Развитие творческих способностей дошкольного возраста посредством приобращения к русскому народу фольклору.
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Выступление на заседании МО музыкальных руководителей на тему: "Развитие творческих способностей дошкольного возраста посредством приобращения к русскому народу фольклору".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад «Солнышко»
п. Чернянка Белгородской области».
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством приобщения к русскому народному фольклору.
Подготовил:
Музыкальный руководитель
Морякова Елена Александровна
Каждая образовательная область вносит свой вклад в формирование человека, который будет жить в новом тысячелетии.
Музыкальное искусство, представляет детям возможность осознать себя как духовно – значимую личность, развить способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего мира. Освоить не преходящие ценности культуры, перенять духовный опыт поколений.
На современном этапе главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора – повернутся лицом к народной музыке, начиная с самого раннего, когда еще только закладываются основные понятия у ребенка, формируется речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки.
Именно музыкальный фольклор с первых дней жизни служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, в его эстетической и нравственной сущности, развивает ассоциативное, образное мышление. Благодаря мышлению ребенок развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность.
В наше время с особой остротой стоит задача формирования духовного мира человека третьего тысячелетия, возрождение и расцвета культурных традиций народов России. Эту задачу по развитию личности ребенка помогают решить и музыкальные занятия, и кружковая работа, а также проведение праздников и развлечении – все это носит большие возможности для творческого развития дошкольников.
В художественно – эстетическом образовании и воспитании дошкольника значительную роль играет приобщение к народному музыкальному творчеству, к народной песенной культуре. Народное музыкальное творчество Н.В. Гоголь образно называл «звучащей историей», «звонкими живыми летописями».
Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народов не случайно, не секрет, что помимо экономических трудностей, Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколение. Поэтому, очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Безжалостное отрубание своих корней от народности в воспитательном процессе введет к бездуховности. Поэтому главной задачей своей деятельности вижу обогатить детей знаниями о народном музыкальном фольклоре. Анализируя детское продуктивное творчество, можем судить о качествах ребенка, его склонностях, интересах, о разнообразии способностей ведь только творческая деятельность способна оказать преобразующее влияние на личность ребенка.
Это и послужило выбору темы: «Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных творческих способностей».
Анализ научной литературы и практики музыкального воспитания дошкольников позволил выявить ряд противоречии:
Между тенденциями развития современной мировой и отечественной культуры и необходимостью сохранять и передавать богатство традиционной народной культуры.
Между сложившейся в семье культурой быта и повседневностью, и прививаемой в ДОУ «ЦРР – детский сад «Солнышко».
Между широким спектром задач музыкального воспитания и ограниченность ресурсов (личностных, методических, материальных).
Между декларативной готовностью педагогов и педагогической деятельностью дошкольного учреждения.
Учитывая выше изложенные противоречия можно определить основные проблемы, состоящие в:
- Рассмотрении роли народной культуры в развитии творческих способностей дошкольников в поиске путей оказания эффективной помощи детям старшего дошкольного возраста в развитии музыкальных способностей, недостаточности методической литературы, разнообразных технологий и методик по дошкольному возрасту. Книги носят собирательный характер.
Перед началом работы была сформулирована следующая гипотеза: включение в содержание музыкального воспитания фольклорного материала будет способствовать развитию музыкальных творческих способностей.
Цель: анализ педагогических условий, способствующих развитию творческих музыкальных способностей.
Объектом наблюдения является процесс развития творческих музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Предметом наблюдения – психолого – педагогические условия и результаты деятельности по развитию творческих музыкальных способностей.
Задачи: рассмотреть, как:
Воспитание устойчивого интереса и любви к народному искусству способствует развитию творческих способностей дошкольников.
Воспитания у детей стремления к самовыражению посредством творческой деятельности способствует развитию творческих способностей.
Освоение народного творчества через овладение навыками хорового народного пения, исполнительства народной хореографии способствует развитию музыкально – творческих способностей.
Музыкальная деятельность в детском саду способствует воспитанию эстетических чувств.
Через фольклор можно решать воспитательные задачи.
В ходе данной работы использованы следующие методы работы:
Анализ психолого – педагогической литературы,
Индивидуальная беседа,
Наблюдение,
Анализ продуктов детской деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора
Народный фольклор представляет собой прекрасный речевой материал,который помогает развитию речи дошкольника....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/26/picture-549868-1511727943.jpg)
Развитие творческих способностей дошкольного возраста по средствам нетрадиционной аппликации
Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка видов деятельности, является художественная деятельность....
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/11/picture-513216-1489220752.jpg)
Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством малых жанров фольклора
Ранний дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.Правильная речь является одним...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/26/picture-549868-1511727943.jpg)
«Развитие творческих способностей дошкольного возраста по средствам нетрадиционной аппликации»
Нетрадиционные техники аппликации – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изоб...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/10/picture-590439-1423589924.jpg)
«Развитие музыкальности детей дошкольного возраста через приобщение к русскому народному фольклору»
Тема: «Развитие музыкальности детей дошкольного возраста через приобщение к русскому народному фольклору»...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/10/picture-590439-1423589924.jpg)
презентация "Развитие музыкальности детей дошкольного возраста через приобщение к русскому народному фольклору"
Развитие музыкальности детей дошкольного возраста через приобщение к русскому народному фольклору...
Статья "Лепка как средство развития творческих способностей дошкольного возраста".
Развитие детского творчества является актуальной проблемой педагогики. Очень важно его формировать у ребёнка с самого раннего возраста, потому что наша действительность т...