

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

Главное достоинство этого метода – непосредственный контакт ребенка с предметами и материалами, что дает детям реальное представление об изучаемом объекте, познание его свойств, качеств, возможностей. Поэтому знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда осознанны и более прочны. Ведь в процессе эксперимента ребенок удовлетворяет свою любознательность, обогащает память, внимание, активизирует мыслительную деятельность, т. к. постоянно возникает необходимость наблюдать, размышлять, сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать соответствующие выводы. Дети действительно очень любят экспериментировать.

Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.

В дошкольном возрасте он – ведущий, а в первые три года – практически единственный способ познания мира. Исследования и опыты можно включать в различные формы работы с детьми: экскурсии, прогулки, наблюдения, трудовую, самостоятельную или совместную деятельность, главное, чтобы работа, направленная на развитие поисково-познавательной деятельности, способствовала решению следующих задач:

— формирование диалектического мышления, т. е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

— развитие собственного познавательного опыта;

— расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

— поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

Экспериментально-исследовательская деятельность, как стержневая, может быть обрамлена другими видами деятельности:

1. Чтение художественной литературы, вводящей в конкретную тему, затем экспериментирование.

2. Познавательно-исследовательская, затем продуктивная. (Пример: «Воздух» и рисование «Воздушные шарики»)

3. Познавательно-исследовательская и сюжетная игра.

Не надо забывать и о том, что поисково-познавательная деятельность должна усложняться в соответствии с возрастной категорией детей. Кроме того, она должна строиться не в виде «урока», а в форме партнерской деятельности со взрослым. Партнерская позиция педагога способствует развитию у детей активности, умения самостоятельно принимать решения, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению нужного результата, способствует эмоциональному комфорту и развитию познавательной активности.

При этом необходимо помнить, что при проведении опытов и экспериментов, дети в силу возрастных особенностей еще не могут постоянно, на протяжении всего исследования следить за своими действиями и предвидеть результаты своих поступков.

Увлекаясь работой, они забывают об этом, поэтому обязанность следить за соблюдением правил безопасности целиком лежит на педагоге. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, кроме того, обеспечивают развитие двух типов детской активности:

- собственной, полностью определяемой им самим;

- и активности, стимулируемой взрослым.

Собственная активность детей так или иначе связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка, так как он воспринимает и применяет их как собственные.

Таким образом, экспериментально-исследовательская деятельность развивает у детей познавательную инициативу, обогащает их представления об окружающем мире, учит устанавливать причинно-следственные, родовидовые, пространственные и временные связи, формирует устойчивый интерес к приобретению знаний, что является одним из основных критериев готовности детей к обучению в школе.

Работа по развитию поисково-познавательной деятельности ведется по трем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представляется несколькими темами:

- Живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие животных организмов как приспособлений к окружающей среде).

- Неживая природа (воздух, вода, почва, звук, свет, электричество).

В занимательных опытах и экспериментах выявляем свойства воды: прозрачная, не имеет формы, не имеет запаха, не имеет вкуса. Пытаемся обнаружить воздух в окружающем пространстве при помощи полиэтиленового пакета, соломинки и банки с водой, резиновой груши и других предметов. Выявляем материалы, которые взаимодействуют с магнитами, дети пытаются выявить свойства магнита.

Много интересных опытов можно провести со снегом и льдом.

- «Защитные свойства снега»: вода в трех бутылках зарывается в снег на разной глубине, где вода быстрее замерзнет и почему?

- Нравятся детям проводить опыты с песком: как можно сделать песчаный конус? Получатся ли тоннели из сухого песка?

- Человек. Представления детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавать различные звуки, нос определять запах, пальцы – определять форму, структуру поверхности, язык – определять на вкус).

Маленькому исследователю для решения исследовательских задач необходимы инструментальные навыки и умения логического и творческого мышления. Поэтому работу по опытно-экспериментальной деятельности можно условно разделила её на 3 этапа:

  1. подготовительный,
  2. основной
  3. заключительный.

Подготовительный этап – подготовка к постановке проблемы – позволяет:

  1. Учить детей видеть проблему.
  2. Формировать умения выдвигать гипотезы.
  3. Совершенствовать умения задавать вопросы.

На этом этапе предлагаются детям следующие упражнения:

- “Закончи рассказ”,

- “Сколько значений у предмета?”

А также различные ситуации, в которых нужно сформулировать возможные причины и последствия описанных событий.

Основной этап – поиск решения данной проблемы – направлен на то, чтобы научить детей давать определения понятиям, классифицировать предметы, выявлять взаимосвязи объектов живой и неживой природы, проводить эксперименты, а также совершенствовать умение наблюдать за окружающим миром.

Такие игры, как “Отгадай”, “Чудесный мешочек”, “Трудные слова” учат детей давать определения понятиям и классифицировать их.

Игры “Кто пропал?”, “Рассматривание”, “Чего не стало” помогают детям научиться пользоваться одним из самых доступных и популярных методов исследования – методом наблюдения.

Заключительный этап, или формулировка выводов – учит детей высказывать свои суждения, делать выводы и умозаключения. Воспитывает логику мыслей, четкость и красоту речи. Для формирования первичных навыков и тренировки умения делать простые умозаключения использую такие игры, как “Что на что похоже?”, “Клякса”, “Что здесь изображено?”.

Все предложенные игры и упражнения активизируют исследовательскую деятельность детей и приводят их к собственной исследовательской практике. Развивают речевую активность, т.е. умение составлять вопросительные и восклицательные предложения, умение отвечать на вопросы, побуждают детей к передаче чувств и мыслей в речи.

Дети узнают о свойствах, качествах, взаимосвязи природных объектов и использовании их человеком. Во время исследовательской работы задействованы все органы чувств: ребенок вслушивается, вглядывается, трогает, нюхает, пробует.

Для поддержания интереса рекомендуется использовать игровой сюжет, проблемные ситуации, использование сказочных героев.

В процессе экспериментирования дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность, почувствовать себя учеными, исследователями.

Для того чтобы процесс познания был интересным и привлекательным в группе должна быть создана соответствующая развивающая среда, в которой подобран демонстрационный материал, художественная литература (сказки с экологическим содержанием, загадки, рассказы, стихи, поговорки).

В экологическом центре располагается мини - лаборатория, в которой имеется все необходимые для проведения опытов и экспериментов (весы, лупы, микроскоп, сосуды разной формы и объема, мерные стаканчики, песочные часы, предметы из металла, дерева, пластмассы и многое другое).

Огромное значение в работе с дошкольниками имеет заранее продуманная и чётко организованная система сотрудничества с родителями.

Ниже приведу некоторые примеры сотрудничества:

  1. Анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома».

Цель: выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса.

  1. Привлечение к созданию развивающей среды в группе.
  2. Консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников».
  3. Буклеты и памятки: “Исследовательская деятельность и детское экспериментирование: что это такое?”, “Ставим опыты дома”, “Мир общения ребенка”, “Учимся рассуждать”, “Учим ребенка быть любознательным”
  4. Рекомендации: «Проведите с детьми дома»
  5. Родительское собрание на тему: «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной деятельности».
  6. Оформление наглядной информации в родительском уголке
  7. Открытое занятие для родителей и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт работы по теме: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников».

Цель моей работы: познакомить педагогов с организацией  поисково-исследовательской  деятельности дошкольников....

Опыт работы по теме "Развитие культуры общения старших дошкольников в играх - экспериментирования"

quot;Развитие культуры общения старших дошкольников в играх - экспериментироввания"...

Опыт работы по теме: «Развитие познавательно – исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»

Опыт работы по теме: «Развитие познавательно – исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»...

.Опыт работы по теме «Развитие конструктивно-модельной деятельности дошкольников посредством конструктора нового поколения Фанкластик»

laquo;Развитие конструктивно-модельной деятельности дошкольников посредством конструктора нового поколения Фанкластик»...

Описание опыта работы на тему «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования».

Развитие познавательной активности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей....

Методическая разработка "«Развитие поисково – исследовательской дея-тельности дошкольников в процессе экспериментирования»

Определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы естественнонаучного образования младших школьников. Большое значение при изучении предметов естественнонаучного цикла имеют экспериме...