"Роль детских впечатлений в развитии художественного творчества дошкольника"
консультация на тему

Терентьева Наталья Анатольевна

В предлогаемой статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественым творчеством дошкольников. Статья предназначина для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль детских впечатлений в развитии

художественного творчества дошкольников

      Органы чувств новорожденного ребенка начинают функционировать с момента его рождения. Ребенок растет, его зрение, слух, обоняние, осязание, вкус развиваются вместе с ним и ежедневно помогают малышу узнавать все больше нового и интересного. Вся жизнь ребенка связана с бесконечным ощущением и восприятием окружающего мира, с его красками, формами, звуками и т.п.

      Ощущение дает ребенку сведения о том, что его окружает, это -  психический процесс, заключающийся в отражении различных свойств предметного мира при их воздействии на органы чувств. Восприятие -  процесс более сложный. Это -  целостное отражение объектов и явлений окружающего мира. Многие ученые считают, что генетически ощущения первичны, а восприятия вторичны, но при этом они переплетены в одно целое. Процесс ощущений и процесс восприятия заключены в систему анализа и синтеза. Оба процесса существуют взаимно, то есть дополняют друг друга. С помощью своих ощущений и восприятий человек осознает мир, который объективно существует вне человека, но ощущается и воспринимается им субъективно. С помощью ощущений и восприятий дети получают впечатления, которые становятся затем материалом для дальнейших познавательных и мыслительных процессов. Чем больше дети получают впечатлений, тем с большим интересом они начинают относиться к окружающему их миру. Малыши стараются осмыслить полученные впечатления, удержать их в памяти и поделиться ими со всеми людьми. Художественное творчество помогает детям в этом как нельзя лучше!

     В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста.  

      Дети и творчество – понятия неразделимые! Малыши любят рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, конструировать, получая возможность передать то, что их взволновало, что им понравилось, что вызвало у них интерес. Формирование творческой личности - одна из наиболее важных задач в воспитании ребенка. В процессе художественного творчества дошкольники испытывают целую гамму чувств: радуются созданному красивому изображению, огорчаются, если что-то не получается, стремятся преодолеть трудности или пасуют перед ними. Углубляются представления малышей об окружающем мире, они осмысливают качества предметов, запоминают их характерные особенности и детали, овладевают изобразительными навыками и умениями, учатся осознанно их использовать. Если присмотреться, то заметно, что полученные ранее детьми впечатления отражаются в их художественном творчестве, но в то же время в процессе создания продуктов художественного творчества дети получают новые впечатления. Таким образом, можно сказать, что взаимосвязь впечатлений и художественного творчества дошкольников создает непрерывный процесс познания окружающего мира!

      Художественное творчество, включающее рисование, лепку и аппликацию, является одним из самых интересных видов деятельности детей дошкольного возраста. Художественное творчество позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Вместе с тем художественное творчество имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового, умственного развития детей.

     В каждом человеке заложена творческая искра. У одних людей она развита лучше, у других хуже. Для развития творческих способностей детей необходимо грамотное руководство со стороны взрослых. Одной из ключевых частей творчества является воображение, которое заключается в способности придумывать новые образы, новые решения, новые задачи. В зависимости от самостоятельности и оригинальности образов воображение бывает воссоздающим и творческим. В воссоздающем воображении ведущую роль играют образы памяти. Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов. В детском художественном творчестве оба эти вида воображения тесно переплетаются, задача педагогов – помочь ребенку научиться использовать их в полной мере, развить творческие способности каждого малыша. Лучшим способом для достижения этого являются детские впечатления! Помогите детям получить их как можно больше!

      Несколько советов для воспитателей ДОУ и родителей – как с помощью детских впечатлений развить художественное творчество дошкольников:

1. Обогащайте жизненный опыт дошкольников – читайте сказки, стихи и художественные рассказы, рассматривайте иллюстрации в книгах. Обсуждайте прочитанное с детьми. Поощряйте детское сочинительство, это способствует развитию воображения!

2.   Ходите с дошкольниками в театры, музеи, ездите на экскурсии и т.д. Заранее продумывайте маршруты, темы для обсуждений, интересные детям. Выслушайте внимательно все впечатления от поездки каждого ребенка, обсудите их с ними, задавая наводящие вопросы!

3.  Воображение формируется в процессе творческой переработки жизненных впечатлений. Учите детей рисовать, лепить все то, что они видели, рассказывать обо всем, что они пережили. Но в то же время поощряйте рисунки и лепку по замыслу. При необходимости обсудите вместе с ребенком задуманный сюжет, помогите мысленно увидеть задуманное. Возможно, фантазия переплетется с действительностью, и это – замечательно!

      Уважаемые взрослые! Успешный человек – всегда творчески одаренная личность. Помогите детям вырасти именно такими! Это нетрудно, просто помогите малышам накопить за детские годы как можно больше разнообразных ярких положительных впечатлений!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности для развития художественного творчества дошкольников.

В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация, конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений...

Роль технологии ТРИЗ в развитии художественного творчества детей дошкольного возраста

Как максимально увеличить эффективность основной образовательной программы? Автор статьи раскрывает положительные стороны ТРИЗ....

Развитие художественного творчества дошкольников

Использование нетрадиционных техник рисования в студийно-кружковой работе со старшими дошкольниками...

«Взаимодействие педагога и семьи в процессе социализации и развитии художественного творчества дошкольника"

Презентация о взаимодействии педагога и родителей в процессе социализации и развитии художественного творчества....

Развитие художественного творчества дошкольников.

Творческий процесс в изобразительной деятельности предполагает создание детьми художественно-выразительных образов доступными им изобразительными средствами. Процесс изображения предметов детьми при р...

развитие художественного творчества дошкольников

Я, Фирсова Светлана Анатольевна работаю по данной теме 3 года.  Выбор данной  темы  посвящен проблеме целенаправленного  и активного воздействия на развитие художественных способно...

Нетрадиционные техники рисования в развитии художественного творчества дошкольников.

Филиал МКДОУ  «Сказка» - детский сад комбинированного вида «имени Н.К.Крупсккой"Нетрадиционные техники рисования в развитии художественного творчества дошкольников Орг...