Проект «Обеспечение преемственности детского сада и школы как часть успешной адаптации ребенка в условиях ФГОС ДО и ФГОС НОО».
проект (подготовительная группа) на тему

Данный проект актуален и полезен образовательным организациям осуществляющим работу в условиях ФГОС ДО и ФГОС НОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект 28.83 КБ

Предварительный просмотр:

Тема проекта:

«Обеспечение преемственности детского сада и школы как часть успешной адаптации ребенка в условиях ФГОС ДО и ФГОС НОО».

                                                                                                                      Выполнила:

Воспитатель  

                                                                                                         Егорова И.В.

                                                                                       

2018 г.

Проблема

Принятие и утверждение ФГОС ДО и ФГОС НОО создали нормативную основу преемственности в непрерывной системе образования на двух этапах: дошкольное образовательное учреждение — начальная школа. Ребенок впервые включается в систему образования, поступая в детский сад, потом впервые приходит на новую образовательную ступень — начальную школу. Именно в этот переходный момент «подушкой безопасности» должна стать преемственность учреждений. Детский сад должен стать фундаментом, а школа зданием.

В основу ФГОС ДО и ФГОС НОО положена единая теоретическая основа — системно — деятельностный подход, который предполагает — воспитание и развитие качеств личности, формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; активную познавательную деятельность детей; построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Анализ образовательных областей обозначенных в ФГОС ДО и НОО выявил содержательную преемственность, которую можно выразить так: только через деятельность человек осваивает новый опыт, может самостоятельно обучаться и наиболее успешно это происходит на основе тех видов деятельности, котрыми он уже обладает. В детском саду ведущий вид деятельности — игра — как моделирование отношений и событий реальной жизни, а в начальной школе происходит постепенный переход к учебной деятельности. Поэтому, несмотря на то, что требования к условиям реализации образовательных программ в ДОУ и начальной школе одинаковы, приоритеты групп требований разные: в ДОУ это условия реализации программы, т. е. пространственная предметно-развивающая среда, а в начальной школе — это результаты освоения программы. В старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра — важнейшая форма познания мира, отношений взрослых и социальных ролей, норм поведения, принятых в сообществе. Игра должна остаться основной формой проведения занятий в первом классе на протяжении всего адаптационного периода.

Стратегическим приоритетом непрерывного образования при осуществлении преемственности обозначено — формирование умения учиться, который включает в себя не только умение обучаться в течении всей жизни в школе и после школы, но и необходимость начать целенаправленное развитие ребенка в более раннем возрасте. Решение данного направления отражаеся в ФГОС начального, общего образования, где одним из приоритетных задач является освоение детьми универсальных учебных действий (личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных). Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а тем, умеет ли ребенок читать, считать и т.д. Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. В этом заключается деятельностный подход, который лежит в основе государственных образовательных стандартов.

Обучать деятельности в воспитательном смысле - это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, средства ее достижения; помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается основой развития - знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом. Таким образом, образовательная деятельность выступает как сотрудничество воспитателя и ребенка, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка, т.е. в ДОУ на первом месте личностные результаты развития ребенка, а результаты обучения - предметные и метапредметные результаты - остаются только в школе.

Основными задачами сотрудничества ДОУ и школы на современном этапе являются:

- установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;

- выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения результатов;

- создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса - воспитателей, учителей, детей и родителей;

- всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;

- оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов.

Реализация общей цели и задач образования детей требует соблюдения ряда психолого-педагогических условий. В системе дошкольного образования это:

- личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;

- формирование предпосылок учебной деятельности как важнейшего фактора развития;

- построение образовательного процесса с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми, опора на игру при формировании учебной деятельности.

В системе начального общего обучения:

- опора на наличный уровень достижений дошкольного детства;

Решение данной задачи возможно при условии обеспечения преемственности детского сада и школы, где детский сад на этапе дошкольного возраста осуществляет личностное, физическое, интеллектуальное развитие ребенка, а также формирует предпосылки учебной деятельности, которые станут фундаментом для формирования у младших школьников универсальных учебных действий, необходимых для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Актуальность проекта

Необходимость преемственности отдельных ступеней системы образования — проблема давняя. Более того, вместе с ростом вариативности форм и методов обучения (в частности, с появлением в нашей стране различных моделей обучения, особенно на ступенях дошкольного обучения и в начальной школе) стали нарастать признаки рассогласования и ослабления преемственности обучения на различных ступенях общего образования.

Новизна

Введение ФГОС ДО и ФГОС НОО стало знаковым моментом в обеспечении преемственности, целостности и непрерывности образовательной среды в российском образовании. В них установлены требования и нормы для составления основной образовательной программы каждой из этих ступеней, даны ориентиры для определения содержания и планируемых результатов освоения программы, даны определения условий, при которых эти программы будут реализованы качественнее.

Цель: создание условий для успешного прохождения детьми адаптации к школе.

Задачи:

  1. Формировать знания умения и навыки у родителей и педагогов о том, как адаптировать детей старшего дошкольного возраста к школе.
  2. Развивать у детей понимание необходимости обучения в школе, принятие и осознания роли «Я - ученик», «Я и учитель».
  3. Организовать последующее кратковременное кураторство педагогов дошкольного учреждения в условиях школы.

Этапы выполнения

Этапы проекта

Задачи

Мероприятия

Механизмы

Ожидаемые результаты в целом

Подготовительный

Формировать знания умения и навыки у родителей и педагогов о том, как адаптировать детей старшего дошкольного возраста к школе.

Посещение учителями

открытых занятий будущих первоклассников, проводимых педагогами детского сада;

Родительское собрание с участием учителей и воспитателей (примерная тема) «Ребенок идет в 1 класс»;

Тренинг для педагогов (примерная тема) «Знакомимся с новыми учениками»;

Мастер – класс для родителей «Собираем портфель для первоклассника» (с целью знакомства с основной образовательной  программой и дополнительными; учебниками и основным набором необходимых канцтоваров и др.)

Игровое упражнение «Составляем режим дня».

  • Проведение дня открытых дверей с использованием визуальных средств общения (стендовый материал, выставки и др.)

Методы и приемы: словесные, наглядные, практические помогающие участникам образовательного процесса (учитель, воспитатель, родитель) уже на данном этапе обговорить основные важные момента адаптации ребенка к школе.

В процессе проведения данных мероприятий педагоги знакомятся с будущими учениками и их родителями, получают представления об уровне знаний детей по разным областям, оценивают психологическую готовность детей к школе и др.

Воспитатели сообщают учителю об индивидуальных особенностях каждого ребенка

(уровень знаний по образовательным областям, психологический портрет ребенка, увлечения, хобби и др.)

При более тесном сотрудничестве воспитателя и учителя  возможна разработка рекомендаций друг для друга.

Родители узнают о нормативно – правовых документах регламентирующих деятельность будущего школьника, знакомятся с образовательной программой учреждения, учебниками, правилами поведения, традициями и особенностями образовательного учреждения.

Основной

Развивать у детей понимание необходимости обучения в школе, принятие и осознания роли «Я - ученик», «Я и учитель».

Работа с детьми на этом этапе может включает в себя:

экскурсии в школу;

посещение школьного музея, библиотеки;

знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;

выставки рисунков и поделок;

встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы);

совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников.

Данные методы и приемы (словесные, наглядные и практические) направлены для формирования положительного отношения старших дошкольников к обучению в школе, дети «примеривают» к себе роль ученика, начинают выстраивать взаимоотношения с будущим учителем и классным руководителем.

 

Старшие дошкольники уже на данном этапе знакомятся и начинают принимать определенные учителем понятия, правила и требования (что такое урок, перемена, правила поведения на уроке, и др).

Заключи тельный

Организовать последующее кратковременное кураторство педагогов дошкольного учреждения в условиях школы.  

Работа по обеспечению преемственности детского сада и школы, на данном этапе проекта, предполагает  посещение воспитателями уроков первых классов СОШ и другой образовательной деятельности  на момент адаптации детей к школе. Данный момент (время, продолжительность, степень включенности воспитателя в образовательный процесс оговаривается с учителем индивидуально).

Участие педагогов в мероприятиях школы («День знаний», «День учителя», олимпиады, спортивные соревнования, творческие вечера и др.)

Данный подход дает возможность  ребенку легче войти в новую жизненную ситуацию, в окружении знакомых людей преодолеть барьеры, и благополучно адаптироваться к школе.

Ребенок, видя присутствие и участие знакомого воспитателя, находится в знакомой обстановке, организует успешно свою деятельность уже в роли ученика.

Перспективы реализации проекта

Возможности дальнейшего развития проекта:

Данный проект могут реализовывать образовательные учреждения заинтересованные в создании условий для успешной адаптации детей пришедших в 1 класс

Список используемой литературы

  1. Мониторинг индивидуального развития детей дошкольного возраста. Электронный сборник / Под ред. А.И. Мухиной, М.Г. Косенко [и др.]. – Северск: МАУ ЗАТО Северск РЦО, 2016. – 75 с.
  2.  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  3.  Троицкая И.Ю., Рогожина Е.Н. К проблеме преемственности в реализации образовательных стандартов на ступенях дошкольного и начального образования / И.Ю. Троицкая, Е.Н. Рогожина // Государственные образовательные стандарты: проблемы преемственности и внедрения: Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции. – Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2015. – С. 127–132.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. №373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. №1241, от 22 сентября 2011 г. №2357).
  5. Журнал «Обруч» №        1,        2010 г: Р. Стеркина, «Поговорим о преемственности»; Е Сербина «Преемственность так в чем проблема»
  6. Журнал «Управление дошкольным образованием»№ 2, 2011 г. М.М. Пашкова «Основные аспекты преемственности»; В.П. Сергеева « Преемственность: теория и действительность»
  7. Основная Образовательная Программа МБДОУ «Детский сад № 19 комбинированного вида» на основе программы  Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой «От рождения до школы»
  8. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования в соответствии с ФГОС / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 304 с.
  9. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2010 — 232с.
  10. Скоролупова О.А. Внедрение ФГОС дошкольного образования; Перспектива, 2014.
  11. Слепцова И.Ф. Основы личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми дошкольного возраста: теория и практика // Дошкольное воспитание. - 2007 - № 3 - с. 74-80.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию

Доклад "Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию"...

Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию

Выступление из опыта работы по преемственности детского сада"Радуга" и школы по вопросу успешной адаптации детей к школьному обучению....

«Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному обучению»

Подготовка детей к школе, до сегодняшнего дня, сводилась в подгонке социально-педагогических приоритетов детского сада к требованиям и особенностям школы, что привело к вытеснению в детском саду специ...

Презентация "Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию"

Цели:-познакомить детей с учебным заведением;- расширять представления о дальнейшем обучении;-формировать элементарные знания о специфике школы;-Познакомить детей с директором школы, с учителями и уче...

Проект "Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию"

  Переход из детского сада в школу – ответственный и сложный момент в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане.     При по...