Коррекционно-оздоровительная гимнастика как одно из средств профилактики гипокинезии детей младшего дошкольного возраста
консультация (младшая группа) на тему

Нимакова Татьяна Ильинична

Коррекционно-оздоровительная гимнастика как одно из средств профилактики гипокинезии детей младшего дошкольного возраста.

Дети дошкольного возраста большую часть времени проводят в статичном напряжении — за столами, у телевизора, компьютера и т. д., это увеличивает нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Как результат этого — функциональные отклонения опорно-двигательного аппарата (согласно данных медицинского осмотра) наблюдаются более чем у 50 % 4-х летних детей. Обозначенная проблема, привела к необходимости проведения коррекционно-оздоровительных мероприятий в ДОУ, целью которых, будет повышение функциональных резервов детского организма. В нашем случае — это введение в режим дня коррекционно-оздоровительных гимнастик, направленных на формирование правильной осанки и свода стопы, начиная уже с 3–х летнего возраста. На третьем году жизни темп физического развития замедляется, но организм в целом крепнет, движения совершенствуются, двигательная координация значительно улучшается — развивается согласованность движений рук и ног; дети овладевают основными движениями неравномерно, поэтому в обучении им необходима индивидуальная помощь взрослых — разработала комплекс коррекционно-оздоровительных гимнастик, учитывающий: климатогеографические условия проживания, физиологические особенности, а также биологические ритмы жизни ребенка 3-х лет, доступные в применение как педагогами, так и родителями и имеющий обоснованные позитивные результаты. Цель и задачи проведения коррекционно-оздоровительных гимнастик. Предлагаемые комплексы коррекционно-оздоровительных гимнастик относятся к развивающим формам оздоровительной работы, их целью является повышение функциональных резервов организма ребенка. Нехитрый комплекс упражнений позволяет решать множество задач, как образовательного, так и оздоровительного характера: - развивать у детей потребность к двигательной активности и физическим упражнениям; - способствовать становлению и обогащению двигательного опыта: основных движений, общеразвивающих упражнений, участие в подвижных играх; -  развивать интерес к изучению себя, своих физических возможностей (осанка, стопа, рост, движение); -  развивать интерес к правилам здоровьесберегающего поведения; - обеспечение двигательной активности в режиме дня. Технология внедрения в образовательный процесс комплексов коррекционно-оздоровительных гимнастик 1.  Начало учебного года — диагностическое обследование детей: - скрининг — тесты для выявления нарушений осанки и для выявления плоскостопия (скрининг-тестирование по приказу МЗ № 610 и № 780); - физиологические тесты, определяющие уровень физического развития (качество выносливости, силы, быстроты, моторно-висцеральные и висцеро-моторные рефлексы). Конец учебного года — проведение повторного диагностического обследования с целью определения результативности оздоровительно-коррекционной деятельности. 2. Разработка и планирование коррекционно-оздоровительного комплекса: включающего в себя — коррекционную гимнастику, самомассаж, лечебные игры. При проведении коррекционно-оздоровительных мероприятий, следует активно использовать музыкальное сопровождение, фольклор, детскую литературу, соответствующие тематике выбранного комплекса, а также учитывать предметно-манипулятивный, соревновательный и проблемный характер выбранных игр. 3. Проведение родительского собрания с целью мотивации родителей к совместной коррекционно-оздоровительной деятельности. Эффективность данной деятельности напрямую зависит от активности участия родителей, а также обеспечивает их валеологическую компетентность. 4. Подготовка спортивного оборудования, атрибутов для коррекционно-оздоровительных гимнастик: - Детский крем — для самомассажа - Гимнастическая палка, детский стульчик, маленький резиновый мяч, кубик, наклонная доска — для гимнастики. - Шишки, бумага, карандаши, восковые мелки, платки тканевые (20x20 см) -  Теннисные мячи, мячи (весом 1 кг), кольца — для лечебных игр (из игры «Кольцеброс»), обручи, канат. -  Валик из махрового полотенца (45x110 см. скатано в трубочку). Данное оборудование должно соответствовать требованиям СанПиН 2.4.1.2660–10. 4.  Внедрение форм коррекционно-оздоровительного комплекса, направленного на формирование правильной осанки и формирование свода стопы, для детей 3-х летнего возраста. Коррекционно-оздоровительный комплекс состоит из двух блоков: первый направлен на формирование свода стопы и включает в себя: коррекционную гимнастику, самомассаж, лечебные игры — обновляемые ежемесячно. Второй блок направлен на формирование правильной осанки, включающий остеопатическую гимнастику после сна. Занятия по обоим блокам целесообразно начинать с начала учебного года. Эффективность вышеназванных форм оздоровительной работы, возможна лишь при соблюдении следующих принципов: -  части комплекса гармонично вписываются во все режимные моменты; - проводятся на фоне положительного, эмоционального настроя детей; - проводятся с учетом индивидуальных, возрастных особенностей детей их состояния здоровья; - проводятся регулярно, систематично, планомерно; - несут оздоровительную направленность. Коррекционно-оздоровительные мероприятия, направленные на формирование правильной осанки и свода стопы, целесообразно начинать с начала учебного года. Комплекс упражнений, направленный на формирование свода стопы, проводится в первой половине дня, а на формирование правильной осанки, во второй половине дня (после сна). Длительность проведения согласно нормам СанПиН 2.4.1.2660–10 от 5 до 15 минут. На проведение массажа требуется от 2–5 минут, т. к. некоторые дети, имеют слабый мышечный тонус кистей рук. Примечание: Каждый комплекс гимнастики осваивается в течение месяца, обновляется с усложнением. При выполнении упражнений, необходимо обращать внимание на степень освоения ребенком тех или иных движений. В последствие корректировать эти движения, вместе с ребенком. Заключение. При внедрении коррекционно-оздоровительного комплекса, были достигнуты следующие результаты: в рамках решения образовательных задач, ребенок - проявляет интерес к правилам здоровьесберегающего поведения. -  Эрудирован в понимании и объяснении того, что такое здоровье, здоровый человек, что помогает нам быть здоровыми - Ребенок стремится соблюдать элементарные правила здорового образа жизни и проявляет компетентность - Гармонично физически развивается, с желанием двигается, его двигательный опыт достаточно многообразен. - При выполнении упражнений демонстрирует достаточную в соответствии с возрастными возможностями координацию движений, быстро реагирует на сигналы педагога, переключается с одного движения на другое. - Проявляет инициативность, с большим удовольствием участвует в играх соревновательного и проблемного характера; В рамках решения оздоровительных задач: -  повышение функциональных резервов организма ребенка - снижение количества детей с нарушениями свода стопы и отклонений в осанке; - снижение уровня заболеваемости, а соответственно увеличение количества детодней.

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Пальчиковые игры - одно из средств развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Речь – это способность говорить, выражать словами свою мысль. Речь напрямую зависит от умственной деятельности: она определяется ею и вместе с тем является показателем уровня умственного развити...

Консультация для родителей «Пальчиковые игры - одно из средств развития речи детей младшего дошкольного возраста».

Речь – это способность говорить, выражать словами свою мысль. Речь напрямую зависит от умственной деятельности: она определяется ею и вместе с тем является показателем уровня умственного развити...

Консультация для родителей на тему "Пальчиковые игры - одно средств развития речи детей младшего дошкольного возраста"

Данная консультация содержит информацию о роли пальчиковых игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста...

Подвижная игра как одно из средств сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста

Подвижная игра как одно из средств сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста Новикова М.В.,Воспитатель I младшей группыМБДОУ «ДС №469»Г.Челябинск Добрый день, уважа...

Пальчиковые игры - одно из средств развития речи детей младшего дошкольного возраста

Речь – это способность говорить, выражать словами свою мысль. Речь напрямую зависит от умственной деятельности: она определяется ею и вместе с тем является показателем уровня умственного развити...

Консультация для родителей. Пальчиковые игры - одно из средств развития речи детей младшего дошкольного возраста

Статья содержит информацию о способах развития мелкой моторики рук ребенка, в том числе о пальчиковых играх с речевым сопровождением. Эти игры имеют большое значение в развитии речи детей....