Главные вкладки

    Обучение финансовой грамотности детей дошкольного возраста
    консультация (подготовительная группа)

    Зайцева Надежда Васильевна

    В данной консультации для педагогов МБДОУ даны рекомендации по ознакомлению дошкольников старшего возраста с элементами финансовой грамотности в различных образовательных областях.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл obuchenie_finansovoy_gramotnosti.docx19.64 КБ

    Предварительный просмотр:

    Обучение финансовой грамотности

    детей дошкольного возраста

                                        Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни.  Малыши рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая таким образом экономической информацией на житейском уровне. Дети как губка, впитывают впечатления, знания, стили поведения взрослых, окружающих их.

    Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. Родители и педагоги должны объяснить детям следующие вопросы про деньги: Что такое деньги? Где их взять?  Как ими правильно распоряжаться?  Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом.  Поэтому неоспорима актуальность элементарного экономического образования детей дошкольного возраста.

            Финансы, экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Они могут быть преподнесены детям в форме элементарных сведений:

    • научить их правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию;
    • с помощью игр ввести ребят в сложный мир предметов, вещей, человеческих взаимоотношений;
    • объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, стоимость, цена, с одной стороны, и нравственными  – «бережливость, честность, экономность, достоинство, щедрость» – с другой;
    • вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.

    Цель:  Ознакомление дошкольников с основами финансовой грамотности на доступном уровне

    Образовательные и воспитательные задачи:  

    - Сформировать элементарные экономические знания;

    - Расширить знания детей о возникновении денег;

    - Воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность.

    Через какие же образовательные области можно решить эти задачи?

    В области познавательного развития (ФЦКМ) знакомство с предметами окружающего мира и установление взаимосвязей между ними.

    А именно:

    Что же такое Финансы?

    Страна Финансов очень большая, она включает в себя и наличные деньги, и безналичные деньги, различные формы и инструменты денежных средств, а также — финансовые отношения, связанные с денежными расчетами между покупателями и продавцами. Если говорить конкретно, то в понятие финансов входят не только сами деньги, карточные счета в банках, но и дома, магазины, самолеты, заводы, предприятия, природные ресурсы, то есть все, что может быть преобразовано в деньги при их продаже.

    А что представляют собой деньги? И как они возникли?

    Деньги – это средство обмена; люди принимают деньги в обмен на товар и услуги, которые они производят.

    У первобытных людей не было ни металла, ни бумага, чтобы изготавливать деньги. А чем они могли расплачиваться? Сначала они меняли товар на товар. Кто менял рыбу на яйца, кто мясо на шкуру. Но это было неудобно. И они пришли к выводу, что нужны деньги. Первыми деньгами были шкурки зверьков (белок, зайцев). Те, кто жили около моря, расплачивались жемчужинами или ракушками, перьями редких птиц.

    Намного позже появились металлические деньги: золотые, серебряные, медные.

    Металлические деньги называются монетами. Они разного размера, цвета и достоинства, т.е. стоят по-разному. На одной стороне монеты изображен двуглавый орел – символ российского государства, поэтому ее называют орлом, другую сторону, где обозначена цифра – называется решкой от слова «решетка», узора, которым раньше украшали монету.

    Бумажные – банкнотами. Они тоже имеют разное достоинство. На рисунке  банкноты обычно изображают города, достопримечательности России или портреты людей, чьими именами гордится страна.

    Например: на банкноте 500 рублей изображен Петр 1 – основатель государства российского на фоне парусника в порту Архангельска. На другой его стороне – Соловецкий монастырь.

     Денежные единицы России - это рубли и копейки.

    Разные страны имеют свои деньги- денежные единицы.

    В Америке – это доллар и центы, в Европе – это евро и центы.

    Денежные единицы или деньги других стран называются валютой.

    Интересные факты для детей, названия валюты в других странах.

    Болгария – лев, Грузия – лари, Польша – злотый, Киргизия – сом, Монголия – тугрик.

    Но есть деньги, которые называются безналичными, т.е. их нет в наличии. Их заменяют банковские карты. Деньги, которые хранятся на банковской карте можно обналичить, т.е. снять с карты в банкомате, тогда их можно назвать наличностью.

    Существует множество разнообразных игр направленных на формирование представлений об экономике и финансах.  В процессе игровой деятельности нужно донести до детей что: - Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются!

        Объясняем, как люди зарабатывают деньги и каким образ                                                                                      заработок зависит от вида деятельности. – Сначала зарабатываем – потом тратим. 

    Игра «Как купить папе автомобиль?»

    Прослеживаем логическую цепочку: автомобиль – деньги – работа – профессия – учеба – труд.

    Беседы с детьми о профессиях. Все профессии нужны – все профессии важны.

    Следующая образовательная область – Познавательное развитие (ФЭМП)

    На занятиях по формированию элементарных математических представлений знакомим детей с внешним видом, цифрами на монетах и банкнотах, и их количественным содержанием. А также упражняем детей в решении примеров и задач. Например: Тетрадь стоит 10 рублей. При помощи каких монет можно составить эту сумму? Рассмотреть все варианты слагаемых. Упражнять в решении задач со сдачей, самостоятельном придумывании задач о покупке и продаже.

    Интеграция Образовательных областей – Развитие речи, социально – коммуникативное, физкультура.

    Предусматривается чтение сказок, где говорится про деньги или золото как их эквивалент. (Р.н.с. «Курочка Ряба», «Муха – Цокотуха» К. Чуковского, «Сказка о золотой рыбке» А.С. Пушкина, «Золотой ключик или приключения Буратино» А.Н. Толстого).

    Воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность. - Не все покупается. Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

    Загадки. Какое животное всегда при деньгах? (Поросёнок, у него всегда есть пятачок.)

    Пословицы и поговорки о деньгах, бережливости, дружбе.

    Предложить детям расшифровать пословицу, чтобы они поняли и оценили глубину и мудрость народной мысли: с древности люди ценили деньги, заработанные честным трудом и считали важным умением грамотно распоряжаться своими доходами и планировать расходы – именно это и есть основа личной финансовой грамотности.

    Интересно поговорить о фразеологизмах – устойчивых словосочетаниях, что подразумевается под этими выражениями.

    Золотые руки – мастер искусный в своем деле.

    Золотое сердце – отзывчивый, добрый человек.

    Золотой дождь – богатство, много денег.

    Золотой голос– очень красивый певческий голос.

    Пополнение и обогащение словаря – финансы, монета, банкнота, банковскя карта, банкомат, банк, валюта, услуги, купля, продажа, цена, и др.

    С детьми можно поиграть в дидактические игры: «Где можно хранить деньги», «Советы покупателю», ««Кафе «Вкусно и полезно», «Доход - расход», «Что и когда лучше продавать?», «Какие бывают доходы?»,  «Чей труд важней»,

    Можно изготовить совместно с детьми коллекции денег, копилки, денежное дерево.

    Сделать атрибуты к сюжетно-ролевым играм: «Супермаркет», «Банк», «Магазин», «Торговый центр», «Кафе», «Ателье», «Почта», «Аптека», «Больница», «Парикмахерская», «Строители», «Детский мир».

        Объяснить, как люди зарабатывают деньги и каким образом                                                                                      заработок зависит от вида деятельности. – Сначала заработать – потом тратить.

     Итак, финансовая грамотность – это умение использовать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами.

    Раннее разумное экономическое воспитание служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром. Осуществляя экономическое воспитание в дошкольном возрасте, мы решаем задачи всестороннего развития личности.  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обучение грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Примеры конспектов по обучению грамоте.

    Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьёзным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в коррекционной работе с да...

    обучение детей старшего дошкольного возраста игре в "Городки"

    Я, Темнова Тамара Алексеевна, работаю в муниципальном дошкольном образовательном учреждении детский сад комбинированного вида № 8 «Аленушка» города Тихорецка муниципального образования Тихорецки...

    обучение детей старшего дошкольного возраста игре в "Городки"

    Занятие в старшей группе октябрь № 1 – 4.З а д а ч и:1.Воспитание сознательного отношения к занятиям.2.Проверить осанку в различных и.п. при выполнении упражнений.3.Познакомить детей с народной ...

    Консультация для воспитателей «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»

    Консультация для воспитателей «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста» будет интересна воспитателям, старшим воспитателям....

    Система работы Хасановой Г.С. воспитателя дошкольного отделения «Сорочата» по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам пожарной безопасности

    Пожар – это всегда страшно. Дети в огне – обычно следствие ошибок взрослых: не убрали, не предупредили, не уследили…Поэтому перед теми, кто работает с детьми в области пожарной профилактики, стоят две...