Главные вкладки

    Картотека хороводных игр
    картотека (средняя группа) на тему

    Божко Оксана Васильевна

    Картотека хороводных игр

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon horovodnye_igry_srednya_gr.doc100.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                       Х/И «Каравай 2»

    Составив круг, играющие поют:

    Шел павлин горою,

    Все люди за мною

    Одного нет у нас (имя одного из играющих) 

    У его маменьки печка истопленная,

    Блины испеченные,

    Каравай состряпанный,

    Этакий высокий,

    Этакий широкий,

    Этакий низенький.

    Играющие поднимают руки кверху, разводят в стороны, опускают к полу, сжимают круг, показывая вышину, ширину и т.д.

     

                                        Х/И «Пузырь»

    Дети вместе с воспитателем берутся за руки и образуют небольшой кружок, стоя близко друг к другу.

    Вместе произносят:

    Раздувайся, пузырь, 

     

    Раздувайся, большой,

    Оставайся такой

    Да не лопайся.

    Играющие отходят назад и держатся за руки до тех пор, пока воспитатель не скажет: «Лопнул пузырь!». Тогда они отпускают руки и приседают на корточки, говоря при этом: «Хлоп!». Можно также предложить детям после слов «лопнул пузырь» двигаться к центру круга, по-прежнему держась за руки и произнося при этом звук «ш-ш-ш» ж – воздух выходит. Затем дети снова надувают пузырь – отходят назад, образуя большой круг.

                     

                            Х/И «Карусель с обручами»

    Дети становятся в круг с обручами. Каждый держится за свой обруч и за обруч соседа. Получается большой замкнутый круг.

    По сигналу «Поехали!» все начинают двигаться шагом, по сигналу «Бегом!» все бегут, по сигналу «Прыжки!» начинают подпрыгивать, приставляя ногу к ноге (приставной галоп) на слова «Тише, тише, не спешите, карусель остановите!» переходят на спокойную ходьбу и останавливаются.

    Когда произносят «Отдохнем!» все кладут обручи на пол и расходятся в разные стороны. Услышав сигнал «Карусель заводится!», все бегут к обручам, быстро берут их. Игра повторяется.

                                Х/И «Перелёт птиц»

    Цель: развивать у детей выдержку, умение двигаться по сигналу. Упражнять в беге и равновесии.

    Описание игры: дети стоят врассыпную на одном конце площадки (зала) - они «птицы». На другом конце площадки разложены кирпичики.

    По сигналу воспитателя «птицы улетают» птицы летят, расправив крылья (дети, подняв руки в стороны, бегают по всей площадке). По сигналу «Буря» птицы летят к деревьям – скрываются на них от бури.

    Когда воспитатель говорит «Буря прекратилась» птицы спускаются спокойно с деревьев (кирпичиков) и продолжают свой путь.

     

    Правила игры:  По сигналу «буря» все должны встать на кирпичик.

    Указания к проведению игры:

    1) лучше использовать кирпичики, расположить их в один ряд.

                       Х/И «Мыши в кладовой»

    Цель: развивать у детей умение выполнять движения по сигналу. Дети упражняются в подлезании, в беге.

    Описание игры: Дети «мыши» сидят в норках – на стульях или на скамейках, поставленных вдоль стен комнаты или по одной стороне площадки. На противоположной стороне площадки протянута верёвка на высоте 50-40 см. это «кладовая». Сбоку от играющих сидит «кошка», роль которой исполняет воспитатель.

    Кошка засыпает, и мыши бегут в кладовую. Проникая в кладовую, они нагибаются, чтобы не задеть верёвку. Там они присаживаются и как будто грызут сухари или другие продукты. Кошка внезапно просыпается, мяукает и бежит за мышами. Мыши убегают в норки  (кошка не ловит мышей, а только делает вид, что хочет поймать их). Возвратившись на место, кошка засыпает, и игра возобновляется.

    Повторить игру можно 4-5 раз.

    Правила игры:

    -Мыши  могут бежать в кладовую только тогда, когда кошка заснёт.

    -Возвращаться в норки мыши могут лишь после того, как кошка проснётся и замяукает.

    Указания к проведению игры:

    - В тот момент, когда мыши убегают из кладовой, воспитатель поднимает верёвку, чтобы она не мешала детям, а затем опускает её и бежит догонять мышей.

    -Воспитатель должен следить, чтобы дети, подлезая под верёвку, не задевали её.

                       Х/И «Попади в круг»

    Цель: Развивать у детей умение действовать по сигналу. Упражнять в метании правой и левой рукой.

    Описание игры: Дети стоят по кругу. В центре круга выложен из верёвки кружок, концы верёвки связаны; круг может быть также начерчен на земле.

    Диаметр круга 1 ½ - 2 метра. Дети находятся на расстоянии 1-2 шагов от этого круга. В руках у детей мешочки с песком. По слову воспитателя «бросай» все дети бросают свои мешочки в круг. «Поднимите мешочки», - говорит воспитатель. Дети поднимают мешочки, становятся на место. Воспитатель отмечает, чей мешочек не попал в круг, и игра продолжается. При повторении игры дети бросают мешочек другой рукой.

    Игра повторяется 4-6 раз.

     

    Правила игры:

    Бросать мешочек нужно по слову воспитателя «бросай», поднимать по сигналу «поднимите мешочки».

    Указания к проведению игры:

    -Перед началом игры воспитатель показывает детям, как держать и бросать мешочек в круг.

    -Вместо мешочков можно бросать шишки

                                Х/И «Подарки»

    Взявшись за руки, дети образуют кругу, один ребенок в центре. Играющие идут по кругу и говорят:

    «Принесли мы всем подарки.

    Кто захочет, тот возьмет – 

    Вот вам кукла с лентой яркой,

    Конь, волчок и самолет»

    С окончание слов останавливаются, стоящий в кругу называет, какой из перечисленных подарков он хочет получить. Если назовет коня, дети скачут, если куклу – пляшут, если волчок – кружатся. Стоящий в кругу выбирает нового ведущего. Игра повторяется.

                                      «Ровным кругом»

    Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу, говоря:

    «Ровным кругом

    Друг за другом

    Мы идем за шагом шаг,

    Стой на месте!

    Дружно вместе

    Сделаем вот так!»

    С окончанием слов останавливаются и повторяют движение, которое показывает воспитатель, например повернуться, наклониться, присесть

                       

                                         Х/И «Грушка»

    Играющие образуют круг, в середине которого становится ребенок – это будет грушка. Все ходят вокруг грушки по кругу:

    Мы посадим грушку – вот, вот!

    Пускай наша грушка растет, растет!

    Вырастай ты, грушка, вот такой вышины; 

    Вырастай ты, грушка, вот такой ширины;

    Вырастай ты, грушка, вырастай в добрый час!

    Потанцуй, Марийка, покрутись ты для нас!

    А мы эту грушку все щипать будем.

    От нашей Марийки убегать будем!

    Грушкка в середине круга должна изображать все то, о чем поется в песне  (танцевать, крутиться). На слова «Вот такой вышины» дети поднимают руки вверх, а на слова «Вот такой ширины» разводят их в стороны.

    Когда поют: «А мы эту грушку все щипать будем», все приближаются к грушке, чтобы дотронуться до нее, и быстро убегают, а грушка ловит детей. Все игровые действия должны быть согласованы со словами.

                                               «Пчёлы»

    Играющие по считалке выбирают Цветок, а затем делятся на две группы: Сторожей и Пчёл. Сторожа, взявшись за руки, ходят вокруг Цветка и поют:

    Пчёлки яровые, крылья золотые, Что вы сидите,

    В поле не летите? Аль вас дождичком сечёт, 
    Аль вас солнышком печёт? Летите за горы высокие, 
    За леса зелёные на кругленький лужок, На лазоревый цветок.

    Пчёлы стараются забежать в круг, а Сторожа, то подымая, то опуская руки, мешают им. Как только одной из Пчёл удастся проникнуть в круг и коснуться Цветка, Сторожа, не сумевшие уберечь Цветок, разбегаются. Пчёлы бегут за ними, стараясь «ужалить» и «пожужжать» в уши.                  

                              «Огородник и воробей»

    Выбираются Огородник и Воробей. Остальные участники игры, взявшись за руки, образуют круг. На середину круга кладут орехи (яблоки, сливы и т. д.) — это «огород». В стороне, шагах в десяти, чертят кружок — «гнездо». Хоровод медленно движется по кругу, все поют:

    Воробей маленький. 
    Серенький, удаленький, 
    По двору шныряет, 
    Крошки собирает; 
    В огороде ночует, 
    Ягоды ворует.

    Воробей бежит в круг (ребята, подымая и опуская руки, впускают и выпускают его), берёт один орех и старается унести его в «гнездо». Огородник сторожит за кругом и, как только Воробей выбегает из круга, начинает его ловить. Если Воробью удастся положить орех в «гнездо», он снова играет. Пойманный же Воробей меняется ролью с одним из участников. Но перед этим он должен откупиться от Огородника и выполнить желания хоровода, например спеть, сплясать и т. д. При этом ему поют

    Уж век воробышку не лётывать, 
    В огороде ягод не клёвывать, 
    На дубовой тычинке не сиживать. 
    А ты, воробышек, садись на лужочек, 
    А ты, серенький, садись во кружочек. 
    Не пора ли тебе встать и полетать, 
    В хороводе нашем поплясать!

    В конце игры подсчитывают, какой воробей принёс больше всех орехов в «гнездо». Его объявляют победителем и в награду отдают все орехи

                                        «Солнышко и дождик»

    Дети идут по кругу и проговаривают:

    «Смотрит солнышко в окошко,

    Идут по кругу.

    Светит в нашу комнатку.

    Мы захлопаем в ладоши,

    Хлопают в ладоши.

    Очень рады солнышку.

    Топ-топ-топ-топ!

    Ритмично притоптывают на месте

    Топ-топ-топ-топ!

    Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп!

    Ритмично хлопают в ладоши

    Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп!»

    На сигнал

    «Дождь идет, скорей домой»

    дети бегут к водящему под зонтик. А затем водящий  говорит:

    «Дождь прошел. Солнышко светит».

    Игра повторяется.

                                         «Флажок»

    Дети стоят по кругу, один ребенок в середине с флажком. Воспитатель ведет детей по кругу и говорит:

    «Дети стали в кружок, выйди, Оля, в кружок, увидали флажок. Возьми, Оля, флажок! Кому дать, кому дать?

    Выйди, выйди, возьми, кому флаг поднимать?

    Выше флаг подними!»

    Ребенок выходит в середину и берет флажок у того, кто стоит в центре, а тот уходит в общий круг. Игра повторяется, ребенок в центре тоже ходит подняв флажок. Ходить надо красиво и ритмично.

                                           «Мышеловка»

    Все становятся в круг, взявшись за руки — это мышеловка. Один или двое — «мышки». Они вне круга. Взявшись за руки и подняв их вверх, двигаются по кругу со словами:

    Ах, как мыши надоели,
    Все погрызли, всё поели!
    Берегитесь же, плутовки,

    Доберёмся мы до вас!
    Вот захлопнем мышеловку
    И поймаем сразу вас!

    Во время произнесения текста "мыши" вбегают и выбегают из круга. С последним словом "мышеловка захлопывается" — опускают руки и садятся на корточки. Не успевшие выбежать из круга "мышки" считаются пойманными и встают в круг. Выбираются другие "мышки".


                            «Иголка, нитка и узелок»

    Ход игры: Игроки становятся в круг и берутся за руки. Считалкой выбирают «Иголку», «Нитку» и «Узелок».

    Герои друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же «Нитка» или «Узелок» оторвались (отстали или неправильно выбежали,вбежали в круг), то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие герои.

     

    Выигрывает та тройка, в которой дети двигались быстро, ловко, не отставая друг от друга.

    Правила игры. «Иголку», «Нитку», «Узелок» надо впускать и выпускать из круга, не задерживая, и сразу же закрывать круг.

                                      Колпачок (паучок)

    Выбирают водящего, который садится на корточки в центре круга.Остальные играющие ходят вокруг него, взявшись за руки, и поют:

    Колпачок, колпачок,
    Тоненькие ножки,
    Красные сапожки.
    Мы тебя поили,
    Мы тебя кормили,
    На ноги поставили,
    Танцевать заставили.

     

    После этих слов все бегут к центру, приподнимают водящего, ставят его на ноги и снова образуют круг.
    Хлопая в ладоши, поют:
    Танцевать заставили.
    Водящий начинает кружиться с закрытыми глазами.
    Все поют:
    Танцуй, танцуй, сколько хочешь,
    Выбирай кого захочешь!
    Водящий выбирает кого-нибудь, не открывая глаз, и меняется с ним местами.

                                Х/И  «Угадай, чей голосок»

    Цели: Развитие слухового восприятия, умения различать голоса сверстников.

    Воспитание желания активно участвовать в играх.

    Содержание: Один ребенок стоит в центре круга с закрытыми глазами. Дети идут по кругу со словами:

     

    «Мы собрались в ровный круг

    Повернемся разом вдруг,

    А как, скажем: (говорит первый ребенок)

    «Скок - скок - скок, угадай, чей голосок?»

    Водящий должен узнать ребенка по голосу. Ребенок, чей голос узнали, становится водящим. Дети идут в другую сторону.

                                   Х/И «Затейники»

    Цели:  Обучение детей различным танцевальным движениям. Воспитание внимательности.

    Содержание: Дети стоят по кругу, в центре затейник. Дети идут по кругу со словами:

     

    «Ровным кругом

    Друг за другом

    Мы идем за шагом шаг.

    Стой на месте

    Дружно вместе

    Сделаем вот так»

    Дети останавливаются, затейник показывает движения. Дети повторяют его, затейник меняется. Правило: движения не должны повторяться.

                                       

                                  Х/И « Карусель»

    Цели: Обучение детей умению двигаться в соответствии со словами.

    Воспитание интереса к хороводным играм.

    Содержание: Дети образуют круг, держась за руки, и идут по кругу сначала медленно, потом быстрее, переходя на бег.

     

    «Еле - еле, еле - еле, закружились карусели,

    А потом кругом, кругом все бегом, бегом, бегом.

    Тише - тише, не спешите! Карусель остановите!

    Раз - два, раз – два вот и кончилась игра!»

    Затем сменить направление и продолжить игру.

                                         Х/И «Тишина»

    Цели: Обучение детей умению двигаться в соответствии со словами.  Воспитание дисциплинированности.

    Содержание: играющие идут по кругу со словами:

     «Тишина у пруда, не колышется вода,

        Не шумят камыши засыпайте малыши».

    По окончании слов дети останавливаются, приседают и опускают голову. В таком положении находятся 10 секунд. Кто пошевелился, выходит из игры. Игра повторяется, пока не остается один ребенок - победитель.

                                 Х/И «Кошка и мышка»

    Цели: Обучение детей четкому произношению слов.

    Развитие двигательной активности.

    Содержание: Дети стоят в кругу. В центре один ребенок - мышка. Дети идут по кругу со словами:

     

    «Ходит Васька – беленький хвост у Васьки серенький

    Только мышки заскребут чуткий Васька тут как тут».

    С окончанием слов дети останавливаются и в одном месте делают проход - ворота. Мышка убегает от кошки, пробегая в ворота и подлезая под руки стоящих в кругу детей. Кошка ловит мышку, но пробегать может только в ворота. Когда кошка поймает мышку, игра повторяется с другой мышкой.

                                     Х/И «Колпачок»

    Цели: Обучение детей различным танцевальным движениям.

    Воспитание дружеских отношений друг к другу. Содержание: дети стоят в кругу. В центре один ребенок - «колпачок» сидит на корточках. Дети идут по кругу со словами:

     

    «Колпачок, колпачок тоненькие ножки красные сапожки мы тебя поили, мы тебя кормили, на ноги поставили танцевать заставили»

    Дети останавливаются, хлопают в ладоши со словами:

    «Танцуй сколько хочешь выбирай, кого захочешь»

    Ребенок — «колпачок» танцует и выбирает другого «колпачка».

                                Х/И «Узнай по голосу»

    Цели: Развитие слухового восприятия, желания принимать активное участие в играх.

    Содержание: Дети стоят в кругу. Один ребенок в центре круга. Дети ходят по кругу со словами:

     

    «Ваня - Ваня, ты в лесу мы зовем тебя - «Ау»

    Ваня глазки закрывай кто назвал тебя, узнай».

    Дети останавливаются. Ребенок в кругу закрывает глаза. Один из детей зовет его по имени. Водящий отгадывает.

                                   Х/И «Метелица»

    Цели: Развитие двигательной активности. Формирование чувства равновесия.

    Содержание: Играющие встают в круг. Каждый участник, не сходя с места кружится вокруг себя со словами:

     «Мели, мели мельница жерновочки вертятся

       Мели - мели, засыпай и в мешочки набивай»

    На последнем слове все должны остановиться и стоять не шевелясь. Тот, кто не сумеет вовремя остановиться и удержать равновесие, выходит из игры. Игра продолжается, пока не останется пара детей.

                                  Х/И «Заря – зарница»

    Цели: Обучение детей умению четко произносить слова. Развитие силы бега. Воспитание интереса к игре.

    Содержание: Один из детей держит шест с прикрепленными на конце лентами. Все играющие берут по одной ленте. Один из участников - водящий - стоит вне круга. Дети идут по кругу с лентами в руках со словами:

     

    «Заря – зарница красная девица по полю ходила,

      Ключи обронила ключи золотые ленты голубые

     Раз - два, не воронь, а беги как огонь».

    С последними словами водящий дотрагивается до одного игрока. Они вдвоем бегут в разные стороны и обегают круг. Кто первым схватит оставленную ленту, победитель, а неудачник становится водящим.

                               Х/И «Чурилки»

    Цели: Развитие звукового восприятия.

    Воспитание активности, интереса к игре.

    Содержание: Играющие выбирают двоих. Одному завязывают глаза, другому дают колокольчик. Затем ведут хоровод вокруг них со словами:

    «Трынцы - брынцы. Бубенцы позолочены концы.

      Кто на бубенцах играет того жмурка не поймает».

    После этих слов игрок с бубенцами начинает в них звонить и ходить в круге, а жмурка старается его поймать.  Как только жмурка его поймает,  их меняют другие игроки.

                                         Х/И «Капуста»

    Цели: Обучение детей умению четко произносить слова. Воспитание двигательной активности.

    Содержание: Рисуется круг - огород. На его середину играющие складывают свои вещи - шапки, пояса, платки и т.д., обозначающие капусту. Все участники игры стоят за кругом, а один из ребят, выбранный хозяином, садится рядом с капустой. Хозяин, изображая движениями воображаемую работу, говорит:

    «Я на камушке сижу мелки колышки тешу

     мелки колышки тешу огород свой горожу,

     чтоб капусту не украли в огород не   прибегали

     волк и лисица, заинька усатый, медведь толстопятый».

    Ребята пытаются быстро забежать в огород, схватить «капусту» и убежать. Кого хозяин коснется рукой у себя в огороде, тот в игре больше не участвует. Игрок, который больше всех унесет «капусты» из огорода, объявляется победителем.

                                   Х/И «Дети и петух»

    Цели: Обучение детей умению безоговорочно и точно выполнять правила игры. Развитие ловкости движений. Формирование радостных эмоций.

    Содержание: Дети стоят в кругу. Один из детей стоит в центре круга, изображая петуха, идут по кругу со словами:

    «Петушок - петушок, золотой гребешок, масляна головушка

     Шелкова бородушка. Что так рано встаешь? Детям спать не даешь?»

    После этих слов дети приседают на корточки и делают над головой «домики» из рук.  «Петух»  кукарекает три раза, дети разбегаются по залу, а «петух» их ловит. Первый пойманный ребенок становится «петухом».

                                        Х/И «Барашек»

    Цели: Обучение детей умению играть по правилам.

    Воспитание внимательности и выдержки.

    Содержание: Играющие стоят по кругу. «Барашек» - внутри круга. Дети идут по кругу со словами:

     

    «Ты барашек, серенький с хвостиком беленьким.

      Мы тебя кормили мы тебя поили. Ты нас не бодай

      с нами поиграй  поскорее догоняй».

     По окончании слов, дети бегут врассыпную, а «барашек» их ловит.

    Правило: Разбегаться можно только после окончания слов.

                                     Х/И  «Займи место»

    Цели: Обучение детей умению играть по правилам. Развитие силы бега.

    Содержание: Один из участников - водящий - становится за круг. Дети, взявшись за руки, идут по кругу. Водящий говорит:

    «Как сорока стрекочу никого в дом не пущу. Как гусыня гогочу Тебя хлопну по плече - беги!»

    Сказав «беги!» водящий слегка ударяет по плечу одного из игроков. Круг останавливается, а тот, кого ударили, убегает со своего места и бежит навстречу водящему. Обежавший круг раньше занимает свободное место, оставшийся становится водящим.

    Правило: Круг должен сразу остановиться при слове «беги». Во время бега не касаться стоящих в кругу детей.

    .

                 

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Картотека хороводных игр

    Картотека хороводных игр...

    Картотека хороводных игр для детей старшего дошкольного возраста

    Подобрала хороводные игры, оформила их в виде картотеки на весь учебный год для старшего дошкольного возраста. Буду рада, если кому-то пригодится в работе....

    Картотека хороводных игр для детей младшего дошкольного возраста

    Составила картотеку хороводных игр на год для младшего дошкольного возраста....

    Картотека хороводных игр

    Игры подобраны согласно лексическим темам, задачи игр разработаны согласно ФГТ по образовательным областям. Тематическое планирование оформлено так, чтобы педагоги могли легко оформить картотеку хоров...

    Картотека хороводных игр.

    Хоровод является не только средством приобщения детей к хороводному искусству , но и инструментом , с помощью которого дети учатся владеть своим телом ,выстраивать совместные действия....

    картотека хороводных игр

    хороводные игры для детей на улице и в группе...

    Картотека хороводных игр

    Картотекахороводные игры и хороводы Каравай Как на Машины именины Испекли мы каравай: Вот такой вышины! (дети поднимают руки как можно выше)Вот ...