«Развитие творческих способностей дошкольного возраста по средствам нетрадиционной аппликации»
статья на тему

Насурлаева Наталья Александровна

Нетрадиционные техники аппликации – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одной работе, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nasurlaeva_natalya_aleksandrovna.docx17.79 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы

«Развитие творческих способностей дошкольного возраста по средствам нетрадиционной аппликации»

 «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

                                                                                                       В. А. Сухомлинский.

      Дошкольное детство - возрастной этап в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремиться к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, а способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.

      Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка видов деятельности, является художественная деятельность. В художественном развитии дошкольников центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию нового образа (в рисунке, лепке, аппликации), который отличается оригинальностью вариативностью, гибкостью, подвижностью.        Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает художественная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности.

Нетрадиционные техники аппликации – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одной работе, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.

Работая с детьми,  я обратила внимание на то, что дети испытывают:

-неуверенность и скованность в действиях и ответах на вопросы;

-растерянность при использовании способов нестандартного творчества

и   экспериментирования с  материалами;

-затруднения в проявлении творчества;

Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности, плохо развита моторика рук. Некоторые дети не  усваивают техники и приёмы работы с бумагой и другими материалами. Для решения этой проблемы стала углубленно изучать методическую литературу. Появилось желание разнообразить запланированную программой практическую деятельность детей  по аппликации.

      Ловкие детские и взрослые руки, а так же фантазия способны привести детей в удивительную страну, где можно познать и пережить одно из самых прекрасных чувств — радость созидания и творчества. Работа с нетрадиционными материалами заключает в себе большие возможности для гармоничного развития ребенка. Эти занятия способствуют развитию у него творчества, пробуждают волю, развивают ручные умения и трудовые навыки, чувство формы, глазомер и цветоощущение. Работа над композицией способствует воспитанию художественного вкуса. Дети проявляют интерес к занятиям с нетрадиционными материалами, что является основой положительного отношения к труду.                                                                  

 Нетрадиционные материалы я использую на занятиях по аппликации и моделированию-конструированию.

Самым доступным является природный материал (желуди, шишки, семена, листья). Этот материал с детьми собираем вместе на прогулках. Создавая поделки и композиции из даров природы, ребята знакомятся с многообразием природы, учатся видеть в знакомых формах новые сочетания, осваивают разнообразные способы скрепления деталей, учатся бережно относиться к природе. К природным можно отнести и многочисленные виды семян, зерен, активно используемые для создания работ, например, «Сова» из листьев. Большой интерес у детей вызывает работа с волокнистыми материалами (вата, нитки, ткань, шнурки, шпагат). Ребята делают и игрушки, и композиции. Аппликация нитками доступна всем (выкладывание ниток по контуру или наклеивание на шаблон резаных ниток). Многообразие вариантов сочетаний ниток будет источником для творческого замысла.  

 Увлекательная работа получилась с использованием  макарон.  Начали мы наше знакомство с аппликацией из макаронных изделий с того, что  рассмотрели разные виды, я  рассказала детям историю создания макарон, о том, что обозначает это название, о том, как можно их использовать, причем как выяснилось,  дети представляли макаронные изделия только – как то, что можно кушать. Но когда я показала работу, сделанную мною из макарон, их восторгу и удивлению не было предела. Затем мы уже приступили непосредственно  к самой аппликации. Сначала предлагала детям готовые шаблоны, которые они самостоятельно накладывали на разноцветный картон, обводили, вырезали, а затем уже по контуру выкладывали понравившиеся макаронные изделия, добавляли пятнышки, глаза, делали фон – приклеивали макароны в разнообразном порядке. Следующим этапом было самостоятельное создание силуэта. Затем ребята стали добавлять рамочку из макарон. Самый ответственный момент – раскрасить изделия. Одни остаются неокрашенными: естественный макаронный цвет тоже очень симпатично выглядит.  Раскрашивать макаронные изделия  детям очень нравится – гуашь замечательно ложится – получается яркий, устойчивый цвет.

  Интересная аппликация получается из яичной скорлупы. Скорлупки от отварных яиц дети разламывают на мелкие части и откладывают в ёмкость. Затем, на какой-либо участок подготовленного рисунка наносят клей и посыпают скорлупками. После того, как скорлупки приклеились их можно раскрасить.

Заинтересовала детей аппликация из салфеток. Вместе с детьми из салфеток мы подготовили шарики. Катать шарики нужно между ладонями или пальцами с некоторым усилием. Затем, на участки рисунка нанесли клей и приклеили подготовленные шарики, например, «Ветка рябины» из салфеток.

 Большое впечатление произвела на детей обрывная аппликация. Очень интересный вид творчества. Дети разрывали цветную бумагу на кусочки и составляли из них различные композиции, например «Осеннее дерево» из кусочков рваной цветной бумаги.

Аппликация из рваной бумаги интересна даже тем деткам, которые ещё не умеют резать ножницами.

 Особый интерес не только детей, но и родителей вызвали занятия по конструированию — моделированию по теме «Игрушки». Покупные игрушки быстро приходят в негодность, и я решила эту проблему изготовлением игрушек из бросового материала. Дети бережно относятся к результатам своего труда. Мы изготавливаем мебель для кукол, разнообразный транспорт, роботов, ракеты. Для работы используем коробки разных объемов, пластиковые бутылки и другой упаковочный материал.

Научив детей моделировать игрушки, я решила задачу самостоятельной занятости детей дома. Ведь дети мастерят не только в группе, но и дома.

В процессе детского творчества я побуждаю детей к самостоятельному поиску путей совершенствования поделок, их украшения. В конце занятий обязательным является анализ и самоанализ готовых поделок, в процессе которого у детей формируется умение оценивать результаты своей работы и работы товарищей. Вместе с детьми устанавливаем причины некоторых неудач и учимся преодолевать их.

Работа в течение года ведется в тесном контакте с семьей, так как ручной труд – это часть общей системы трудового воспитания дошкольников. Родители знакомятся с задачами обучения и достижениями детей на родительских собраниях, индивидуальных консультациях: «Природный материал — кладовая для развития детского творчества», «В труде воспитывается воля», «Совместный труд взрослых и детей дома». Затем сами с детьми дома готовят поделки. Семейные композиции принимают участие в групповых выставках.

Очень интересные образы можно выполнить, из так называемого бросового, или использованного материала. Различный упаковочный материал поможет создать необычность, а с другой стороны, достоверность получившейся композиции.

 Широкие использование игровых приемов влияет положительно на эмоции детей, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие творчества дошкольников.

Значение совместной деятельности педагога с детьми аппликацией, в том числе и с использованием нетрадиционных техник, для образования дошкольников  исторически и научно доказано.

Аппликация имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств личности, ее психических и эстетических возможностей.

Используя в своей работе нетрадиционные техники аппликации, мы усиливаем интерес ребёнка к данной деятельности. В процессе работы дети планируют свою деятельность, проявляют высокую активность и вариативность, самостоятельность, оригинальность и творчество, рационально используя уже имеющийся опыт


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей дошкольного возраста посредством приобращения к русскому народу фольклору.

Выступление на заседании МО музыкальных руководителей на тему: "Развитие творческих способностей дошкольного возраста посредством приобращения к русскому народу фольклору"....

Развитие творческих способностей дошкольного возраста по средствам нетрадиционной аппликации

Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка видов деятельности, является художественная деятельность....

"Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста по средствам нетрадиционного рисования"

quot;Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста по средствам нетрадиционного рисования"...

Обмен опытом Тема: «Развитие творческих способностей детей с ОНР средствами нетрадиционных техник рисования»

Материал будет полезен воспитателям, в том числе, работающим в логопедических группах о том какими нетрадиционные техники можно использовать с детьми с ОНР на занятиях по изобразительной деятельности....

Статья "Лепка как средство развития творческих способностей дошкольного возраста".

Развитие детского творчества является актуальной проблемой педагогики. Очень важно его формировать у ребёнка с самого раннего возраста, потому что наша действительность т...

Статья: «Развитие творческих способностей детей c ЗПР посредством нетрадиционных техник изо-деятельности и аппликации».

В данной статье я хочу представить свой опыт работы с детьми ЗПР в творческой мастерской.  Работа с различным материалом является прекрасным тренажором для рук, развивает физическую силу, моторик...

Выступление из опыта работы: «Развитие творческих способностей детей с ОВЗ средствами нетрадиционных техник рисования»

Во ФГОС ДО представлено пять направлений развития и образования детей (образовательными областями) через которые должно обеспечиваться развитие личности, мотивации и способностей детей в различных вид...