Арт-терапия в работе с детьми, переживающими развод родителей.
статья (старшая группа) на тему

Наталия Тилинина

Арт-терапия в работе с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Арт-терапия в работе с детьми.22.93 КБ

Предварительный просмотр:

Арт-терапия в работе с детьми, переживающими развод родителей

Тилинина Наталия Николаевна

педагог-психолог

ГБДОУ ЦРР «Детский сад № 60»,

г. Санкт-Петербург, Россия

Началось все с обычной игры…

Как-то раз на празднике  «А ну-ка папы» в детском саду я решила  провести небольшую игру, которую назвала «Ежик». Она выглядела так: папам предлагалось яблоко («Ежик»), который усыпан множеством колючек (спичек). Перед началом было объяснение, что колючки у «Ежика» - это все нехорошее, колючее, неприятное, больное, обидное, злое. Задача заключалась в том, чтобы вынимать колючку и при этом говорить что-то приятное, ласково,  доброе, нежное в адрес мамы от папы, а потом от ребенка.

Многие папы на славу справились с заданием, но в одной семье произошел конфуз… Папа неохотно «выдавил» что-то приятное  в адрес мамы, а его ребенок растерянно и испуганно смотрел на него и не мог произнести ни слова о своей маме. Папа помог сыну выразить кое-как хоть какие-то чувства, проще говоря, «разрешил».  Как впоследствии выяснилось, что мама с папой в данный момент находились в стадии бракоразводного процесса и «делили» ребенка между собой. Данное обстоятельство привело к тому, что у пятилетнего мальчика заблокировались все чувства по отношению к маме. Проще говоря, он не понимал можно ли ему чувствовать что-то хорошее, можно ли ее любить…

Как показывает практика, развод оказывает сильное влияние на всех членов семьи. Даже дети с высоким уровнем адаптации и развитыми механизмами психологической защиты могут с большим трудом адаптироваться к ситуации развода родителей. При этом большое влияние оказывает на них то, как родители сами справляются с психологическими трудностями, переживаемыми ими в этой ситуации. Развод родителей негативно влияет на эмоциональную и познавательную сферы ребенка. Ребенок может испытывать чувства стыда и собственной неполноценности, тревоги, депрессии, одиночества и раздражения. 

Хотя многие дети оказываются способны адаптироваться к ситуации родительского развода, особенно когда родители прилагают усилия для того, чтобы смягчить для них эту ситуацию, примерно каждый пятый случай требует применения более активных социальных или психологических вмешательств.

Во многих случаях развод сопровождается судебными разбирательствами. Родители могут вступать в судебные тяжбы и угрожать друг другу, а ребенок при этом становится «заложником» этой ситуации. (Как и произошло в случае с этой семьей). Чаще после развода родителей ребенок не может полноценно общаться с одним из них. 

Хотя семейная психотерапия способна смягчить переход членов семьи к новым условиям их существования, часто родители не хотят или не могут совместно посещать специалиста. Во многих случаях ситуация развода, приводя к эмоциональным и поведенческим нарушениям у ребенка, требует проведения индивидуальной психотерапии также и с ним. Если семейная психотерапия не представляется возможной, желательна индивидуальная психотерапия с ребенком в сочетании с проведением психотерапии с одним или обоими родителями.

Как правило, самооценка детей, находящихся в ситуации развода родителей, более низкая, чем у детей из семей со стабильными отношениями. 

Ребенок может чувствовать, что родители неспособны обеспечить ему любовь и заботу. И это не лишено оснований, так как многие родители в ситуации развода сами испытывают сильную тревогу, погружены в свой внутренний мир и меньше внимания обращают на ребенка

Развод оставляет ребенка наедине со сложными чувствами. При этом он психологически травмирован, переживает глубокое чувство утраты и находится в психологически «замороженном» состоянии. Его границы в отношениях с родителями нестабильны.

В этом случае и приходит на помощь арт-терапия, в основе которой лежит творческая деятельность, в первую очередь, рисование, лепка, игра с песком. 

Творческий процесс является главным терапевтическим механизмом, позволяющим в особой символической форме перестроить конфликтную травмирующую ситуацию, найти новую форму ее разрешения.

Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

 Поэтому в работе с детьми, оказавшимися в ситуации бракоразводного процесса родителей я стала использовать различные методы арт-терапии, такие как:

Сказкотерапия.

Сказка как поиск жизненного сценария и материала для психологической помощи ребенку.

Сказкотерапевтическая работа с ребенком проводится различными  способами: 

  • Может использоваться существующая авторская или народная сказка. 
  • Терапевт и ребенок могут сочинять сказку вместе, одновременно драматизируя ее всю либо отдельные элементы. 
  • Ребенок может сочинять сказку самостоятельно. 

Игровая терапия.

Наиболее естественная и эффективная форма работы с детьми, терапия в процессе игры. 

Ребенок «играет» в свои чувства, таким образом, выводя их на поверхность. У ребенка появляется возможность взглянуть на них со стороны, научиться управлять ими, проговаривать их, либо отказаться от них.

В процессе терапии ребенок начинает лучше понимать свои чувства, развивается способность к принятию собственных решений, повышается самооценка, коммуникативные навыки.

Песочная игровая терапия.

Применение этой игровой терапии на занятиях с детьми способствует созданию психоэмоционального комфорта (снятие напряжения, утомляемости, развитие положительных эмоций, эмпатии).

Играя с песком, ребенок самовыражается. Используя игрушки, он выражает все то, что ему трудно выразить в словах.

Ребенок чувствует себя хозяином своего маленького мира. То, что прежде таилось в глубине детской души, выходит на поверхность песочницы, выражая наиболее актуальные для ребенка чувства и мысли.

Таким образом Арт-терапия помогает ребенку и родителям, которые заинтересованы в этом справится со своими негативными переживаниями и чувствами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Помощь детям, переживающим развод родителей. Сказкотерапия.

Именно через чтение и обсуждение сказок мы, уважаемые педагоги, можем достаточно успешно решать проблемы маленького человека и помочь ребенку пережить переломный момент в его жизни....

Сказка в работе с детьми переживающими ситуацию развода

Развод является не событием, а процессом, который начинается тогда, когда супруги рассматривают развод как реальную возможность, и заканчивается тогда, когда происходит установление самостоятельного с...

Буклет для родителей "Су – Джок терапия в работе с детьми"

В данном буклете предоставлены игры и упражнения  с использованием массажёров су-джок (мячика с шипами и пружинного кольца). Для родителей....

Опыт работы с детьми, переживающими развод родителей.«Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой…»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА РОДИТЕЛЯМ, НАХОДЯЩИМСЯ В СТАДИИ РАЗВОДА....

Презентация. Применение АРТ- терапии в работе с детьми, переживающими горе от потери близкого.

Применение АРТ- терапии в работе с детьми, переживающими горе от потери близкого....