РАБОЧАЯ ПРОГРАММА средней группы на 2018 - 2019 учебный год
рабочая программа (средняя группа)
Составлена на основе примерной общеобразовательной программы
дошкольного образования «От рождения до школы»
под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 67.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
детский сад «Хунчугеш» комбинированного вида с. Эрги – Барлык
Барун –Хемчикского кожууна Республики Тыва
ПРИНЯТО на педагогическом совете Протокол № __ от «__» ______2018 | УТВЕРЖДЕНО приказом от «__» ______2018г. № __ Заведующей МБДОУ д/с «Хунчугеш» ___________________/Салчак Н. Д./ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
средней группы
Составлена на основе примерной общеобразовательной программы
дошкольного образования «От рождения до школы»
под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
на 2018 – 2019 учебный год
Воспитатели: Хомушку Г.К.
Саая Д.М.
Эрги – Барлык 2018
Содержание
Раздел I | ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ…………………………………………………………......... | 3 |
1.1. | Пояснительная записка…………………………………………………………….. | 3 |
1.2. | Цели и задачи реализации программы…………………………............................. | 5 |
1.3. | Принципы и подходы к формированию программы…………………………….. | 7 |
1.4. | Характеристика возрастных особенностей развития детей ………..……...……. | 9 |
1.5. | Планируемые результаты освоения программы (целевые ориентиры) …………………………………………………………………………… | 12 |
Раздел II | СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ…………………………………………………. | 14 |
2.1. | Содержание психолого-педагогической работы по образовательным областям. Методы, способы и средства организации образовательного процесса по областям……………………………………………………………………………… | 14 |
2.2. | Учебный план………………………………………………………………………... | 21 |
2.1.1. | Планирование образовательной деятельности……………………………………. | 23 |
2.1.2. | Особенности при планировании традиционных событий, праздников, мероприятий…………………………………………………………………………. | 24 |
2.3. | Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития образования детей………………………………………………………… | 25 |
2.4. | Коррекционная работа………………………………………………………………. | 26 |
2.5. | Национальный региональный компонент…………………………………………. | 26 |
РазделIII | ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ……………………………………………….. | 30 |
3.1. | Организация режима пребывания детей…………………………………………… | 30 |
3.2. | Использование современных образовательных технологий в воспитательно-образовательном процессе………………………………………. | 36 |
Система физкультурно-оздоровительной работы………………………………… | 39 | |
3.3. | Особенности организации, развивающей предметно -пространственной среды.. | 42 |
3.4. | Расписание непрерывной непосредственно-организованной образовательной | 49 |
Перечень методических пособий…………………………………………………... | 50 | |
Приложения | ||
Приложение 1 «Комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательной работы по образовательным областям» | ||
Приложение2 «План взаимодействия с родителями» | ||
1.1 Пояснительная записка
Рабочая программа по развитию детей средней группы разработана в соответствии и на основе основной общеобразовательной программы МБДОУ детского сада комбинированного вида «Хунчугеш» села Эрги – Барлык, в соответствии с введением ФГОС ДО.
Рабочая программа по развитию детей группы среднего дошкольного возраста обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 4 до 5 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – образовательным областям:
- физическому развитию;
- социально-коммуникативному развитию;
- познавательному развитию;
- речевому развитию;
- художественно-эстетическому развитию.
Рабочая программа составлена с учетом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год. Рабочая программа является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.
Программа построена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», авторы Веракса Н.Е, Комарова Т.С., Васильева М.А.
Настоящая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Конституция РФ;
- Закон «Об образовании в Российской федерации» от 29 12 2012 года № 273 – ФЗ;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ МО и НРФ от 17.10.2013 № 1155);
- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26);
- Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ детского сада «Хунчугеш» комбинированного вида села Эрги – Барлык
1.2 Цели и задачи реализации программы
Целью рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно – исследовательской, продуктивной, музыкально – художественной, чтения.
Задачи Программы:
- Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном развитии каждого ребенка;
- Создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
- Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;
- Творческая организация (креативность) образовательного процесса;
- Вариативность использования образовательного материала, позволяющего развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
- Уважительное отношение к результатам детского творчества;
- Единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
- Соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения
1.3 Принципы и подходы к формированию программы
- Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);
- Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму»);
- Обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников;
- Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;
- Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
- Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми (игра);
- Строится на принципе культур сообразности. Учитывает национальные ценности и традиции в образовании;
- Содержание психолого-педагогической работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
1.4 Характеристика возрастных особенностей развития детей
Возрастные особенности развития детей средней группы (4 – 5 лет). В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д.
Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5 – 6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий. Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.
К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.
Возрастает объем памяти. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.
Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15 – 20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких – либо действий несложное условие.
В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.
Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится вне ситуативной.
Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.
У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм.
В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим ребенком, что ведет к развитию образа «Я» ребенка, его детализации.
Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа «Я» ребенка, его детализацией.
1.5 Планируемые результаты освоения программы (целевые ориентиры)
При реализации программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения образовательных задач.
Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации программы, а также от ее характера, особенностей развития детей и организации, реализующей программу.
Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия, установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.
К целевым ориентирам освоения программы дошкольного образования относятся следующие социально – нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:
- ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;
- у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
- ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Раздел II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Содержание образования по образовательным областям
Содержание работы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать все пять образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами программы и реализуется в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно – исследовательской деятельности – как сквозных механизмах развития ребенка).
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»
«Социально – коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе». ФГОС (Приказ Министерства образования и науки от 17 октября 2013 г, № 1155).
Социализация, развитие общения, нравственное воспитание
Содержание психолого-педагогической работы отражено в примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2016 г., стр.
Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание
Содержание психолого-педагогической работы отражено в примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2016 г., стр.
Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание
Содержание психолого-педагогической работы отражено в примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2016 г., стр.
Формирование основ безопасности
Содержание психолого-педагогической работы отражено в примерной общеобразовательной Программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2016 г., стр.
Образовательная область «Познавательное развитие»
«Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля, как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.» ФГОС (Приказ Министерства образования и науки от 17 октября 2013 г, №1155).
Развитие познавательно-исследовательской деятельности
Содержание психолого-педагогической работы отражено в примерной общеобразовательной Программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2016 г., стр.
Приобщение к социокультурным ценностям
Содержание психолого-педагогической работы отражено в примерной общеобразовательной Программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2016 г., стр.
Формирование элементарных математических представлений
Содержание психолого-педагогической работы отражено в примерной общеобразовательной Программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2016 г., стр.
Ознакомление с миром природы
Содержание психолого-педагогической работы отражено в примерной общеобразовательной Программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2016 г., стр.
Образовательная область «Речевое развитие»
«Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.» ФГОС (Приказ Министерства образования и науки от 17 октября 2013 г, № 1155).
Развитие речи
Содержание психолого-педагогической работы отражено в примерной общеобразовательной Программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2016 г., стр. 95
Приобщение к художественной литературе.
Содержание психолого-педагогической работы отражено в примерной общеобразовательной Программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2016 г., стр.
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»
«Художественно – эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно – модельной, музыкальной и др.).» ФГОС (Приказ Министерства образования и науки от 17 октября 2013 г, № 1155).
Приобщение к искусству
Содержание психолого-педагогической работы отражено в примерной общеобразовательной Программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2016 г., стр.
Изобразительная деятельность
Содержание психолого-педагогической работы отражено в примерной общеобразовательной Программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2016 г., стр.
Конструктивно – модельная деятельность
Содержание психолого-педагогической работы отражено в примерной общеобразовательной Программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2016 г., стр.
Музыкальная деятельность
Содержание психолого-педагогической работы отражено в примерной общеобразовательной Программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2016 г., стр.
Образовательная область «Физическое развитие»
«Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)».
ФГОС (Приказ Министерства образования и науки от 17 октября 2013 г, № 1155).
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
Содержание психолого-педагогической работы отражено в примерной общеобразовательной Программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2016 г., стр.
Физическая культура
Содержание психолого-педагогической работы отражено в примерной общеобразовательной Программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2016 г., стр.
Развитие игровой деятельности
Содержание психолого-педагогической работы отражено в примерной общеобразовательной Программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2014 г., стр.
2.2. Учебный план
Образовательный процесс в учреждении планируется и осуществляется в соответствии с учебным планом, который является нормативным актом ДОУ, устанавливающим перечень образовательных областей, основных видов организованной образовательной деятельности и объем времени, отводимого на их проведение с детьми. В учебном плане определено распределение количества ООД. В структуре плана выделяется обязательная и часть, формируемая участниками ОО.
Базовая часть частично реализуется через игровые и развивающие занятия, в соответствии с расписанием организованной образовательной деятельности по всем возрастным группам, разработанным в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049 – 13, к объему недельной нагрузки организованной образовательной деятельности для дошкольников.
В середине времени, отведенного на организованную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами организованной образовательной деятельности – не менее 10 минут.
В соответствии с СанПиНом в конце декабря (во время проведения новогодних утренников, 27 декабря – 29 декабря) для воспитанников организовываются недельные каникулы, во время которых проводится организованная образовательная деятельность только эстетически – оздоровительного цикла (музыкальные, спортивные, изобразительного искусства). В летний период увеличивается продолжительность прогулок, а также проводятся спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии, организованная деятельность в режиме дня и др.
В соответствии с примерной основной программой дошкольного образования организованная образовательная деятельность в группах проводится с 1 сентября по 29 мая.
Учебный план по образовательной области «Познавательное развитие»
№ п/п | Название раздела | Количество часов (занятий) | |
Всего | Теория/ Практика | ||
1. | Ознакомление с природой. | 10 | 10 |
2. | Приобщение к социокультурным ценностям. | 9 | 9 |
3. | Познавательно – исследовательская деятельность. | 18 | 18 |
4. | Формирование элементарных математических представлений | 37 | 37 |
Итого | 74 | 74 |
Учебный план по образовательной области «Речевое развитие»
№ п/п | Название раздела | Количество часов (занятий) | |
Всего | Теория/ Практика | ||
1. | Развитие речи | 18 | 18 |
2. | Приобщение к художественной литературе | 18 | 18 |
ИТОГО | 36 | 36 |
Учебный план по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»
№ п/п | Название раздела | Количество часов (занятий) | |
Всего | Теория/ Практика | ||
1. | Изобразительная деятельность. Рисование | 36 | 36 |
2. | Изобразительная деятельность. Лепка | 18 | 18 |
3. 4. | Изобразительная деятельность. Аппликация Конструирование | 18 18 | 18 18 |
ИТОГО | 72 | 72 |
2.2.1. Планирование образовательной деятельности в средней группе
МБДОУ детский сад «Хунчугеш»
на 2018 -2019 учебный год
Организованная образовательная деятельность | |
Базовый вид деятельности | Периодичность |
физическая культура в помещении | 2 раза в неделю |
физическая культура на прогулке | 1 раз в неделю |
познавательное развитие | 1 раз в неделю |
развитие речи | 1 раз в неделю |
рисование | 1 раз в неделю |
лепка | 1 раз в неделю |
аппликация | 1 раз в неделю |
музыка | 2 раза в неделю |
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов | |
утренняя гимнастика | ежедневно |
комплексы закаливающих процедур | ежедневно |
гигиенические процедуры | ежедневно |
ситуативные беседы при проведении режимных моментов | ежедневно |
прогулки | ежедневно |
Самостоятельная деятельность детей | |
игра | ежедневно |
Самостоятельная деятельность детей в центрах(уголках)развития | ежедневно |
2.2.2. Особенности при планировании традиционных событий, праздников, мероприятий
При планировании образовательного процесса учитывается принцип интеграции образовательных областей и комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса, которые соответствуют принципам системности, сезонности, возрастной дифференциации.
За основу взят примерный перечень событий, праздников, мероприятий примерной образовательной программы «От рождения до школы».
Важным компонентом работы детского сада являются традиции, праздники, мероприятия. Подготовка к праздникам и развлечениям осуществляется планомерно и систематически, не нарушая общего ритма жизни детского сада.
Добрыми традициями дошкольного образовательного учреждения стали:
- день Знаний (1 сентября);
- сезонные праздники;
- спортивные развлечения;
- народные праздники – Шагаа, Проводы зимы;
- тематические выставки семейного творчества;
- открытые занятия для родителей.
2.3. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития образования детей
Направления развития | Формы реализации программы | Способы, методы, приемы, средства |
ОО познавательное развитие | Игровые развивающие ситуации, самостоятельная деятельность, развлечения, рассматривание картин и иллюстраций, экспериментирование, индивидуальные и групповые занятия. | Наглядность, обследование, побуждение, поощрение, индивидуальная работа, совместная деятельность с семьей, подготовка к развлечениям, наблюдение, исследование. Макеты, картины, дидактический материал. |
ОО социально –коммуникативное развитие | Игровые развивающие ситуации, сюжеты, самостоятельная деятельность, совместная деятельность с воспитателем, игровые задачи, индивидуальные и групповые занятия, сюжетно – ролевые игры, игры – импровизации, развлечения. | Побуждение, поощрение, показ, индивидуальная работа, наблюдение, подготовка к развлечениям. Дидактический материал, игры, игрушки. |
ОО физическое развитие | Самостоятельная деятельность, совместная деятельность с воспитателем, подвижные игры, индивидуальные и групповые занятия, спортивные праздники, развлечения, двигательная деятельность. | Показ взрослого, объяснение, поощрение, побуждение. Оборудования для ходьбы, бега, ползания, лазания, занятий с мячом, игрушки. |
ОО художественно – эстетическое развитие | Театрализованные игры, самостоятельная деятельность, совместная деятельность с воспитателем, индивидуальные и групповые занятия, рассматривание картин и иллюстраций, различные виды театра, выставки, конструирование, изо деятельности, музыкальная деятельность, чтение. | Рассказ, показ, объяснение, побуждение, поощрение, наблюдение. Книги для детского чтения, иллюстративный материал, оборудование и материал для лепки, аппликации, рисования и конструирования, детские музыкальные инструменты. |
ОО речевое развитие | Дидактические игры, самостоятельная деятельность, совместная деятельность с воспитателем, индивидуальные и групповые занятия, рассматривание картин и иллюстраций. | Рассказ взрослого, пояснение, разъяснение, беседа, чтение, обсуждение, рассматривание, наблюдение. Книги для чтения, картины, иллюстрационный и дидактический материал. |
2.4. Коррекционная работа
Основной формой работы во всех пяти образовательных областях программы является игровая деятельность, основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые, групповые, интегрированные занятия в соответствии с Программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения.
Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач, поставленных программой, обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции усилий специалистов и семей воспитанников.
2. 5. Национальный региональный компонент вторая младшая группа (от 4 до 5 лет)
Назначение регионального компонента – защита и развитие системой образовании региональных, культурных традиций и их особенностей; сохранение единого образовательного пространства России; физическая направленность деятельности региона; обеспечение прав подрастающего поколения на доступное образование; вооружение дошкольников системой знаний о регионе.
Обучение в региональном компоненте строится на основе преемственности поколений, уникальности природной и культурно – исторической среды и региональной системы образования как важнейшего фактора развития территории.
Цель – содействовать всестороннему развитию личности, сохранению и укреплению здоровья детей второй младшей группы средствами педагогической деятельности через использование национально – регионального компонента.
Задачи воспитания и обучения:
- формирование у детей основ нравственности на лучших образцах национальной культуры, народных традициях и обычаях;
- продолжать укреплять и охранять здоровье детей;
- воспитывать интерес к труду взрослых, учить с уважением относиться к их труду;
- развивать речь детей.
Национальные традиции – это мир духовно – нравственных ценностей, мир особого отношения человека к человеку, человека к своей родословной, человека к матери и отцу, старшим, природе, родному очагу, родной земле, роду, племени и народу. Это система нравственных установок, предписаний и запретов, правил человеческого поведения в повторяющихся изо дня в день ситуациях.
Народные знания, доброта и отзывчивость должны лежать в основе всего воспитательного процесса. «Не зная свою культуру, не будешь знать и другой», – гласит народная мудрость.
№ | Содержание направлений с учетом национально – регионального компонента (НРК) | |
1 | Физическое развитие (Здоровье) | Формирование у детей привычек здорового образа жизни, привитие стойких культурно – гигиенических навыков, через устное народное творчество и художественную литературу тувинского языка. Расширение представлений у детей о себе и других детях, используя тувинский фольклор. |
2 | Физическое развитие (Физическая культура) | Развитие интереса к подвижным играм тувинского народа, обучение правилам игр, воспитание умения согласовывать движения, ориентироваться в пространстве. |
3 | Социально – коммуникативное развитие (Социализация) | Формирование культуры общения и доброжелательного отношения к сверстникам, взрослым в процессе народных игр. |
4 | Социально – коммуникативное развитие (Труд) | Обеспечение освоения основных процессов самообслуживания (самостоятельно или при небольшой помощи взрослого одеваться и раздеваться в определенной последовательности), отдельных процессов в хозяйственно – бытовом труде (расставить игрушки на полках, собрать кубики в коробку), используя малые формы устного творчества своего народа. Формирование представлений об удобном и безопасном способе выполнения простейших трудовых поручений (например, стул удобно взять, аккуратно, медленно не задевая других пронести его к месту). Обращение внимания детей на положительных сказочных героев и персонажей литературных произведений тувинского народа. Стимулирование ситуативных проявлений желания принять участие в труде, умение преодолевать небольшие трудности. Расширение и обогащение представления детей о труде людей родного села. |
5 | Социально – коммуникативное развитие (Безопасность) | Ознакомление с правилами поведения на улице: разговаривать негромко, соблюдать чистоту. Передача детям знаний на доступном их понимании опасных ситуациях, происходящих дома, в детском саду и на улицах родного города. Формирование элементарных представлений о некоторых растениях, о домашних и диких животных родной республики. |
6 | Речевое развитие | Ознакомление с образцами тувинского фольклора: потешками, закличками, пальчиковыми играми, сказками. |
7 | (Художественная литература) | Формирование умений правильного понимания смысла произведений. Воспитание эстетических чувств, побуждение интереса к слушанию сказок, небольших рассказов, стихотворений. Воспитание умения слушать сказки, небольшие рассказы, стихи; обучение пониманию смысла произведения; ознакомление детей с прекрасными образцами тувинского фольклора. Народная сказка способствует формированию определенных нравственных ценностей, идеала. Для девочки – это золотая дангына (умница, рукодельница), а для мальчика – добрый молодец (смелый, сильный, добрый, любящий Родину). |
8 | Познавательное развитие | Развитие сенсорной культуры, используя образцы национальной одежды. Расширение знаний детей о своем родном селе – Эрги-Барлык; воспитание интереса к явлениям родной природы. |
9 | Художественно – эстетическое развитие (Музыка) | Развитие интереса к национальной тувинской музыке; закрепление понятий трех основных музыкальных жанров: песня, танец, марш на основе национального репертуара. Использование народных хороводных игр. |
10 | Художественно – эстетическое развитие (изобразительная деятельность) | Формирование интереса тувинскому декоративно – прикладному искусству; обучение украшению изделий тувинским орнаментом. |
11 | Речевое развитие (развитие речи) | Развитие всех компонентов устной речи. Практическое овладение воспитанниками нормами речи родного языка. Развитие свободного общения с взрослыми на родном языке. |
Ожидаемые результаты:
- называет знакомые предметы, объясняет их назначение, выделяет и называет признаки (цвет, форма, материал); - называет свой город (поселок, село);
- свободно ориентироваться в ближайшем окружении; узнавать свой дом и квартиру, детский сад и групповую комнату;
- знать имена членов своей семьи;
- рассматривают альбомы и иллюстрации;
- отвечают на разнообразные вопросы взрослого, касающегося ближайшего окружения;
- пересказывает содержание тувинских сказок с опорой на рисунки в книге, на вопросы воспитателя;
- может прочитать наизусть небольшое стихотворение при помощи взрослого.
Раздел III. Организационный раздел
3.1. Организация режима пребывания детей
Для второй младшей группы разработан гибкий режим дня, учитывающий возрастные психофизические возможности детей, их интересы и потребности, обеспечивающий взаимосвязь планируемых занятий с повседневной жизнью детей в детском саду. Кроме того, учитываются климатические условия (в течение года режим дня меняется дважды). В отличие от зимнего в летний оздоровительный период увеличивается время пребывания детей на прогулке. Прогулка организуется 2 раза в день: в первую половину дня – до обеда и во вторую половину – после дневного сна или перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже - 13°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре ниже -15°С и скорости ветра более 15 м/с. Во время прогулки с детьми проводятся игры и физические упражнения. Подвижные игры проводят в конце прогулки перед возращением детей в помещение ДОУ. Дневному сну отводится 2.10 часа. Самостоятельная деятельность детей (игры, личная гигиена и др.) занимает в режиме дня не менее 4 часов. (По действующему СанПиН 2.4.1.3049 – 13)
Для детей четвертого года жизни основная образовательная деятельность составляет 2 часа 45 минут в неделю. Продолжительность непрерывной основной образовательной деятельности составляет не более 15 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня во второй младшей группе не превышает 30 минут. Перерывы между периодами организованной образовательной деятельности – не менее 10 минут.
Режим работы второй младшей группы:
- пятидневная рабочая неделя;
- длительность работы группы – 11,5 часов;
- ежедневный график работы - с 07.30 до 19.00 часов;
- выходные дни – суббота, воскресенье, нерабочие – праздничные дни.
Основная образовательная деятельность начинается с 9.20 часов.
Продолжительность ООД в младшей группе –15 минут.
Режим дня дошкольного образовательного учреждения
(холодный период года)
Режимные моменты | Возраст 3-4 года |
Прием, осмотр, игры, дежурство | 7.30-8.20 |
Утренняя гимнастика | 8.20-8.30 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.30-8.55 |
Игры, подготовка к образовательной деятельности | 8.55-9.20 |
Занятия | 9.20-10.00 |
Игры, подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд) | 10.00-12.05 |
Возвращение с прогулки, игры | 12.05- 12.20 |
Подготовка к обеду, обед | 12.20-12.50 |
Подготовка ко сну, дневной сон | 12.50-15.00 |
Постепенный подъем, воздушно-водные процедуры | 15.00-15.25 |
Подготовка к полднику, полдник | 15.25-15.50 |
Игры, факультативы, самостоятельная деятельность | 15.50-16.30 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 16.30-17.50 |
Возвращение с прогулки, гигиенические процедуры | 17.50-18.15 |
Подготовка к ужину, ужин | 18.15-18.45 |
Игры, уход домой | 18.45-19.00 |
Режим дня дошкольного образовательного учреждения
(теплый период года)
Режимные моменты | Возраст 3-4 года |
Прием, осмотр, игры, дежурство | 7.30-8.20 |
Утренняя гимнастика | 8.20-8.30 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.30-8.55 |
Игры, самостоятельная деятельность | 8.50-9.00 |
Занятия | 9.20-10.00 |
Игры, подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд) | 10.00-12.00 |
Возвращение с прогулки, игры | 12.00- 12.45 |
Подготовка к обеду, обед | 12.15-12.45 |
Подготовка ко сну, дневной сон | 12.45-15.00 |
Постепенный подъем, воздушно-водные процедуры | 15.00-15.20 |
Подготовка к полднику, полдник | 15.20-15.40 |
Игры, факультативы, самостоятельная деятельность | 15.40-16.20 |
Чтение художественной литературы | 16.20-16.40 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 16.40-17.50 |
Возвращение с прогулки, гигиенические процедуры | 17.50-18.10 |
Подготовка к ужину, ужин | 18.10-18.30 |
Игры, уход домой | 18.30-19.00 |
Адаптационный режим пребывания ребенка
Временной период | Адаптационные мероприятия |
1 – 5 день | Пребывание в группе в течение 1 – 3 часов (как вариант – вместе с родителями |
6 – 10 день | Пребывание в группе в течение 1 половины дня (без питания) |
11 – 15 день | Пребывание в группе в течение 1 половины дня с питанием |
15 – 20 день | Пребывание в группе с питанием и сном (уход домой после сна и полдника) |
20 – 25 день | Пребывание в группе полный день |
Воспитательно-образовательный процесс условно подразделен на:
- совместную деятельность с детьми: образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности;
- образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
- самостоятельную деятельность детей;
- взаимодействие с семьями детей по реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
Модель организации деятельности взрослых и детей в ДОУ
Совместная деятельность взрослого и детей | Самостоятельная деятельность детей | Взаимодействие с семьями |
| Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей; Двигательной, игровой, продуктивной, трудовой, познавательно –исследовательской. | Диагностирование. Педагогическое просвещение родителей, обмен опытом. Совместное творчество детей и взрослых. Инновационные формы с родителями: онлайн-консультации, мастер-классы. |
Построение образовательного процесса основывается на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, культурных и региональных особенностей, специфики дошкольного учреждения, от опыта и творческого подхода педагога.
Средний дошкольный возраст
Образовательная область | Первая половина дня | Вторая половина дня |
Социально – коммуникативное развитие |
|
|
Познавательное развитие |
|
Досуги развивающего характера: индивидуальная работа. |
Речевое развитие |
|
|
Художественно-эстетическое развитие |
|
|
Физическое развитие |
|
|
3.2. Использование современных образовательных технологий
в воспитательно-образовательном процессе
Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений.
В функции педагога включены задачи, связанные с повышением уровня развития ребенка; формированием нравственных качеств личности, взглядов и убеждений; развитием познавательного интереса, творческих способностей, воли, эмоций, познавательных способностей – речи, памяти, внимания, воображения, восприятия.
Главная идея в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами.
Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе современных образовательных технологий. Учитывая это, педагогами второй младшей группы выбраны современные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели становления личности:
- здоровьесберегающие технологии;
- технологии проектной деятельности;
- игровая технология.
Здоровьесберегающие технологии – наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем. Их можно выделить в три подгруппы:
- организационно – педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно – образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
- психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);
- учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья детей.
Каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие. Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно – образовательного процесса, формирует ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
Технология проектной деятельности. В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определенной практической проблемой (темой). Характер метода проекта на данном возрастном этапе подражательско – исполнительский. В этом возрасте дети участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняют действия по прямому предложению взрослого или путем подражания ему, что не противоречит природе маленького ребенка; в этом возрасте еще существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.
Игровая технология. Единственный язык, который легко дается детям – это язык игры. Именно игра позволяет скорректировать, возникающие возрастные проблемы и сложности в отношениях. Без игры жизнь ребенка невозможна. Для детей младшего возраста создается игровое оснащение (ширмы, строительное оборудование, атрибуты для ролевых игр, предметы – заместители, дидактические игры), дающее опыт разнообразного использования объекта, педагоги на собственном примере показывают детям, как пользоваться ролевой речью, звукоподражанием, подсказывают реплики, объясняют действия.
С помощью игровой технологии реализуются следующие функции образовательного процесса:
- эмоционально – развивающая функция;
- диагностическая функция – раскрываются скрытые таланты;
- релаксационная функция – снижается излишнее напряжение;
- компенсаторная функция – дает ребенку то, чего ему не хватает;
- коммуникативная функция – является великолепным средством для общения;
- функция самореализации – служит средством для достижения желаний и реализации возможностей;
- социокультурная функция – в процессе игры ребенок осваивает социокультурные нормы и правила поведения.
Применение современных образовательных технологий дает положительную динамику роста развития воспитанников и новые возможности для всестороннего гармоничного развития ребенка.
3.3. Система физкультурно-оздоровительной работы
Цель: Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у детей, педагогов и родителей ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
Основные направления физкультурно-оздоровительной работы
Направления | Компоненты | Решаемые задачи |
Гигиенические условия обеспечения воспитательно -образовательного процесса | Санитарно-гигиеническое состояние, воздушно-тепловой режим, освещенность, правильный подбор мебели, правильная поза во время занятий. | Создание благоприятных для развития детей санитарно-гигиенических условий, устранение нарушений санитарно-гигиенических требований. |
Рациональная организация режима дня дошкольников | Гибкий режим дня, учет максимальной нагрузки в недельном графике, учет работоспособности в течении дня при составлении сетки занятий, режим дня с учетом сезона. | Обеспечение психоэмоционального благополучия детей, повышение познавательных возможностей, двигательной активности, интеллектуальному развитию. |
Организация питания | Санитарно-гигиенический, нормативный, оздоровительный, психологический. | Обеспечение растущего организма ребенка энергией и основными пищевыми веществами. |
Организация лечебно-профилактической работы | Профилактика гриппа в периоды межсезонья, пропаганда ЗОЖ, работа по санитарному просвещению родителей, профилактика отклонений в физическом развитии, общеоздоровительная работа, профилактическая работа с часто и длительно болеющими детьми. | Создание системы лечебно-профилактической и педагогической работы по сохранению и укреплению здоровья субъектов деятельности, приобщения к общечеловеческим ценностям. |
Оптимизация двигательной активности детей | Утренняя гимнастика, гимнастика после сна, физкультурные занятия, физкультурно-оздоровительные занятия, физкультминутки, календарное планирование двигательной активности. | Создание условий для удовлетворения двигательных потребностей ребенка, для полноценного развития. |
Физическое развитие | Физкультурные занятия, досуги, соревнования и т.д. кружки игры (дидактические с элементами движения, подвижные, на прогулке), игры в спортивном уголке (в том числе и в домашних условиях). | - Формирование интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие. - Формирование потребности в физическом совершенствовании. |
Взаимодействие ДОУ с семьей по проблеме сохранения и укрепления здоровья | Оказание помощи семье в воспитании. Вовлечение семьи в образовательный процесс. Культурно-просветительская работа. Создание условий для реализации личности ребенка. | Сотрудничество в приобщении ребенка к ценностям здорового образа жизни. |
Взаимодействие ДОУ с окружающим социумом по проблеме сохранения и укрепления здоровья | Оздоровление, профилактика, информационно-просветительская работа, преодоление школьной дезадаптации, уроки безопасности, повышение квалификации сотрудников. | Создание целостной, адаптивной системы взаимодействия с социумом, обеспечивающей сопровождение детей. |
Работа с коллективом по сохранению и укреплению здоровья | Профилактика эмоционального состояния. Профилактика физического состояния. | Эффективное управление собственными ресурсами организма, сохраняя здоровье и эмоциональное благополучие. |
Режим закаливания и оздоровления
Утренняя гимнастика | Ежедневно,8 – 10 минут |
Гимнастика после сна | Ежедневно,5 мин |
Босохождение по массажным коврикам | Ежедневно, после дневного сна |
Дыхательная гимнастика | 2 раза в неделю, 2 – 3 мин |
Умывание прохладной водой | Ежедневно, после прогулки. В летний период – и после сна. |
Прогулка 2 раза в день | Ежедневно |
Сон в облегченной одежде (летом – без маек) | Ежедневно. В холодный период допустимо кратковременное использование пижам. |
Организация рационального питания | Ежедневно, согласно технологическим картам 10 –дневного меню. |
Соблюдение воздушного и светового режима. Проветривание помещений | Ежедневно. |
Режим двигательной активности
Формы работы | Виды занятий | Количество и длительность занятий (в мин.) | ||||
понедельник | вторник | среда | четверг | пятница | ||
Физкультурные занятия | в помещении | 15 | 15 |
| ||
на улице |
|
| 15 |
| ||
Физкультурно- оздоровительная работа в режиме дня | утренняя гимнастика (по желанию детей) |
Ежедневно 5 | ||||
| Подвижные и спортивные игры | Ежедневно 2 раза (утром и вечером)
| ||||
и упражнения на прогулке | 15 | |||||
Физкультминутки (в середине статистического занятия) | - | - | - | - | - | |
Активный отдых | Физкультурный досуг | 1 раз в месяц | ||||
День здоровья | 1 раз в квартал | |||||
Самостоятельная двигательная деятельность | Самостоятельное использование физкультурного и спортивно- игрового оборудования |
ежедневно | ||||
Самостоятельные подвижные и спортивные игры |
ежедневно |
3.4. Особенности организации, развивающей предметно -пространственной среды
Организация развивающей предметно – пространственной среды в нашей группе построено таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальные особенности каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. В группе созданы условия для взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом. Также есть уголки уединения, что дает ребенку чувство психологической защищенности, помогает развитию личности. Мы стараемся обогатить среду такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, развивающую, двигательную и иную активность детей.
Принципы построения развивающей предметно – пространственной среды:
- содержательно – насыщенность – это разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе. Они должны соответствовать возрастным особенностям и содержанию программы;
- трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений развивающей предметно – пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, от меняющихся интересов и возможностей детей;
- полифункциональность материалов предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды т.е. наличие не обладающих жестко закрепленными способом употребления полифункциональных предметов (в т. ч. природные материалы, предметы – заместители);
- вариативность среды предполагает наличие различных пространств, периодическую сменяемость игрового материала, разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми, появления новых предметов;
- доступность среды предполагает доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность, свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающих все виды детской активности, исправность и сохранность материалов и оборудования;
- безопасность среды предполагает соответствие всех ее элементов по обеспечению надежности и безопасности.
Центры, уголки и площадки организованы по 5 образовательным областям, рекомендованным ФГОС ДО (исходя из возможностей нашей группы: имеющейся мебели, площади помещения, пропорционального количества мальчиков и девочек).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов обеспечивает:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами;
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно – пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
Организация образовательного пространства в группе дает детям возможность одновременно свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу. Этому способствует зонирование групповых помещений. Зонирование помещения помогает ребенку выбрать для себя привлекательное занятие и сохранить устойчивый интерес к нему благодаря соответствующим игрушкам, не отвлекаясь на другие виды деятельности.
В группе имеются материалы и игрушки | |
Для социально – коммуникативного развития детей | наглядные пособия (книги, иллюстрации), отражающие разнообразные занятия детей и взрослых; картинки и фотографии, отражающие разные эмоциональные состояния людей (веселый, грустный, смеющийся, плачущий, сердитый, удивленный, испуганный и др.), их действия, различные житейские ситуации); для процессуальных и сюжетных игр (игрушки – персонажи: куклы разных размеров в одежде, которую можно снимать и надевать, куклы –голыши, антропоморфные (очеловеченные) животные из разных материалов (мишки, собачки, кошечки и т. д.); стационарная и настольная кукольная мебель (столики, стульчики, скамеечки, шкаф, кроватки и пр.); стационарные и настольные наборы «кухня» (плита, стол, и пр.); игрушки для разыгрывания различных сюжетов: кормления кукол (посуда, столовые приборы); купания (ванна, губки, салфетки); лечения (игрушечные наборы, в которые входят градусник, шприц, трубочка для прослушивания, кусочки ваты, бинтик и пр.); прогулок (машинки), уборки (губка, салфетки); игры в парикмахерскую (зеркало, расческа, ленточки, флаконы), игры в магазин муляжи продуктов и др.); строительные наборы для изготовления мебели, домов, дорожек и пр.; машины разных размеров, цветов и назначения (грузовики, легковые и гоночные машины, подземный кран, самолеты и пр.); предметы – заместители в коробках (кубики, палочки, шишки, шарики, детали пирамидок и конструкторов, фигурные катушки и пр.). |
Для познавательного и речевого развития детей | бытовые предметы и игрушки, стимулирующие развитие предметной деятельности, выполненные из различных материалов, разных размеров, цветов, фактур, наличие одинаковых наборов игрушек; пирамидки и стержни для нанизывания с цветными элементами разнообразных форм для индивидуальных занятий; матрешки; наборы кубиков и объемных тел (цилиндры, бруски, шары, диски); наборы разнообразных объемных вкладышей; мозаики, рамки – вкладыши с различными геометрическими формами, пазлы; конструкторы; игрушки – забавы (звучащие, двигающиеся: неваляшки); заводные игрушки (машинки и пр.); |
Для развития познавательной активности | экспериментирования: плавающие и тонущие предметы (губки, пластмассы и пр.); разнообразные бытовые предметы для исследования (часы); игрушки из материалов разного качества и разной плотности (из тканей, резины, дерева, пластика и др.; пластические материалы (тесто); материалы для пересыпания и переливания (банки); игрушки с секретами и сюрпризами (головоломки, наборы для игр, направленных на решение проблемных ситуаций); наборы предметных картинок и сюжетных картин по разным темам (например, «Домашние и дикие животные», «Деревья», «Насекомые», «Птицы», «Профессии», «Правила дорожного движения», «Сезонные изменения в природе» и т. д.); книги, открытки, альбомы, аудио, видеоматериалы, знакомящие детей с явлениями природы, жизнью животных и растений. |
Для развития речи | книжки с картинками (сборники потешек, стишков, прибауток, песен, сказок, рассказов); предметные и сюжетные картинки, наборы картинок для группировки (одежда, посуда, мебель, животные, транспорт, профессии, игрушки и др.). |
Для художественно – эстетического развития детей | книги с красочными иллюстрациями, репродукции; альбомы с цветными фотографиями произведений декоративно – прикладного искусства; мольберт: стенд для демонстрации детских рисунков и поделок; емкости для хранения материалов для изобразительной деятельности. |
Для изобразительной деятельности | наборы цветных карандашей, разноцветных мелков; краски (гуашь,); кисти для рисования, клея; емкости для воды, красок, клея; салфетки для вытирания рук и красок; бумага разных форматов, цветов и фактуры, картон для рисования и аппликации; пластилин (не липнущий к рукам); печатки, губки, ватные тампоны для нанесения узоров; трафареты для закрашивания; доски для рисования мелками, подставки для работы с пластилином, тестом. |
Для музыкального развития детей | игрушечные музыкальные инструменты (бубны, барабаны, трещотки, ложки, колокольчики, дудочки, металлофоны, шумовые инструменты); игрушки с фиксированной мелодией (музыкальные шкатулки, шарманки, электромузыкальные игрушки с наборами мелодий, звуковые книжки, открытки); аудиосредства (магнитофон; аудиоматериалы с записями музыкальных произведений). |
Для театрализованной деятельности | оснащение для разыгрывания сценок и спектаклей (наборы кукол, сказочных персонажей, ширмы для кукольного спектакля, костюмы, маски, театральные атрибуты и др.); маски. |
Для физического развития детей | различные приспособления, способствующие развитию двигательной активности детей (ползание, лазанье, ходьба, бег, прыжки), модульные сооружения различных форм, изготовленные из разнообразных материалов; веревки; дорожки для ходьбы, задающие изменение направления движения; игрушки и материалы, развивающие мелкую и крупную моторику, в том числе: мячи разных размеров; кегли; обручи, кольца. |
Региональный компонент | Национальная юрта |
Сведения о наполняемости развивающих центров и микрометодкабинета в средней группе:
- Экологический центр со сменными сезонными материалами, стенды «Уголок природы», календарь, дидактические игры; различные комнатные растения; природный материал (шишки), оборудование для труда в природном уголке;
- Центр художественного творчества: оборудование для самостоятельной изобразительной деятельности: карандаши, краски, трафареты, шаблоны, мелки, цветная бумага, альбомы для рисования и изготовления поделок, оборудование для аппликации, альбомы с образцами художественных росписей, поделок и др.; материал для ручного труда; дидактические игры;
- Центр сенсорного развития: пирамидки, вкладыши, мозаики, дидактические игры на восприятие, классификацию, сенсорные эталоны (цвета, формы, величины); игры и игрушки на развитие мелкой моторики, тактильных ощущений, дидактические столы;
- Центр конструирования: Конструкторы настольные и напольные для конструирования, мелкие игрушки, машинки и др. материал для обыгрывания построек;
- Двигательный центр: оборудование для организации самостоятельной двигательной активности детей, развития меткости, ловкости, координации движений и других физических качеств; оснащен традиционным и нетрадиционным физкультурным оборудованием; оборудование для оздоровительных и закаливающих мероприятий; имеется спортивный инвентарь для физической активности детей на участке;
- Центр музыкально - театральный: различные виды театров; оборудование для разыгрывания сценок и спектаклей, организации игр – драматизаций; музыкальные инструменты;
- Центр детской книги: книги детских писателей различных форматов, иллюстративный материал;
- Центр сюжетно-ролевых игр атрибутика сюжетно-ролевых игр «Больница»», Магазин», «Семья», «Почта» игрушки и игровые наборы, соответствующие тематике игр, предметы детской спецодежды;
- В микрометодкабинете группы сосредоточены: - методическая литература и методические пособия по разделам программы «От рождения до школы»; - иллюстративно – наглядный, дидактический, демонстрационный и раздаточный материал по разделам программы: социально – коммуникативное развитие; речевое развитие; познавательное развитие; художественно – эстетическое развитие; физическое развитие. Технические средства обучения: телевизор, флешка; рабочая документация; информационный материал по работе с родителями.
Перечень методических пособий
Образовательная область | Программы | Технологии, методические пособия |
Физическое развитие | ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. | Степаненкова Э.Я. Сборник подвижных игр (для детей 2 -7 лет), М.,2012 г. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Средняя группа. — М.: Мозаика-Синтез, 2014 г. |
Социально-коммуникативное развитие | ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. | Саулина Т.Ф. знакоми дошкольников с правилами дорожного движения: для занятий с детьми 3 - 7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. Комарова Т.С. изобразительная деятельность в детском саду: средняя группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2014 г. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в средней группе детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2014г, |
Познавательное развитие | ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015 | Помораева И. А., Позина В. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада: Планы занятий. —М.: Мозаика- Синтез, 2016г Рабочие тетради Дыбина О. Б. Ознакомление с предметным и социальным окружением. – М.: Мозаика-Синтез,2014. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2016 г |
Речевое развитие | ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015 | Серия «Рассказы по картинкам» Гербова В. В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. -М.: Мозаика-Синтез, 2014 г. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. — М.: Мозаика-Синтез, 2014. Хрестоматия для чтения в детском саду. 4-5 года / Сост. О. Стогний |
Художественно-эстетическое развитие | ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. | Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез,2014 г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа средней группы на 2018-2019 уч.год
Рабочая программа на 2018-2019 уч.год...
Рабочая программа средней группы на 2018-2019 учебный год.
Пояснительная запискаРабочая программа по развития детей средней группы (Далее - Программа) разработана в соответствии сПримернойобщеобразовательной программой дошкольного образования &laq...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА подготовительной группы на 2018-2019 учебный год
Рабочая программа по развитию детей подготовительной группы разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой , в соответствии с федеральными государственными обра...
Рабочая программа для средней группы на 2018-2019 учебный год.
Программа разработана с учетом особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета. Программа определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного ...
Рабочая образовательная программа в средней группе на 2018-2019 учебный год
Рабочая образовательная программав средней группена 2018-2019 учебный год...
Рабочая учебная программа на основе общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина в средней группе на 2018-2019 учебный год воспитателя Бельской Е.В.
Рабочая программа разработана на основе основной общеобразовательной программы муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Родничок» г. Улан-Удэ Р...