Программа "Профилактики и преодоления дезадаптации младших дошкольников к детскому саду"
рабочая программа на тему

Чепелева Ольга Анатольевна

Цель программы: Дать разностороннее и достаточно обемное представление о проблемах первых недель адаптации малышей в детском саду и возможностях эффективной помощи им со стороны взрослых

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_adaptacii_k_detskomu_sadu.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

Составил: педагог-психолог

   МКДОУ «Детский сада «Теремок» п.Ханымей Пуровского района

  Чепелева Ольга Анатольевна

       

         Адаптация ребенка к детскому саду – непростой процесс для всех его участников: самого ребенка, его родителей и воспитателей.

         Новое воспринимается всегда сложно. Адаптация зависит от многих факторов: социальных, экологических, а также от инивидуальных психофизиологических особенностей организма ребенка.

         Как действовать мамам, папам, и педагогам, чтобы помочь ребенку приспособиться к новым условиям, выработать позитивное отношение к садику, сохранить его здоровье, стать успешным и счастливым в своей дошкольной жизни?

         Дать разностороннее и достаточно объемное представление о проблемах первых недель адаптации малышей в детском саду и возможностях эффективной помощи им со стороны взрослых.

  1. Анализ конкретного единичного случая в  

     контексте новых, изменившихся условий

     (типичных для дошкольных образовательных  

     учреждений)

  1. Выявление причин дезадаптации и нарушения

     эмоционально-личностной сферы ребенка.

  1. Оценка психоэмоционального состояния ребенка в начале периода адаптации и через месяц посещений дошкольного образовательного учреждения.

        При поступлении ребенка в детский сад ему следует обеспечить физический и психологический комфорт, создать условия, способствующие более быстрому и успешному протеканию адаптационного периода.

        Адаптация – приспособительная реакция, основанная на инстинкте самосохранения, который предполагает избегания опасных, неблагоприятных ситуаций. Отрыв от семьи, помещение в изолированную детскую среду с одним взрослым, выполняющим функции воспитателя, и надзирателя, да еще в совершенно незнакомой обстановке, оказывается для ребенка именно такой ситуацией.

          Что могут сделать, с одной стороны, родители, с другой – воспитатели и руководители детских садов, для того, чтобы помочь ребенку выработать саморегулирующиеся механизмы, которые позволят ему приспособиться к новым условиям, сохранить бодрость и здоровье, стать успешным и счастливым в своей дошкольной жизни?

           Эта программа нацелена на то, чтобы дать разностороннее, достаточно объемное преставление о проблемах первых недель адаптации малышей в детском саду и возможностях эффективной помощи им со стороны взрослых.

           Программа «Профилактики и преодоления дезадаптации младших дошкольников к детскому саду» состоит из трех этапов:

  1. Первичная диагностика (в период поступления ребенка в дошкольное образовательное учреждение).
  2. Профилактическая работа с родителями и воспитателями.
  3. Контрольная диагностика (повторная) – через месяц посещения ребенком дошкольного образовательного учреждения.

Первый этап проводиться одновременно в трех направлениях:

  1. характеристика родителями состояния своих детей преимущественно в семье «Анкета для родителей»;
  2. Ознакомление педагога-психолога с социальным положением семьи и анамнезом ребенка

     «Анамнестическая карта» и «Социальная характеристика семьи»;

  1. Оценка воспитателями и педагогом-психологом состояния детей в период адаптации к условиям детского сада

     «Адаптационный лист ребенка».

На втором этапе особое внимание уделяется согласованности действий родителей и воспитателей, соблюдения общего подхода к ребенку в семье и в детском саду. Здесь проводится работа по психологическому просвещению взрослых, в ходе которой воспитатели и родители получают знания о симптомах трудной адаптации, рекомендации по улучшению адаптации к общим условиям детского дошкольного учреждения каждого конкретного ребенка с его выраженной индивидуальностью. 

На третьем этапе сравниваются результаты по «Картам наблюдений» в начале адаптационного периода и через месяц посещения детьми детского сада. Для детей с проблемами адаптации составляются реабилитационные маршруты различных профилей и направлений.

Приложение №1

АНКЕТА О ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМАХ И ТРУДНОСТЯХ РОДИТЕЛЕЙ

Уважаемые родители!

Мы рады, что Ваш ребенок будет посещать нашу группу. Для знакомства с Вашим ребенком и более успешной работы педагогов  просим Вас ответить на следующие вопрос:

Фамилия, имя ребенка______________________________________________________________

Возраст________________________       Дата заполнения_________________________________

Какие проблемы воспитания, отношений с ребенком интересуют (или волнуют) Вас больше всего?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

По каким причинам Вы не отдаете ребенка в детский сад или ясли?

  1. мой ребенок часто болеет
  2. считаю, что для ребенка очень важно быть с родителями, а не с чужими людьми
  3. воспитатель не достаточно внимателен к моему ребенку
  4. в детском саду ребенок может попасть под дурное влияние других детей
  5. другие дети обижают моего ребенка
  6. ребенку не нравиться ходить в детский сад
  7. уровень образовательных услуг в детском саду недостаточно высок
  8. мне приходится слишком много платить за пребывание ребенка в детском саду
  9. детский сад находится далеко от дома
  10. другое (укажите, что именно)___________________________________________________

Назовите сильные стороны и достоинства Вашего ребенка________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Внимательно прочтите и отметьте то, что характерно сейчас для Вашего ребенка:

  1. частые или хронические заболевания
  2. импульсивность, бесконтрольность поведения (преобладание «хочу» над «можно»)
  3. чрезмерная (бесцельная) двигательная активность, непоседливость, крикливость, раздражительность, непрестанная болтовня
  4. нарушения сна
  5. страхи
  6. навязчивые движения, кривляние
  7. боязнь новых людей, новых ситуаций
  8. трудность контактов с незнакомыми сверстниками и взрослыми (упорное нежелание вступать в контакт или, наоборот, чрезмерная фамильярность и непонимание правил поведения и общения)
  9. трудность действий с мелкими предметами (нежелание рисовать, лепить, шнуровать ботинки, застегивать пуговицы и т.п.)
  10. трудность концентрации внимания на определенном задании, неумение работать сосредоточенно, не отвлекаясь
  11. что-то еще (укажите, что именно)_______________________________________________

____________________________________________________________________________

Что, по Вашему мнению, воспитатели группы должны знать о здоровье и привычках Вашего ребенка?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Имеете ли Вы возможность совместно с ребенком выполнять задания, предложенные педагогами образовательного учреждения?_____________________________________________

Как Вы получаете информацию об образовательных услугах для Вашего ребенка?

  1. случайно (из разговора, объявления, рекламы и пр.)
  2. целенаправленно занимаюсь поисками интересующих меня детских садов, кружков, секций, студий, преподавателей, центров и пр.
  3. меня это мало интересует
  4. затрудняюсь ответить

БЛАГОДАРИМ ЗАСОТРУДНИЧЕСТВО !

Приложение №2

Анамнестическая карта

Уважаемые родители!

Убедительная просьба внимательно прочитать анкету и ответить на вопросы, касающиеся здоровья вашего ребенка

 (необходимые сведения подчеркнуть или дописать)

  1. Ф.И.О.ребенка__________________________________________________________________

  1. Пол:___________________________________________________________________________

  1. Дата рождения:__________________________________________________________________

  1. Порядок родов настоящим ребенком:_______________________________________________

  1. Заболевания матери во время беременности: анемия, простудные инфекции, гипертония, токсикоз, прочие (указать)________________________________________________________
  2. Осложнения в родах у матери: преждевременные, затяжные, кесарево сечение, стремительные, наркоз___________________________________________________________

  1. Осложнения в родах у ребенка: недоношенность, щипцы, резус-конфликт, асфиксия, внутричерепная травма, прочие____________________________________________________

  1. Масса и длина тела при рождении:_________________________________________________

  1. Вид вскармливания: естественное до 3-х месяцев, до 6 месяцев, до 12 месяцев, смешанное, искусственное___________________________________________________________________

  1. Аллергические проявления:_______________________________________________________

  1. Заболеваемость до 1 года(когда и чем болел)_________________________________________

  1. Перенесенные заболевания с указанием частоты______________________________________

  1. Частота госпитализации__________________________________________________________

  1. Посещение дошкольного учреждения (с какого возраста)______________________________

  1. Хронические заболевания матери:__________________________________________________

  1. Хронические заболевания отца_____________________________________________________

  1. Антропометрия на данный возраст: рост______________, вес___________________________

  1. Здоровье (оценка по методике НИИ ГдиП): 1ГР., 2ГР.,3ГР._____________________________

Спасибо за сотрудничество!

Приложение №3

АНКЕТА О СОЦИАЛЬНОМ СТАТУСЕ, МАТЕРИАЛЬНОМ ПОЛОЖЕНИИ, ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЯХ СЕМЬИ ВОСПИТАННИКА

Фамилия, имя ребенка_______________________________________________________________

Дата рождения_________________________   Дата заполнения____________________________

Кто отвечает на вопросы анкеты: мама, папа, бабушка, дедушка и т.д.______________________

Уважаемые родители!

Педагогам детского сада важно принимать во внимание особенности социальной ситуации развития детей в семье. Это также поможет им лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи. Поэтому просим Вас ответить на следующие вопросы:

Домашний адрес, телефон____________________________________________________________

Жилищные условия семьи: количество комнат в квартире_________________________________  у ребенка есть своя комната, место в общей комнате (нужное подчеркните).

Состав семьи: кто проживает на этой площади, степень родства, возраст братьев и сестер_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Данные о матери ребенка: фамилия, имя, отчество (полностью)____________________________

_______________________________________________возраст_____________________________

образование и специальность по образованию___________________________________________

__________________________________________________________________________________

место работы______________________________должность_______________________________

телефон__________________ сколько лет в браке________________ это брак первый, второй

Данные об отце ребенка: фамилия, имя, отчество (полностью)_____________________________

_______________________________________________возраст_____________________________

образование и специальность по образованию___________________________________________

__________________________________________________________________________________

место работы______________________________должность_______________________________

телефон__________________ сколько лет в браке________________ это брак первый, второй

Экономическое положение семьи: доход работающих членов семьи низкий, средний, высокий (нужное подчеркните).

Проблемы и трудности, которые Вы испытываете в воспитании ребенка____________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Какие формы работы сотрудничества с педагогами для Вас наиболее привлекательны: возможность видеть ребенка в группе в разных видах деятельности; обмен мнениями о развитии детей в беседах, дискуссиях; участие в совместных с детьми досугах, викторинах, спортивных соревнованиях; участие в практикуме или тренинге, обогащающем Ваши воспитательные умения и др. ( подчеркните, при желании дополните)_________________________________________________________________________


БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА ОТЗЫВЧИВОСТЬ !

Приложение №4

АДАПТАЦИОННЫЙ ЛИСТ РЕБЕНКА

Фамилия, имя ребенка___________________________________________________________

Дата рождения__________________________________________________________________

Дата поступления в детский сад___________________________________________________

Группа_________________________________________________________________________

Сроки адаптационного периода

1 

неделя

2 

неделя

3 

неделя

4

неделя

5

неделя

6

неделя

7 

неделя

8 

неделя

ПН

ВТ

СР

ЧТ

ПТ

П - присутствует                 О – отсутствует без причины              Б – отсутствует по болезни

Показатели

эмоционального состояния ребенка

1

неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

5 неделя

6 неделя

7 неделя

8 неделя

Самочувствие

Активность

Настроение

Эмоциональная окрашенность речевого контакта с воспитателями

Эмоциональная окрашенность речевого контакта  со сверстниками

Аппетит

Характер засыпания и продолжительность сна

Общий балл за неделю

1- низкий уровень                        2 – средний уровень                 3 – высокий уровень

Количество пропущенных дней_____________________________________________________

Из них по болезни________________________________________________________________

Заключение:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Педагог-психолог:                                      Чепелева О.А.

ИГРЫ И ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ 1,5-2,5 ЛЕТ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

УРОВНИ АДАПТАЦИИ

1-Й (ЛЕГКИЙ)

2-Й (СРЕДНИЙ)

3-Й (ТЯЖЕЛЫЙ)

«Построй башни из кубиков»

«Солнышко и дождик»

«Построй ворота для машины»

Варианты занятий с кубиками разной величины

«Попади мячом в кирпичик»

Каравай»

«Самолетики летят»

Нанизывание колец разной величины на стержень

Развитие наблюдательности и активной речи ребенка (воспитатель показывает картинку – ребенок озвучивает ее)

«Нанизывание колец  на стержень»

«Игры с открывающимися коробочками»

«Собери горшочки по порядку»

«Построй дорожки для машины»

«Уложи куклу спать»

Пальчиковый игротренинг: основные движения

«Построй кроватку для куколки»

Развитие наблюдательности и активной речи ребенка (показ простых картинок: мячик, кукла, собачка, и др. и озвучивание их)

«Поздороваемся с куколкой»

«Покормим куколку»

«Покатаем зайку»

«Догоним мячик»

Варианты занятий с матрешками

Пальчиковый игротренинг с использованием потешек (индивидуально)

«Покатаем мячик»

«Пожалеем собачку»

Узнавание детьми предметов по картинке и развитие понимания речи взрослых (показ 2-3 картинок, задача ребенка – указать на определенную каринку)


ВИДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ

Вид взаимодействия

Форма

Задачи

Результаты

Первоначальное знакомство с родителями

Индивидуальная беседа

  1. выявление индивидуальных особенностей раннего развития ребенка;
  2. определение норм и принципов семейного воспитания, режимных моментов и др.

Заполняются карты развития на каждого ребенка (информация используется в дальнейшей психолого-педагогической работе)

Изучение индивидуальных возрастных особенностей детей

Индивидуальная беседа, групповые консультации

  1. выявление особенностей психического и речевого развития;
  2. уточнение особенностей социальной сферы детей

Заполняются адаптационные карты и карты психического развития (материал служит основой для организации консультативной работы с родителями и педагогами)

Текущая психологическая работа

Консультации, стендовая информация

  1. обеспечение адресной психологической помощи родителям;
  2. налаживание оптимального взаимодействия с семьями детей

Решение индивидуальных вопросов развития (информация заносится в журнал учета индивидуальных форм работы с родителями)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей " Адаптация младших дошкольников в детском саду"

Консультация для родителей "Адаптация ребенка младшего возраста в детском саду" воспитатель Ерилина Г.А. АДАПТАЦИЯ К ДЕТСКОМУ САДУДетям любого возраста очень непросто начинать посещать детский са...

Консультация для родителей «Адаптация младшего дошкольника к детскому саду»

Ребенок впервые приходит в дошкольное учреждение и для него детский сад является новым, совершенно неизвестным пространством. Одному малышу потребуется два-три дня чтобы разобраться в новой обстановке...

Адаптация младшего дошкольника к детскому саду

Ребенок впервые приходит в дошкольное учреждение и для него детский сад является новым, совершенно неизвестным пространством. Одному малышу потребуется два-три дня чтобы разобраться в новой обстановке...

Адаптация младших дошкольников в детском саду: рекомендации родителям для поддержки ребенка для адаптации в детском саду.

Понятие адаптации. Рекомендации родителям, необходимые для правильной подготовки ребенка к деткому саду....

Адаптация младших дошкольников в детском саду: Рекомендации родителям для поддержки ребенка в период адаптации к детскому саду.

Адаптация младших дошкольников в детском саду:Рекомендации родителям для поддержки ребенка в период адаптации к детскому саду.         Начало посещения детского сада для ребен...

Адаптация младших дошкольников в детском саду: Работа с родителями для поддержки ребенка в период адаптации к детскому саду.

Адаптация понимается сегодня как процесс эффективного взаимодействия организма с окружающей средой, который может осуществляться в разных масштабах, на разных уровнях (биологическом, психологическом, ...

Родительское собрание во 2 младшей группе по теме: «Развитие речи младших дошкольников в детском саду и дома»

Дать родителям понятие, что такое речь, развитие речи. Собрание проводится в игровой форме, с привлечением родителей к созданию пособия для занятий с детьми в домашних условиях (изготовление книжки &q...


 

Комментарии

Спасибо интересно.