Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством малых жанров фольклора
консультация по развитию речи (младшая группа) по теме

Арсентьева Валентина Васильевна

Ранний дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.

Правильная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Грамотная, эмоционально насыщенная речь позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_4.docx28.49 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования и молодежной политики администрации Вурнарского района

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 «Рябинка» общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей

п. Вурнары, Вурнарского района, Чувашской Республики

Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством малых жанров фольклора

Выполнила: воспитатель

МБДОУ «Детский сад №5 «Рябинка»
Арсентьева Валентина Васильевна

Ранний дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.

Правильная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Грамотная, эмоционально насыщенная речь позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив.

Одним из средств, способствующих развитию речи детей, является фольклор. Именно фольклорные произведения: потешки, колыбельные песенки или сказки характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационных оттенков. Это своеобразная игра со звуками, словами, посредством которой ребенок познаёт тонкости родного языка.

Огромное положительное влияние фольклора на развитие речи детей, отмечали М. Горький, К. Чуковский, С. Маршак и другие советские писатели. Идею использования народной культуры в дошкольном образовании активно поддерживали многие известные педагоги (Флерина, Е. А. Усова, Е. И. Тихеева, Е. Н. Водовозова).

Раннее детство - начало жизни. Его можно сравнить с утренней зарей, розовеющим нежным румянцем восходящего солнца.

В первых лучах солнца уже видится наступающий день, и мы говорим «Доброе утро»

С таких слов каждый день я начинаю занятия в своей группе. Мы желаем с детьми друг другу доброго утра, дарим друг другу улыбки, хорошее настроение.

Дошкольный период жизни ребенка во многом зависит от нас, взрослых. И мы, взрослые, должны наполнить жизнь ребенка светом добра и ласки, духовно обогатить среду, в которой он растет, заложить предпосылки высоких человеческих начал.

А что может духовно обогатить среду?

Народное поэтическое слово, образец духовного служения людям. Оно, как родник, как чистейший ключ, бьющий из недр земли, к которому припадают поколения, наполняясь живительной силой. И передает народное слово прошлого, поступь настоящего и будущего.

И звучат из поколение в поколения колыбельные песни, сказы, потешки, пословицы и поговорки.

Дошкольное образовательное учреждение-первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования.

Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

Именно дошкольное детство наиболее благоприятно для усвоения речи.

Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

В конце 20 века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре.

Поэтому проблема речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день очень актуальна.

Произведения устного народного творчества - это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, трудового, патриотического воспитания дошкольников.

Народная мудрость, заключенная в сказках, потешках, прибаутках, загадках на протяжении многих веков воспитывала в детях гордость за талант русского народа, интерес к меткому, выразительному слову, любовь к родному языку.

Поставив задачу знакомить детей с устным народным творчеством, я понимала, что это будет знакомство с важной частью духовной культуры народа, с объективными законами красоты.

Поэтому я решила использовать в своей педагогической деятельности малые фольклорные жанры в речевом развитии детей младшего возраста.

Потешки, пестушки небольшие стихотворения- приговорки, которыми сопровождают любые занятия с ребенком или действия самого ребенка. Они помогают налаживанию контакта между взрослым и ребенком с самого рождения, учат ребенка понимать родную речь. Это достигается выполнением движений под руководством слов, ведь слово в потешках и пестушках неразрывно связано с жестами, которые выполняет ребенок.

В моей работе потешки незаменимы, я использую их в любых режимных моментах: во время умывания, кормления, во время сна, пробуждения, на прогулке, в играх. 

Во время умывания - потешку «Водичка-водичка...»;

Во время причесывания - «Расти коса до пояса...»;

Во время одевания на прогулку - «Вот они сапожки...»

Колыбельные песни развивают речь детей, обогащают словарный запас за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, о тех предметах, которые близки детям. Мелодичность, напевность песен делает детей мягче, добрее, спокойнее.

Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека.

Пословицы и поговорки использую в процессе повседневного общения с детьми.

- Подбадриваю робкого: «Смелость города берет»

- если ребенок ленится: «Люди жать - а он с поля бежать», «У лодыря Егорки всегда отговорки»;

- во время приема пищи: «Когда я ем, я глух и нем»

- во время одевания на прогулку: «Семеро одного не ждут»

- а если неаккуратно оделся: «Поспешишь - людей насмешишь»

Кто отвлекается от работы, в зависимости от конкретной ситуации, говорю: «Где много слов, там мало дела» или «Большой говорун, плохой работун»

На прогулках, во время наблюдения за цветами: «Весна красна цветами»

Чтобы вызвать интерес к пословицам можно  оформить альбом. 

В формировании духовно богатой, гармонически развитой личности огромную роль играет художественная литература. Первые художественные произведения, с которыми знакомятся дети, — народная поэзия: потешки («Ладушки», «Гуленька», «Сорока-белобока»), песенки («Киска», «Петушок, петушок...» и др.) Эти маленькие стихотворные произведения имеют большое значение для общего развития ребенка. Они помогают ему познать окружающий мир, формируют эстетические чувства, способствуют развитию эмоциональной сферы, активизируют деятельность, учат, выражаясь словами М. Горького, тонкостям родного языка, развивают речь.

Чтение народной поэзии требует от взрослого большого мастерства. Особенностью этих произведений являются правдивость, поэтичность, занимательность, предельная простота сюжета, краткость, ритмичность, образность языка, музыкальность, игровой момент.

По своему характеру они забавны, веселы, жизнерадостны. В них рассказывается о детях («Наша доченька в дому», «Наша Маша маленька...»), о забавах и играх («Ладушки», «Этот пальчик...»), о животных и птицах, хорошо знакомых детям («Сорока-белобока», «Кисонька-мурысонька», «Петушок, петушок, золотой гребешок»).

Язык народных произведений яркий, образный, легко запоминающийся. В них встречается много ласкательных слов (пальчик, котик, гуленьки, оладышек, личико), обращений (солнышко, водичка, умой мое личико). Часто они имеют диалогическую форму («Ладушки», «Мальчик-пальчик» и др.). Некоторые построены по типу обращения («Кисонька-мурысонька», «Петушок, петушок»), сообщения («Идет коза рогатая», «Уж я Танечке пирог испеку»).

Цель рассказывания народной поэзии — развлечь ребенка, развеселить, позабавить и вместе с тем развить его речь, движения, познакомить с определенными понятиями.

В соответствии с содержанием, формой, языком, установившейся традицией, целенаправленностью рассказывания, потешки, народные песенки произносятся просто, ласково, весело, эмоционально, близко к живой разговорной речи.

Чтение потешек и народных песенок проводится в форме теплой беседы, веселой, увлекательной игры, при сопровождении слова движением, которое должно совпадать с моментом производимого ребенком движения или действия, выполняемого взрослым.

     Привлечь внимание малышей, заинтересовать их мне помогают загадки.

Загадка ненавязчиво, деликатно воспитывает ребенка, приобщая к нравственным ценностям русского народа, его житейским мудростям. Загадки построены на повторах, повторяются отдельные слова, словосочетания и даже предложения. А это способствует запоминанию слов, а затем их активному употреблению. В загадках встречаются слова в уменьшительно-ласкательной форме. Частое прослушивание их помогает детям постепенно усваивать новые формы слов, обозначающих предметы. Загадки способствуют развитию речи и тем, что в них обозначение одного и того же предмета довольно часто дается в разных вариантах (в полной или уменьшительно-ласкательной форме) .

Я начинаю знакомить малышей с простыми загадками, так называемого первого уровня сложности. Эти загадки основаны на перечислении признаков предмета, явления. Отгадывание таких загадок основано на элементарном анализе (выделении признаков) и синтезе (объединении их в одно целое). 

«На заборе сидит

«Ку-ка-ре-ку» - кричит.

Или

Под полом таится

Кошки боится.

Или

Маленькая, серенькая,

Живет в норке,

Любит корки.

Лаконизм и яркость характеристики, точность языка и конкретность образа - вот основные критерии при отборе загадок для малышей.

Для уточнения и углубления знаний об окружающем мире, о сезонных явлениях использую соответствующие загадки, например во время наблюдений:

Весной вырастают,

Осенью опадают.

В подборе загадок я учитываю то, что у малышей младшего дошкольного опыта еще не богатый жизненный опыт. Поэтому загадки должны быть лаконичны, с яркими характеристиками, конкретными образами, содержащие в себе отгадку предметов или явлений, с которыми ребенок сталкивается в быту, оказывает на него эмоциональное воздействие. Самое главное отгадку необходимо показать ребенку, используя картинку или игрушку. 

Взаимосвязь мелкой моторики и речи ребенка.                            

Тесную связь пальцевой моторики с работой речевых зон подтверждает и тот факт, что переучивание левшей в дошкольном возрасте нередко является одной из причин возникновения заикания. В специальной литературе имеется описание приемов для развития моторики пальцев рук у детей с нарушениями речи (Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева, М. В. Ипполитова, О. С. Бот и др.).

У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, не страдают нарушениями слуха или поражением центральной нервной системы. В чем причины задержки речи? Считалось, что главное, от чего зависит речь, - это степень речевого общения детей с окружающими людьми: родители обычно получают совет - больше разговаривайте с ребенком. Они стараются говорить с малышом при каждой возможности, но он продолжает объясняться отдельными звуками и жестами.

Конечно, это важное условие, чтобы ребенок быстрее заговорил, но нужно учесть еще и другое.

В чем же заключается связь движений пальцев и речи? Движения пальцев рук в ходе развития человеческого общества оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения были жесты, постепенно они стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она еще долгое время была связана с жестикуляторной речью. Движения пальцев рук постепенно совершенствовались. Из поколения в поколение люди выполняли все более тонкую, сложную работу. В связи с этим происходило увеличение двигательной проекции кисти руки в мозге человека. Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.

Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной точности, начинается развитие речи. Развитие движений пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.

Учитывая важность проблемы, возникла необходимость выделить время в занятиях, чтобы сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной и результативной.

Работу по развитию движений пальцев и всей кисти рук проводим во время утренней стимулирующей гимнастики, физкультминуток, в свободное время утром и после сна по 2-3 минуты. Таким образом, пальчиковой гимнастикой каждый ребенок занимается по 7-10 минут в день.

Упражнения стремимся подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами.

Знакомлю своих малышей с чудесным миром сказок. Сказка – это не только чудесный мир, но и один из главных источников познания действительности. Сказочные образы полны эмоциональной насыщенности, красочны и необычны и в то же время просты и доступны для детского понимания, правдоподобны и реалистичны. Первые сказки, с которыми знакомится ребенок, имеют несложный сюжет, немного героев, элементы повторения. Это «Курочка ряба», «Репка», «Колобок».

После чтения сказки детям я инсценировала ее с помощью настольного театра, фланелеграфа, игрушек, привлекая детей к участию по ходу показа. При повторном рассказывании сказки, чтобы побудить детей проговаривать слова, использовала простые вопросы. Например, как кудахтала курочка, что посадил дед, как пищала мышка и т. п.

Я проводила с детьми, используя персонажи сказок, игровые упражнения, направленные на активизацию в речи предлогов (Где стоит внучка? Где сидит колобок? Где лежит яичко, прилагательных (Какого цвета шубка у лисы? Какой по величине медведь? Какой формы колобок? и т. п.)

Также предлагала детям стать участником событий сказок с помощью игр – драматизаций: попрыгать как зайчик, как волк напугать колобка, попроситься в теремок, как это делала лягушка – поскакушка.

В группе есть уголок, в котором самостоятельно или в совместной деятельности малыш может встретиться с любимыми героями сказки, поиграть с пальчиковым или настольным театром, с матрешками, надеть маску животного и преобразиться в любимого персонажа, полистать книги с потешками и сказками, шумовыми музыкальными инструментами озвучить сказку (сыграй на бубне как ходит мишка - косолапый, как побежит зайка). Таким образом, малыш оказывается в радостной атмосфере сказок, снимает нервное напряжение, успокаивается.

Работа по развитию речи невозможна без тесного взаимодействия с семьями воспитанников. Чтобы повысить компетентность родителей в вопросах речевого развития детей посредством малых жанров фольклора,

Я провела консультации «Развитие речи у детей 3-4 лет», «Чем занять ребенка в выходные? », «Какие сказки читать детям? », родительское собрание «Как разговорить малыша», в родительском уголке выставляла текст потешек, с которыми знакомились дети в группе, организовала выставку книг.

Таким образом, малые фольклорные формы, как средства развития речи в работе с детьми младшего дошкольного возраста, способствуют овладению лексикой родного языка, звуковой культурой речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические основы развития математических представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством малых форм фольклора

Малые фольклорные жанры могут широко использоваться в работе с дошкольниками как прием, побуждающий к приобретению знаний – при знакомстве с новым материалом (явлением, числом, буквой); как прием, обо...

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством малых форм фольклора.

Использование малых форм фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста....

«Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста посредствам дидактических игр»

Изучая методическую литературу и наблюдая за детьми я пришла к выводу о том, что через игру у детей раннего дошкольного возраста речевое развитие происходит быстрее. В дошкольном возрасте игра являетс...

Статья О вопросе развития речи детей раннего дошкольного возраста посредством малых жанров фольклора

В данной статье рассказывается о проблеме развития звуковой культуре речи...

Родительское собрание "Воспитание КГН у детей младшего дошкольного возраста посредством малых жанров фольклора"

Цель: дать родителям знания о значении культурно-гигиенических навыков у детей.План собрания:Рассказ воспитателя о необходимости формировании КГН у детей.Использование фольклора при формировании ...