Программа "Профилактики и преодоления дезадаптации младших дошкольников к детскому саду"
рабочая программа на тему
Цель программы: Дать разностороннее и достаточно обемное представление о проблемах первых недель адаптации малышей в детском саду и возможностях эффективной помощи им со стороны взрослых
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_adaptacii_k_detskomu_sadu.doc | 106.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Составил: педагог-психолог
МКДОУ «Детский сада «Теремок» п.Ханымей Пуровского района
Чепелева Ольга Анатольевна
Адаптация ребенка к детскому саду – непростой процесс для всех его участников: самого ребенка, его родителей и воспитателей. Новое воспринимается всегда сложно. Адаптация зависит от многих факторов: социальных, экологических, а также от инивидуальных психофизиологических особенностей организма ребенка. Как действовать мамам, папам, и педагогам, чтобы помочь ребенку приспособиться к новым условиям, выработать позитивное отношение к садику, сохранить его здоровье, стать успешным и счастливым в своей дошкольной жизни? | |
Дать разностороннее и достаточно объемное представление о проблемах первых недель адаптации малышей в детском саду и возможностях эффективной помощи им со стороны взрослых. | |
контексте новых, изменившихся условий (типичных для дошкольных образовательных учреждений)
эмоционально-личностной сферы ребенка.
| |
При поступлении ребенка в детский сад ему следует обеспечить физический и психологический комфорт, создать условия, способствующие более быстрому и успешному протеканию адаптационного периода. |
Адаптация – приспособительная реакция, основанная на инстинкте самосохранения, который предполагает избегания опасных, неблагоприятных ситуаций. Отрыв от семьи, помещение в изолированную детскую среду с одним взрослым, выполняющим функции воспитателя, и надзирателя, да еще в совершенно незнакомой обстановке, оказывается для ребенка именно такой ситуацией.
Что могут сделать, с одной стороны, родители, с другой – воспитатели и руководители детских садов, для того, чтобы помочь ребенку выработать саморегулирующиеся механизмы, которые позволят ему приспособиться к новым условиям, сохранить бодрость и здоровье, стать успешным и счастливым в своей дошкольной жизни?
Эта программа нацелена на то, чтобы дать разностороннее, достаточно объемное преставление о проблемах первых недель адаптации малышей в детском саду и возможностях эффективной помощи им со стороны взрослых.
Программа «Профилактики и преодоления дезадаптации младших дошкольников к детскому саду» состоит из трех этапов:
- Первичная диагностика (в период поступления ребенка в дошкольное образовательное учреждение).
- Профилактическая работа с родителями и воспитателями.
- Контрольная диагностика (повторная) – через месяц посещения ребенком дошкольного образовательного учреждения.
Первый этап проводиться одновременно в трех направлениях:
- характеристика родителями состояния своих детей преимущественно в семье «Анкета для родителей»;
- Ознакомление педагога-психолога с социальным положением семьи и анамнезом ребенка
«Анамнестическая карта» и «Социальная характеристика семьи»;
- Оценка воспитателями и педагогом-психологом состояния детей в период адаптации к условиям детского сада
«Адаптационный лист ребенка».
На втором этапе особое внимание уделяется согласованности действий родителей и воспитателей, соблюдения общего подхода к ребенку в семье и в детском саду. Здесь проводится работа по психологическому просвещению взрослых, в ходе которой воспитатели и родители получают знания о симптомах трудной адаптации, рекомендации по улучшению адаптации к общим условиям детского дошкольного учреждения каждого конкретного ребенка с его выраженной индивидуальностью.
На третьем этапе сравниваются результаты по «Картам наблюдений» в начале адаптационного периода и через месяц посещения детьми детского сада. Для детей с проблемами адаптации составляются реабилитационные маршруты различных профилей и направлений.
Приложение №1
АНКЕТА О ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМАХ И ТРУДНОСТЯХ РОДИТЕЛЕЙ
Уважаемые родители!
Мы рады, что Ваш ребенок будет посещать нашу группу. Для знакомства с Вашим ребенком и более успешной работы педагогов просим Вас ответить на следующие вопрос:
Фамилия, имя ребенка______________________________________________________________
Возраст________________________ Дата заполнения_________________________________
Какие проблемы воспитания, отношений с ребенком интересуют (или волнуют) Вас больше всего?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По каким причинам Вы не отдаете ребенка в детский сад или ясли?
- мой ребенок часто болеет
- считаю, что для ребенка очень важно быть с родителями, а не с чужими людьми
- воспитатель не достаточно внимателен к моему ребенку
- в детском саду ребенок может попасть под дурное влияние других детей
- другие дети обижают моего ребенка
- ребенку не нравиться ходить в детский сад
- уровень образовательных услуг в детском саду недостаточно высок
- мне приходится слишком много платить за пребывание ребенка в детском саду
- детский сад находится далеко от дома
- другое (укажите, что именно)___________________________________________________
Назовите сильные стороны и достоинства Вашего ребенка________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Внимательно прочтите и отметьте то, что характерно сейчас для Вашего ребенка:
- частые или хронические заболевания
- импульсивность, бесконтрольность поведения (преобладание «хочу» над «можно»)
- чрезмерная (бесцельная) двигательная активность, непоседливость, крикливость, раздражительность, непрестанная болтовня
- нарушения сна
- страхи
- навязчивые движения, кривляние
- боязнь новых людей, новых ситуаций
- трудность контактов с незнакомыми сверстниками и взрослыми (упорное нежелание вступать в контакт или, наоборот, чрезмерная фамильярность и непонимание правил поведения и общения)
- трудность действий с мелкими предметами (нежелание рисовать, лепить, шнуровать ботинки, застегивать пуговицы и т.п.)
- трудность концентрации внимания на определенном задании, неумение работать сосредоточенно, не отвлекаясь
- что-то еще (укажите, что именно)_______________________________________________
____________________________________________________________________________
Что, по Вашему мнению, воспитатели группы должны знать о здоровье и привычках Вашего ребенка?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Имеете ли Вы возможность совместно с ребенком выполнять задания, предложенные педагогами образовательного учреждения?_____________________________________________
Как Вы получаете информацию об образовательных услугах для Вашего ребенка?
- случайно (из разговора, объявления, рекламы и пр.)
- целенаправленно занимаюсь поисками интересующих меня детских садов, кружков, секций, студий, преподавателей, центров и пр.
- меня это мало интересует
- затрудняюсь ответить
БЛАГОДАРИМ ЗАСОТРУДНИЧЕСТВО !
Приложение №2
Анамнестическая карта
Уважаемые родители!
Убедительная просьба внимательно прочитать анкету и ответить на вопросы, касающиеся здоровья вашего ребенка
(необходимые сведения подчеркнуть или дописать)
- Ф.И.О.ребенка__________________________________________________________________
- Пол:___________________________________________________________________________
- Дата рождения:__________________________________________________________________
- Порядок родов настоящим ребенком:_______________________________________________
- Заболевания матери во время беременности: анемия, простудные инфекции, гипертония, токсикоз, прочие (указать)________________________________________________________
- Осложнения в родах у матери: преждевременные, затяжные, кесарево сечение, стремительные, наркоз___________________________________________________________
- Осложнения в родах у ребенка: недоношенность, щипцы, резус-конфликт, асфиксия, внутричерепная травма, прочие____________________________________________________
- Масса и длина тела при рождении:_________________________________________________
- Вид вскармливания: естественное до 3-х месяцев, до 6 месяцев, до 12 месяцев, смешанное, искусственное___________________________________________________________________
- Аллергические проявления:_______________________________________________________
- Заболеваемость до 1 года(когда и чем болел)_________________________________________
- Перенесенные заболевания с указанием частоты______________________________________
- Частота госпитализации__________________________________________________________
- Посещение дошкольного учреждения (с какого возраста)______________________________
- Хронические заболевания матери:__________________________________________________
- Хронические заболевания отца_____________________________________________________
- Антропометрия на данный возраст: рост______________, вес___________________________
- Здоровье (оценка по методике НИИ ГдиП): 1ГР., 2ГР.,3ГР._____________________________
Спасибо за сотрудничество!
Приложение №3
АНКЕТА О СОЦИАЛЬНОМ СТАТУСЕ, МАТЕРИАЛЬНОМ ПОЛОЖЕНИИ, ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЯХ СЕМЬИ ВОСПИТАННИКА
Фамилия, имя ребенка_______________________________________________________________
Дата рождения_________________________ Дата заполнения____________________________
Кто отвечает на вопросы анкеты: мама, папа, бабушка, дедушка и т.д.______________________
Уважаемые родители!
Педагогам детского сада важно принимать во внимание особенности социальной ситуации развития детей в семье. Это также поможет им лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи. Поэтому просим Вас ответить на следующие вопросы:
Домашний адрес, телефон____________________________________________________________
Жилищные условия семьи: количество комнат в квартире_________________________________ у ребенка есть своя комната, место в общей комнате (нужное подчеркните).
Состав семьи: кто проживает на этой площади, степень родства, возраст братьев и сестер_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Данные о матери ребенка: фамилия, имя, отчество (полностью)____________________________
_______________________________________________возраст_____________________________
образование и специальность по образованию___________________________________________
__________________________________________________________________________________
место работы______________________________должность_______________________________
телефон__________________ сколько лет в браке________________ это брак первый, второй
Данные об отце ребенка: фамилия, имя, отчество (полностью)_____________________________
_______________________________________________возраст_____________________________
образование и специальность по образованию___________________________________________
__________________________________________________________________________________
место работы______________________________должность_______________________________
телефон__________________ сколько лет в браке________________ это брак первый, второй
Экономическое положение семьи: доход работающих членов семьи низкий, средний, высокий (нужное подчеркните).
Проблемы и трудности, которые Вы испытываете в воспитании ребенка____________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Какие формы работы сотрудничества с педагогами для Вас наиболее привлекательны: возможность видеть ребенка в группе в разных видах деятельности; обмен мнениями о развитии детей в беседах, дискуссиях; участие в совместных с детьми досугах, викторинах, спортивных соревнованиях; участие в практикуме или тренинге, обогащающем Ваши воспитательные умения и др. ( подчеркните, при желании дополните)_________________________________________________________________________
БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА ОТЗЫВЧИВОСТЬ !
Приложение №4
АДАПТАЦИОННЫЙ ЛИСТ РЕБЕНКА
Фамилия, имя ребенка___________________________________________________________
Дата рождения__________________________________________________________________
Дата поступления в детский сад___________________________________________________
Группа_________________________________________________________________________
Сроки адаптационного периода | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | 5 неделя | 6 неделя | 7 неделя | 8 неделя | |
ПН | |||||||||
ВТ | |||||||||
СР | |||||||||
ЧТ | |||||||||
ПТ |
П - присутствует О – отсутствует без причины Б – отсутствует по болезни
Показателиэмоционального состояния ребенка | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | 5 неделя | 6 неделя | 7 неделя | 8 неделя |
Самочувствие | ||||||||
Активность | ||||||||
Настроение | ||||||||
Эмоциональная окрашенность речевого контакта с воспитателями | ||||||||
Эмоциональная окрашенность речевого контакта со сверстниками | ||||||||
Аппетит | ||||||||
Характер засыпания и продолжительность сна | ||||||||
Общий балл за неделю |
1- низкий уровень 2 – средний уровень 3 – высокий уровень
Количество пропущенных дней_____________________________________________________
Из них по болезни________________________________________________________________
Заключение:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Педагог-психолог: Чепелева О.А.
ИГРЫ И ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ 1,5-2,5 ЛЕТ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД
УРОВНИ АДАПТАЦИИ | ||
1-Й (ЛЕГКИЙ) | 2-Й (СРЕДНИЙ) | 3-Й (ТЯЖЕЛЫЙ) |
«Построй башни из кубиков» «Солнышко и дождик» «Построй ворота для машины» Варианты занятий с кубиками разной величины «Попади мячом в кирпичик» Каравай» «Самолетики летят» Нанизывание колец разной величины на стержень Развитие наблюдательности и активной речи ребенка (воспитатель показывает картинку – ребенок озвучивает ее) | «Нанизывание колец на стержень» «Игры с открывающимися коробочками» «Собери горшочки по порядку» «Построй дорожки для машины» «Уложи куклу спать» Пальчиковый игротренинг: основные движения «Построй кроватку для куколки» Развитие наблюдательности и активной речи ребенка (показ простых картинок: мячик, кукла, собачка, и др. и озвучивание их) | «Поздороваемся с куколкой» «Покормим куколку» «Покатаем зайку» «Догоним мячик» Варианты занятий с матрешками Пальчиковый игротренинг с использованием потешек (индивидуально) «Покатаем мячик» «Пожалеем собачку» Узнавание детьми предметов по картинке и развитие понимания речи взрослых (показ 2-3 картинок, задача ребенка – указать на определенную каринку) |
ВИДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ
Вид взаимодействия | Форма | Задачи | Результаты |
Первоначальное знакомство с родителями | Индивидуальная беседа |
| Заполняются карты развития на каждого ребенка (информация используется в дальнейшей психолого-педагогической работе) |
Изучение индивидуальных возрастных особенностей детей | Индивидуальная беседа, групповые консультации |
| Заполняются адаптационные карты и карты психического развития (материал служит основой для организации консультативной работы с родителями и педагогами) |
Текущая психологическая работа | Консультации, стендовая информация |
| Решение индивидуальных вопросов развития (информация заносится в журнал учета индивидуальных форм работы с родителями) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей " Адаптация младших дошкольников в детском саду"
Консультация для родителей "Адаптация ребенка младшего возраста в детском саду" воспитатель Ерилина Г.А. АДАПТАЦИЯ К ДЕТСКОМУ САДУДетям любого возраста очень непросто начинать посещать детский са...
Консультация для родителей «Адаптация младшего дошкольника к детскому саду»
Ребенок впервые приходит в дошкольное учреждение и для него детский сад является новым, совершенно неизвестным пространством. Одному малышу потребуется два-три дня чтобы разобраться в новой обстановке...
Адаптация младшего дошкольника к детскому саду
Ребенок впервые приходит в дошкольное учреждение и для него детский сад является новым, совершенно неизвестным пространством. Одному малышу потребуется два-три дня чтобы разобраться в новой обстановке...
Адаптация младших дошкольников в детском саду: рекомендации родителям для поддержки ребенка для адаптации в детском саду.
Понятие адаптации. Рекомендации родителям, необходимые для правильной подготовки ребенка к деткому саду....
Адаптация младших дошкольников в детском саду: Рекомендации родителям для поддержки ребенка в период адаптации к детскому саду.
Адаптация младших дошкольников в детском саду:Рекомендации родителям для поддержки ребенка в период адаптации к детскому саду. Начало посещения детского сада для ребен...
Адаптация младших дошкольников в детском саду: Работа с родителями для поддержки ребенка в период адаптации к детскому саду.
Адаптация понимается сегодня как процесс эффективного взаимодействия организма с окружающей средой, который может осуществляться в разных масштабах, на разных уровнях (биологическом, психологическом, ...
Родительское собрание во 2 младшей группе по теме: «Развитие речи младших дошкольников в детском саду и дома»
Дать родителям понятие, что такое речь, развитие речи. Собрание проводится в игровой форме, с привлечением родителей к созданию пособия для занятий с детьми в домашних условиях (изготовление книжки &q...
Комментарии
Спасибо интересно.
Спасибо интересно.