Главные вкладки

    Статья (старшая группа) на тему:
    Рефлексия

    Рябова Ирина Николаевна

    Картотека приемов рефлексии для дошкольников

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл рефлнксия435.4 КБ

    Предварительный просмотр:

    Что такое рефлексия?

    Рефлексия – возврат назад. Термин ввёл классик педагогики Джон Локк, который дал такое определение рефлексии: «Наблюдение ума за своей собственной деятельностью».

    В словарях дается четкое определение: рефлексия — это самоанализ, самооценка, "взгляд внутрь себя". Уже дошкольники могут самостоятельно оценить свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.

    Рефлексия – оценка занятия в двух аспектах:

    • эмоциональном (понравилось – нет, хорошо-плохо)
    • смысловом (почему это важно) 

    Рефлексия - это технология, на каждом занятии важно узнать, что, в какой мере понравилось ребёнку, было ли интересно, трудно, легко, ново. Обычно задают словесный вопрос, но более интереснее вернуться к своей деятельности и оценить её картинкой, графикой, в игровом упражнении и т. п. Мне нравится придумывать разные формы рефлексии, некоторые из них я представляю здесь.

    1. Аэродром. На фланелеграф - «аэродром» садятся самолётики (за правильный ответ дается самолёт).
    2. Телеграмма. Дети пишут телеграмму, отвечая на вопросы (что понравилось, было ли тяжело выполнять задание и др.), телеграмму отвезет почтальон Печкин.
    3. В конце занятия дети отвечают на вопросы, предложенные педагогом: своей любимой игрушке, сказочным персонажа.
    4. С помощью жестов: Хлопните! Топните!
    5. Кормушка. На столе кормушка, на которую в течение занятия за правильный ответ садится птичка.
    6. Аэродром. На столе фланелеграф- «аэродром» и самолётики (за правильный ответ садится самолёт).
    7. Одень снеговиков. Дети одевают любой персонаж: шарф, шапка по цвету (красный- понравилось занятие, синий – не понравилось.
    8. Укрась елочку. Кто считает, что хорошо работал, тот украсит ёлку красными шарами. Остальные – синими.        

    http://www.playcast.ru/uploads/2013/12/08/6780142.png http://bbcont.ru/uploads/images/default/9586_kak_razvit_refleksiyu.jpghttp://img11.hostingpics.net/pics/274388Screenshot20111213at014418.pnghttp://img-fotki.yandex.ru/get/9761/222405017.b0/0_bfe64_5ddb0039_XXXL.pnghttp://img-fotki.yandex.ru/get/9761/222405017.b0/0_bfe64_5ddb0039_XXXL.png

     Копилка упражнения для дошкольников:

    1.) «Солнышко».

    2.) «Радуга»

    3) «Снежный ком»

    4.) «Заплетем косичку».

    5.) «Цветы и бабочки»

    6.) Дошкольники в конце занятия отвечают на вопросы, предложенные педагогом: своей любимой игрушке, шепчут друг другу на ушко, говорят сказочным персонажам или открыто всей группе.

    7.) Выражение эмоционального отношения к занятию – рисунком.

     8.) Применение разноцветных сигнальных карточек: листочки, снежинки, цветочки, светофорики.

    9.) С помощью жестов: Во! На сколько подрос: сидя, стоя, потянуться. Хлопните! Топните!

    10.) «Метод пяти пальцев». Дети стоят в кругу, левой рукой показывают выбранный ими палец правой руки. После отвечают на вопрос, в соответствии с выбранным пальцем.

    Приёмы- Описание приёма

    Цветок -На столе фишки: красные и зелёные. Кто считает, что отвечал очень хорошо, собирает цветок красного цвета, кто не отвечал или отвечал плохо – зелёного. Можно добавить ещё один цвет. На чём я сегодня покатаюсь -На самолёте или машине, на дельфине или раке, на лошади или свинье и т. п.

    Украсим ёлочку -Кто считает, что хорошо работал, тот украсит ёлку разноцветными шарами. Остальные – только синими.

    Кто меня любит -За каждый ответ даётся только часть карточки, на которой напечатано слово. Слово «мама», «папа», «бабушка» и т. п

    Как я сегодня занимался -Карточки-рисунки: ребёнок сидя спит, сидя поднимает руку.

    Мяч в ворота -На столе плоскостные футбольные ворота и мячи.

    Урожай -На столе ведёрко, корзина и набор овощей или фруктов (натуральных или муляжей или плоскостных) .

    У меня вот какая открытка -Составить из частей

    Вот, что я купила -За каждый ответ переворачивать часть разрезной картинки или целой из набора (игрушки, одежда и т. п.)

    Вот о таком доме я мечтаю-Предоставление выбора активным детям в конце занятия (конструирование из строительного набора или геометрических фигур или рисование по частям)

    Я поеду отдыхать -Картинки природы

    Хотите, угощу вас… - Фантазия педагога

    Моя любимая сказка -Составление из частей

    А я могу тебе сварить… -Борщ, компот и т. п. (ингредиенты)

    Аквариум -На столе листок-аквариум и рыбки

    Хоровод -У кого больше хоровод-круг, составленный из матрёшек

    Банки с вареньем -Две стеклянные банки, на одной надпись «Я справился! », на другой – «Я не справился». «Да», «Победа» - брось фишку-ягоду в банку №1, «Нет», «Неудача» - в банку №2. Бросать можно пуговицы, бусинки и т. п.

    Ваза с конфетами -Ваза и набор конфет, которые кладутся в вазу за удачный ответ.

    http://900igr.net/datas/pedagogika/Etapy-uroka/0018-018-Prijomy-refleksii.jpg


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РЕФЛЕКСИИ ВОСПИТАННИКОВ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

    Во времена инноваций и внедрения Федеральных государственных требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования от педагога-практика, в числе прочего, требуется осознанн...

    Тест для рефлексии дошкольных работников

    Этот материал отличается от научных статей. Попробуйте пройти его вместе с коллегами. Может быть, узнаете что-нибудь новенькое или начнёте мыслить по-другому. Спасибо Кондрашову А.В. за идею!...

    Лист рефлексии

    Лист рефлексии (семинара)...

    Консультация: "Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста"

    Рефлексия на занятии – это совместная деятельность дошкольников и педагога, позволяющая совершенствовать образовательный процесс, ориентируясь на личность каждого дошкольника....

    КОММУНИКАТИВНАЯ РЕФЛЕКСИЯ КАК СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЛОВЫХ КОНФЛИКТОВ

       Что же делать, если в работающем коллективе выделяется сотрудник, который провоцирует конфликты, выступает в процессе конфликта активным «борцом за справедливость», а также и...

    Рефлексия

    РЕФЛЕКСИЯ (от лат. REFLEXIO - обращение назад), способность человеческого мышления к критическому самоанализу.  Междициплинарное понятие с многовековой историей, обращение внимания СУБЪЕКТА на са...

    Примеры рефлексии для детей шестилетнего возраста.

    Одним из условий воспитывающей деятельности является рефлексия. Рефлексия – анализ учащимися собственного состояния, переживания, мыслей по завершении деятельности....