Коррекционно-оздоровительная гимнастика как одно из средств профилактики гипокинезии детей младшего дошкольного возраста
консультация (младшая группа) на тему

Нимакова Татьяна Ильинична

Коррекционно-оздоровительная гимнастика как одно из средств профилактики гипокинезии детей младшего дошкольного возраста.

Дети дошкольного возраста большую часть времени проводят в статичном напряжении — за столами, у телевизора, компьютера и т. д., это увеличивает нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Как результат этого — функциональные отклонения опорно-двигательного аппарата (согласно данных медицинского осмотра) наблюдаются более чем у 50 % 4-х летних детей. Обозначенная проблема, привела к необходимости проведения коррекционно-оздоровительных мероприятий в ДОУ, целью которых, будет повышение функциональных резервов детского организма. В нашем случае — это введение в режим дня коррекционно-оздоровительных гимнастик, направленных на формирование правильной осанки и свода стопы, начиная уже с 3–х летнего возраста. На третьем году жизни темп физического развития замедляется, но организм в целом крепнет, движения совершенствуются, двигательная координация значительно улучшается — развивается согласованность движений рук и ног; дети овладевают основными движениями неравномерно, поэтому в обучении им необходима индивидуальная помощь взрослых — разработала комплекс коррекционно-оздоровительных гимнастик, учитывающий: климатогеографические условия проживания, физиологические особенности, а также биологические ритмы жизни ребенка 3-х лет, доступные в применение как педагогами, так и родителями и имеющий обоснованные позитивные результаты. Цель и задачи проведения коррекционно-оздоровительных гимнастик. Предлагаемые комплексы коррекционно-оздоровительных гимнастик относятся к развивающим формам оздоровительной работы, их целью является повышение функциональных резервов организма ребенка. Нехитрый комплекс упражнений позволяет решать множество задач, как образовательного, так и оздоровительного характера: - развивать у детей потребность к двигательной активности и физическим упражнениям; - способствовать становлению и обогащению двигательного опыта: основных движений, общеразвивающих упражнений, участие в подвижных играх; -  развивать интерес к изучению себя, своих физических возможностей (осанка, стопа, рост, движение); -  развивать интерес к правилам здоровьесберегающего поведения; - обеспечение двигательной активности в режиме дня. Технология внедрения в образовательный процесс комплексов коррекционно-оздоровительных гимнастик 1.  Начало учебного года — диагностическое обследование детей: - скрининг — тесты для выявления нарушений осанки и для выявления плоскостопия (скрининг-тестирование по приказу МЗ № 610 и № 780); - физиологические тесты, определяющие уровень физического развития (качество выносливости, силы, быстроты, моторно-висцеральные и висцеро-моторные рефлексы). Конец учебного года — проведение повторного диагностического обследования с целью определения результативности оздоровительно-коррекционной деятельности. 2. Разработка и планирование коррекционно-оздоровительного комплекса: включающего в себя — коррекционную гимнастику, самомассаж, лечебные игры. При проведении коррекционно-оздоровительных мероприятий, следует активно использовать музыкальное сопровождение, фольклор, детскую литературу, соответствующие тематике выбранного комплекса, а также учитывать предметно-манипулятивный, соревновательный и проблемный характер выбранных игр. 3. Проведение родительского собрания с целью мотивации родителей к совместной коррекционно-оздоровительной деятельности. Эффективность данной деятельности напрямую зависит от активности участия родителей, а также обеспечивает их валеологическую компетентность. 4. Подготовка спортивного оборудования, атрибутов для коррекционно-оздоровительных гимнастик: - Детский крем — для самомассажа - Гимнастическая палка, детский стульчик, маленький резиновый мяч, кубик, наклонная доска — для гимнастики. - Шишки, бумага, карандаши, восковые мелки, платки тканевые (20x20 см) -  Теннисные мячи, мячи (весом 1 кг), кольца — для лечебных игр (из игры «Кольцеброс»), обручи, канат. -  Валик из махрового полотенца (45x110 см. скатано в трубочку). Данное оборудование должно соответствовать требованиям СанПиН 2.4.1.2660–10. 4.  Внедрение форм коррекционно-оздоровительного комплекса, направленного на формирование правильной осанки и формирование свода стопы, для детей 3-х летнего возраста. Коррекционно-оздоровительный комплекс состоит из двух блоков: первый направлен на формирование свода стопы и включает в себя: коррекционную гимнастику, самомассаж, лечебные игры — обновляемые ежемесячно. Второй блок направлен на формирование правильной осанки, включающий остеопатическую гимнастику после сна. Занятия по обоим блокам целесообразно начинать с начала учебного года. Эффективность вышеназванных форм оздоровительной работы, возможна лишь при соблюдении следующих принципов: -  части комплекса гармонично вписываются во все режимные моменты; - проводятся на фоне положительного, эмоционального настроя детей; - проводятся с учетом индивидуальных, возрастных особенностей детей их состояния здоровья; - проводятся регулярно, систематично, планомерно; - несут оздоровительную направленность. Коррекционно-оздоровительные мероприятия, направленные на формирование правильной осанки и свода стопы, целесообразно начинать с начала учебного года. Комплекс упражнений, направленный на формирование свода стопы, проводится в первой половине дня, а на формирование правильной осанки, во второй половине дня (после сна). Длительность проведения согласно нормам СанПиН 2.4.1.2660–10 от 5 до 15 минут. На проведение массажа требуется от 2–5 минут, т. к. некоторые дети, имеют слабый мышечный тонус кистей рук. Примечание: Каждый комплекс гимнастики осваивается в течение месяца, обновляется с усложнением. При выполнении упражнений, необходимо обращать внимание на степень освоения ребенком тех или иных движений. В последствие корректировать эти движения, вместе с ребенком. Заключение. При внедрении коррекционно-оздоровительного комплекса, были достигнуты следующие результаты: в рамках решения образовательных задач, ребенок - проявляет интерес к правилам здоровьесберегающего поведения. -  Эрудирован в понимании и объяснении того, что такое здоровье, здоровый человек, что помогает нам быть здоровыми - Ребенок стремится соблюдать элементарные правила здорового образа жизни и проявляет компетентность - Гармонично физически развивается, с желанием двигается, его двигательный опыт достаточно многообразен. - При выполнении упражнений демонстрирует достаточную в соответствии с возрастными возможностями координацию движений, быстро реагирует на сигналы педагога, переключается с одного движения на другое. - Проявляет инициативность, с большим удовольствием участвует в играх соревновательного и проблемного характера; В рамках решения оздоровительных задач: -  повышение функциональных резервов организма ребенка - снижение количества детей с нарушениями свода стопы и отклонений в осанке; - снижение уровня заболеваемости, а соответственно увеличение количества детодней.

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Пальчиковые игры - одно из средств развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Речь – это способность говорить, выражать словами свою мысль. Речь напрямую зависит от умственной деятельности: она определяется ею и вместе с тем является показателем уровня умственного развити...

Консультация для родителей «Пальчиковые игры - одно из средств развития речи детей младшего дошкольного возраста».

Речь – это способность говорить, выражать словами свою мысль. Речь напрямую зависит от умственной деятельности: она определяется ею и вместе с тем является показателем уровня умственного развити...

Консультация для родителей на тему "Пальчиковые игры - одно средств развития речи детей младшего дошкольного возраста"

Данная консультация содержит информацию о роли пальчиковых игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста...

План работы по теме самообразования «Сказки о Веселом Язычке, или артикуляционная гимнастика как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста».

В настоящее время с вступлением федерального государственного образовательного стандарта, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.Дошкольный возраст — э...

Подвижная игра как одно из средств сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста

Подвижная игра как одно из средств сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста Новикова М.В.,Воспитатель I младшей группыМБДОУ «ДС №469»Г.Челябинск Добрый день, уважа...

Пальчиковые игры - одно из средств развития речи детей младшего дошкольного возраста

Речь – это способность говорить, выражать словами свою мысль. Речь напрямую зависит от умственной деятельности: она определяется ею и вместе с тем является показателем уровня умственного развити...