КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ «Этнокультурный подход к воспитанию и образованию дошкольников».
консультация на тему

Карпухина Ольга Евстахиевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_etnokulturnyy_podhod.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ

«Этнокультурный подход к воспитанию и образованию дошкольников».

 Исторически сложилось так, что проблемы этнокультурного (национального) воспитания и обучения детей поднимаются в нашей стране тогда, когда происходит реформирование системы  государственной власти и настает время соответствующих изменений в сфере образования. Так повелось со времен Киевской Руси и сохранилось вплоть до наших дней. Однако сложностъ современной образовательной ситуации заключается в том, что мъг постепенно перестаем ощущатъ ценность того, что живем на русской земле, говорим на русском языке и впитали в себя русскую культуру. Это губительно для нас и нашего Отечества.

 Этнос — это исторически возникший вид устойчивой со-
циальной межпоколенной общности людей, объединяемых
единой духовной и культурной традицией. Такой общностью
может бьггь племя, народность, нация.        

Представления о собственной  этнической принадлежности складываются у ребенка в течение 3-5 лет после, рождения, что отражается в его личном отношении к миру, конкретной языковой и социокультурной действительности. Развитие основных содержательных компонентов наци-онального самосознания ребенка выражается в обогащении представлений о своем этносе, в формировании соответствующих культурно-ценностных ориентаций и в построения на этой основе личностно-позитивных отношений с представителями своего и других этносов. Поэтому Этноподход в современном понимания — зто психолого-педагогические условия, которые способствуют осознанию ребенком своего места среди людей, в природном и социокультурном пространстве, в процессе овладения культурннми способами познания, переживания и преобразова-ния себя и мира, характерными для его этноса.

Носителями культурных способов познания, пережива
ния и преобразования себя и мира для ребенка дошкольного
возраста являются члены его семьи. В общении с ними ребе-
нок усваивает эмоциональные и интеллектуальные способы
взаимодействия с людьми, природой и предметами окружаю-
щего мира (Д. Б. Эльконин)

Графа «национальность» уже исчезла из паспортов граждан многих стран. При этом подразумевается, что люди должны научиться жить в мире друг с другом независимо от того, к какой нации они принадлежат. Политики, а вслед за ними философы, психологи и педагоги заговорили о воспитании толерантного поведения.

Считается, что такое воспитание должно осуществляться в трех направлениях:

  • информационное насыщение (сообщение знаний о тради-
    циях, обычаях разных народов, специфике их культуры и
    ценностей и др.);
  • эмоциональное воздействие;
  • формирование поведенческих норм (знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, которые должны быть закреплены в собственном поведении).

 Конечно, есть в мире общечеловеческие ценности, единые понятия добра и зла, любви и ненависти и прочее, прочее, но у каждого народа, в зависимости от условни его проживания, формируется национальное чувство, чувство любви к своей родине, своему дому.

На современном этапе этнокультурное воспитание чаще всего отождествляется с социалъньим развити м ребенка. Приведем примеры.

Программа «Планета детства» — комплексная программа, разработанная под руководством Т. Н. Тарановой и др., направлена на развитие личности ребенка посредством приобщения его к ценностям мировой и отечественной культуры. Принцип интеграции выступает в качестве ведущей идеи некоторых содержательных блоков программы:

•        «Наследники мира» (историко-кулътурный блок, раскрывающий духовные традиции народов мира);

•        «Мастерская солнца» (эстетико-культурный блок, раскры-
вающий происхождение искусств и разнообразие их видов);

•        «Наш дом — планета Земля» (зкологический блок, направ-
ленный на формирование ценностното отношения к миру).

В комплексной программе «Я — человек» С. А. Козловой в связи с темой этнокультурного воспитания следует отметить раздел «Земля — наш общий дом». Его целями являются:

  • воспитание интереса и уважения к людям, их деятельно-
    сти, культуре, быту;
  • формирование представленяй о Земле и жизни людей на
    Земле, о своей стране;
  • воспитание чувства гражданственности, патриотизма, то-
    лерантного отношения к жителям Земли.

Воспитиваясь в рамках данных программ, дошкольники узнают, что:

  • существуют разные культуры, которые отличаются друг
    от друга своими-обрядами, праздниками, игрушками, му-
    зыкальными и художественными традициями (например,
    мы празднуем Новый год в январе, для нас это зимний
    праздник, а в Китае новый год начинается в начале февра-
    ля, когда зима уже заканчивается, позтому зто праздник
    весны и т. д.);
  • каждый человек принадлежит к одной или нескольким
    культурам (двуязыччные или многоязычные семьи), кото-
    рыми он должен интересоваться и которые он должен со-
    хранять и уважать;
  • жизнь людей в современном мире невозможна без уважи-
    тельного отношения к народам иных культур: войны на-
    чинаются тогда, когда люди не могут или не хотят догово-
    риться друг с другом.

С помощью анкетирования родителей можно выявить отношение родителей к этнокультурному воспитанию детей.

Анкета для родителей:

  1. Затрагиваете ли Вы в беседах с ребенком темы, связанные с патриотизмом?
  2. Как Вы приобщаете ребенка к национальной культуре?
  3. Считаете ли Вы важным обращать внимание ребенка на то, к какой нации он принадлежит?
  4. Как Вы акцентируете на этом внимание  своего малыша?
  5. Рассказываете ли Вы ребенку о своих предках и корнях семьи? Как на это реагирует ребенок?
  6. Устраиваете ли Вы совместные чаепития с детьми в семье?
  7. Читаете ли Вы ребенку русские народные сказки? Кто чаще всего читает? В какое время суток?

8.        Используете ли Вы в моменты общения с ребенком народ-

ные потешки:        

а)        до прихода в детский сад;

б)        после детского сада;

в)        укладывая спать.

  1.  Есть ли в Вашей родительской практике дидактические
    игры, которые знакомят с национальными обрядами и тра-
    дициями? Если есть, то какие?
  2.  Какие национальные подвижные игры Вы знаете и ис-
    пользуете в воспитании ребенка?
  3.  Укажите, на Ваш взгляд, главные причины возможных
    затруднений в приобщения к национальной культуре в
    современном обществе.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Игра – как средство экологического воспитания и образования дошкольников»

Игра как средство экологического воспитания и образования дошкольников.Научить детей видеть красивое  - дело  сложное. Если педагог сам искренне любит природу и бережно относится к ней, он с...

Консультация для педагогов "Системно-деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками"

Системно-деятельностный подход к развитию ребёнка и созданию образовательной среды предполагает гармоничное развитие всех сторон личности ребёнка в разных видах деятельности. (П.Я. Гальперин, А.В. Зап...

Консультация для педагогов ДОУ "Нейропсихологический подход к обучению и развитию дошкольников"

Данный материал содержит краткое описание нейропсихологического подхода к обучению и воспитанию детей с ОВЗ. В качестве практического материала сделана подборка кинезиологических упражнений на развити...

Консультация для педагогов ДОУ "Игровой подход к развитию двигательных навыков дошкольников".

Правильно организованное физическое воспитание способствует гармоническому развитию ребёнка, выработке основных гигиенических навыков. Состояние здоровья детей — это достаточно важный показ...

Педагогический совет № 3 тематический «Совершенствование моделей взаимодействия с семьями воспитанников, обеспечивающих единство подходов к воспитанию и образованию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

Педагогический совет № 3 тематический  «Совершенствование моделей взаимодействия с семьями воспитанников, обеспечивающих единство подходов к воспитанию и образованию дошкольников в соответс...

Тематический педагогический совет: «Совершенствование моделей взаимодействия с семьями воспитанников, обеспечивающих единство подходов к воспитанию и образованию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

В основе новой концепции семьи и дошкольной организации лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные структуры призваны помочь, поддержать, направи...