Обучение финансовой грамотности детей дошкольного возраста
консультация (подготовительная группа)

Зайцева Надежда Васильевна

В данной консультации для педагогов МБДОУ даны рекомендации по ознакомлению дошкольников старшего возраста с элементами финансовой грамотности в различных образовательных областях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_finansovoy_gramotnosti.docx19.64 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение финансовой грамотности

детей дошкольного возраста

                                    Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни.  Малыши рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая таким образом экономической информацией на житейском уровне. Дети как губка, впитывают впечатления, знания, стили поведения взрослых, окружающих их.

Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. Родители и педагоги должны объяснить детям следующие вопросы про деньги: Что такое деньги? Где их взять?  Как ими правильно распоряжаться?  Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом.  Поэтому неоспорима актуальность элементарного экономического образования детей дошкольного возраста.

        Финансы, экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Они могут быть преподнесены детям в форме элементарных сведений:

  • научить их правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию;
  • с помощью игр ввести ребят в сложный мир предметов, вещей, человеческих взаимоотношений;
  • объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, стоимость, цена, с одной стороны, и нравственными  – «бережливость, честность, экономность, достоинство, щедрость» – с другой;
  • вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.

Цель:  Ознакомление дошкольников с основами финансовой грамотности на доступном уровне

Образовательные и воспитательные задачи:  

- Сформировать элементарные экономические знания;

- Расширить знания детей о возникновении денег;

- Воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность.

Через какие же образовательные области можно решить эти задачи?

В области познавательного развития (ФЦКМ) знакомство с предметами окружающего мира и установление взаимосвязей между ними.

А именно:

Что же такое Финансы?

Страна Финансов очень большая, она включает в себя и наличные деньги, и безналичные деньги, различные формы и инструменты денежных средств, а также — финансовые отношения, связанные с денежными расчетами между покупателями и продавцами. Если говорить конкретно, то в понятие финансов входят не только сами деньги, карточные счета в банках, но и дома, магазины, самолеты, заводы, предприятия, природные ресурсы, то есть все, что может быть преобразовано в деньги при их продаже.

А что представляют собой деньги? И как они возникли?

Деньги – это средство обмена; люди принимают деньги в обмен на товар и услуги, которые они производят.

У первобытных людей не было ни металла, ни бумага, чтобы изготавливать деньги. А чем они могли расплачиваться? Сначала они меняли товар на товар. Кто менял рыбу на яйца, кто мясо на шкуру. Но это было неудобно. И они пришли к выводу, что нужны деньги. Первыми деньгами были шкурки зверьков (белок, зайцев). Те, кто жили около моря, расплачивались жемчужинами или ракушками, перьями редких птиц.

Намного позже появились металлические деньги: золотые, серебряные, медные.

Металлические деньги называются монетами. Они разного размера, цвета и достоинства, т.е. стоят по-разному. На одной стороне монеты изображен двуглавый орел – символ российского государства, поэтому ее называют орлом, другую сторону, где обозначена цифра – называется решкой от слова «решетка», узора, которым раньше украшали монету.

Бумажные – банкнотами. Они тоже имеют разное достоинство. На рисунке  банкноты обычно изображают города, достопримечательности России или портреты людей, чьими именами гордится страна.

Например: на банкноте 500 рублей изображен Петр 1 – основатель государства российского на фоне парусника в порту Архангельска. На другой его стороне – Соловецкий монастырь.

 Денежные единицы России - это рубли и копейки.

Разные страны имеют свои деньги- денежные единицы.

В Америке – это доллар и центы, в Европе – это евро и центы.

Денежные единицы или деньги других стран называются валютой.

Интересные факты для детей, названия валюты в других странах.

Болгария – лев, Грузия – лари, Польша – злотый, Киргизия – сом, Монголия – тугрик.

Но есть деньги, которые называются безналичными, т.е. их нет в наличии. Их заменяют банковские карты. Деньги, которые хранятся на банковской карте можно обналичить, т.е. снять с карты в банкомате, тогда их можно назвать наличностью.

Существует множество разнообразных игр направленных на формирование представлений об экономике и финансах.  В процессе игровой деятельности нужно донести до детей что: - Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются!

    Объясняем, как люди зарабатывают деньги и каким образ                                                                                      заработок зависит от вида деятельности. – Сначала зарабатываем – потом тратим. 

Игра «Как купить папе автомобиль?»

Прослеживаем логическую цепочку: автомобиль – деньги – работа – профессия – учеба – труд.

Беседы с детьми о профессиях. Все профессии нужны – все профессии важны.

Следующая образовательная область – Познавательное развитие (ФЭМП)

На занятиях по формированию элементарных математических представлений знакомим детей с внешним видом, цифрами на монетах и банкнотах, и их количественным содержанием. А также упражняем детей в решении примеров и задач. Например: Тетрадь стоит 10 рублей. При помощи каких монет можно составить эту сумму? Рассмотреть все варианты слагаемых. Упражнять в решении задач со сдачей, самостоятельном придумывании задач о покупке и продаже.

Интеграция Образовательных областей – Развитие речи, социально – коммуникативное, физкультура.

Предусматривается чтение сказок, где говорится про деньги или золото как их эквивалент. (Р.н.с. «Курочка Ряба», «Муха – Цокотуха» К. Чуковского, «Сказка о золотой рыбке» А.С. Пушкина, «Золотой ключик или приключения Буратино» А.Н. Толстого).

Воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность. - Не все покупается. Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

Загадки. Какое животное всегда при деньгах? (Поросёнок, у него всегда есть пятачок.)

Пословицы и поговорки о деньгах, бережливости, дружбе.

Предложить детям расшифровать пословицу, чтобы они поняли и оценили глубину и мудрость народной мысли: с древности люди ценили деньги, заработанные честным трудом и считали важным умением грамотно распоряжаться своими доходами и планировать расходы – именно это и есть основа личной финансовой грамотности.

Интересно поговорить о фразеологизмах – устойчивых словосочетаниях, что подразумевается под этими выражениями.

Золотые руки – мастер искусный в своем деле.

Золотое сердце – отзывчивый, добрый человек.

Золотой дождь – богатство, много денег.

Золотой голос– очень красивый певческий голос.

Пополнение и обогащение словаря – финансы, монета, банкнота, банковскя карта, банкомат, банк, валюта, услуги, купля, продажа, цена, и др.

С детьми можно поиграть в дидактические игры: «Где можно хранить деньги», «Советы покупателю», ««Кафе «Вкусно и полезно», «Доход - расход», «Что и когда лучше продавать?», «Какие бывают доходы?»,  «Чей труд важней»,

Можно изготовить совместно с детьми коллекции денег, копилки, денежное дерево.

Сделать атрибуты к сюжетно-ролевым играм: «Супермаркет», «Банк», «Магазин», «Торговый центр», «Кафе», «Ателье», «Почта», «Аптека», «Больница», «Парикмахерская», «Строители», «Детский мир».

    Объяснить, как люди зарабатывают деньги и каким образом                                                                                      заработок зависит от вида деятельности. – Сначала заработать – потом тратить.

 Итак, финансовая грамотность – это умение использовать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами.

Раннее разумное экономическое воспитание служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром. Осуществляя экономическое воспитание в дошкольном возрасте, мы решаем задачи всестороннего развития личности.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарный план СОД по обучению детей старшего дошкольного возраста основам финансовой грамотности

Сценарный план СОД по обучению детей старшего дошкольного возраста основам финансовой грамотностиТема: «В гостях у фиксиков»Цель: знакомство с понятием «семейный бюджет&raq...

Дидактические игры по обучению детей старшего дошкольного возраста основам финансовой грамотности.

Дидактические игры по обучению детей старшего дошкольного возраста основам финансовой грамотности....

Система мероприятий в обучении детей старшего дошкольного возраста основам финансовой грамотности

ПАСПОРТ Актуальность   Работа по формированию элементарных математических представлений – важнейшая часть общей подготовки к школе....

«Формирование 4К-компетенций посредством обучения детей старшего дошкольного возраста азам финансовой грамотности»

Активное развитие технологий и стремительное нарастание информационного потока привели к резким изменениям во всех сферах жизни. Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики...