Программа профилактики дезадаптации к ДОУ
рабочая программа (младшая группа) на тему

Гаричкина Евгения Андреевна

Программа профилактики дезадаптациии к ДОУ для детей младшего дошкольного возраста. Составлена на основе Роньжиной А.С.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_gotovaya.docx28.02 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Поступление ребёнка в ДОУ вызывает, как правило, серьёзную тревогу у взрослых. Ребёнок в семье привыкает к определённому режиму, к способу кормления, укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.

От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и в семье.

Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс.

Данная программа позволяет ребенку безболезненно влиться в незнакомый детский коллектив, научиться правилам поведения в нем, стать организованным, развить произвольность и внимание и, в целом, осуществить гармоничное развитие личности. Мероприятия, проводимые в рамках данной программы дают видимые результаты уже после нескольких посещений – малыш становится организованным, легко вступает в новые социальные связи, у него появляется познавательный интерес.

Цель программы: профилактика дезадаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Задачи программы:

  1. Преодолеть стрессовые состояния у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
  2. Создать благоприятные условия для адаптации детей и устранить факторы, препятствующие нормальному процессу адаптации.
  3. Развивать коммуникативные и игровые навыки, навыки совместной деятельности.
  4. Способствовать активному налаживанию контакта ребенок-воспитатель, ребенок-ребенок.
  5. Оценивать эмоциональное состояние детей и корректировать нежелательные проявления поведения.

Основные принципы реализации программы:

1) Программа представляет собой целостную систему, в которой все компоненты взаимосвязаны и взаимозависимы.

2) Содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

3) В процессе реализации программы педагог-психолог создаёт условия для развития личности каждого ребёнка через осознание своих потребностей, возможностей и способностей; формирует познавательные интересы ребенка, поддерживает инициативы детей в различных видах деятельности. При этом, решение поставленных задач осуществляется на необходимом и достаточном материале.

Формы работы с детьми в рамках программы:

Групповые и подгрупповые занятия

Продолжительность занятий зависит от возрастной категории детей.

Возраст

Время занятия

2-3 года

10 мин

3-4 года

15 мин

Последовательность предъявления тем и количество часов на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений психолога. Одна и та же тема может дублироваться при проведении подгрупповых занятий с использованием оборудования сенсорной комнаты.

Построение программы для каждого возраста ориентировано на удовлетворение ведущей потребности, свойственной конкретному периоду детства, и основано на развитие ведущего психического процесса или сферы психики.

Занятия проводятся в помещении группы или в кабинете педагога-психолога с соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил.

Индивидуальная работа.

Этот вид работы включает в себя наблюдение за процессом адаптации. Ее результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях, в составлении коррекционной программы и в консультировании родителей и педагогов.

Работа с родителями.

В рамках этой формы работы родителей ориентируют на создание условий в семье, способствующих наиболее легкому процессу адаптации. Кроме того, ведется просветительская работа с родителями в форме лекций, семинаров-практикумов, родительских собраний, и др.  

Планируемые результаты:

1. Успешный процесс адаптации.

2. Развитые коммуникативные и игровые навыки, навыки совместной деятельности с детьми и педагогами.

Структура занятия:

  1. Организационный этап: приветствие.
  2. Мотивационный этап: встреча нового персонажа.
  3. Практический этап: дидактические и подвижные игры, творческая деятельность.
  4. Рефлексивный этап: психогимнастика, подведение итогов, прощание с героем.

Тематическое планирование

Одно фронтальное занятие в неделю (первый месяц производится наблюдение за периодом адаптации). Одно подгрупповое занятие в неделю в кабинете у педагога-психолога по теме фронтального (для детей имеющих трудности в коммуникации во время фронтальных занятий)

№ занятия

Тема

Количество часов

1

«Знакомство»

2

2

«Солнышко»

2

3

«Листопад»

2

4

«Поиграем вместе»

2

5

«Птички»

2

6

«Божья коровка»

2

7

«Мячик»

2

8

«Веселый Петрушка»

2

9

«Зимние забавы»

2

10

 «Елочка, елка!»

2

11

«Новогодний калейдоскоп»

2

12

«Письмо Деду Морозу»

2

13

«Зайка»

2

14

«Музыканты»

2

15

«Мишка»

2

16

«Опасности дома и в детском саду»

2

17

«23 февраля»

2

18

«Непослушные мышата»

2

19

«Котята»

2

20

«Колобок»

2

21

«Мамины помощники»

2

22

«Весна»

2

23

«Путешествие к звездам»

2

24

«Космонавты»

2

25

«Игрушки»

2


Всего: 50 часов

Методическое обеспечение

1. Павлова Н. Н. Руденко Л. Г. Экспресс диагностика в детском саду: комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных учреждений Изд. М. : Генезис, 2008. – 80с.

2. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры М. А. Панфилова Изд. М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2010. – 160с.

3. Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик-семицветик» под редакцией Н. Ю. Куражевой (3-4 года) Изд. СПб. : Речь; М. : Сфера, 2012. – 160с.

4. Практический психолог  в детском саду: пособие для психологов и педагогов/ Веракса А.Н., Гуторова М.Ф.. -2-е изд., испр.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.-144С.

5. Рабочая программа педагога-психолога ДОО\Ю.А.. Афонькина.-2-е изд., перераб. – Волгоград: Учитель, 2015.-170 с.

6. Коммуникативная компетентность педагога ДОУ: семинары-практикумы, тренинги, рекомендации / авт. -сост. А. В. Ненашева, Г. Н. Осинина, И. Н. Тараканова. - Волгоград: Учитель, 2012. – 143с.

Приложение

Занятие 1

Тема: Знакомство

Цели:  создать благоприятную атмосферу на занятии.

Материалы: игрушка Зайчик (кукла бибабо), обруч, зонт, музыкальное сопровождение, мяч, цветочная полянка, бумажные цветы, клей-карандаш, зеленый маркер, мыльные пузыри.

I этап. Организационный

1. Приветствие

Ребят встречает Зайчик и приглашает на занятие.

Здравствуйте, ребята! Давайте знакомиться. Меня зовут Евгения Андреевна. А тебя как зовут? (психолог знакомится с каждым ребенком) С этого дня мы с вами будем встречаться, вместе играть, рисовать, разговаривать. Сегодня помогать мне будет мой давний друг Ушастик.

II этап. Мотивационный

1. Появление персонажа

Ушастик приветствует каждого ребенка за руку, знакомится, предлагает свою помощь в проведении игр.

  1.   Игра «Карусели»

Ушастик кладет обруч посередине ковра, и предлагает ребятам встать вокруг него.

Еле-еле-еле-еле,                       Закружились карусели.

А потом, потом, потом                  Все бегом, бегом, бегом.                  Побежали, побежали,

Побежали, побежали.

Тише, тише, не спешите                 Карусель ос-та-но-ви-те.

Раз – два, раз – два,                    Вот и кончилась игра.            

Медленно движемся

Темп речи и движения

ускоряются

Замедляем темп

Все остановились,

Поклонились друг другу

III этап. Практический

  1. Игра «Солнышко и дождик»

Ушастик находит зонтик и просит детей сказать для чего он нужен. 

Психолог: Давай, Ушастик, прячься под зонтик, и вы, ребята, тоже прячьтесь, и дождик нам будет не страшен!

Ушастик: Ребята, когда я буду открывать зонтик, мы под него все будем прятаться. А как только зонтик закроется, мы будем снова бегать и прыгать по полянке. Понятно?

Психолог: Тучка солнышко закрыла,

Наших деток намочила!

Ну-ка, все сюда бегом,

Вас накрою я зонтом!

Ушастик: Прячемся все под зонтик.

Психолог: Тучка спряталась за лес,

Смотрит солнышко с небес.

И такое чистое, теплое, лучистое.

Ушастик: Дождик прошел, можно идти погулять!

  1.  Упражнение «Давай знакомиться»

Сядем дружно все в кружок.

Что тут у меня дружок?  (Ушастик достает мяч)

Мы будем катать мяч друг другу. К кому он прикатится, тот скажет громко свое имя. Расскажет, как его зовут дома  ласково, что он любит.

Психолог или зайчик показывают образец ответа.

Ушастик: Меня зовут Ушастик, мама зовет меня Заинькой, я люблю гулять, прыгать, грызть морковку.  Лови мячик, Миша!

5. Коллективная работа «Цветочная полянка»

На доске висит заготовка поляны, над которой летают бабочки, светит солнце, но нет цветов. Рядом разложены заготовки цветов.

Ребятки, а вы поможете нам посадить красивые цветы на полянку? Посмотрите, какие у нас есть цветочки.

Ушастик: Выбирайте тот, который вам больше всего понравится. Давайте по очереди. Даша, бери цветок, приклеивай, и нарисуй ему стебелек, пожалуйста. Вот какой цветок Даша посадила! Кому, Даша, ты отдашь фломастер? (ребята по очереди приклеивают цветы.)

Психолог: Замечательно, очень красивая полянка у нас получилась!

IV этап. Рефлексивный

  1.  Динамическая пауза

Ушастик предлагает ребятам сделать зарядку – отдыхалку:

Повторяйте все движения за мной.

Руки кверху поднимаем, а потом их опускаем,

А потом их разведем, и к себе скорей прижмем.

А потом быстрей- быстрей, хлопай, хлопай веселей.

2. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания

Ушастик интересуется у детей, что понравилось больше всего? Потом с каждым прощается. («Мячик помощник»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Профилактики и преодоления дезадаптации младших дошкольников к детскому саду"

Цель программы: Дать разностороннее и достаточно обемное представление о проблемах первых недель адаптации малышей в детском саду и возможностях эффективной помощи им со стороны взрослых...

Программа профилактики социальной дезадаптации и развития произвольности для детей 4 - 7 лет с разными образовательными потребностями "Играю и расту счастливым"

В зависимости от возраста и особенностей развития, изменяется продолжительность встреч и содержание. Данная разработка может быть полезна для специалистов, которые работают с детьми, имеющими задержку...

Программа профилактики дезадаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ

Посмотреть и скачать презентацию можно по ссылке https://prezi.com/mww9hvvlw9cc/presentation/...

Программа профилактики дезадаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ

Материал изложен в форме презентации.Скачать презентацию проекта можно по ссылке https://prezi.com/mww9hvvlw9cc/presentation/?webgl=0...

Программа профилактики и дезадаптации детей младшего дошкольного возраста «Сказочная страна»

Поступающие в детское дошкольное учреждение дети в своем большинстве проходят период адаптации к новым социальным условиям и в то же время переживают возрастной кризис трех лет. Совпадение данны...

Программа профилактики дезадаптации будущих первоклассников "Школа раннего развития"

Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. Именно в это время закладываются основы будуще...