Родительское собрание во 2 младшей группе по теме: «Развитие речи младших дошкольников в детском саду и дома»
консультация (младшая группа)

Дать родителям понятие, что такое речь, развитие речи. Собрание проводится в игровой форме, с привлечением родителей к созданию пособия для занятий с детьми в домашних условиях (изготовление книжки "Сказка - подсказка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл родительское собрание117.02 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание во 2 младшей группе  по теме: «Развитие речи младших дошкольников в детском саду и дома».

«Сказка – подсказка»

г Кемерово

2022г

Ход собрания

На руке у воспитателя мягкая игрушка – кот Мурлыка. В лапах мешок.

- Здравствуйте! Как вас много!

- Здравствуйте! А Вы кто?

- Я кот. Меня зовут Мурлыка. Очень приятно с вами познакомится! (знакомимся поочередно с родителями)

- А Что это у тебя в лапах?

- Я пришёл к вам не с пустыми лапками. Это волшебный мешочек.

Предлагаю вам поиграть.

Проводится игра «Волшебный мешочек», с описанием предметов.

Слайд 1

Прекрасная речь, когда она, как ручеек,

Бежит среди камней чиста, нетороплива,

И ты готов внимать её поток,

И восклицать:

- О! Как же ты красива!

Е.Щукина.

А теперь перейдем к теме нашего собрания. Начнём с простого вопроса: «Как Вы думаете, что такое речь?»

Речь – форма общения. Мы все хотим, чтобы наши дети умели красиво и правильно говорить. Умели верно, построить предложение, имели большой запас слов. В дошкольном возрасте речь ребенка совершенствуется в общении с взрослыми и сверстниками, становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

Ребёнок, у которого хорошо развита речь, успешно учится в школе, а не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным.

В дошкольном возрасте необходимо целенаправленное обучение, чтобы у ребёнка появился интерес к родному языку. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию. Таким образом, овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребёнка.

-Как Вы думаете, чему мы должны учить ребёнка?

Слайд 2

-Формированию звуковой культуры речи (правильное произношение всех звуков родного языка);

-Обогащению словарного запаса (ребёнок должен знать и понимать значение слов);

-Формированию грамматического строя речи (малыш должен уметь правильно и грамотно строить предложение);

-Обучению рассказыванию, связной речи;

-Развитию выразительности речи.

В детском саду речь ребёнка развивается не только на специальных занятиях по развитию речи, но и когда мы моем ручки, одеваемся, играем, поем, и даже кушаем.

Формировать речь малыша нужно всё время, поэтому разговариваете со своим ребёнком, читайте ему, задавайте вопросы.

Поиграйте с ребёнком в слова:

«Какие слова можно вынуть из борща? (из холодильника, из винегрета)»

«Сладкие», «соленое», «кислые» слова

«Приготовим сок». Сок из яблок - …(яблочный); из лимона - …(лимонный) и т.д.

«Игры по дороге в детский сад (в магазин)»

«Я заметил». Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще, обязательно укажем, какие они. Вот кошка – она пушистая, серая. Вот машина – она грузовая.  Вы можете называть объекты по очереди.

«Доскажи словечко». Вы начинаете фразу, а ребёнок заканчивает её. Например: ворона каркает, а воробей…(чирикает). У кошки – котёнок, а у собаки…(щенок) и т.п.

Большое значение имеет обогащение словаря в процессе наблюдений за природой. Дети дошкольного возраста очень общительны. Отправьтесь с ребенком на прогулку:

-Поговорите с ним о том, какая сегодня погода, какое небе, что есть на небе?

-В какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано?

-Какое сейчас время года?

-Покормите птиц;

-Познакомьте с народными пословицами и приметами;

-Поищите вместе приметы времени года;

-Прочитайте стихотворение, вспомните песенку;

-Поиграйте в словесную игру.

Нужно учить ребенка замечать, наблюдать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь и любить все живое, а свои чувства уметь высказывать словами.

Слайд 3

Например, здороваясь утром с солнышком, сказать ласковые слова-признаки (золотистое, лучистое, доброе, веселое, яркое, дорогое, великолепное, весеннее, теплое).

Уважаемые родители! Предлагаем Вам стать на время нашей встречи писателями – сказочниками, и самим создать сказку – подсказку.

/На каждой страничке воспитатель проигрывает материал с родителями./

Слайд 4

  1. Страничка «Придумка».

На первой страничке вклеены картинки, придумайте описание. Какой? Какая?

-Снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т.д.)

-Ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т.д.)

-Дождь (холодный, летний, моросящий, сильный и т.д)

-Луна (яркая, растущая и т.д.)

-Трава (мягкая, шелковистая, сочная и т.д.)

2. «Сказочная» страничка.

Сказка нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать время, познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребенка и родителей.

Стихи, сказки, рассказы, которые вы читаете ребенку, должны быть небольшие по объему, несложные по содержанию, доступные для понимания малыша.

Слайд 5

«Читать – это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное дело!

-Одно и то же произведение дети любят слушать несколько раз;

-Учите с детьми стихи, потешки, загадки наизусть;

-Спрашивайте, о чем говориться, что происходит с главными героями;

-Учите пересказывать сказки, начиная задавать вопросы по содержанию (передавая содержание, ребенок учится четко, точно, полно, последовательно излагать свои мысли).

Слайд 6,7

В хорошо знакомые сказки можно и поиграть. Сделайте пальчиковый театр: нарисуйте рожицы фломастерами на пальцах или отрежьте пальчики от старой перчатки и украсьте их глазками и ушками. Если любите вязать крючком, то сделать несколько маленьких игрушек вам не составит труда. Можно сшить героев сказок из фетра или лоскутков ткани, а можно даже склеить из бумаги – ребенок будет рад любому варианту.

Разыграйте сказки «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка ряба», любые другие, знакомые Вашему ребенку. Можно придумать вместе свою сказку.

Слайд 8,9,10 

Предлагаем Вам построить видео - сказки в которые мы играем с детьми.

Слайд 11,12,13

  1. Страничка «ловкие пальчики» вклеиваются стихотворения для пальчикового массажа, пальчиковые гимнастики.

В жизни человека существует недолгий,  но поистине уникальный период жизни, когда детский мозг запрограммирован на интенсивное формирование и обучение. Этот период жизни ребенка не случайно называют «нежный возраст». Поэтому, начиная с самого раннего возраста, развитие общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание. Учение доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка. На руке находятся биологически активные точки нашего организма.

Можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей, организуя развивающие игры малышей при помощи обычных предметов домашнего обихода. Самое главное – для того, чтобы играть с ребенком, не нужно ничего специально покупать.

У нас есть все под рукой: пуговицы, баночки, тюбики, крышки, крупа, тряпочки, бумага.

С ребенком можно поиграть, например:

- «Помогаю маме». Предложите ребенку перебрать горох, гречку, рис или пшено. Тем самым он окажет вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.

- «Волшебные пальчики». Дайте малышу счетные палочки. Пусть он выкладывает из них простейшие геометрические фигуры, предметы и узоры.

- Пальчиковые игры (без предметов):  

1. «Семья». Этот пальчик дедушка, этот пальчик бабушка, этот пальчик папа, этот пальчик мама, а этот пальчик я вот т вся моя семья.

 Помимо различных видов пальчиков игр и гимнастик можно проводить пальчиковый массаж.

  1. «Массаж». Массирую пальцы активизировать работу внутренних органов.

Большой – отвечает за голову;

Указательный – желудок;

Средний – печень;

Безымянный – сердце.

  1. Растираем подушечку пальца, затем медленно опускаемся к запястью.
  2. Потереть ладони, похлопать.

Слайд 14 

  1. Страничка «Игровая»

Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить маленький словарный запас или неправильное построение предложений, а вот не правильное произношение – как на ладошке. Здесь на помощь придут игры.

Игры для формирования звукопроизношения:

- Речевая игра «Вьюга»

- Показывается картина, на которой нарисована вьюга.

«Вьюга начинается» - ребенок тихо говорит «У-У-У…»

По сигналу: «Сильная вьюга» - говорит громче.

По сигналу : «Вьюга закончилась» - говорит тише.

Речевая игра «Насос». Предлагаем ребенку взять насос, и накачать велосипедные шины. Ребенок, подражая действию насоса, произносит звук «С-с-с»

Чистоговорки

Уп, уп, уп – мама варит суп (звук «П»)

Бы, бы, бы –идет дым из трубы (звук «Б»)

Жа, жа, жа - есть иголки у ежа (звук «Ж»)

Жу, жу, жу, - дали молоко ежу (звук «У»)

Слайд 15,16

5 . «Воздушная» страничка

Правильное дыхание очень важно для развития речи. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию  и развитие голоса.

Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило говорят тихо и затрудняются в произношении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи.

Часто такие дети недоговаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой. С захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы на выдохе в ускоренном темпе. Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи нужно прежде всего с развития дыхания. Для чего это нужно? Правильное дыхание поможет ребенку говорить спокойно, плавно, не торопясь. Некоторые упражнения по развитию дыхания помогают также научить ребенка произносить некоторые звуки.

Слайд 17

Итак, чтобы правильно развивать речь ребенка. Необходимо придерживаться некоторых советов:

  1. Речь ребенка должна быть четкой. Неторопливой, грамматически и фонематически правильно оформленной. Не следует искажать слова, имитируя детскую речь (никакого сюсюканья, подделывания под детский лепет) Говорить с детьми нужно обыкновенным, правильным языком, но языком простым. Главное говорить ясно, громко.
  2. Обращать внимание детей на то, как они согласовываются  слова в предложении, поправляя ребенка.
  3. Играя с ребенком, упражняйте его в согласовывании имен существительных с разными частями речи, например с глаголами. Возьмите куклу и спросите: «Кто к нам приехал?» и, ребенок дает полный ответ: «К нам в гости приехала кукла».
  4. Используйте игрушку для обучения предлогам. Ребенок отвечает на вопрос «Где игрушка?», используя предлоги.
  5. Учите ребенка описывать игрушку, используя предлоги. Для этого нужно поставить игрушку перед малышом и предложить ее рассмотреть. Затем задать вопросы.

- Что это? Кто это?

- Какого цвета?

- Что есть у зайки или что это у зайки?

- Что можно с ним делать?

            6.  Поощряйте в семье занятия ребенка лепкой, рисованием. Конструированием, играм с мозаикой. Играйте с ним в различные игры: словесные, речевые, пальчиковые. Делайте с ребенком артикуляционную и дыхательную гимнастику.

 А сейчас у вас есть возможность сказать свое слово о развитии речи …

«Чтобы у моего ребенка была хорошая речь, я должен…

-больше общаться с ним. Читать сказки, стихи. Загадки, разучивать их. Посетить с ребенком театр, зоопарк и тд. Больше бывать на природе, знакомить детей с ее красотой, многообразием.

C:\Users\HP\Desktop\детский сад работа\IMG-20231202-WA0009.jpg

  1. Рефлексия
  2. Подведение итогов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ во 2 младшей группе Тема: Развитие речи младших дошкольников.

Тема: Развитие речи младших дошкольников. Задачи:1. Раскрыть значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка 3-4 лет.2. Рассказать родителям о влиянии пальчиковых игр и упражнений на разв...

Родительское собрание во 2 мл.гр "Развитие речи младших дошкольников"

Родительское собрание в форме игры - путешествия....

План- конспект родительского собрания на тему "Развитие речи в семье и детском саду" 2 младшая группа

Прекрасна речь, когда она, как ручеек, Бежит среди камней чиста, нетороплива, И ты готов внимать её поток И восклицать: - О! как же ты красива! ...

Родительское собрание во второй младшей группе Тема: «Развитие речи младших дошкольников»

Познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей младшего дошкольного возраста; привлечь родителей к обмену опытом речевого развития детей в семье.[[{"type":"media","view_mode":"media...

Родительское собрание в старшей группе тема: «Развитие речи дошкольников в детском саду»

Взаимное общение педагогов и родителей, обмен необходимой информацией для успешного пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Моделирование перспектив и задач в учебном году по развитию речи в совре...