Социокультурный краткосрочный проект для детей с 5 до 6 лет группы№12 по теме «Рождественские колядки»
проект (старшая группа) на тему

 

      Актуальность  Важной задачей дошкольной педагогики на современном этапе является приобщение подрастающего поколения к истокам культуры. Колядки на Рождество - это одна из интереснейших рождественских традиций. Такая же традиция сложилась и у нас в детском саду. Уже не первый год вместе с ребятами мы в детском саду устраиваем Рождественские колядки.

Ведущим замыслом проекта, является приобщение ребенка к культуре своего народа: пополнение знаний детей о Рождестве и Рождественских колядках, воспитание уважения к его традициям и обычаям, развитие потребностей в освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия.

Русские народные праздники включают в единое праздничное действие и детей, и взрослых. Народный праздник создает возможность развития ребенка, формирования основ музыкальной культуры в единстве всех ее важнейших компонентов, доступных детям старшего дошкольного возраста. Все это способствует развитию стойкого интереса не только к конкретным малым фольклорным формам, но и к музыкальному и народному искусству в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kolyada.docx51.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 53»

Асбестовского городского округа

                                                                         

                                                                            УТВЕРЖДАЮ

                                                                                               Заведующий МБДОУ №53

_____________С.А.Туманьянц

 

 

Социокультурный краткосрочный проект

 для детей  с 5 до 6 лет группы№12

по теме «Рождественские колядки»

Срок реализации:   с 14.01.2019г. по 18.01.2019г.

                                                                                                   Разработчики:

                                   

Ежова Евгения Юрьевна воспитатель ВКК

Коровина Анастасия Сергеевна воспитатель 1КК

Костякова Марина Владимировна

муз. работник., ВКК

Гимадиева Людмила Павловна учитель-логопед

2019 г.

 

Оглавление

Актуальность 3

Проектная часть 

Заключение

Список литературы 

Приложения 

Приложения  в Microsoft PowerPoint…………………………………..……............прилагаются

      Актуальность  Важной задачей дошкольной педагогики на современном этапе является приобщение подрастающего поколения к истокам культуры. Колядки на Рождество - это одна из интереснейших рождественских традиций. Такая же традиция сложилась и у нас в детском саду. Уже не первый год вместе с ребятами мы в детском саду устраиваем Рождественские колядки.

Ведущим замыслом проекта, является приобщение ребенка к культуре своего народа: пополнение знаний детей о Рождестве и Рождественских колядках, воспитание уважения к его традициям и обычаям, развитие потребностей в освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия.

Русские народные праздники включают в единое праздничное действие и детей, и взрослых. Народный праздник создает возможность развития ребенка, формирования основ музыкальной культуры в единстве всех ее важнейших компонентов, доступных детям старшего дошкольного возраста. Все это способствует развитию стойкого интереса не только к конкретным малым фольклорным формам, но и к музыкальному и народному искусству в целом.

  Цель проекта: Познакомить детей с традициями и обычаями Рождественских колядок.

  Предмет проекта:  познавательная инициатива  детей.       
  Постановка проблемы: 

    Познание ребёнком окружающего мира обязательно включает и познание народных традиций. Очень важно с ранних лет приобщать детей к традиционным народным праздникам, повышать познавательный интерес у детей к родной истории. Учитывая, что представления детей пятого года жизни о родной истории в целом ещё недостаточно устойчивы, необходимо систематически и целенаправленно знакомить дошкольников с традициями народных праздников. Повышению системности в работе способствовала организация проектной деятельности «Святки. Колядки». Метод проектов даёт возможность целенаправленно и эффективно выстраивать педагогическую работу, так как проходит через все виды детской деятельности: познавательную, наблюдения, труд, игры, речевое развитие детей, продуктивную деятельность, творческую, исследовательскую, конструктивную.

Тип проекта: групповой, краткосрочный.

Срок реализации:  с 14.01.2019г. по 18.01.2019г.

Задачи:   

Познавательное развитие

-  Расширять представления о происхождении праздника, его традициях, обычаях;  

- Пробуждать у детей любознательность и интерес к русским народным праздникам.

Речевое развитие 

- Учить развивать сюжет, использовать  языковые средства; формировать творческое рассказывание, умение раскрывать тему, подчинять свой рассказ определённой (основной) мысли.

Активизировать словарь по данной теме. Поупражняться в составлении предложений, рассказов, описании картин.

Социально - коммуникативное развитие

- Создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки; прививать умение прийти на помощь в трудную минуту.

Развить и обогатить социально - личностный опыт посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

Художественно эстетическое развитие        

Развить эстетическое восприятие, эстетические эмоции и чувства. Закрепить навыки работы с кистью, ножницами и бумагой, развить мелкую моторику.

Продолжить развивать интерес к музыке, развить песенное творчество, усовершенствовать музыкальную память, поспособствовать развитию навыков ритмичного движения, поощрить творческую активность, эмоциональную отзывчивость

Физическое развитие;

Совершенствовать двигательные умения и навыки, обучить коллективному, дружному взаимодействию в играх с правилами. Развить физическую выносливость, ловкость, быстроту, гибкость, поддержать интерес детей, к активному здоровому образу жизни.

Виды детской деятельности:

Игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная, речевая. 

Планируемый результат: 

1. Дети имеют представление об истории праздника Рождество Христово, традициях и обычаях Колядок.

2. Дети внимательно слушают музыку, эмоционально откликаются на выраженные в ней чувства и настроения.

3. Стремятся выразить свои чувства в творческих заданиях, музыкальных играх и игре на музыкальных инструментах.

4. Дети самостоятельно без помощи воспитателя проводят знакомые игры, пляски, участвуют в инсценировках.

5. Дети умеют петь колядки самостоятельно, играть в игры, соблюдая правила.

6. Дети понимают свою принадлежность к родному народу, к его истории и культуре.

Участники проекта: педагоги,  музыкальный руководитель , учитель-логопед, дошкольники 5 - 6  лет  и их родители.

Условия проведения:

Пополнели предметно-развивающую среду новыми костюмами; новым демонстрационным материалом, настольными  играми. Пополнели библиотеку книгами. Создали  выставку «Маски ряженых своими руками»

Формы работы с родителями:

Оформление папок-передвижек для родителей: по теме «Что такое святки и как они празднуются у нас в стране».

Консультация «Рождество и святки в народных традициях»;

Консультация «Коляда».

Беседы с родителями о необходимости участии их в проекте, о серьезном отношении к воспитательное - образовательному процессу в ДОУ.

Форма работы с детьми:

Совместная деятельность взрослого и ребенка; самостоятельная деятельность детей; рассматривание иллюстраций; чтение и обсуждение художественной литературы; продуктивная деятельность под музыку, рисование иллюстраций; игры и упражнения под тексты стихотворений; физкультминутки; оформление выставки.

Завершающий этап.

Мероприятие в ДОУ «Рождественские колядки»

Ресурсы:

1. Информационные:

- Фото - и видеоматериалы;

- библиотечный фонд.

2. Научно - методические:

- консультативная работа с родителями.

3. Дидактическое обеспечение:

- подбор произведений и картинок по данной теме ;

4. Кадровые:

- воспитатель;

- музыкальный руководитель:

- логопед

5. ТСО:

- ноутбук;

- фотоаппарат;

- телевизор.

Разработка плана мероприятий:

Решение поставленных задач с детьми.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1 этап (подготовительный)

  • Выявление  знаний детей о происхождении праздника, его традициях, обычаях.
  • Подбор и изучение наглядного материала и познавательной литературы для реализации проекта.
  • Обновление содержания предметно-развивающей среды по теме проекта.
  • Составление конспектов, картотек игр, пособий.
  • Определение тем консультаций и мероприятий для родителей

2 этап (практическая часть) 

Формы работы по проекту  

«Рождественские колядки»

Дата

День недели

Образовательная деятельность в режимные моменты

Непосредственно-образовательная деятельность

Самостоятельная деятельность

14.01.2019г.

Понедельник

Беседа на тему «Что такое святки?»

Чтение художественной литературы.

 •        Л. Медведев «В сочельник»,

•        Н. Хвостов «Сочельник в лесу»,

Познавательно - исследовательская деятельность

Презентация: «Колядки» Расширять и укреплять знания о профессиях.

Продуктивная

деятельность (нетр. техники изо творчества )

Тема: «Вифлеемская звезда»

Задача:

Развитие мелкой моторики, воображения, творческих способностей.

Физкультура

Продолжаем развивать двигательную активность.

Просмотр мультфильма «Коляда».

Дидактическая игра: «Продолжи предложение», «Я начинаю предложение, а вы заканчиваете».

Игра- классификация «Какие животные могли быть в вертепе? ».

15.01.2019г.

Вторник

Чтение художественной литературы. 

•        Б. Пастернак «Рождественская звезда»,

•        О. Ефремова «Рождество Христово»,

Дидактические игры:   «Подумай, отгадай, найди».

Коммуникативная деятельность.

Развитие речи.

Рассказ  по картинам русских художников.

•        Н. Пимоненко «Святочное гадание»,

•        К. Брюллов «гадающая Светлана»,Коляда»

Задача: Учить детей составлять рассказы по картинам.

Музыка

Разучивание колядок, потешек.

Конкурс закладок « о святках и колядках»

Просмотр

Мультфильма: «Святочные рассказы»

Игра- классификация «Символы Рождества».

16.01.2019г.

Среда

Чтение художественной литературы.

 

Н.Гоголь «Коляда».

Познавательно - исследовательская деятельность

(ФЭМП)

Тема: «Фигурное печенье»

Задачи: учить детей счету в пределах 8.Закреплять состав числа из единиц. Графический диктант.

Продуктивная деятельность

Лепка из соленого теста «Козульки».

Задачи: Развивать умение детей задумывать содержание своей работы  и доводить замысел до конца. Развивать творчество, образные представления. Продолжать формировать умение рассматривать свои работы, выделять интересные по замыслу изображения, оценивать работы.

Физкультура

Продолжаем развивать двигательную активность.

Сюжетно – ролевая игра «Гостеприимные хозяева».

Подвижные игры «Ангелы», «Новые наряды»

17.01.2019г.

Четверг

Ознакомление с характерными для святочного времени народными играми, потехами:

•        «Шел мужик дорогою»;

Коммуникативная деятельность.

Развитие речи.

Сказка «Коляда»

 

Музыка.

Подготовка к Колядкам.

Репетиция.

Просмотр мультфильма «Удивительный ужин в Сочельник»


Хороводные игры: «Каравай», «Колпачок и палочка»

18.01.2019г.

Пятница

 Ознакомление с характерными для святочного времени народными играми, потехами:

•        «Бабка Ёжка»,

•        «Прялица»,

Продуктивная деятельность

(Рисование) Раскрашивание фигурного печения из соленого теста

«Козульки»

Рассматривание иллюстраций на тему: «Ряженые».

Итоговое мероприятие:18.01.2019г. Рождественские колядки ДОУ.

ИТОГ

        В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями. У детей появился интерес к самостоятельному поиску ответов в различных источниках информации, повысилась мотивационная составляющая: дети стали задавать больше вопросов.

Благодаря этому проекту дети получили новые знания, расширить кругозор и представления об окружающем мире. В результате реализации данного проекта у детей возросла познавательная активность и интерес к изучению истории и традиций своего народа, расширился кругозор, обогатился словарный запас, с помощью музыкально – эстетической деятельности у детей появилось чувство ритма, артистизм, они увидели и почувствовали красоту народной музыки.

   При реализации деятельности по подготовке и проведению музыкальных праздников, развлечений, посиделок отмечена её универсальность, что позволяет использовать её при организации различных видов детской деятельности, совместной деятельности взрослых и детей, а также интеграция в различные виды деятельности.

  Родители заинтересовались результатами и продуктами проекта.

Таким образом, можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями.

Литература:

  1. Блинова Г.П. «Русские народные праздники». М.: Вузовская книга, 2000.
  2. Гаврилова И.Г. «Истоки русской народной культуры в детском саду». СПб.: Детство-Пресс, 2008.
  3. Дайн Г. «Детский народный календарь». М.: Детская литература, 2001.
  4. Зацепина М.Б., Антонова Т.В. «Народные праздники в детском саду». М.: Мозаика-Синтез, 2008
  5. Истомин С.В. Энциклопедия «Я познаю мир. Русский народ: традиции и обычаи». М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2007.
  6. Капранова Л.Н. «Бабушкины забавушки». Ростов на Дону: Феникс, 2008.
  7. Лялина Л.А. «Народные игры в детском саду». М.: ТЦ Сфера, 2009.
  8. Харлицкий М.С., Хромов С.С. «Русские праздники, народные обычаи, традиции, обряды». М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 1996.
  9. Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду». М.: Мозаика-Синтез, 2008
  10. Журналы «Свечечка» 2007, 2008, 2009 гг
  11. Левкодимов  Г. Е. «Рождественская елка», АОЗТ РИФМЭ, Москва, 1996г
  12. Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников. Ярославль: Академия развития, Академия, К. 1999


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение в старшей группе на тему: «Рождественские колядки».

Цель: познакомить детей с одной из форм общения в русских крестьянских поселениях в прошлом – посиделками, сформировать представление о рождественских святках. Активизировать речь через устное н...

Краткосрочный проект с детьми II младшей группы 1 Тема "Репка"

Цель проекта: развивать интерес детей к театрализованной игре, развитие их творческих способностей....

Конспект развлечения в старшей группе на тему: "Рождественские колядки" (сканирован)

Конспект развлечения в старшей группе на тему "Рождествнские колядки"  Документ сканирован....

Краткосрочный проект, проведенный в подготовительной логопедической группе, на тему: « Солнечная масленица»

 Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь...

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему «Рождественские колядки»

Воспитывать любовь и интерес к народным праздникам.Показать родителям ,как совместно с детьми можно используя народные традиции проводить праздники.Познакомить с колядками,которые можно учить вместе с...

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему «Рождественские колядки»

Приобщать детей младшего дошкольного возроста к устному народному творчеству,развивать речь детей средствами фольклёра....

Сценарий тематического развлечения для детей средней группы по теме «Рождественские колядки».

Сценарий тематического развлечения для детей средней группы по теме «Рождественские колядки».Цель: сохранять русские народные традиции и обычаи; воспитывать любовь и интерес к народны...