Доклад "Использование оборудования в сенсорной комнате в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ"
материал по теме

ОРЕХОВА ЕКАТЕРИНА СЕРГЕЕВНА

Региональный круглый стол по теме "Использование инновационных форм и методов коррекционно-развивающей работы с обучающимися с ОВЗ". 2016 год.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №35 «ЁЛОЧКА»

Использование оборудования в сенсорной комнате в работе педагога – психолога с детьми с ОВЗ

Педагог-психолог:

Орехова Екатерина Сергеевна

Региональный круглый стол по теме:

«Использование инновационных форм и методов

коррекционно-развивающей работы с обучающимися с ОВЗ»

г.о. Электрогорск 2016

Сенсорная комната – это среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния и вестибулярные рецепторы.

Сенсорная комната создает ощущение безопасности и защищенности, положительный эмоциональный фон, снижает беспокойство и агрессивность, снимает нервное возбуждение и тревожность, активизирует мозговую деятельность. Это комфортная обстановка, сохраняющая и укрепляющая здоровье детей.

Занятия в сенсорной комнате направлены на решение следующих задач:

- снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижение состояния релаксации и душевного равновесия;

- активизация различных функций центральной нервной системы за счет создания обогащенной мультисенсорной среды;

- стимуляция ослабленных сенсорных функций (зрения, осязания, слух и т.д.);

- развитие двигательных функций;

- устранение агрессивности и других форм нарушения поведения детей;

- создание положительного эмоционального фона.

Занятия в сенсорной комнате приносят ребятам с ОВЗ массу позитивных эмоций, помогают снять лишнее напряжение, разрешить внутренние конфликты, лучше познать себя и окружающих. Такие занятия позволяют детям достичь психологического равновесия, а значит, создают основу для благополучного развития.

Сенсорная комната является мощным инструментом для сенсорного развития, развития познавательной среды, расширения мировоззрения ребенка.

Главное назначение сенсорной комнаты – выполнить всю полноту восприятия, что, в свою очередь, определяет развитие высших психических функций ребенка (памяти, мышления, внимания, речи) и гармоничное развитие личности ребенка и его эмоциональной сферы.

Наш детский сад комбинированного вида посещают дети с ограниченными возможностями здоровья, поэтому была острая необходимость организовать коррекционный блок, в которую входит сенсорная комната.

Сенсорная комната оборудована по модульному принципу, что позволяет использовать их для релаксации и развития детей с ОВЗ. Широкий диапазон возможностей сенсорной комнаты и разнообразие оборудования позволяет использовать ее многофункционально.

Для осуществления поставленных задач в сенсорной комнате используются следующие методы, приемы и средства: сказкотерапия, музыкотерапия со звуками природы, песочная терапия, игры и игровые упражнения, дыхательные упражнения, релаксационные упражнения, специальное игровое оборудование для развития восприятия, внимания, мышления.

Оборудование нашей сенсорной комнаты состоит из:

  1. Световой стол для рисования песком.

Решает следующие задачи:

- развитие мелкой моторики, а, следовательно, мышления детей;

- упражнение пальцев и кистей рук (мелкая моторика).

2. Ширма «Цветные фишки».

Предназначен для изучения счета, развития мелкой моторики и зрительной стимуляции.

  1. Стол – мозаика.

Игра в мозаику тренирует мелкую моторику рук, развивает воображение, художественный вкус и образное мышление. В процессе создания рисунка из мозаики у ребенка воспитывается целенаправленность деятельности, внимательность и наблюдательность.

  1. Музыкальный игровой стол.

Предназначен и для игровой терапии, и для развития мелкой моторики, и для звуковой стимуляции. С его помощью можно изучать цвета, фигуры и счет.

  1. Звуковая панель «Звуки воды».

Предназначен для изучения различных звуков. Панель оснащена шестнадцатью кнопками, нажав на который воспроизводится звук, и картинками, которые соответствуют звукам воды.

  1. Ширма «Тактильные мешочки».

Ширма состоит из 12 тканевых мешочков, которые предназначены для развития навыков идентификации и исследования через прикосновения. Для обучения и игр можно использовать самые разные материалы – маленькие игрушки, части конструктора «Лего», камешки, орехи.

  1. Интерактивная воздушно пузырьковая труба.

Сочетает в себе как визуальный эффект, так и множество полезных функций – это и зрительная стимуляция, и релаксация, и стимуляция тактильных ощущений.

  1. Подвесной фибероптический модуль «Веселое облако».

Способствует развитию фантазии, восстановлению зрения, развивает тактильные ощущения и моторику.

Все занятия имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Структура была разработана с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и их физиологических особенностей. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.

Литература:

  1. Кокорева А.В. Использование сенсорной комнаты в коррекционной работе с детьми, имеющими отклонения в поведении. Психолог в детском саду. 2008.
  2. Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении. М., 2006.
  3. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов. М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2005.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Работа педагога-психолога с заикающимися детьми возможностями арт-терапии"

Обощен опыт работы с заикающимися детьми. Показаны формы, принципы работы как с детьми, так и с родителями, возможности педагога-психолога и результаты....

Использование оборудования сенсорной комнаты в работе педагога-психолога

Учебно-методическое пособие с презентацией ориентировано на реальную помощь педагогу-психологу в освоении навыков и умений и в организации самостоятельного изучения представленного вида работы....

Работа педагога-психолога с трудными детьми и их родителями в ДОУ

В последнее время проблема общения с "трудными детьми" стала чрезвычайно актуальной. Происходит это потому, что численность "трудных детей" неуклонно растет.Если в былые годы "трудными детьми" станови...

Волшебная комната в работе педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения

Данная презентация отражает работу педагога-психолога в детском саду с использованием специального оборудования сенсорной комнаты. В презентации представлена коррекционно-развивающая программа "Волшеб...

Программа для работы педагога - психолога с тревожными детьми 5-7 лет

Программа "Не бойся! Я с тобой" направлена на коррекцию и развитие эмоционально - личностной сферы детей дошкольного возраста....

"Сенсорная комната в работе педагога-психолога в ДОУ"

Сенсорное развитие играет огромную роль в психологическом и социальном становлении личности. Успешность физического, умственного и эстетического воспитания и развития в значительной степени зависит от...

Использование интерактивного оборудования сенсорной комнаты в работе педагога-психолога с дошкольниками.

Сенсорная комната - организованная окружающая среда, которая с помощью раличных элементов создает ощущение комфорта и безопасности, предназначенная для оказания комплекс...