развитие художественного творчества дошкольников
статья на тему

Фирсова Светлана Анатольевна

Я, Фирсова Светлана Анатольевна работаю по данной теме 3 года.

  Выбор данной  темы  посвящен проблеме целенаправленного  и активного воздействия на развитие художественных способностей детей возник не случайно. Я  проектировала его с учетом современных социально – культурных запросов, ФГОС, накопленного опыта реализации программы, проблемных моментов в моей практике, интересов и возможностей детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx22.15 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ ЛОПАНДИНСКИЙ Д/С №1

Опыт работы по теме:

« Развитие художественного творчества дошкольников»

Я, Фирсова Светлана Анатольевна работаю по данной теме 3 года.

  Выбор данной  темы  посвящен проблеме целенаправленного  и активного воздействия на развитие художественных способностей детей возник не случайно. Я  проектировала его с учетом современных социально – культурных запросов, ФГОС, накопленного опыта реализации программы, проблемных моментов в моей практике, интересов и возможностей детей.

Известно, что детское творчество – явление уникальное. В творческой деятельности детей принимают участие ум, (знания, мышление, воображение ), характер ( смелость, настойчивость), чувство( любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности я   воспитываю у ребенка для того, чтобы успешно развивать в нем творчество. Обогащаю ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями –  даю обильную пищу для творчества детей. Учу их внимательно присматриваться, быть наблюдательными – значит сделать их представления ясными, более полными. Это помогает детям ярче воспроизводить в своем творчестве виденное ими.

 В своей работе я  опиралась на методические разработки Ю.В. Рузановой «Развитие моторики рук у дошкольников в нетрадиционной изобразительной деятельности», программу художественного воспитания обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А. Лыковой, опыт работы  Е.Н.Черниченко «Ступеньки творчества».

 Целью моего опыта является  приобщение детей к миру прекрасного, развитие художественных способностей детей дошкольного возраста.

Для решения поставленной цели были определены следующие задачи:

 1. Развивать эстетическое восприятие (учить видеть разнообразие и красоту формы предметов, сочетание цветов)

2. Развивать образное мышление (можно выделить наглядно-действенное, наглядно-образное, логическое мышление и его свойства: анализ, синтез, умение сравнивать)

3. Развивать воображение, без которого невозможна ни одна художественно-творческая деятельность и которое развивается на основе воспринимаемых образов.

4. Сформировать технические навыки рисования.

5. Формировать устойчивый интерес к художественному творчеству.

6. Знакомить с многообразием продуктивных видов деятельности (с разными видами аппликации, квиллингом, пластилинографией, мозаичным оригами , бумагопластикой, нетрадиционным  рисованием, с природным материалом и др.)

7. Формировать эмоциональное отношение к предметам эстетического характера, эмоциональное отношение к художественной деятельности -важный фактор формирования у детей творческих способностей и эстетического воспитания.

8. Развивать мелкую моторику рук, координации движений.

9.Прививать навыки работы в группе и культуру труда.

10. Воспитывать самостоятельность, целеустремленность, волевые качества.

11. Вовлечь родителей в совместную творческую деятельность, формировать их компетентность в области детского художественного творчества.

12. Формировать у детей позицию художника - творца, поддержка проявления самостоятельности, инициативности, индивидуальности, рефлексии, активизировать творческие проявления в процессе приобщения к искусству и собственной  деятельности в ходе создания выразительного оригинального образа, творческого экспериментирования с изобразительными материалами, применения способов создания по собственной инициативе и в новых условиях, использование разнообразных изобразительных техник и их сочетаний.

 В основу моего опыта педагогической деятельности легли принципы, направленные на личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию:

1. Принцип развивающего взаимодействия педагога  и ребёнка, как содействия развитию другого и тем самым саморазвитию.

2. Принцип воспитывающего обучения перекликается с предыдущим. Основной задачей воспитания и обучения в изобразительной деятельности выделяют развитие творческих способностей детей.

3. Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, воспитательной, развивающей. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать, делается акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач; стимулируют к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность.

4. Принцип гуманизации, сотрудничества, партнерства

предполагает уважительное отношение к мнению ребенка, поддержку его инициативы, видение в ребенке целенаправленного партнера.

5. Принцип дифференциации, учета индивидуальности

Художественное творчество предполагает проявление и развитие индивидуальности. Создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения изобразительной деятельности с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им индивидуального опыта, особенностями его эмоциональной и познавательной сферы.

6. Принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с семьёй, а также при перспективном планировании с учётом взаимосвязи всех видов изобразительной деятельности.

 В начале  работы над темой я изучила имеющиеся методические разработки по данной проблеме исследования: Ю. В. Рузанова «Развитие моторики рук у дошкольников в нетрадиционной изобразительной деятельности», программу  художественного воспитания обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И. А. Лыковой,  опыт работы «Ступеньки творчества» автора Е.Н.Черниченко,  «Природа и художник» Т.А.Копцевой, Комарова Т.С. «Изобразительное творчество дошкольников в детском саду»,  примерную общеобразовательную программу «От рождения до школы» под редакцией Н.Вераксы, систематизировала полученные знания. Проанализировала материально – технические возможности оснащения группы необходимым оборудованием и материалами, провела мониторинг освоения детьми образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».  С целью выявления особенностей художественно – творческого развития и развития изобразительной деятельности дошкольников  была разработана диагностика, взятая за основу авторов Т.С.Комаровой и Т.Г.Казаковой. Основные методы, применяемые для диагностики – это наблюдение за  деятельностью детей, анализ продуктов творчества, беседа.

 Свою работу разделила на этапы, где на каждом возрастном периоде были поставлены свои задачи.

 Подготовительным этапом развития художественно-творческих способностей являлась работа с детьми   средней группы, в ходе которой они знакомились с разными изоматериалами и работой с ним, начали работу по освоению простых нетрадиционных техник рисования, а также знакомила их с видами бумаги (картоном, тонкой бумагой, цветной, гофрированной, калькой, бархатной, вощёной, глянцевой, и т.д.).  Для детей среднего возраста главным было создание условий для творческой работы, научить работать с изоматериалами.        

  В старшей группе   творчески подошли  к работе, я  создавала условия для творчества в самостоятельной и совместной деятельности детей по использованию разнообразных материалов. Продолжалась работа с красками бумагой, детьми использовались нетрадиционные способы и приемы рисования, лепки уже с усложнением. Помимо использования бумаги широко применяли  бросовый и декоративный  материал. Благодаря фантазии и изобретательности, дети создавали  удивительные самоделки из него. В дело шли  баночки, коробочки, катушки, крышки, пробки, упаковки. Всё это  помещалось   в большой коробке, которую можно в любой момент достать и найти там все необходимое.

 В подготовительной группе дети обучались новым способам деятельности, проявляли свою фантазию и самостоятельность, создавали много коллективных работ.  Все групповое пространство  способствует формированию у детей устойчивого интереса к продуктивной деятельности, развитию продуктивно-творческих способностей, формированию  навыков трудолюбия. С детьми подготовительного возраста создавались поделки из салфеток,  круп,  мозаичного оригами,  из фантиков по принципу бумажной пластики. Фантик и салфетка у нас получили вторую жизнь. Из салфеток дети сделали разные фрукты и овощи, цветы. Замечательные картины были выполнены из кофейных зерен путем их приклеивания. Используя технологию квиллинга,  выполнили  разные коллективные композиции «Рябиновая гроздь», «Нарциссы», «Ландыши», «Первоцветы». Получение результата становиться для ребенка критерием, по которому он может судить о себе, своих возможностях. Если результат успешен, ребенок утверждается в своих возможностях, начинает верить в свои силы, уверенно берется за новую, более сложную работу. Поэтому в работе  подбирались посильные по объему и сложности выполнения различные задания, чтобы у ребенка не пропал интерес к деятельности, чтобы он не разочаровался в своих возможностях. Все это выполняется для поддержания у него уверенности в своих силах, одобряя и поощряя настойчивость, терпение, желание довести работу до конца.

 Полученные знания дети закрепляют и осуществляют  через создание игровых образовательных ситуаций, на одних - дети погружаются в мир красоты, открывают для себя красоту окружающего мира, природы, предметов искусства, знакомятся с жанрами искусства (портрет, натюрморт, пейзаж), например, «Мир натюрморта», «Секреты художника портретиста», «Как цвет помогает понять настроение картины?»; на других – усваиваивают новые способы действий с материалами, экспериментировали с цветом, с разными фактурами «Можно ли рисовать без красок? », «Как слепить бусы из муки?».  В совместной игровой деятельности  я создаю  образовательные ситуации для того, чтобы заинтересовать детей, ставлю  перед ними игровые проблемы, провожу постановку игровой проблемы, игровой мотивации (кому- нибудь помочь, исправить чьи – то ошибки).  Вместе с детьми мы рассматриваем произведение искусства и обсуждаем его, после чего дети самостоятельно выбирают материал и переходят к изготовлению творческого задания, затем мы обыгрываем ситуацию,  и она плавно перетекает в игру. Вместе с детьми мы можем отправиться в путешествие или в сказку, по дороге выполняя творческие задания, помогая различным персонажам.

 Очень любят дети экспериментировать  с изобразительными материалами и техниками. Для них я проводила игры,  эксперименты  по смешиванию цветов, опыты с фактурными отпечатками, опыты с бумагой, рисование соком овощей и фруктов. Также в своей работе я использовала нетрадиционные техники  изображения. Это ладонная, пальчиковая, пластилиновая  живопись, рисование цветным песком, крупами, карандашными опилками,   кляксография, ниткография  и другие. Данные техники не только стимулируют творчество, вызывают интересные ассоциации у детей, но и  вызывают желание творить дальше. Очень нравится детям лепить из соленого теста, сочетать разные по фактуре материалы (вату, бумагу, бумажные салфетки, природный материал), использовать пищевой материал (крупы, макароны, яичную скорлупу). Проводила такие ситуации,  как «Прятки в отпечатке» - дети отгадывали, на что похож отпечаток ладони, и предлагала дорисовать до какого – либо образа; «Семейка медвежат» - предлагала детям трафареты медвежат и просила одеть каждого в свой наряд, наклеить разные материалы (нитки, салфетки, ватные шарики). А также в создании творческой работы  предлагала сочетать рисование с  аппликацией, лепку с аппликацией. На 8 марта и 23 февраля дети рисовали портреты папы и мамы, а украшали портрет при помощи аппликации. У своих детей я формировала мотив - стремление выполнить изображение по-своему, «не так как другие», и затем на этой основе еще более высокий мотив – потребность, желание, стремление заняться творческой деятельностью.

 В свое свободное время я изучаю новинки изобразительной деятельности, экспериментирую с различными материалами, внедряю их в практику моих воспитанников. Занимаюсь вытынанками, изготовлением картин с помощью кофейных зерен, мозаичного оригами .

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, хочется сказать следующие слова: А. Довженко «Одобряйте и окрыляйте, воодушевляйте творческие начинания, чтобы потрясать, надо самому быть потрясенным и сердце свое держать высоко».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая проектная работа по вариативному модулю: «Развитие художественного творчества детей дошкольного возраста на тему: Новейшие педагогические технологии в обучении дошкольников» Составила: воспитатель Гомерова Татьяна Валерьевна

Мир детства светлый и огромный, со своими законами познания мира, языком общения. И роль рисования внём огромна. Каждая минута, час, день приносят деням много нового, интересного, радостного. Рисовать...

Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности для развития художественного творчества дошкольников.

В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация, конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений...

"Роль детских впечатлений в развитии художественного творчества дошкольника"

В предлогаемой статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественым творчеством дошкольников. Статья предназначина для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста....

Развитие художественного творчества дошкольников

Использование нетрадиционных техник рисования в студийно-кружковой работе со старшими дошкольниками...

«Взаимодействие педагога и семьи в процессе социализации и развитии художественного творчества дошкольника"

Презентация о взаимодействии педагога и родителей в процессе социализации и развитии художественного творчества....

Развитие художественного творчества дошкольников.

Творческий процесс в изобразительной деятельности предполагает создание детьми художественно-выразительных образов доступными им изобразительными средствами. Процесс изображения предметов детьми при р...

Нетрадиционные техники рисования в развитии художественного творчества дошкольников.

Филиал МКДОУ  «Сказка» - детский сад комбинированного вида «имени Н.К.Крупсккой"Нетрадиционные техники рисования в развитии художественного творчества дошкольников Орг...