Развитие эстетической культуры ребенка- дошкольника.
статья

Художественно-эстетическое воспитание – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, эстетическое осознание прекрасного, формирование художественного вкуса, умение творческие создавать продукты ручного творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_esteticheskoy_kultury_rebenka.docx16.71 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие эстетической культуры ребенка- дошкольника.

Художественно-эстетическое воспитание – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, эстетическое осознание прекрасного, формирование художественного вкуса, умение творческие создавать продукты ручного творчества.

Дошкольный возраст - важнейший этап развития и воспитания личности, наиболее благоприятный для формирования художественно-эстетической культуры, поскольку именно в этом возрасте у ребенка преобладают позитивные эмоции, появляется особая чувствительность к языковым и культурным проявлениям, личная активность, происходит качественные изменения в творческой деятельности.

Эстетическое образование, приобщение людей к сокровищнице мировой культуры и искусства — все это лишь необходимое условие для достижения главной цели эстетического воспитания — формирования целостной личности, творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты. Искусство выполняет не только сугубо эстетическую, но и познавательную функцию, способствует более активному развитию чувств и эмоций, взглядов и убеждений, способно обогатить внутренний мир ребенка.

Полагаясь на сложившуюся практику воспитательной работы, обычно выделяют следующие структурные компоненты эстетического воспитания:

  • -эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности;
  • -художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентации, вкусов; (подразумевается непосредственная деятельность)
  • -воспитание и развитие творческих потребностей и способностей.

Эстетическое воспитание рассматривается, как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей.

Среди многочисленных средств воздействия на юное сердце важное место принадлежит музыке». Мир музыки для ребенка – это мир прекрасных звуков, мир радостных и счастливых переживаний. Чтобы он вошел в этот мир, необходимо развивать у него способности восприятия музыкального искусства. Музыкально-эстетическое воспитание – важная часть становления личности и развития ребенка. Общение с подлинным искусством побуждает личность к собственному творчеству, учит глубже чувствовать эстетику реальной жизни, помогает сформировать активное отношение к действительности

Дошкольный возраст является периодом, когда закладываются основные способности ребенка, начинают проявляться его скрытые таланты, идет активное развитие личности

Детский сад является первым воспитательным учреждением, в которое попадает ребенок, и он не может не оказывать большого влияния на развитие способностей ребенка, его мировоззрение. Можно сказать, что ребенок в этом возрасте наиболее восприимчив к информации и способен реализовать себя практически в любой сфере. Музыка открывает для ребенка дорогу в творчество, позволяет избавиться от комплексов, «открыть» себя миру. Музыка оказывает влияние не только на развитие непосредственно музыкальных способностей детей, но и способствует социализации ребенка, подготавливает его к «миру взрослых», а также формирует его духовную культуру.

Ведущее место в осуществлении эстетического воспитания принадлежит детскому саду. Но велика и роль семьи. Только при единстве воздействий детского сада и семьи возможно полноценное осуществление задач эстетического воспитания. Не каждый из детей станет музыкантом или художником, но у каждого ребенка можно и нужно воспитывать любовь и интерес к искусству, развивать эстетический вкус, музыкальный слух, элементарные навыки рисования.

Для создания развивающей среды и атмосферы дома я советую и рекомендую к прослушиванию: произведения Вольфганга Моцарта, П. И. Чайковского (особое внимание уделить циклам «Детский альбом» и «Времена года»), фортепианные сочинения С. В. Рахманинова, фортепианные пьесы Ф. Шопена, праздничную музыку И. Штрауса, музыку А. Дворжака, И. Брамса, Э. Грига.

Рекомендуют так же играть с ребёнком в музыкальные игры. Очень эффективное воздействие на развитие личности ребёнка и формирование его эстетического вкуса оказывает рисование под классическую музыку.

Музыка воспринимается человеком на сознательном и подсознательном уровнях. При правильном подборе музыкальных произведений и их частей, можно достичь улучшения психофизиологических характеристик мозга, следствием чего станет повышенная способность к обучению В процессе эстетического восприятия ребенок делает свои первые обобщения, сравнения и ассоциации. Желание узнать, о чем рассказывает музыка, заставляет детей прислушиваться к ее звучанию и стихам, улавливая при этом художественные образы.

Современные средства культуры открывают широкие возможности для обогащения ребёнка эстетическими впечатлениями. Но именно поэтому в условиях семьи необходима разумная организация эстетического воспитания ребёнка.

Живя в Санкт-Петербурге, уже с малых лет необходимо посещать с ребёнком театры, музеи. В нашем городе проводится очень много мероприятий специально для детей, где дети могут познакомиться с культурным мировым наследием искусства. В Эрмитаже, Русском музее созданы специальные экскурсии для детей, где им очень интересно рассказывают о шедеврах мировой классики. В городе так же есть Детская филармония, где проходят постановки музыкальных сказок. Есть так же детские музыкальные театры «Зазеркалье» и «Карамболь». Очень много занимательных мероприятий, посвящённых приобщению детей к искусству проводятся во время школьных каникул.

 Несмотря на то, что сегодня, как правило, наибольшее внимание в воспитании ребенка отводят его умственному развитию и всестороннему образованию, мало кто станет утверждать, что эстетическое воспитание не так уж и важно. Более того, именно эстетическое воспитание способно сформировать личность, открыть ребенку огромный интересный мир, сформировать эстетический вкус и развить способности.

Эстетическое воспитание плодотворно лишь в том случае, если развитая в детстве потребность созерцать и самому создавать прекрасное с годами будет укрепляться и совершенствоваться. Общение с искусством, красотой сделают ребенка добрым и чутким к людям, непримиримым к грубости, подлости, невежеству, если красота пробудит в нем желание создавать и утверждать в жизни добро и справедливость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание художественно-эстетической культуры старших дошкольников через красоту родной природы"

Сообщение из опыта работы об этапах формирования ценностного отношения дошкольников к миру прекрасного средствами изобразительного искусства, живописи,литературных произведений,окружающего мира природ...

Консультация для родителей «Развитие эстетической культуры у детей в дошкольном возрасте»

Художественно-эстетическое воспитание – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, эстетическое осознание прекрасного, формирование художественного вкуса, умение творческие ...

Консультация для родителей «Развитие эстетической культуры у детей в дошкольном возрасте»

Художественно-эстетическое воспитание – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, эстетическое осознание прекрасного, формирование художественного вкуса, умение творческие ...

РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РЕБЁНКА – ДОШКОЛЬНИКА

Дошкольный возраст - важнейший этап развития и воспитания личности, наиболее благоприятный для формирования художественно-эстетической культуры, поскольку именно в этом возрасте у ребенка преобладают ...

Творческий отчет «Формирование художественно – эстетической культуры старших дошкольников в процессе декоративно – прикладной деятельности»

Получить в детстве начало - эстетического воспитания – значит, на всю жизнь приобрести чувство прекрасного,умение понимать и ценить произведения искусства,приобщаться к художественному твор...

Развитие эмоциональной отзывчивости как условие успешного формирования основ художественно-эстетической культуры личности дошкольника

Эмоции играют важную роль в жизни детей. Чувства господствуют буквально над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность. Эмоции, которые испытывает ребёно...