Спортивный уголок в группах
консультация на тему
Спортивный уголок должен быть привлекателен для воспитанников. Оформление зоны подвижных игр и упражнений зависит от возраста детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sportivnyy_ugolok_v_detskom_sadu.docx | 27.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Возрастная группа | Задачи работы спортивного уголка |
Первая и вторая младшие (1,5–4 года) |
|
Средняя (4–5 лет) |
|
Старшая (5–6 лет) |
|
Подготовительная к школе (6–7 лет) |
|
Оформление спортивного уголка в детском саду своими руками.
Спортивный уголок должен быть привлекателен для воспитанников. Оформление зоны подвижных игр и упражнений зависит от возраста детей. Для младших дошкольников спортивный уголок выделяется в игровой зоне. Из предметов в общем доступе — мячи различных размеров (в т. ч. фитбол), ступеньки, горка, качалки и игрушки-каталки.
В средней группе активно расширяется дидактическая база спортивного уголка: для рассматривания подходят альбомы с картинками и плакаты на темы «Зимние виды спорта», «Игры на улице», «Игры с мячом», «Командные виды спорта». В свободном доступе хранятся наборы для спортивных игр: дартс (безопасный с мячиками), боулинг, городки и лапта
Для старших дошкольников становится оформление физкультурного уголка материалами, иллюстрирующими события спортивной жизни в России и в мире: фотографии с прошедших чемпионатов, статьи о достижениях и новых рекордах. Воспитанники тренируются выполнять упражнения и вспоминать правила подвижных игр самостоятельно. Для этого в уголке вывешиваются схемы-напоминания (последовательность выполнения действий в картинках)
Требования к оформлению уголка по ФГОС.
- Безопасность.
Поскольку уголок предполагает повышенную двигательную активность воспитанников, для него выбирается место, удалённое от окон, шкафов со стеклянными дверцами или бьющимися материалами внутри. Стены уголка не украшаются картинами в рамках, на острые уголки мебели прикрепляется мягкий материал (например, поролон) для избежания травм при случайном столкновении. Электрические розетки и электроприборы недоступны детям. Инвентарь и тренажёры являются безопасными для жизни и здоровья детей: выполнены из нетоксичных материалов, не умеют травмоопасных элементов.
- Оптимальная организация.
Спортивный уголок достаточно освещён. Располагается рядом с игровой зоной, уголками ряжения и театральной деятельности (двигательная активность одних детей, не мешает занимающимся в малоподвижных центрах — книжном, речевом, опытно-экспериментальном).
- Удобство и соответствие возрасту.
Материалы для игр и упражнений предназначены возрастной категории детей и находятся в свободном доступе.
- Эстетичность оформления.
Уголок украшают картинки и игрушки любимых героев, инвентарь для детской активности яркий. Замечательно, если уголок будет оформлен символикой и эмблемой, выдержанными в одном стиле со всеми развивающими центрами группы
Паспорт спортивного уголка.
Паспорт уголка — обязательный документ, он хранится в общей папке документации педагога или в специальной ячейке непосредственно в центре детской активности. Паспорт можно составить в свободной форме, описав в нём цели и задачи, которые были поставлены воспитателем для оформления и работы, расположение, оборудование. В качестве приложения можно добавить эскиз уголка и фотографии.
Шаблон для составления паспорта уголка двигательной активности:
- название уголка;
- номер группы,
- возраст детей;
- цели и задачи уголка;
- предметы мебели, их количество;
- атрибуты для подвижных игр и упражнений, их количество;
- дидактические материалы (настенные плакаты, тематические альбомы и журналы, доска достижений, настольно-печатные и дидактические игры на тему спорта);
- картотека игр и упражнений в спортивном уголке (объёмный материал, его можно оформить отдельной папкой и хранить в дидактических материалах уголка)
Работа в спортивном уголке детского сада.
В образовательной области «Физическое развитие», согласно ФГОС, синтезируются категории «Физическая культура» и «Здоровье». Таким образом, функционирование спортивного кружка направлено как на стимулирование и обогащение двигательной деятельности детей, так и на приобщение их к правильному образу жизни, заботе о здоровье.
Ошибочно видеть значение физкультурного уголка в предоставлении воспитанникам места и атрибутов для подвижных игр, зарядки, упражнений. Эти виды деятельности детей интегрируются на занятиях с областями «Познание», «Художественно-эстетическое»: дети узнают новое о видах спорта, матчах и чемпионатах, рекордах и наградах, о спортсменах, рассматривают иллюстрации и создают поделки на тему спорта, занимаются под музыку. Работа в центре физического развития выстраивается при помощи включения детей в разнообразные формы деятельности. Яркое оборудование вызовет интерес единожды, но без обучения новым способам игр и вариантов упражнений, без развлекательного элемента пребывание в спортивном уголке перестанет вызывать позитивный настрой. Для создания устойчивой мотивации к занятиям в уголке воспитатель организует детскую деятельность: изучает темы блока «Физкультура» в соответствии с планированием, проводит динамические паузы и физкультминутки, обучает пальчиковым играм и элементам самомассажа, создаёт интерес к играм.
Для каждой возрастной группы детей отбираются атрибуты и инвентарь для самостоятельных упражнений и игр в уголке физкультуры. За деятельностью младших воспитанников воспитатель осуществляет непрерывный контроль.
Основные виды деятельности.
- Двигательные упражнения: утренняя зарядка, гимнастика после дневного сна. В первой половине дня двигательные упражнения выполняются под ритмичную, весёлую музыку (например, марши), во второй половине дня — под тихие и спокойные мелодии. Для младших ребят воспитатель осуществляет показ действий, выполняет вместе с ними зарядку и гимнастику от и до. В старших группах выученные движения ребята воспроизводят без показа, при возникновении заминок среди воспитанников, для демонстрации можно поставить лицом к группе одного из ребят, уверенно выполняющего действия
- Физкультурные минутки, динамические/танцевальные паузы.
Воспитатель приглашает ребят пройти в спортивный уголок и немного позаниматься для смены вида деятельности (после длительного изучения наглядных материалов, прослушивания сказки, проведения опыта и т. д.), когда возникает необходимость в двигательной активности для профилактики переутомления детей
- Упражнения на расширение двигательного опыта и развитие физических качеств.
Это ходьба и бег, выполнение прыжков, подскоков, бросков, ловли, упражнения с атрибутами: скакалкой, резиночкой, мячом, обручем, гантелями и т. д. Дошкольникам будет интересно упражняться без какой-либо цели только первый раз или с новым предметом. Для развития заинтересованности воспитатель привлекает к показу упражнения игрушку или сказочного персонажа, включает детей в игровую ситуацию, предлагает стимул (наклейку, время на игру, выбор сказки для прослушивания)
- Подвижные игры.
Для игровой деятельности в спортивном уголке должны иметься наборы масок или шапочек. Младшие ребята любят изображать животных и имитировать их движения (лягушата, мишки, зайчики). Воспитанники старшей и подготовительной групп увлекаются играми с сюжетными элементами: ковбои и индейцы, пираты, казаки-разбойники.
- Дидактические игры.
Познавательные задания с карточками и фигурками направлены на формирование у дошкольников интереса к спорту и развитие мыслительных способностей. Для детей 5–7 лет в физкультурном уголке имеются настольные игры.
- Досуговая деятельность.
Уголок физического развития не подходит в качестве площадки для проведения спортивного праздника, но здесь могут быть проведены тематические досуги для воспитанников: «Участие наших спортсменов на чемпионате», «День физкультурника», «День футбола» и т. д. Развлекательным элементом мероприятия могут быть просмотр презентации или мультфильма на спортивную тематику, дружеский матч по настольному хоккею или дартсу, мастер-класс по айкидо/каратэ (с приглашённым педагогом дополнительного образования). Рекомендуется делать фотографии спортивных досугов и размещать их на информационном стенде «Спортивная жизнь нашей группы».
Картотека игр и упражнений в спортивном уголке.
Игры | Дидактические | Младшая группа: «Найди на картинке мячи», «Распредели карточки на две группы» (синие и красные мячики по разным корзинам, например), «Укажи лишнее». Средняя группа: «Найди пару» (к изображению спортсмена необходимые инвентарь, к примеру), «Придумай рассказ по картинкам», «Продолжи тематический ряд» (санки-коньки-снегокат-…), спортивное лото и домино. Старшая,подготовительная группы: «Найди 10 отличий», «Собери картинку из деталей», «Сделай из мозаики спортивный символ», настольные игры «Спортивные ассоциации», «Подбери нужное», «Умные карточки» |
Малоподвижные | Младшая группа: «Яблочко» (на шнурке висит яблочко, воспитатель читает стихотворение, дети хотят по кругу, протягивают руки к яблоку, тянутся, срывают), «Ветер» (дети — деревья, звучит аудиозапись шума ветра с музыкальным сопровождением, дети двигаются в зависимости от силы звучащего ветра), «Весёлые зверята» (дети ходят под музыку по кругу, воспитатель называет животных, дети имитируют их движения: медвежата, зайчики, пингвины, лисичка), «Совята» (дети сидят на полу, воспитатель говорит «День!» и совята просыпаются, «Ночь!» и совята засыпают. Средняя группа: «Стихии» (дети садятся в круг, воспитатель говорит «Земля» — опускают руки по швам, «Вода» — руки в стороны, «Воздух» — руки вверх, «Огонь» — делают вращательные движения руками), «Светофор» (водящий стоит в центре комнаты, дети у стены, светофор называет цвет, у кого на одежде он присутствует, показывают Светофору и переходят на другую сторону, у кого нет, ищут предмет этого цвета в спортивном уголке). Старшая,подготовительная группы: «Скажи ласково» (дети строятся в круг, воспитатель стоит в центре, воспитатель называет слово и бросает мяч, воспитанник ловит и возвращает, называет слово в уменьшительно-ласкательной форме: стол-столик, рот-ротик), «Угадай, у кого мяч» (водящий стоит в центре, дети передают незаметно мяч за спинами, водящий пытается угадать, у кого мяч), «На златом крыльце сидели», «Колечко-колечко» | |
Подвижные | Младшая группа: «Домики» (дети занимают домики — обручи, под музыку ходят и танцуют, когда музыка затихает, они должны вернуться по домам, пока их не поймал водящий), «Паровозик/гусеничка», «Салочки», «Кошки-мышки». Средняя группа: «Самолётики» (дети повторяют за воспитателем движения, имитирующие полёт, посадку и взлёт самолёта, под музыку играют самостоятельно), усложнённые варианты салок «Кролики и охотники», «Белые медведи», «Мы весёлые ребята». Старшая,подготовительная группы: «Салки-ножки», «Казаки-разбойники», другие игры-догонялки «Скачет, скачет, воробей», «Гуси-лебеди», «Ваня, Ваня, простота», большое внимание в старшей и подготовительной группе занимают игры-эстафеты на ловкость и скорость | |
Упражнения | Прыжки |
|
Развитие мелкой моторики, массаж стоп |
| |
Бросание, метание |
| |
Перешагивание, подъём, спуск |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Спортивный уголок в группе
Перечень спортивного инвентаря, необходимого в группе....
спортивный уголок в группе
Спортивный уголок в группе...
Спортивный уголок в группе.
Спортивное детство - здоровое будущее!...
Положение о смотре-конкурсе «Лучший спортивный уголок в группе»
Данное положение разработано для межгруппового конкурса «Лучший спортивный уголок в группе»...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ СПОРТИВНЫЙ УГОЛОК В ГРУППЕ СОГЛАСНО ФГОС
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ...
"Спортивный уголок в группе"
Консультация для воспитптелей...
СПОРТИВНЫЙ УГОЛОК В ГРУППЕ СОГЛАСНО ФГОС
Консультация для воспитателей...