Доклад "Выявление уровня психологической готовности к школе по экспресс-диагностике Павловой Н.Н., Руденко Л.Г."
материал (подготовительная группа) по теме

ОРЕХОВА ЕКАТЕРИНА СЕРГЕЕВНА

Выступление на ГМО педагогов-психологов и учителей логопедов. 2015 год.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №35 «ЁЛОЧКА»

Доклад на тему:

«Выявление уровня психологической готовности к школе по экспресс – диагностике

Павловой Н.Н., Руденко Л.Г.»

Выступление с презентацией

на ГМО педагогов-психологов и учителей логопедов

Подготовил педагог-психолог:

Орехова Екатерина Сергеевна

г.о. Электрогорск, 2015

Для дошкольника переход из детского сада в школу меняет картину окружающего мира и определяет его место в действительности, меняется социальная позиция ребенка-дошкольника и социальная ситуация его развития. От того, как ребенок подготовлен к школе будет зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, его психологическое самочувствие.

Психологическая готовность к школьному обучению многокомпонентна. Выделяют несколько параметров психического развития ребенка влияющих на успешное обучение в школе.

Личностная готовность к школе включает принятие новой социальной позиции школьника; позитивное отношение к школе, учителям, учебной деятельности, самому себе; любознательность; развитие желания ходить в школу; произвольное управление своим поведением; объективность самооценки; потеря «детскости», непосредственности.

Интеллектуальная готовность включает в себя наличие широкого кругозора и запаса знаний, аналитическое мышление; развитие мелкой моторики, фонематического слуха; умение выделять учебную задачу и переводить ее в самостоятельную цель деятельности.

Социально – психологическая готовность означает способность адаптироваться в коллективе и общаться с одноклассниками; умение адекватно реагировать на замечание учителей; умение быть внимательным и сосредоточенным на уроках; умение подчиняться правилам и нормам; умение действовать совместно, согласовывать свои действия.

Эмоционально – волевая готовность (произвольная сфера) означает развитие «эмоционального предвосхищения» (предчувствие и переживание отдельных последствий своей деятельности); эмоциональной устойчивости; сформированности небоязни трудностей, делая то, что от него требует учеба, режим школьной жизни; умение ограничивать эмоциональные порывы.

Мотивационная готовность означает, что ребенок, готовый к школе, хочет учиться и потому, что у него уже есть потребность занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости (социальный мотив учения), и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома (познавательный мотив учения).

В начале года провожу диагностическое обследование готовности ребенка к школьному обучению по «Экспресс – диагностике в детском саду» Павловой Н.Н., Руденко Л.Г.

В процессе диагностики используются классические методики, позволяющие выявить уровень интеллектуального развития, произвольности, особенности личностной сферы.

Для диагностики личностной готовности – изучение самооценки ребенка использую методику «Лесенка», цель которой изучение самооценки ребенка. Считается нормой для дошкольника ставить себя на ступеньку «хорошие», «самые хорошие», дети прошедшие кризис 7 лет, обычно ставят себя чуть выше середины.

Для диагностики мелкой моторики рук использую методику «Вырежи круг», для выявления уровня развития тонкой моторики пальцев рук.

Для диагностики интеллектуальной готовности: внимания, памяти, мышления, речи, сформированности образных и пространственных представлений, восприятия, воображения используются методики:

- «Домик», цель которой выявление умения ребенка ориентироваться на образец, точно копировать его; выявление уровня развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки;

- «10 слов», цель которой оценка уровня развития слуховой кратковременной памяти;

- «Закончи предложение», цель которой оценка умения вычленять причинно-следственные связи в предложении;

- «4-й лишний», используется для определения уровня развития логического мышления, уровня обобщения и анализа у ребенка;

- «Последовательные картинки», цель: выявление уровня развития логического мышления, способности устанавливать причинно-следственные зависимости в наглядной ситуации, делать обобщения, составлять рассказ по серии последовательных картинок;

-  «Найди недостающий», диагностика сформированности умения выявлять закономерности и обосновывать свой выбор;

- «Рисунок человека», цель которой выявление сформированности образных и пространственных представлений у ребенка, уровня развития его тонкой моторики; составление общего представления об интеллекте ребенка в целом, о его личностных особенностях;

- «Разрезные картинки», используется для выявления сформированности наглядно – образных представлений, способности к воссозданию целого на основе зрительного соотнесения частей;

- «На что это похоже?», для выявления уровня развития воображения ребенка, оригинальности и гибкости мышления.

Для диагностики уровня произвольности и сформированности «внутренней позиции школьника» использую методики:

- «Запрещенные слова», цель которой является выявление уровня произвольности, определение сформированности «внутренней позиции школьника»;

- «Графический диктант», используется для оценки умения ребенка точно выполнять задания взрослого, предлагаемые им в устной форме, и способность самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

Диагностика проводится индивидуально с каждым ребенком. Важно, чтобы обследование проходило в атмосфере доброжелательности: ребенка следует поощрять, оказывать ему эмоциональную поддержку.

Вначале проводится беседа-знакомство, позволяющая ребенку адаптироваться в новых условиях, а взрослому – установить с ним контакт (с использованием вопросов, приведенных в диагностических картах).

После предварительной беседы, когда контакт с ребенком установлен, можно переходить к следующему этапу – диагностики с использованием субтестов. Ребенок выполняет ряд заданий, а психолог в это время ведет протокол обследования, в котором фиксируются результаты выполнения заданий, действия и высказывания ребенка, делаются пометки для планирования последующей развивающей работы.

Результаты по каждому субтесту оцениваются в баллах: 2 балла (высшая оценка), 1 балл (средняя), 0 баллов (низшая). После проведения диагностики по всем субтестам подсчитывается общая сумма баллов. При количественной обработке полученные результаты условно делятся на 3 уровня: высокий, средний, низкий.

Кроме того, результаты всех детей заносятся в Сводную таблицу группы. Анализ полученных результатов позволит увидеть уровень развития психических процессов детей конкретной группы и разработать коррекционно-развивающие программы на группу в целом.

Литература:

  1. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М.: Комплекс-Центр, 1993.
  2. Павлова Н.Н., Руденко Л. Г. Экспресс-диагностика в детском саду: Комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений. – 3-е изд. – М.: Генезис, 2012.
  3. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М.: Издательский центр «Академия», 1996.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности.

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной   школьной готовности.    Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания...

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности.

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной   школьной готовности.    Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания...

Педагогический проект «Мотивационная готовность как один их основных компонентов психологической готовности к школе»

Педагогический проект для старших дошкольников по формированию мотивационной готовности к школе посредством проектной деятельности....

Комплекс методик для определения уровня психологической готовности к школе

В данной работе собраны различные методики, помогающие определить уровень психологической готовности к школе...

Родительское собрание "Готовность к школе" выступление педагога-психолога на тему: "Психологическая готовность к школе"

Время летит очень быстро, совсем скоро ребята пойдут в школу.Разные эмоции вызывает у нас мысль, о том, что ребятам скоро в школу....

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ

В статье представлены психологические тесты для диагностики психологической готовности к школе...