Развитие цветовосприятия у детей дошкольного возраста
статья на тему

Черевко Татьяна Григорьевна

1. Определение, характеристики, группы, свойства цветовосприятия

2. Особенности развития цветовосприятия у детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие цветовосприятия у детей дошкольного возраста.

Цвет играет важную роль в жизни человека. Исторически цвет использовался вначале в качестве простого связующего средства между объектами, затем знака-символа и в последнее время — системы языкового характера. При определении смысла и значения цвета всегда учитывались конкретные исторические условия. Сначала человек увидел, что горящие и нагретые предметы краснеют, далекие предметы в воздушном пространстве — голубеют, а позже понял, что из всех цветов синий самый далекий, а красный — самый теплый. Становление цветовой знаковой системы протекало неразрывно с развитием художественной культуры, поэтому проанализировать ее и особенно понять символику значения цвета изолированно от человеческой истории и культуры невозможно.

В работах А.А. Криулиной, Л.Н. Мироновой, Г.Пойгнер отмечено, что все существующие цвета в природе принято делить на две группы: хроматические (цветные, окрашенные) — все цвета и оттенки спектра и ахроматические (бесцветные) — белый, черный и все переходы серого.

Хроматические цвета имеют три основных свойства:

Цветовой тон — основная характеристика цвета, определяющая оттенок цвета (красный, зеленый, желто-зеленый). Цветовых тонов существует значительно больше, чем для них придумано названий. Развитый человеческий глаз способен различать до 360 оттенков цвета.

Светлота (тон, светосила цвета) — это большая или меньшая близость к белому цвету. Чем дальше от темного, тем большую светлоту имеет цвет. Светлота — качество, присущее как хроматическим, так и ахроматическим цветам. Любой хроматический цвет по светлоте может быть сопоставлен с ахроматическим.

Насыщенность (интенсивность цвета, цветосила) — это степень отличия хроматического цвета от равного ему по светлоте серого цвета. Цвет наибольшей насыщенности — это чистый цвет, т.е. цвет без примеси других цветов.

Восприятие цвета зависит от освещения. Свет и цвет неразделимы. Без света нет и цвета. Цвет есть ощущение, вызываемое светом. Благодаря свету человек различает форму и цвет предметов. Цвет — мощное средство эмоционального воздействия на человека. В работах В.С.Лобзина, М.М.Решетникова отмечено, что восприятие цвета зависит от индивидуальных особенностей зрения, настроения, темперамента, уровня эстетического вкуса человека. Гете называл цвет «продуктом света, продуктом, вызывающим эмоции», считая, что «свет—цвет—эмоции» являются звеньями одной цепи. Так, черный цвет ассоциируется с тяжестью, белый и голубой — с чем-то легким, праздничным; освещенная лампой под красным абажуром комната кажется более теплой, но если сменить цвет абажура на синий, то люди начнут ежиться, словно повеяло прохладой. Это свидетельствует о том, что мозг каждого из нас не только «создатель» цвета, но и его подчиненный. Также Гете, рассматривая один и тот же пейзаж через цветные стекла, отмечал, что испытывает различные впечатления: через желтое стекло — глаз радуется и воспринимает тепло, через красное — создается впечатление грубого насилия, через синее — ощущаются грусть, печаль и уныние, фиолетовое — отдает невыносимой тоской, оранжевое — ощущается радость, пурпурное — ужас, зеленое — покой.

Различные цвета вызывают у человека неодинаковое настроение: светлые — лирическое, яркие — приподнятое, темные и тусклые — угнетенное, а пестрота и дисгармония красок раздражают. Цвета зелено-голубые, зелено-желтые различных оттенков считаются наиболее благоприятными для зрения, успокаивающими. Л.П.Григорьева, О.Г.Солнцева, И.В.Блинникова отмечают, что наличие цветового зрения играет большую роль в опознавании изображений, предметов окружающего мира, позволяет лучше различать детали объектов и воспринимать большое количество информативных признаков.

Полное овладение системой эталонов цвета включает как знакомство со всеми тонами (хроматическими и ахроматическими), так и овладение их связями и отношениями (представлением о последовательности расположения цветовых тонов в спектре, о возможности получения цветов путем смешения других, об изменении цвета по светлоте и насыщенности) и происходит на протяжении всего дошкольного возраста. Этому вопросу посвящены многие исследования. Так в работах Ч.Волейтайна, Ф.Штирнемана доказано, что уже с первых месяцев жизни у детей можно отметить наличие разной длительности сосредоточения взора на объектах разного цветового тона. Исследования И.Тринкер подтвердили наличие полноценного цветового зрения на третьем месяце жизни, а В.Тренделенбург, А.Пейпер показали, что цветовое ощущение у детей третьего года жизни идентично цветовому ощущению взрослого человека. В.Прейер, М.Шиин пришли к выводу, что развитие восприятия цвета заканчивается до четырех лет. Ш.А. Абдулаева, А.И. Булычева, И.А. Бурлакова, Т.В.Лаврентьева, Л.А. Венгер, Э.Г.Пилюгина обобщив имеющиеся исследования, выделили следующие особенности развития восприятия цвета у детей дошкольного возраста:

На первом году жизни развитие ребенка заключается главным образом в подготовке анализаторов к предметному восприятию внешнего мира, в приспособлении их работы к особенностям внешних воздействий. Происходит выработка дифференцировки основных цветов спектра на восьмом месяце (М.П. Денисова, Н.Л. Фигурин).

На втором-третьем году ребенка знакомят с шестью цветами спектра, белым и черным цветом. Ребенок может устанавливать тождества и различия цвета однородных предметов, группировать их, может выполнять задания на соотнесение разнородных предметов по цвету, понимает слова «цвет», «такой», «не такой», «разные» по цвету. К 3 годам ребенок знает, что цвет – характерный признак предметов, знаком с 6 основными цветами, осуществляет выбор цвета по образцу, чередует объекты по цвету.

К 4 годам происходит закрепление представлений об основных цветах (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый), оттенках, дети  сравнивают предметы по цвету путем прикладывания друг к другу, имеют представления о разных оттенках цвета по светлоте, используют в речи «светлый», «темный», «светлее», «темнее», группируют оттенки (по 2 каждого из 6 цветов), подбирают предметы по слову, обозначающему цвет, имеют представление о последовательности цветового спектра.

К 5 годам представления об основных свойствах предметов еще более расширяются и углубляются. Дошкольник хорошо знаком с основными цветами спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый), имеет представление об оттенках (2-3 оттенка одного и того же цвета, например, темно-зеленый и светло-зеленый) и показывает соответствующие образцы, словесно их обозначают «темный», «светлее», «самый светлый», устанавливают светлотный ряд. Дети знают расположение цветов в спектре, устанавливают их взаимосвязь, могут получать некоторые цвета путем смешения других.

В  6 - 7 лет  дети уже знают не только основные цвета спектра, но и тонкие градации оттенков по светлоте до 4-5 (например, темно-красный, светло-красный или розовый), а также оттенки по цветовому тону, то есть занимающие промежуточное положение между соседними цветами спектра (например, желто-зеленый, сине-зеленый), используют «опредмеченные» названия: лимонный, сиреневый, выделяют теплые – холодные цвета. Ребенок может выполнять целый ряд доступных ему заданий: умение назвать цвет, дать карандаш определенного цвета, проанализировать цветное изображение с точки зрения составляющих его цветовых компонентов, использовать в разукрашивании адекватные цвета, получать при смешивании.

Г.В.Никулина, Л.В.Рудакова, В.П.Ермаков, Г.А.Якунин отмечают, что при работе над сенсорными эталонами цвета и их оттенками дошкольников необходимо знакомить с ними в определенной последовательности. Вначале ребенок учится узнавать цвета, хорошо различимые даже при значительном снижении остроты зрения — красный, желтый (на темном фоне), зеленый. Для детей, не посещавших специализированное дошкольное учреждение, дидактическая задача может состоять из ряда последовательных действий: обучения сравнивать и отличать друг от друга красный — желтый, синий — зеленый, желтый — зеленый цвета; локализовать красный цвет из сине-зеленых, синий из красно-желтых, зеленый из красно-синих, желтый из сине-красных цветов; обучение детей зрительным способам узнавать, выделять в окружающем (с увеличением расстояния до предмета) светлые и темные тона красного, желтого, зеленого, синего цветов; локализовывать заданный оттенок из нескольких оттенков цвета, локализовывать желтый из множества желто-оранжевых цветов, красный из оранжево-красных и фиолетово-красных и т.д. Необходимо помнить, что сенсорная готовность к обучению предполагает развитие способности детей различать от 8 до 12 оттенков красного, зеленого, синего и до 5 оттенков коричневого, оранжевого, фиолетового, желтого, голубого цветов при увеличении поля восприятия и расстояния между цветными объектам. В ознакомлении детей пятого года жизни с цветом Л.А.Ремезова, Л.А.Венгер, Г.В.Никулина определили следующие основные направления:

1. Овладение системой цветовых эталонов:

  • знакомство с хроматическими цветами,
  • знакомство с ахроматическими цветами,
  • формирование знаний о последовательности расположения цветовых тонов в спектре,
  • обучение получению цветовых тонов,
  • знакомство с изменяемостью цветовых тонов по светлоте:

2. Формирование способов обследования цветовых свойств предметов

  • знакомство со сложными цветами,
  • формирование знаний о теплых и холодных цветах спектра,
  • обучение действиям идентификации предметов и их изображений по цвету,
  • упражнение в сопоставлении предметов и их изображений по цвету,
  • обучение действиям с цветом по словесной инструкции,
  • закрепление представлений о цвете в памяти и пространстве.

3. Развитие аналитического восприятия цвета:

  • обучение построению цветовых сочетаний по образцу,
  • обучение построению цветовых сочетаний по замыслу,
  • обучение составлению рядов из аналогичных по цвету предметов,
  • обучение составлению рядов из цветных предметов в ритмически заданной последовательности.

Таким образом, важным информационным признаком в предметах и изображениях является цвет. Он служит средством выделения цветности и объемности предмета, связи с окружающим миром,  фиксируется визуально и длительное время остается в сознании ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс «Нетрадиционные способы рисования как средство формирования цветовосприятия у детей дошкольного возраста».

Знакомство со специальными знаниями и практическими умениями в области изобразительной деятельности по нетрадиционным способам рисования;Умение сочетать на практике несколько нетрадиционных способов в...

Консультация для педагогов "Развитие цветовосприятия у детей дошкольного возраста"

Цвет – это одно из наиболее ярких выразительных средств доступных детям.Свойства цвета, его природа, влияние на человека и многое другое сформировали основы науки – цветоведение. Сло...

Методическая разработка. Дидактическое пособие по развитию цветовосприятия у детей дошкольного возраста «Гусеница»

Дидактическое пособие предназначено для  детей  среднего, старшего и подготовительного к школе возраста. Оно  является привлекательным для ребенка и соответствует по мере усложнения ...

Презентация "Развитие цветовосприятия у детей дошкольного возраста"

Дидактическая игра-инструмент педагога для обогащения и укрепления знаний детей в области художественного творчества....

"Картотека дидактических игр по развитию цветовосприятия у детей дошкольного возраста"

Подборка дидактических игр на развитие цветовосприятия, Материал предназначен для воспитателей ДОУ, педагогов дополнительного образования, родителей....

Декоративное рисование как средство развития цветовосприятия у старшего дошкольного возраста

laquo;Первоначальная сущность цвета представляет собой сказочное звучание, музыку, рождённую светом».И. Иттен Цвет в окружающей жизни всегда был для человека предметом изучения и важ...