«Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей подготовительной группы как условие успешной социализации»
материал (подготовительная группа)

Камалутдинова Людмила Ивановна

Отчет по самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otchet_po_samoobrazovaniyu_2018.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное общеобразовательное  учреждение «Шеморданский детский сад № 2 «Теремок» Сабинского муниципального района РТ»

Отчёт

по самообразованию

воспитателя подготовительной группы

Камалутдиновой Людмилы Ивановны

(2017-2018 учебный год)

       

 В течение  2017-2018 учебного года я работала над темой самообразования «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей подготовительной группы как условие успешной социализации»

               Актуальность  этой темы заключается в следующем:

        Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям. любознательность, потребность в умственных впечатлениях. И моя задача удовлетворить потребность детей, что в свою очередь приведет к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Детская экспериментальная деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

       Прежде, чем начать свою работу я подобрала и изучила необходимую литературу: О.В.Дыбина "Ознакомление с предметным и социальным окружением", О.А. Соломенникова "Ознакомление с природой".

                                     

Цели и задачи моей работы

Цели: развитие устойчивого познавательного интереса дошкольников в поисково - исследовательской деятельности.

Для достижения поставленной цели определила ряд задач:

• Формирование у детей диалектического мышления, т. е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

• Развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);

•Расширение перспектив развития экспериментально - исследовательской деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

• Поддержания у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

Методы и приемы работы с детьми: практические, проблемно-поисковые.

План реализации программы по самообразованию

Для реализации опытно — экспериментальной деятельности детей в нашей группе организована мини-лаборатория «Почемучки». В ней имеются дидактический материал, необходимые инструменты для экспериментирования: специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, мерные стаканы, тарелки), бросовый и природный материал (камешки, песок, семена), утилизированный материал (проволока, скрепки, нитки, губки и т. д., инструменты для опытов (лупа, магнит, весы, зеркало, песочные часы, фонарик и т. д.)

        С детьми проводились беседы на тему: "Необходимости и интереса к исследовательской деятельности", об экспериментирования с целью поддержки и развития интереса у ребенка к исследованиям, открытиям. Дети были ознакомлены с необходимым оборудованием и материалами для исследовательской деятельности.

        На протяжении всего учебного времени проводила НОД (непосредственная образовательная деятельность) и опыты-эксперименты по темам:

"Можно ли пить талую воду" - показала детям, что даже самый чистый белый снег грязнее водопроводной воды.

"Хитрые семена" - познакомила со способами проращивания семян.

"Ходит капелька по кругу" - дала детям элементарные знания о круговороте воды в природе.

"Узнай все о себе, воздушный шарик" - знакомила детей с качествами и свойствами резины; учила устанавливать связь между материалом, из которого сделан предмет, и способом его исследования.

"В мире стекла" - помогла детям выявить свойства стекла (прочное, прозрачное, цветное, гладкое).

"В мире пластмассы" - знакомила детей со свойствами и качествами предметов из пластмассы; помогала выявить свойства пластмассы (гладкая, легкая, цветная).

"Дерево умеет плавать" - расширяла представление о дереве, его качествах и свойствах; учила устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала и способом его использования.

"Сравнение стекла и пластмассы" - знакомила детей с качествами и свойствами пластмассы и стекла путем сравнения.

"Волшебная вода" - расширяла знания детей о свойствах воды (жидкость не имеет формы, запаха, вкуса, прозрачная. Лед - это вода, пар - это вода0.

"Ткань и ее свойства" - познакомила с видами ткани (ситец, лен, драп, атлас - впитывающие влагу, кожа, болонья - не впитывающие влагу).

"Воздух невидимка" - дать представление о том, что воздух есть вокруг и внутри нас, обладает свойствами (невидим, легкий, не имеет запаха), прозрачный, бесцветный.

В своей работе создавала образовательные ситуации:

"Спор игрушек" - учила детей описывать предметы и определять материал, из которого созданы эти игрушки. Выяснили, что стеклянными и керамическими игрушками не играют,  они используются для украшения, т.к. они хрупки; бумажные можно порвать, намочить и помять.

"На чем полетят человечки" и учила выделять общие признаки резины на основе структуры поверхности, прочности, проводимости воздуха и воды, эластичности: сравнивали резину с тканью, доказывали зависимость функций предмета от материала, из которого он сделан.

На протяжении своей исследовательской дятельности использовала дидактические игры: "Подбери материал для названного предмета", "Оглянись вокруг", "Расскажи о предмете", "Отгадай материал", "Где спрятался воздух", "Что из чего будет".

В результате НОД и опытов-экспериментов:

  • ребята овладели элементарными сведениями о живой и неживой природе и ее значении в жизни живых существ;
  • познакомились с явлениями природы;
  • получили представление о круговороте воды в природе;
  • уточнили знания о воде, о ее состояниях;
  • познакомились со свойствами воздуха и его ролью в жизни человека, животных и растений, выяснили способы его обнаружения;
  • дети получили представления о свойствах ткани, резины и т.д.;
  • познакомились со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления;

ребята с удовольствием высказывали предположения и вместе со мной учились делать выводы.

Участвовала в муниципальном этапе республиканского конкурса «Воспитатель года - 2018»,  где показала  интегрированное ОД «Удивительные камни» в подготовительной группе.

Приняла участие во Всероссийском творческом конкурсе «Природа родного края».

Участвовала в республиканском конкурсе интерактивного плаката «Лес-наш зеленый друг». Получила диплом за активное участие.

Приняла участие во Всероссийском творческом конкурсе «Я знаю правила дорожного движения». Диплом 1 степени.

Приняла участие во Всероссийском конкурсе декоративно-прикладного творчества "Волшебство из ватных палочек и дисков". Диплом лауреата 1 степени.

        Для себя я поставила цель на будущее продолжать работу и изучить следующую литературу: Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова "Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет", О.В.Дыбина, Е.А.Сидякина, А.Ю.Кузина, С.Е.Анфисова, Л.В.Бадул "Познавательное развитие детей в дошкольной образовательной организации (по ФГОС).

В ходе реализации поисково-исследовательской деятельности я реализовала следующие педагогические компетенции:

- интеллектуально-педагогическая компетентность;

- информационная компетентность;

- регулятивная компетентность.

                                                       

Заключение

        На основе анализа проведённой работы, можно сделать вывод о том, что детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Экспериментирование включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов.

        Делаем вывод, что детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников, оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.

Результаты проведенной работы показали, что применение экспериментирования оказало влияние на:

–повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление);

–повышение уровня развития познавательных процессов; речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);

–личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т.д.); знания детей о неживой природе;

–повышение компетентности родителей в организации работы по развитию познавательной активности старших дошкольников в процессе экспериментирования дома.

       Таким образом, прослеживается положительная динамика развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста, с которыми проводилась планомерная работа по исследовательской деятельности и экспериментированию дома; повышение компетентности родителей в организации этой деятельности.

       Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

: «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей средней группы как условие успешной социализации»

План самообразования направлен на развитие исследовательской и экспериментальной деятельности....

«Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей средней группы как условие успешной социализации»

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.Существенную роль в зтом играет поисково-познавательная деятельность....

Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей средней группы как условие успешной социализации»

ПЛАНСАМООБРАЗОВАНИЯ Тема: «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей как условие успешной социализации»на 2017-2020 учебные годыЦель работы - развитие устойч...

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ Тема: «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей младшей подгруппы как условие успешной социализации»

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ Тема: «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей младшей подгруппы как условие успешной социализации»Цель работы - разв...

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ Тема: «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей младшей подгруппы как условие успешной социализации»

Китайское изречениеТо, что я услышал, я забылТо, что я увидел, я помнюТо, что я сделал, я знаю Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи прир...