Развитие творческих способностей дошкольного возраста посредством приобращения к русскому народу фольклору.
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Морякова Елена Александровна

Выступление на заседании МО музыкальных руководителей на тему: "Развитие творческих способностей дошкольного возраста посредством приобращения к русскому народу фольклору".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл фольклор16.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад «Солнышко»

п. Чернянка Белгородской области».

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством приобщения к русскому народному фольклору.

Подготовил:

Музыкальный руководитель

Морякова Елена Александровна

2014

 Каждая образовательная область вносит свой вклад в формирование человека, который будет жить в новом тысячелетии.

Музыкальное искусство, представляет детям возможность осознать себя как духовно – значимую личность, развить способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего мира. Освоить не преходящие ценности культуры, перенять духовный опыт поколений.

На современном этапе главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора – повернутся лицом к народной музыке, начиная с самого раннего, когда еще только закладываются основные понятия у ребенка, формируется речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки.

Именно музыкальный фольклор с первых дней жизни служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, в его эстетической и нравственной сущности, развивает ассоциативное, образное мышление. Благодаря мышлению ребенок развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность.

В наше время с особой остротой стоит задача формирования духовного мира человека третьего тысячелетия, возрождение и расцвета культурных традиций народов России. Эту задачу по развитию личности ребенка помогают решить и музыкальные занятия, и кружковая работа, а также проведение праздников и развлечении – все это носит большие возможности для творческого развития дошкольников.

В художественно – эстетическом образовании и воспитании дошкольника значительную роль играет приобщение к народному музыкальному творчеству, к народной песенной культуре. Народное музыкальное творчество Н.В. Гоголь образно называл «звучащей историей», «звонкими живыми летописями».

Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народов не случайно, не секрет, что помимо экономических трудностей, Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколение. Поэтому, очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Безжалостное отрубание своих корней от народности в воспитательном процессе введет к бездуховности. Поэтому главной задачей своей деятельности вижу обогатить детей знаниями о народном музыкальном фольклоре. Анализируя детское продуктивное творчество, можем судить о качествах ребенка, его склонностях, интересах, о разнообразии способностей ведь только творческая деятельность способна оказать преобразующее влияние на личность ребенка.

Это и послужило выбору темы: «Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных творческих способностей».

Анализ научной литературы и практики музыкального воспитания дошкольников позволил выявить ряд противоречии:

Между тенденциями развития современной мировой и отечественной культуры и необходимостью сохранять и передавать богатство традиционной народной культуры.

Между сложившейся в семье культурой быта и повседневностью, и прививаемой в ДОУ «ЦРР – детский сад «Солнышко».

Между широким спектром задач музыкального воспитания и ограниченность ресурсов (личностных, методических, материальных).

Между декларативной готовностью педагогов и педагогической деятельностью дошкольного учреждения.

Учитывая выше изложенные противоречия можно определить основные проблемы, состоящие в:

  • Рассмотрении роли народной культуры в развитии творческих способностей дошкольников в поиске путей оказания эффективной помощи детям старшего дошкольного возраста в развитии музыкальных способностей, недостаточности методической литературы, разнообразных технологий и методик по дошкольному возрасту. Книги носят собирательный характер.

Перед началом работы была сформулирована следующая гипотеза: включение в содержание музыкального воспитания фольклорного материала будет способствовать развитию музыкальных творческих способностей.

Цель: анализ педагогических условий, способствующих развитию творческих музыкальных способностей.

Объектом наблюдения является процесс развития творческих музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Предметом наблюдения – психолого – педагогические условия и результаты деятельности по развитию творческих музыкальных способностей.

Задачи: рассмотреть, как:

Воспитание устойчивого интереса и любви к народному искусству способствует развитию творческих способностей дошкольников.

Воспитания у детей стремления к самовыражению посредством творческой деятельности способствует развитию творческих способностей.

Освоение народного творчества через овладение навыками хорового народного пения, исполнительства народной хореографии способствует развитию музыкально – творческих способностей.

Музыкальная деятельность в детском саду способствует воспитанию эстетических чувств.

Через фольклор можно решать воспитательные задачи.

В ходе данной работы использованы следующие методы работы:

Анализ психолого – педагогической литературы,

Индивидуальная беседа,

Наблюдение,

Анализ продуктов детской деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора

Народный   фольклор представляет собой прекрасный речевой материал,который помогает развитию речи дошкольника....

Развитие творческих способностей дошкольного возраста по средствам нетрадиционной аппликации

Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка видов деятельности, является художественная деятельность....

Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством малых жанров фольклора

Ранний дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.Правильная речь является одним...

«Развитие творческих способностей дошкольного возраста по средствам нетрадиционной аппликации»

Нетрадиционные техники аппликации – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изоб...

«Развитие музыкальности детей дошкольного возраста через приобщение к русскому народному фольклору»

Тема: «Развитие музыкальности детей дошкольного возраста через приобщение к русскому народному фольклору»...

презентация "Развитие музыкальности детей дошкольного возраста через приобщение к русскому народному фольклору"

Развитие музыкальности детей дошкольного возраста через приобщение к русскому народному фольклору...

Статья "Лепка как средство развития творческих способностей дошкольного возраста".

Развитие детского творчества является актуальной проблемой педагогики. Очень важно его формировать у ребёнка с самого раннего возраста, потому что наша действительность т...