Кружок "Шахматы"
материал

Мелентьева Елена Викторовна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

F:\15.jpeg

Кружковая работа по обучению детей игре в шахматы

«В стране Шахматных чудес».


Введение.  


«Шахматы - это пробный камень человеческого ума».
И. Гете.


«Шахматная игра – не просто праздное
развлечение. С ее помощью можно приобрести
или укрепить в себе ряд очень ценных качеств ума,
полезных в человеческой жизни».
Бенджамин Франклин.


В каждом из малышей живет гений, которого надо только разглядеть. Пробуя и узнавая новые вещи, человек растет, и чем больше знаний он получит в детстве, тем насыщеннее и интереснее будет его жизнь. Навыки, полученные в детстве, остаются в памяти навсегда, поэтому так важно уделить особое внимание разностороннему развитию ребенка.
Кружковая работа по обучению детей игре в шахматы, направлена на обеспечение целостного процесса психического, физического и умственного развития личности ребенка.

Цель кружковой работы:
Обучение дошкольников принципам шахматной игры, воспитание у них интереса и любви к этой игре и подготовка воспитанников к дальнейшим ступеням развития; расширять кругозор, учить думать, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы); создание условий для личностного и интеллектуального развития старших дошкольников, формирования общей культуры посредством обучения игре в шахматы.
Задачи:

  1. Популяризация шахматной игры среди детей.
    2. Организация здорового досуга.
    3. Развитие логического мышления и способности к самостоятельному принятию решений.
    4. Развитие природных задатков, творческих и специальных способностей детей.

Перспективный план работы кружка

Месяц

Тема

Программные задачи

Сентябрь

1.«В стране шахматного королевства»

Познакомить детей с историей возникновения шахмат.
Пробудить интерес к шахматной игре. Заинтересовать детей через увлекательные и достоверные факты.
Познакомить с новыми понятиями — «шахматная доска», «белые и черные поля», «центр» шахматной доски.

2.«Волшебная доска»

Продолжать знакомство с шахматной доской. Учить правильно, располагать доску между партнерами. Познакомить с новыми понятиями: горизонтальная и вертикальная линии, «диагональ». Закреплять полученные знания посредством дидактических игр-заданий.
Начать знакомство с «шахматным» алфавитом. Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Октябрь

3.«Шахматные фигуры»

Познакомить детей с шахматными фигурами, белыми и черными (ладья, слон, конь, пешка, ферзь, король), учить сравнивать фигуры между собой, упражняться в нахождении той или иной фигуры в ряду остальных.

4.«Шахматные фигуры»

Закрепить знания детей о шахматных фигурах. Упражнять в правильном названии шахматных фигур. Учить определять ту или иную шахматную фигуру в ряду остальных. Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр-заданий.

5.«Начальное положение»

Познакомить детей с новыми понятиями: «начальное положение или начальная позиция», «партия», запомнить правило «ферзь любит свой цвет». Закрепить новый материал посредством дидактических игр-заданий.

6.«Шахматная фигура Ладья»

Познакомить детей с шахматной фигурой «ладья», новым понятием «ход фигуры».

Ноябрь

7.«Шахматная фигура Ладья»

Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «ладья», вспомнить место ладьи в начальном положении, ход фигуры, познакомить с новым понятием «взятие». Закрепить новые знания посредством дидактических игр.

8.«Шахматная фигура Ладья»

Закрепить полученные знания детей о шахматной фигуре «ладья» в игровой практике на шахматной доске; упражняться в умении ходить ладьей, отслеживать взаимодействие между белой и черной ладьей на шахматной доске, учиться предвидеть события на шахматной доске на один ход вперед.

9.«Шахматная фигура Слон»

Познакомить детей с шахматной фигурой «слон». Место слона в начальном положении. Белопольные и чернопольные слоны. Ход слона.

10.«Шахматная фигура Слон»

Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «слон», вспомнить место слона в начальном положении, ход слона, что такое белопольные и чернопольные слоны. Показать детям, как слон выполняет взятие. Закрепить полученные знания посредством дидактических игр.

Декабрь

11.«Ладья против слона» (игровая практика)

Закреплять полученные детьми знания о шахматных фигурах «ладья» и «слон» в игровой практике на шахматной доске. Упражняться в умении взаимодействовать между фигурами на шахматной доске, учить детей предвидеть ход событий на доске и, в соответствии с этим, выбирать методы защиты или нападения.

12.«Шахматная фигура Ферзь»

Познакомить детей с шахматной фигурой «ферзь». Место ферзя в начальной позиции. Ход ферзя.

13.«Шахматная фигура Ферзь»

Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «ферзь», вспомнить место ферзя в начальной позиции, как ходит ферзь. Познакомить детей с правилами взятия ферзем. Закрепить полученные знания посредством дидактических игр.

14.«Шахматная фигура Ферзь» (игровая практика)

Закреплять полученные знания детей о шахматной фигуре «ферзь» в игровой практике на шахматной доске; учить детей следовать правилам ведения шахматной партии: делать ходы поочередно, учитывая ход соперника и предвидя ответный ход; учить детей понимать и правильно решать поставленную перед ними учебную задачу.

Январь

15.«Шахматная фигура Конь»

Познакомить детей с шахматной фигурой «конь». Место коня в начальной позиции. Ход коня, взятие.

16.«Шахматная фигура Конь» (продолжение темы)

Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «конь», вспомнить полученные знания на предыдущем занятии (место коня в начальной позиции, ход коня, взятие). Упражняться в ходе коня и во взятии. Учить детей правильно понимать и решать поставленную перед ними учебную задачу.

Февраль

17.«Шахматная фигура Конь» (игровая практика)

Закреплять полученные детьми знания о шахматной фигуре «конь» в игровой практике на шахматной доске; учить детей правильно взаимодействовать между фигурами в процессе выполнения игровых заданий, вспоминать и применять полученные знания о шахматных фигурах (ладье, слоне, ферзе) в процессе игры.

18.«Пешка»

Познакомить детей с «пешкой». Место пешки в начальном положении. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе.

19.«Шахматная фигура Пешка»

Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «пешка», вспомнить место в начальном положении, ход пешки, взятие, правило «взятие на проходе». Познакомить с новым понятием — «превращение пешки». Закреплять полученные знания с помощью дидактических игр-заданий.

20.«Шахматная фигура Король»

Познакомить детей с шахматной фигурой «король». Место короля в начальной позиции. Ход короля. Взятие.

Март

21.«Шахматная фигура Король»

Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «король», вспомнить знания, полученные на предыдущем занятии (место короля в начальной позиции, ход короля, взятие). Дать новое понятие — «контролируемое» поле. Закреплять полученные знания с помощью дидактических игр-упражнений: учить детей правильно понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

22.Тема: «Шах»

Познакомить детей с новым понятием «шах», тремя вариантами защиты от шаха. Учить находить позиции, в которых объявлен шах, в ряду остальных, где шаха нет. Закреплять новые знания посредством индивидуальных игр-заданий, учить детей правильно понимать поставленную задачу и самостоятельно ее решать.

23.«Шах и мат»

Вспомнить значение понятия «шах». Познакомить с новым понятием «мат». Учить находить позиции, в которых объявлен мат, в ряду остальных, где мата нет. Закреплять полученные знания посредством индивидуальных заданий, учить детей правильно понимать поставленную учебную задачу и самостоятельно ее решать.

24.«Ничья и пат»

Познакомить детей с новыми понятиями — «ничья» и «пат». Показать несколько вариантов шахматной игры, которые приводят к ничейной позиции.
Учить находить позиции, в которых есть пат, в ряду остальных, где пата нет. Закреплять полученные знания посредством индивидуальных заданий, учить детей правильно понимать учебную задачу и самостоятельно ее решать.

Апрель

25.«Рокировка»

Познакомить детей с новыми понятиями: «рокировка», «длинная и короткая рокировка». Познакомить с правилами рокировки. Закреплять полученные знания посредством дидактических игр-заданий.

26.«Шахматная партия»

Познакомить детей с новыми понятиями — «дебют», «миттельшпиль», «эндшпиль», «ценность фигур» (выгодный и невыгодный размен фигур или пешек). Учить детей во время шахматной игры действовать в соответствии с принятыми правилами поведения партнеров во время шахматной игры.

27.«Шахматная партия»

Продолжать знакомить детей с правилами ведения шахматной игры, показать несколько вариантов разыгрывания дебютов, закреплять полученные знания с помощью индивидуальных игр-заданий.

28.«Шахматная партия»

Продолжать знакомить детей с правилами ведения партии, с основными дебютными принципами, познакомить с новыми понятиями «ловушка», «детский мат».

Май

29.«Шахматные часы»

Познакомить детей с часами, которыми пользуются шахматисты во время партии. Познакомить с новыми понятиями: «шахматные» часы, «время, отведенное на партию», «контроль времени».

30.Шахматный досуг

Активизировать мыслительную и познавательную деятельность воспитывать интерес к игре в шахматы.

31.Шахматный карнавал

Создать у детей ощущение загадочности, неожиданности доставить радость от игры в шахматы; развивать умение сосредотачивать внимание на заданиях; активизировать мыслительную и познавательную деятельность воспитывать интерес к игре в шахматы; учить анализировать игру.



Предварительный просмотр:

G:\7.jpeg

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Шахматы – это не только популярная игра, но и действенное, эффективное средство интеллектуального развития детей. Поэтому так важно начинать учить детей с дошкольного возраста.

Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию логического мышления, суждений, умозаключений, учит ребёнка запоминать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности; вырабатывает умение вести точные и глубокие расчёты, требующие предприимчивости, дальновидности, смелости, хладнокровия, дерзости, настойчивости и изобретательности, фантазии, а также формируют волю.

Благодаря этой игре дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи в условиях дефицита времени, тренируют память, учатся самодисциплине.

Занимательный характер учебного материала позволяет привить детям интерес к шахматам. Решение большого количества систематизированных дидактических заданий способствует формированию способности действовать в уме.

Работа составлена с учетом интеграции образовательных областей:

«Познание», где дети учатся ориентироваться на ограниченной территории, располагать предметы в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение.

«Социализация», где дети закрепляют умения согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры. Развивают сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу.

«Коммуникация», где дети формируют умение вести диалог с воспитателем, со сверстниками, воспитывают культуру речевого общения.

«Чтение художественной литературы», у детей развивается интерес к художественной литературе, воспитывается чувство сострадания, сочувствия к героям книги, развивается чувство юмора.

«Художественное творчество», у детей формируется умение свободного владения карандашом при выполнении изображения, он упражняется в плавных поворотах руки при рисовании округлых линий, закрашивании изображения.

Программа рассчитана на детей 5-7 лет. В состав группы входит 8 детей. Предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятия: не более 30 минут. Группа сформирована по желанию детей и по рекомендации родителей и воспитателей.

Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 1 раз в год: в мае.

Шахматная игра дарит ребенку радость творчества и обогащает его духовно, одновременно являясь средством обучения, воспитания и развития. Важно, чтобы это средство было ненавязчивым, увлекательным, интересным. Только в этом случае оно будет полезным и эффективным.

В наше время очень актуально обучение игре в шахматы с самого раннего возраста, так как помогает детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

В основу педагогической разработки положен замысел развития креативного мышления у детей, что является новизной в педагогическом процессе.

Методологические положения носят неоднозначный характер. Обучаясь игре в шахматы, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной шахматной доски и фигур в волшебные. Что обогащает детскую фантазию. А изящество и красота отдельных ходов, шахматных комбинаций доставляет истинное удовольствие.

Цель: расширение кругозора детей, знакомство с древней игрой «шахматы», в процессе обучения игре в шахматы способствовать концентрации внимания, развитию логического мышления, памяти, внимания, наблюдательности, интереса к игре в шахматы.

Задачи:

Расширять кругозор детей, формировать умение вести диалог с воспитателем, со сверстниками;

Закреплять умение ориентироваться на плоскости, развивать логическое мышление, память, наблюдательность, внимание.

Развивать мелкую моторику рук, глазомер.

Воспитывать настойчивость, выдержку, волю, уверенность в своих силах, спокойствие.

Программа по обучению игре в шахматы максимально проста и доступна дошкольникам.

Важное значение при обучении имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания заданий, создание игровых ситуаций, использование шахматных дидактических игр и пособий.

Шахматы – это упорный и настойчивый труд, и в то же время игра тысячи радостей. Целесообразно, чтобы шахматная игра заняла определенное место в педагогическом процессе детских образовательных учреждений, поскольку она является действенным средством умственного развития и подготовки детей к школе.

Объем и реализация рабочей программы

Максимальная учебная нагрузка воспитанников составляет 33 часа.

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

 Реализация программы «Шахматы в детском саду» требует наличия кабинета

        Оборудование кабинета:

Дидактические игры для обучения игре в шахматы;

Наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов, тренировочные диаграммы, иллюстрации, фотографии);

Демонстрационные настенные магнитные доски с комплектами шахматных фигур;

Настольные шахматы;

Шахматные столы;

Шахматные часы;

Обучающие видео уроки по шахматам;

Стимуляторы игр;

Уголок «Шахматы» в старшей и подготовительной группах;

Родительский уголок «Шахматы».

        Технические средства обучения: автоматизированное рабочее место тренера (ПК, проектор, акустическая система, принтер).

 Планируемые результаты освоения программы

 Воспитанники должны:

Иметь представление о шахматной доске, ориентироваться на ней;

Различать и называть шахматные фигуры;

Правильно расставлять шахматные фигуры на шахматной доске в начальное положение;

Иметь представление об элементарных правилах игры;

Играть малым числом фигур;

Иметь представление об истории шахмат и выдающихся шахматистах;

Владеть основными шахматными терминами;

Правильно применять элементарные правила игры;

Иметь представление о некоторых тактических приемах.

Играть в парах.

 

ПРОГРАММА

Программой предусматривается 33 шахматных занятия (одно занятие в неделю). Учебный курс включает в себя шесть тем. На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи.

Программа разработана для воспитателей и родителей детей дошкольного возраста, каждое занятие обеспечивается применением доступных заданий по каждой теме.  

Распределение программного материала

 (Занятия 1–33)

Занятие 1. ШАХМАТНАЯ ДОСКА. Чтение и инсценировка дидактической сказки "Удивительные приключения шахматной доски". Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные. Чтение и инсценировка дидактической сказки "Котята-хвастунишки".

Занятие 2. ШАХМАТНАЯ ДОСКА. Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Дидактические задания и игры "Горизонталь", "Вертикаль".

Занятие 3. ШАХМАТНАЯ ДОСКА. Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре. Чтение и инсценировка дидактической сказки из книги И. Г. Сухина "Приключения в Шахматной стране" (М.: Педагогика, 1991. – с. 132–135) или дидактической сказки "Лена, Оля и Баба Яга" (читается и инсценируется фрагмент сказки; с. 3–14). Дидактическое задание "Диагональ".

Занятие 4. ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ. Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Просмотр диафильма "Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат". Дидактические задания и игры "Волшебный мешочек", "Угадайка", "Секретная фигура", "Угадай", "Что общего?", "Большая и маленькая",

Занятие 5. НАЧАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ. Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: "Ферзь любит свой цвет". Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Просмотр диафильма "Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат". Дидактические задания и игры "Мешочек", "Да и нет", "Мяч".

Занятие 6. ЛАДЬЯ. Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи. Взятие. Дидактические задания и игры "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь".

Занятие 7. ЛАДЬЯ. Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ладья против ладьи, две ладьи против одной, две ладьи против двух), "Ограничение подвижности".

Занятие 8. СЛОН. Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Легкая и тяжелая фигура.

Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь".

Занятие 9. СЛОН. Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (слон против слона, два слона против одного, два слона против двух), "Ограничение подвижности".

Занятие 10. ЛАДЬЯ ПРОТИВ СЛОНА. Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру". Термин "стоять под боем". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения), "Ограничение подвижности".

Занятие 11. ФЕРЗЬ, Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". Просмотр диафильма "Волшебные шахматные фигуры. Третий шаг в мир шахмат".

Занятие 12. ФЕРЗЬ. Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ферзь против ферзя), "Ограничение подвижности".

Занятие 13. ФЕРЗЬ ПРОТИВ ЛАДЬИ И СЛОНА. Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Выиграй фигуру". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ферзь против ладьи, ферзь против слона, ферзь против ладьи и слона, сложные положения), "Ограничение подвижности".

Занятие 14. КОНЬ. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура. Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь".

Занятие 15. КОНЬ. Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Игра на уничтожение" (конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух), "Ограничение подвижности".

Занятие 16. КОНЬ ПРОТИВ ФЕРЗЯ, ЛАДЬИ, СЛОНА. Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Игра на уничтожение" (конь против ферзя, конь против ладьи, конь против слона, сложные положения), "Ограничение подвижности".

Занятие 17. ПЕШКА. Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки. Дидактические задания "Лабиринт", "Один в поле воин".

Занятие 18. ПЕШКА. Дидактические игры "Игра на уничтожение" (пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух, много пешечные положения), "Ограничение подвижности".

Занятие 19. ПЕШКА ПРОТИВ ФЕРЗЯ, ЛАДЬИ, КОНЯ, СЛОНА. Дидактические задания "Перехитри часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", Дидактические игры "Игра на уничтожение" (пешка против ферзя, пешка против ладьи, пешка против слона, пешка против коня, сложные положения), "Ограничение подвижности".

Занятие 20. КОРОЛЬ. Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". Дидактическая игра "Игра на уничтожение" (король против короля). Чтение и инсценировка сказки "Лена, Оля и Баба Яга".

Занятие 21. КОРОЛЬ ПРОТИВ ДРУГИХ ФИГУР. Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (король против ферзя, король против ладьи, король против слона, король против коня, король против пешки), "Ограничение подвижности".

Занятие 22. ШАХ. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Дидактические задания "Шах или не шах", "Дай шах", "Пять шахов", "Защита от шаха".

Занятие 23. ШАХ. Открытый шах. Двойной шах. Дидактические задания "Дай открытый шах", "Дай двойной шах". Дидактическая игра "Первый шах".

Занятие 24. MAT. Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Дидактическое задание "Мат или не мат".

Занятие 25. MAT. Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой (простые примеры). Дидактическое задание "Мат в один ход".

Занятие 26. MAT. Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание "Дай мат в один ход".

Занятие 27. НИЧЬЯ, ПАТ. Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание "Пат или не пат".

Занятие 28. РОКИРОВКА. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание "Рокировка".

Занятие 29. ШАХМАТНАЯ ПАРТИЯ. Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра "Два хода"

Занятие 30. ШАХМАТНАЯ ПАРТИЯ. Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения.

Занятие 31. ШАХМАТНАЯ ПАРТИЯ. Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения.

3анятия 32, 33. Повторение программного материала, игра в шахматы с компьютером, праздник «В Королевстве шахматных фигур»

К концу учебного года дети должны знать:

Шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

Названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;

Правила хода и взятия каждой фигуры.

К концу учебного года дети должны уметь:

Ориентироваться на шахматной доске;

Играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

Правильно помещать шахматную доску между партнерами;

Правильно расставлять фигуры перед игрой;

Различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

Рокировать;

Объявлять шах;

Ставить мат;

Решать элементарные задачи на мат в один ход.

Тематическое планирование

№ п/п

Название темы

Основная деятельность

1

Шахматная доска

Чтение и инсценировка

Дидактической сказки «Удивительные приключения шахматной доски».

Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске.
Шахматная доска и шахматные поля квадратные. Чтение и инсценировка дидактической сказки «Котята-хвастунишки».

2

Шахматная доска

Расположение   доски между партнерами.      

Горизонтальная      линия. Количество полей в     горизонтали. Количество   горизонталей    на    доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали.   Количество   вертикалей   на доске.   Чередование   белых и   черных полей в горизонтали и вертикали.  Дидактические задания и игры «Горизонталь». «Вертикаль».

3

Шахматная доска

Диагональ.  Отличие    диагонали    от горизонтали   и   вертикали.   Количество полей   в   диагонали    Большая   белая   и большая   черная   диагонали.   Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре. Чтение и инсценировка дидактической сказки из книги И. Г Сухина «Приключения в Шахматной стране» (М: Педагогика, 1991—С. 132—135) или дидактической
сказки «Лена, Оля и Баба Яга» (читается
и инсценируется фрагмент сказки; с. 3-
14). Дидактическое задание «Диагональ».

4

Шахматные фигуры

Белые и черные.

 Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Просмотр диафильма «Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат». Дидактические задания и игры «Волшебный мешочек», «Угадай-ка», «Секретная фигура». «Угадай», «Что общего?», «Большая и маленькая».

5

Начальное положение

Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: «Ферзь любит свой цвет». Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур.        Просмотр диафильма «Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат». Дидактические задания и игры «Мешочек», «Да и нет», «Мяч».

6

Ладья

Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи. Взятие. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых».     «Один     в     поле     воин». «Кратчайший путь»

7

Ладья

Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Зашита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ладья против ладьи, две ладьи против одной, две ладьи против двух). «Ограничение подвижности».

8

Слон

Место слона в начальном положении. Ход    слона, взятие. Белопольные и чернопольные   слоны.   Разноцветные   и одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигура Дидактические задания «Лабиринт». «Перехитри     часовых». «Один в поле воин», «Кратчайший путь».

9

Слон

Дидактические игры: «Захват контрольного поля»,    

 «Защита     контрольного поля», «Игра   на уничтожение» (слон против слона, два слона против одного, два слона против двух). «Ограничение подвижности».

10

Ладья против слона

Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых». «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие». «Зашита». «Выиграй
фигуру». Термин «стоять под боем» Дидактически игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного        поля». «Игра на уничтожение» (ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения), «Ограничение подвижности».

11

Ферзь

Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь — тяжелая фигура. Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». Просмотр диафильма

12

Ферзь

«Волшебные      шахматные      фигуры. Третий шаг в мир шахмат».

Дидактические игры: «Захват контрольного поля», «Защита контрольного
поля», «Игра на уничтожение» (ферзь
против        ферзя), «Ограничение подвижности».

13

Ферзь против ладьи и слона

Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Выиграй фигуру». Дидактические        игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ладьи, ферзь против слона, ферзь против ладьи и слона, сложные положения), «Ограничение подвижности»

14

Конь

Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь — легкая фигура.  Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».

15

Конь

Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня
против двух), «Ограничение подвижности».

16

Конь против ферзя, ладьи, слона

Дидактические задания: «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру» - Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против ферзя, конь против ладьи, конь против слона, сложные положения), «Ограничение подвижности».

17

Пешка

Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки. Дидактические задания «Лабиринт», «Один в поле воин».

18

Пешка

Дидактические игры «Игра на уничтожение» (пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух, многопешечные положения), «Ограничение подвижности».

19

Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона.

Дидактические задания «Перехитри часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита». Дидактические игры «Игра на
уничтожение» (пешка против ферзя, пешка против ладьи, пешка против слона, пешка против коня, сложные
положения), «Ограничение подвижности».

20

Король

Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». Дидактическая игра «Игра на уничтожение» (король против короля). Чтение и инсценировка сказки «Лена, Оля и Баба Яга».

21

Король против других фигур

Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие». Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (король против ферзя, король против ладьи, король против слона, король против коня, король
против пешки), «Ограничение подвижности».

22

Шах

Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Дидактические задания «Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов», «Защита от шаха».

23

Шах

Открытый шах. Двойной шах. Дидактические задания «Дай открытый шах», «Дай двойной шах». Дидактическая игра «Первый шах».

24

Мат

Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Дидактическое задание «Мат или не мат».

25

Мат

Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой (простые примеры). Дидактическое задание «Мат в один ход».

26

Мат

Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание «Дай мат в один ход».

27

Ничья, пат.

Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание «Пат или не пат».

28

Рокировка

Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание «Рокировка».

29

Шахматная партия

Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра «Два хода».

30

Шахматная партия

Самые общие       рекомендации   о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми      фигурами      из      начального положения.

31

Шахматная партия

Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами      из      начального положения

32 - 33

Повторение программного материала

Проведение шахматного праздника «В королевстве шахматных фигур»

Литература:

Гришин В., «Малыши играют в шахматы» Г 85 Просвещение, 1991.- 158с.:

Гришин В. «Шахматная азбука» М. Издательство "Физкультура и спорт". 1972. 59, [1] с., с цв. рис. в тексте. Тираж 200 000 экз. 29,1 х 21,9. В издат. илл. обл.

Сухин И. Удивительные приключения шахматной доски. Издательство: Феникс (2004 г.) 320 стр.

Сухин И. Приключения в Шахматной стране. Издательства: АСТ, Астрель (2008 г.) 287 стр.

Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа, 1994.

Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Звёздочка»

Семинар-практикум «Шахматный мир»

Выполнила:

Мелентьева Е.В.,

воспитатель первой квалификационной категории

пгт. Игрим, 2018

В рамках программы «Десятилетия Детства в Югре» 13 декабря 2018г. под руководством воспитателя Мелентьевой Е.В. организован семинар практикум для педагогов ДОУ по обучению дошкольников игре в шахматы. Более подробно раскрыта теоретическая часть на слайдах в презентации: «История возникновения шахмат». Педагоги самостоятельно расставляли фигуры и закрепляли методы обучения детей игре в свободной деятельности. Всем присутствующим были подготовлены памятки по обучению иге в шахматы. Будем надеяться, что игра в шахматы станет для воспитанников увлекательной и занимательной. C:\Users\Elena\Desktop\елка фото\P1020825.JPG

C:\Users\Elena\Desktop\елка фото\P1020819.JPG

C:\Users\Elena\Desktop\елка фото\P1020823.JPG


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация «Шахматный мир» МБДОУ детский сад «Звёздочка» Подготовила: Мелентьева Е.В., воспитатель первой квалификационной категории

Слайд 2

Вступление Почему мы решили выбрать темой нашего проекта - шахматы? Видимо потому, что эта игра – одна из самых увлекательных, развивающих и познавательных игр. Но в то же время, как ни обидно, а «мода» на эту прекрасную игру, можно сказать, настоящее искусство и отличную тренировку мысли, прошла! Сменилась более новыми, возможно, куда более прогрессивными и не менее интересными увлечениями. Но поскольку шахматы всегда были и остаются, на наш взгляд, самой интеллектуальной игрой всех времён и народов, а всё меньше и меньше людей имеют о ней должное представление, хотелось бы посвятить нашу презентацию именно им.

Слайд 3

История возникновения Шахматы (от перс. «шах мат» - властитель умер) – игра 32 фигурами на 64-клеточной доске для двух партнёров. Цель – поставить мат королю противника. Родина шахмат – Индия. На Руси шахматы появились в 9-10 веках. Эта игра также сочетает в себе элементы науки, искусства и спорта. Способствует развитию фантазии и концентрации внимания, воспитанию характера и воли, приучает логически мыслить. По свидетельству археологических раскопок – игры, связанные с передвижением фишек на доске, были известны ещё в 3-4 веках до н.э. Несмотря на яростное сопротивление первоначально мусульманской, затем и христианской церкви, приравнявшей шахматы к азартным играм в кости, шахматы постепенно становились одной из популярных игр не только среди феодальной знати, но и в народе.

Слайд 4

Правила игры Шахматная партия играется между двумя партнёрами, которые поочерёдно перемещают фигуры на квадратной доске, названной «шахматной». Тот, кто имеет белые фигуры, начинает партию. Игрок получает право хода, когда его партнёр сделал ход. Цель каждого игрока – атаковать короля таким образом, чтобы партнёр не имел никаких возможных ходов, которые позволяют избежать «взятия» короля на следующем ходу. Об игроке, который достиг этой цели, говорят что он поставил мат королю партнёра и выиграл партию. Партнёр, королю которого был поставлен мат, проиграл партию. Если партия такова, что никто из партнёров не может поставить мат, партия заканчивается вничью.

Слайд 5

Если слон на белом поле встал вначале, (не забудь!) Он другой не хочет доли – знает только белый путь. А когда на поле чёрном слон стоит, вступая в бой, Ходит правилам покорный, чёрной тропкой – слон такой. До конца игры слоны - цвету одному верны.

Слайд 6

Видимо, ладья упряма, если ходит только прямо, Не петляет – прыг да скок, не шагнёт наискосок. Так от края и до края может двигаться она Эта башня боевая, неуклюжа, но сильна. Шаг тяжёлый у Ладьи, в бой её скорей веди!

Слайд 7

Ферзь в шахматах, можно сказать чемпион, И шаг у Ферзя широк. Ферзь может ходить как Ладья и как Слон И прямо и наискосок. Направо, налево, вперёд и назад… А бьёт он и вдаль и в упор. И, кажется, будто Ферзю тесноват, Доски чёрно-белый простор. Ферзь очень опасен вблизи и вдали – Ты больше внимания Ферзю удели.

Слайд 8

Пешка, маленький солдат, лишь команды ждёт, Чтоб с квадрата на квадрат двинуться вперёд. На войну, не на парад, Пешка держит путь. Ей нельзя пойти назад, в сторону свернуть. Чтоб в борьбу вступить скорей, в рукопашный бой. Первым ходом можно ей сделать шаг двойной. А потом вперёд, вперёд, за шажком шажок. Ну, а как же Пешка бьёт? Бьёт наискосок!.

Слайд 9

Король любит гладкий, расчищенный путь: В любую он сторону может шагнуть, Однако легко ты заметишь дружок, Что в силах он сделать не шаг, а шажок. Всего одно поле – вот шага длина, Не очень проворен Король – старина. Зато начеку королевская рать – Задача её – Короля охранять. Ведь если б Король беззащитный погиб. Фигуры войну продолжать не могли б. Запомни: Король всех главней, всех важней, Нет в Шахматном войске важнее вождей.

Слайд 10

Не мила Коню неволя, перед ним простор широк. Очень ловко на два поля совершает Конь прыжок, Замечательный прыжок: поле – прямо, поле – вбок.

Слайд 11

Законченная партия Партия выигрывается игроком, который поставил мат королю партнёра. Это немедленно заканчивает игру, если матовая позиция была достигнута возможным ходом. Партия считается закончившейся вничью по соглашению партнёров и в том случае, если возникала одинаковая позиция трижды. Партия также выигрывается игроком, партнёр которого заявляет, что он сдаётся. Это немедленно заканчивает игру.

Слайд 12

Вот посмотрите некоторые изображения Это «космические шахматы» А это фарфоровые шахматы

Слайд 13

Надеюсь вам понравилось увлекательное путешествие в шахматный мир. До встречи.

Слайд 14

Материалы: http : //chess http : //www.bs-chess.com http : //suvenir-2003.narod.ru/prod02.htm http : //www.pc.com.ua/art/rus/galery Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Ханты-Мансийский автономный округ
Муниципальное образование «Березовский район»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Звёздочка»

Турнир «Юный шахматист»

2018-03-29_135736.jpg

                                                                                               

Подготовила:

Мелентьева Е.В.,

                                                   воспитатель первой квалификационной категории

пгт. Игрим

В рамках плана мероприятий «Десятилетия детства» в 2018-2020г. «Шахматное образование «в ХМАО-Югре в нашем детском саду состоялся Шахматный турнир «Юный шахматист».

В турнире приняли участие ребята подготовительной группы детского сада и ученики начальной школы: Буков Павел и Ветчинкин Дмитрий. В МБОУ СОШ имени Г.Е. Собянина ребята посещают шахматный кружок.

Гости показали хорошее знание комбинаций и ходов. Все с большим интересом наблюдали за игрой. Задавали вопросы и подсказывали выгодные ходы. Самых активных игроков поощрили «хваленками». Все получили много новых впечатлений.

2018-03-29_135725.jpg