Концептуальное изложение "Использование здоровьесберегающих технологий в профилактике нарушения зрения у детей дошкольного возраста"
материал на тему

Бер Зульфия Исхаковна

обобщение педагогического опыта

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих технологий в профилактике нарушения зрения у детей дошкольного возраста

Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятий физической культурой и спортом.

Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленной на укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «Здоровьесберегающие технологии».

Человек воспринимает окружающий мир с помощью пяти органов чувств – слух, зрение, обоняние, вкус, осязание. Глаза – самые совершенные и самые загадочные органы в нашем теле. Через них мы больше всего узнаем о том, что твориться вокруг и в тоже время именно глаза больше всего говорят о человеке.

В современном мире все острее стоит проблема нарушений зрения у детей не только школьного, но и дошкольного возраста. Приобретенная миопия (близорукость) и гиперметропия (дальнозоркость) все чаще появляются в диагнозах дошкольников, что вызывает тревогу врачей, родителей и педагогов. Конечно, на здоровье наших детей и в частности, зрение, влияет и экология, питание, и режим дня, и другие факторы.

Итак, зрение может испортиться по следующим причинам:

- Наследственный фактор

- Неправильное питание

- Неправильный режим дня

- беспорядочный образ жизни

- систематическое недосыпание

- злоупотребление просмотром телевизора, долгой работой за ПК и с дисплеем сотового телефона;

- Чтение лежа.

Актуальной проблемой дошкольных образовательных учреждений является охрана и укрепление здоровья детей, так как распространенность отклонений в состоянии здоровья весьма значительна.

Поэтому  сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается нормативными документами, которые я пользуюсь в своей работе:

Конвенция о правах ребёнка.

Конституция Российской Федерации.

Закон Российской Федерации «Об образовании».

Закон Российской Федерации Од основных гарантиях прав ребёнка в РФ».

Закон РФ «Об образовании, ст. 51 «Охрана здоровья обучающихся воспитанников».

Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013г.№1155 «Об утверждении ФГОС ДО» п.1.6, п.2.6.

Одной из основных причин нарушения зрения является утомление глаз при чрезмерном

просмотре телепередач, игре на планшетах, компьютере, телефонах, смартфонах и прочих «игрушках» современных продвинутых детей. Все чаще можно встретить в транспорте, в автомобиле играющих на планшетах детей, все дольше родители разрешают своим чадам смотреть телевизор, порой часами, не соблюдая рекомендаций врачей. Им удобно, что ребенок занят и не требует их внимания. Раз без этого не обойтись, то надо помочь как родителям, так и детям в решении этой проблемы. А конкретно:

- прививать потребность заботится о своем здоровье и здоровье своих глаз, научить специальным упражнениям для снятия напряжения глаз и укрепления глазных мышц.

Результаты ежегодного медицинского осмотра показали, что в 2017 году 6 человек (1,7%) из 28, были с нарушением зрения. Медицинский осмотр 2018 года показал следующие результаты: 9 человек (2,5%) из 28 так же были с нарушением зрения.  

Год прохождения

медицинского осмотра

Всего детей

Дети с нарушением зрения

Динамика

2017

28 чел – 100%

3 человека – 11%

2018

28 чел – 100%

4 человека – 14%

Отрицательная динамика – 4%

Проанализировав данные медицинских осмотров я поставила  перед собой  цель:

- Профилактика нарушения зрения, формирование  у детей дошкольного возраста представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья

Гипотеза: 

Регулярное и системное выполнение комплекса упражнений для глаз приводит к положительным результатам и является прекрасным профилактическим и средством для улучшения зрения детей.

И перед собой поствила следующие задачи:

- Содействовать нормальному и естественному функционированию глаз путём снятия психических и физических напряжений;

- Тренировать глаза с помощью упражнений;

- Развивать остроту зрения, а также зрительную память, быстроту реакции;

- Сохранять зрение детей.

Важное значение для охраны зрения детей имеет правильная организация занятий. Дети любят рисовать, лепить, а в более старшем возрасте - читать, писать, играть с конструктором. Эти занятия требуют постоянного активного участия зрения. Однотипные занятия, связанные с напряжением зрения, должны прерываться каждые 10-15 минут для отдыха глаз.

   Следует предоставить детям возможность походить или побегать по комнате, сделать несколько физкультурных упражнений, подойти к окну и посмотреть вдаль.

С воспитанниками своей группы мы часто посещаем образовательный  портал учи.ру, выполняем задания как в индивидуальной форме так и в групповой. Именно при этой работе удобно прививать детям профилактические упражнения, снимающие зрительное напряжение. Например, комплексы упражнений для активизации работы мышц глаза, которые способствуют снятию утомления, улучшению кровообращения, расслаблению.

Так как в детском саду в процессе воспитания и обучения значительная нагрузка падает на зрительное восприятие ребёнка, задача воспитателя построить так свою работу, чтобы зрение детей не только не ухудшилось, а по возможности и восстановилось. В последнее время появилось много различных методик и авторских разработок по сохранению здоровья и по профилактике нарушения здоровья детей. Все они очень интересны и полезны.  Я стала искать методы и приёмы профилактики нарушения зрения подходящие для использования на занятиях. При их отборе учитывала, что методы, приёмы и упражнения должны быть интересны детям, доступны для их понимания и просты в выполнении, не требующие большой физической нагрузки. Проходить они должны в игровой форме, ненавязчиво – дети сами должны захотеть участвовать в играх и упражнениях для сохранения и улучшения здоровья.

В нашем современном обществе и дети, и взрослые много времени проводят за телефонами, планшетами, телевизором и компьютерами. Как уберечь зрение у ребенка? Прежде всего, необходимо строго ограничивать время работы детей с электронными устройствами: сидение за компьютером, просмотр телевизора и игры в телефон. Все изображения на электронных экранах и дисплеях не естественны для человеческих глаз, поэтому на них нельзя смотреть на протяжении длительного времени.

Посетив вебинар Л.В. Карпенко «Игровые занятия для улучшения зрения в детском саду и   ознакомившись с работами У. Бейтса, Э.С. Аветисова,  В.Ф.Базарного и В.А. Ковалева я выбрала для себя подборку игр, упражнений, оздоровительных мероприятий, которые использую в своей работе.

И сегодня я хочу вам предложить некоторые виды упражнений и игр для использования в профилактике для нарушения зрений у детей дошкольного возраста.

1. Поставить перед глазами на расстоянии 30 см. по средней линии палец или карандаш, посмотреть на палец (карандаш), затем вдаль. Повторить 5 раз.

2. Посмотреть на палец (карандаш) вытянутой руки, отвести руку в сторону, следя за пальцем (карандашом) глазами и не поворачивая головы. Передвинуть руку в другую сторону, продолжать следить глазами за пальцем. Повторить 10 раз.

3. Сидя, крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, затем открыть глаза на 3-5 секунд. Повторить 5 раз. Быстро моргать в течение 1 минуты.

4. Упражнение «Забавный тренинг». Это упражнение помогает разнообразить зрительную нагрузку и расслабить мышечную систему глаз.

Подойдите с ребенком к окну и посмотрите (посчитайте, каких машин на дороге больше – красных, зеленых или синих.

Также можно посчитать пешеходов с зонтиками, посчитать за окном деревья, проследить за полетом вороны, посмотреть в разные стороны, переводить взгляд с земли на небо и наоборот.

Наиболее полюбившиеся методики для детей стали релаксационные упражнения, которые выполняются лежа.

Например, “Воздушные шарики”

Представьте себе, что все вы – воздушные шарики, очень красивые и весёлые. Вас надувают и вы становитесь всё легче и легче. Все ваше тело становится лёгким, невесомым. И ручки лёгкие, и ножки стали лёгкие, лёгкие. Воздушные шарик поднимаются всё выше и выше. Дует тёплый ласковый ветерок, он нежно обдувает каждый шарик …(пауза – поглаживание детей). Обдувает шарик …, ласкает шарик … Вам легко, спокойно. Вы летите туда, куда дует ласковый ветерок. Но вот пришла пора возвращаться домой. Вы снова в этой комнате. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Улыбнитесь своему шарику.

А также упражнения в стихотворной форме. Например, глаза закрываем и начинаем рисовать:

“Нарисуйте” круг умело.

Цветок… он близко,

А теперь вдали,

Ты внимательно смотри.

Вот такой у нас  цветок,

Улыбнись ему, дружок.

Быстро, быстро вы моргайте, стоп!

И глаза все открывайте!

Активно влияют на развитие остроты зрения, подвижности глаз  игры:

«Лабиринт». 

Ребенку предлагается провести различных  героев по своей дорожке, выполнив при этом задание, которое ему озвучил педагог. Первый этап – провести пальцем по дорожкам, второй этап – глазами.

«Веселый контур» ( прием зашумления)

Ребенку предлагается найти среди множества предметов определенный предмет. Либо, предложить назвать все предметы, которые он видит. Еще одно задание, которое может использовать педагог. Это поверх листа с контурами положить кальку. Ребенку нужно обвести предмет,  который он видит, либо предмет, который ему назовут.

Метка на стекле по Аветистову.

Примечание: Если вы носите очки, то не снимайте их во время выполнения этого упражнения

На оконном стекле на уровне глаз закрепите цветную метку размером 3-5 мм., после чего вдали за окном найдите объект, находящийся на линии взора, проходящего через метку. Смотрите на метку в течение 1-2 секунд, потом переведите взгляд на удаленный объект на 1-2 секунды, затем снова смотрите на метку, потом – на объект вдали и т.д... Это упражнение рекомендуется выполнять в течение 7 минут, но в первые 2 дня занятий это время ограничьте 5 минутами. Упражняйтесь с меткой на стекле 2-3 раза в день как обоими глазами, так и одним глазом. Это упражнение на аккомодацию газ, т.е способность глаз видеть четко предметы на расстоянии. Это упражнение выполняется стоя.

Методика профессора Э.С. Аветистова состоит из трех групп упражнений. Исходное положение в двух первых группах — сидя.

Группа первая (для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости)

Упражнение 1. Сомкните веки обоих глаз на 3-5 секунд, затем откройте их на 3-5 секунд; повторите 6-8 раз.

Упражнение 2. Быстро моргайте обоими глазами в течение 10-15 секунд, затем повторите то же самое 3-4 раза с интервалами 7-10 секунд.

Упражнение 3. Сомкните веки обоих глаз и указательным пальцем соответствующей руки массируйте их круговыми движениями в течение одной минуты.

Упражнение 4. Сомкните веки обоих глаз и тремя пальцами соответствующей руки слегка надавливайте на глазные яблоки через верхние веки в течение 1-3 секунд; повторите 3-4 раза.

Упражнение 5. Прижмите указательными пальцами каждой руки кожу соответствующей надбровной дуги и закройте глаза, при этом пальцы должны оказывать сопротивление мышцам верхних век и лба; повторите 6-8 раз.

Группа вторая (для укрепления глазодвигательных мышц)

Упражнение 1. Медленно переведите взгляд с пола на потолок и обратно, не меняя положения головы; повторите 8-12 раз.

Упражнение 2. Медленно переводите взгляд вправо, влево и обратно; повторите 8-10 раз.

Упражнение 3. Медленно переводите взгляд вправо-вверх, затем влево-вниз и обратно, после этого переводите взгляд по другой диагонали — влево-вверх, вправо-вниз и обратно; и так — 8-10 раз.

Упражнение 4. Делайте круговые движения глазами в одном, затем в другом направлении и повторите 4-6 раз.

Группа третья (для улучшения аккомодации зрения. Способность глаза к четкому виденью на различных расстояниях)

В этой группе упражнения выполняются из положения стоя.

Упражнение 1. Смотрите обоими глазами вперед в течение 2-3 секунд, затем переводите взгляд на палец правой руки, поставив его перед лицом до уровня носа на расстоянии 25-30 сантиметров, и через 3-5 секунд руку опустите; повторите так 10-12 раз.

Упражнение 2. Обоими глазами смотрите 3-5 секунд на указательный палец левой руки, вытянутый перед лицом, затем, сгибая руку, приближайте палец к носу до тех пор, пока палец не начнет двоиться; и так — 6-8 раз.

Упражнение 3. В течение 3-5 секунд смотрите обоими глазами на указательный палец вытянутой правой руки, после чего прикройте левой ладонью левый глаз на 3-5 секунд, а правую руку в это время сгибайте и разгибайте. То же самое делайте, закрывая правой рукой правый глаз; повторите 6-8 раз.

Упражнение 4. Его называют «Метка на стекле». Находясь в 30-35 сантиметрах от оконного стекла, прикрепите к нему на уровне глаз круглую цветную метку диаметром 3-5 миллиметров, затем вдали от линии взора, проходящего через метку, наметьте для зрительной фиксации какой-либо объект. Смотрите, не снимая очков, обоими глазами на эту метку 1-2 секунды, затем переведите взор на намеченный объект в течение 1-2 секунд, после чего поочередно переводите взор то на метку, то на объект. В первые два дня — 5 минут, в остальные дни — 7 минут. Повторяйте систематически с перерывами в 10-15 дней. Упражнение можно выполнять не только двумя, но и одним глазом 2-3 раза в день

Офтальмотренажеры применяются для развития восприятия и зрительно-двигательной моторной координации.

Методика профессора В.Ф. Базарного применяется для коррекции зрения, профилактики близорукости.

Тренажер «Маршруты глаз»

1. Слежение глазами по заданной траектории;

2. Слежение глазами и обведение указательным пальцем или одноименными указательными пальцам и рук траектории движений.

Это схема зрительно двигательных проекций. На плакате изображены линии - «Маршруты» для глаз, каждое упражнение выполняется по 15 раз.

1. - Плавные движения глазами по горизонтали: влево, вправо.

2. - Плавные движения глазами по вертикали: вверх, вниз.

3. - Движения глазами по часовой стрелке – красные стрелки

4. - Движения глазами против  часовой стрелки - синие стрелки.

5. - Неотрывные движения глазами по двум кругам – зеленые стрелки.

Данный тренажёр используется, чтобы снять у детей напряжение и психическую утомляемость,  настроить на доброжелательность, чувство гармонии и ритма, способствовать развитию зрительно-ручной координации.

Методика В.А. Ковалева  предназначена для снятия зрительного утомления.

Тренажер «Видеоазимут»

-один небольшой для работы на столе, другой вывесить на доске - он используется для тренировки глаз на дальнем, но привычном для ребенка расстоянии с его места в группе. При работе можно использовать лазерную указку (для показа траектории движения глаз). Тренажер помогает снять зрительное утомление.

Схема упражнений:

-Обежать только взором, не двигая головой, красный прямоугольник (4 движения полного цикла).

- Обежать взором зеленый прямоугольник. (4 движения полного цикла).

- Обежать взором диагональ из угла в угол, поочередно каждую. (4 движения полного цикла).

- Вертикаль и горизонталь в той же дозировке.

Упражнение для профилактики утомления глаз.

Тренажер «Флажок» можно применить для тренировки аккомодации (способность глаза четко  видеть предметы, находящиеся на различных расстояниях от глаза).

Дети следят за флажком, передвигая его от себя и к себе.

Какой цвет флажка использовать и когда? В понедельник используется красный цвет (дети ещё утомлены после выходных). Во вторник подойдет желтый, в среду - зеленый, затем голубой и фиолетовый.

Упражнения для тренажера «Флажок»:

а) «Ромбик» Медленно нарисовать в воздухе ромб. Делать 10-15 рисунков.

б) «Восьмерка» Медленно рисуется восьмерка, лежащая на боку.

в) «Пила» Рисовать зубцы пилы, четко прорабатывая углы внизу и вверху.

Релаксация – для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у детей, их успокоению  проводится мышечная релаксация.

 

 Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы, и закрывают глаза. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки.

 «Ресницы опускаются… Глаза закрываются…Мы спокойно отдыхаем… (2 раза)

 Сном волшебным засыпаем.…Наши глазки отдыхают, засыпают…(2 р)

 Шея не напряжена, а расслаблена она…Губы чуть приоткрываются…

 Так приятно расслабляются. (2 раза)

 Дышится легко, ровно, глубоко. Мы чудесно отдыхаем. Сном волшебным    засыпаем…

Пальминг (автор: Уильям Бейтс «Улучшение зрения без очков»)

Пальминг  является разновидностью гимнастики для глаз и как раз помогает им отдохнуть. Дети растирают ладони до ощущения тепла. После этого ладони кладут на закрытые глаза таким образом, чтобы центр ладони пришелся как раз на глаз. Ладони – ключевая деталь пальминга. Держать ладони на глазах 2-3 минуты. В это время включить можно спокойную музыку или читать стихи.
1. Потереть ладони друг о дружку. Закрыть веки, затем закрыть глаза ладонями. «Смотреть» до упора вправо и влево, не открывая при этом глаза. Повторить упражнение 10-15 раз.
2. Точно так же, как в первом упражнении, «смотреть» с закрытыми веками, но на этот раз по диагонали, по правой и по левой. Упражнение повторить 10-15 раз.
3. Теперь «смотрим» вверх-вниз. Упражнение повторить 15-20 раз.
4. Веки закрыты, делать глазными яблоками круговые движения, сначала в одну, затем - в другую сторону. Упражнение повторить по 10-15 раз в каждую сторону.
5. Веки глаз закрыты. Сесть, расслабиться, потереть переносицу тыльной стороной ладони. Продолжительность упражнения - две - три минуты.
6. Веки глаз закрыты. Мягко «постучать» по бровям указательными, средними и безымянными пальцами обеих рук. Продолжительность упражнения - 1 -2 минуты. Все вышеперечисленные упражнения улучшают кровообращение глаз, тем самым, делая их здоровее и выносливее.

Цветотерапия

Упражнения восстанавливают активность зрительных клеток, активизируют кровообращение в глазах. Это упражнение способствует саморегуляции, т.к. фазы напряжения и расслабления зрительных клеток сбалансированы между собой естественным образом. На выполнение понадобится до 10 мин. Смысл упражнения заключается в погружении в цвета: красный, серый, синий.
Упражнение «Цветовые пятна»
На зрительные ориентиры (цветные пятна) предлагается детям смотреть по очереди. Данные ориентиры могут быть представлены в разных моментах (игрушки, геометрические фигуры, флажки, метки на стенах):
–красный (стимулирует детей в работе, это сила внимания);
-оранжевый или желтый (соответствуют положительному рабочему настроению, это тепло, оптимизм, радость); 
-синий , голубой  или зеленый – действуют успокаивающе, это общение, надежда, вдохновение.

Упражнение со стереотренером
Прибор состоит из пластмассовой линейки с четырьмя круглыми отверстиями и шарика прикрепленного на ниточке к концу линейки. Держа за ручку устройства, нужно раскачивать нитку с шариком, пытаясь попасть шариком в каждое отверстие.

Упражнения с предметами

На палочках силуэтные изображения. Дети выполняют упражнения по заданию воспитателя.

Например, «Машина на дороге», «Передвижения гусеницы» и т.д.

 Упражнения с использованием художественного слова

C:\Users\Зуля\Desktop\_glaz_59bf60ff9b323.jpg

На базе нашего учреждения членами профсоюза еженедельно проводятся динамические часы. Изучив некоторые методики, я решила не только поделиться опытом с коллегами, но и немножко позаботится о их здоровье.  Мною были проведены мастер-класс «Тренажеры для глаз своими руками», «Зрительные гимнастики». Консультации «Что такое зрение?», «Охрана зрения». Семинары - практикумы «Территория здоровых глаз», «Школа здоровья» и др.

По данному направлению осуществляю и взаимодействие с родителями. Мною были проведены творческая мастерская «Самоделкин». Семинар – практикум «Игры и упражнения дома», мастер-класс «Зоркие глазки». Почта доверия «Опасность гаджетов». Консультации «»Защита зрения детей», «Как сберечь зрение?», «Причины нарушения зрения» и др.

Чтобы обезопасить зрение ребёнка при работе за компьютером для родителей были разработаны несколько рекомендаций:

 -- кроме строгого ограничения использования компьютера и других электронных средств, приучить детей всегда делать перерывы при работе, чтобы давать глазам отдохнуть от нагрузки и переключить взгляд; сидеть на достаточном расстоянии от экрана компьютера, телевизора и других устройств;

-- использовать электронные устройства необходимо в условиях достаточной освещённости, чтобы глаза не испытывали дискомфорт от излишней яркости монитора;

--  проверять настройки контрастности и яркости монитора, чтобы изображение не было слишком тусклым или слишком ярким для глаз ребёнка;

-- если дети часто используют компьютер, например, для выполнения домашнего задания (Учи.Ру), подумайте о возможности купить специальные детские компьютерные очки. У них есть особое покрытие, улучшающее контрастность изображения, снижающее напряжение глазных мышц и обеспечивающее лучшую фокусировку зрения. Благодаря компьютерным очкам можно снизить негативное влияние от мерцания экрана и синей составляющей света от компьютерного излучения.

Родители были приглашены вместе с детьми на экскурсию в офтальмологический кабинет,   офтальмологом Пристинской Натальей Павловной, которая дала несколько рекомендации о том, как уберечь зрение наших детей. И напомнила, что нужно посещать офтальмолога раз в год. Так же были проведены индивидуальные беседы с родителями детей, которые уже имеют нарушения зрения.

В результате моей работы, дети начали использовать полюбившиеся им методики не только в саду, но и дома. О чем свидетельствуют рассказы родителей. Некоторые родители полностью исключили использование гаджетов во время поездки на общественном и личном транспорте. Дети стали делиться новостями из дома. На ежемесячных встречах, по просьбе родителей мы изготовили не сложные тренажеры для глаз, которые есть в каждой семье.

Вывод:

Пройденный медицинский осмотр в январе 2019 года показал, что снижения зрения не было и показатели были следующие

Год прохождения

медицинского осмотра

Всего детей

Дети с нарушением зрения

Динамика

2017

28 чел – 100%

3 человека – 11%

2018

28 чел – 100%

4 человека – 14%

Отрицательная динамика – 4%

2019

28 чел – 100%

2 человека – 7%

Положительная динамика – 7%

  Таким образом, систематическое проведение профилактических и оздоровительных упражнений для глаз способствует укреплению глазных мышц, снятию напряжения. Глаза получают возможность свободно двигаться. При ежедневном их выполнении глазные мышцы надолго сохраняют эластичность и гибкость. Упражнения для глаз активизируют их кровоснабжение и способствуют поступлению кислорода. Наблюдается заметное улучшение зрения. Активизируется и развивается зрительная система. Работу свою я продолжаю, изучаю новые методики и внедряю их в свою работу. Вижу положительную динамику, которая вдохновляет меня на поиски нового и интересного. Планирую на следующий год работу по профилактике зрения вести, а так же использовать при этом другие здоровьесберегающие технологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в профилактике нарушения зрения у детей.

В ДОУ одной из задач здоровьесбережения является охрана и гигиена зрения.Педагогам необходимо обеспечить оптимальные условия для деятельности глаз, которые будут способствовать общему развитию, повыша...

Консультация для родителей " Профилактика нарушения зрения у детей дошкольного возраста".

С помощью глаз человек воспринимает огромный  поток информации, тем самым познаёт мир. Благодаря глазам мы имеем возможность  видеть, читать и писать. Поэтому очень важно иметь хорошее...

Консультация для родителей:"Профилактика нарушения зрения у детей дошкольного возраста".

Материал содержит рекомендации для родителей о профилактике нарушений зрения у детей дошкольного возраста....