Доклад из опыта работы "Формирование активности у детей старшего дошкольного влозраста в сюжетно - ролевых играх".
статья (старшая группа)

Ильюшонок Елена Михайловна

Основной вид деятельности дошкольника - игра, в процессе которой развиваются: память ,внимание,  мышление, воображение. Усваиваются определенные нормы поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_iz_oyta_raboty.docx19.09 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 302»

«Голосистый петушок»

Доклад из опыта работы

«Формирование активности у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно – ролевых играх.

Воспитатель Ильюшонок Е.М.

Новосибирск 2019г.

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

В.А.Сухомлинский.

Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания, об окружающем мире, у него начинает формироваться определённое отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются: внимание, память, воображение, мышление. Усваиваются определённые нормы поведения.

В игре формируются все стороны личности ребёнка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.

Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, - их называют творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях всё то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых.

Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребёнка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы.

Наблюдая за детьми в начале учебного года, заметила, что в самостоятельных играх, они выбирают в основном самые знакомые сюжеты: «Детский сад», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Автогонки». Поэтому свою работу по сюжетно ролевым играм я начала с изучения литературы по данной теме. Познакомилась с методикой Н.В. Краснощёковой «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста», Н.Ф. Губанова «Игровая деятельность в детском саду», и других.

Работу по развитию игровых умений в данной возрастной группе веду в различных формах.

Во-первых – использую специальные игры, которые носят обучающий характер. Это такие игры как: «Оденем куклу Таню», «Маша заболела», «У мишутки день рождения» и другие. Они рассчитаны на совместную игру педагога и детей, показ в игровой ситуации действий с игрушками и предметами заменителями. Здесь я выступаю инициатором проведения игры: начинаю игру, продумываю её ход и диалог между персонажами. Стараюсь вовлечь ребёнка в игру, вызвать его на разговор, добиться максимальной его активности. Обучающие игры провожу как фронтально, так и индивидуально.

Во-вторых – использую игры- драматизации по знакомым детям сказкам, таких как: «Теремок», «Колобок», «Репка» и другие. Данную работу провожу на занятиях по ознакомлению с художественной литературой и в совместной деятельности. Есть дети, которые охотно берут на себя предложенную роль, а есть дети, которые отказываются. Таких детей я стараюсь заинтересовать и привлечь. Перед каждой игрой рассматриваем с детьми иллюстрации , читаем стихи, небольшие рассказы, провожу подгрупповые беседы, просматриваем с детьми мультипликационные фильмы и сказки о животных.

В-третьих, организовываю наблюдения за трудом взрослых: предлагаю детям понаблюдать дома за мамой, бабушкой, папой, прошу рассказать о том, чем любят заниматься родители дома, какую помощь оказывают дети своим родителям. В группе проводила с детьми наблюдение за трудом няни, обращала внимание на последовательность действий, просила оказать ту или иную помощь. На прогулке часто наблюдали работой дворника, за работой других воспитателей, за машинами, подъезжающими к детскому саду. Задача подобных наблюдений нацелить детей на возможность переноса полученных знаний в игру.

Существенное значение в формировании игровой деятельности оказывает организация ППРС. Поэтому для развития у детей игровых умений в группе были созданы различные игровые зоны, такие как: «Больница «Айболит», «Парикмахерская», «Дом», «Магазин», «Автосервис» Огромную помощь в изготовлении игровых зон оказали родители, вместе с ними мы подготовили необходимые для этих игровых зон атрибуты. Например, для игрового уголка «Дом» были изготовлены кровати, сшиты постельки для кукол. Родители оказали помощь в изготовлении одежды для кукол. Они связали и сшили различные костюмы, пинетки, шапочки.

В начале года начала усложнять сюжеты знакомых игр. При знакомстве детей с новой игрой начинала её, брала одну из ролей (например: роль визажиста) на себя, показывая на собственном примере правильность построения диалога между играющими, и знакомя детей с последовательностью его действий, и только после этого передавала роль ребёнку.

Для закрепления представлений о труде взрослых познакомила их с такими сюжетно-ролевыми играми как: «Почтальон», «Лётчики», «Шофёры», «Моряки» - знакомство с этими играми планировала и проводила как в совместной деятельности, так и на занятиях по ознакомлению с художественной литературой.

Для того чтобы ребёнок чувствовал себя уверенно в игре, даю возможность проиграть все роли, которые в ней есть. Таким образом, происходит обмен ролями, накапливается игровой опыт. Возможность попробовать себя в престижной роли способствует активизации познавательно творческого потенциала. Для развития игровых умений у пассивных детей вовлекаю их в игру, давая им различные поручения. Например, при игре в «Магазин» прошу: «Андрей, сегодня очень много покупателей, шофёр не успевает привозить товар. Привези, пожалуйста, на своей машине конфет и пряников». Предлагаю детям интересную, но не сложную роль: «Кира, давай ты будешь медсестрой, вместе с Соней – она врач, будешь сидеть в кабинете и выписывать рецепты. А то ей одной очень трудно, она не успевает, посмотри какая очередь».

В старшей группе игра уже чаще протекает как совместная, происходит переход к ролевым действиям, отображающим социальные функции людей. Дети становятся более самостоятельными, активными, способными выбрать роль и придерживаться её на протяжении всей игры.

Ведя работу по развитию игровых умений в старшей группе, продолжаю расширять предметно-игровую среду и представления детей об окружающем мире.

Начала знакомить детей с такими сюжетно-ролевыми играми как «Театр», «Морское путешествие», и др. В дальнейшем, планирую вести работу по расширению сюжета этих игр, используя для этого: чтение художественной литературы, просмотр детских научно популярных фильмов, прослушивания аудиозаписей, рассматривание иллюстраций, изготовление новых атрибутов к этим играм вместе с детьми и родителями.

Неоценимую помощь в развертывании сюжетно-ролевой игры оказывают игры драматизации, в которых с детьми этого возраста планирую разыгрывать сюжеты различных художественных произведений, с целью переноса полученных знаний в игру.

Так, например: при знакомстве детей с сюжетно-ролевой игрой «Театр», неоднократно были с детьми на спектаклях, проводимых в детском саду, проводила с детьми беседы о театре, знакомила с различными театральными профессиями (режиссёр, костюмер, актер, гримёры).

Совместно с родителями оформили уголок ряженья, изготовили ширму для театрализаций. Изготовили с детьми необходимые атрибуты (билеты, деньги).

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что сюжетно - ролевая игра оказывает огромное влияние на развитие ребёнка. Расширяет кругозор, способствует формированию положительных взаимоотношений, оказывает на детей комплексное воспитательное воздействие. Замыслы игры стали более устойчивыми. Многие дети стали обсуждать замысел игры, научились учитывать интересы и точку зрения партнёра. Совершенствуется умение совместно строить и творчески развивать сюжеты игр, которые постепенно становятся более разнообразными. Обозначают исполняемую роль словом, легко вступают в контакт со сверстниками.

В дальнейшем планирую познакомить детей с такими играми как: «Полет в космос», «Ателье», «Школа», продолжать работу по расширению сюжетов уже знакомых детям игр. Примерно раз в месяц планирую знакомить детей с различными играми – путешествиями. Пополнить театр куклами БИ-БА-БО, совместно с родителями создать игровые макеты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх

Формирование взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх...

Воспитание познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре»

Понятие «познавательная активность» сегодня, безусловно, относится к числу наиболее распространенных характеристик не просто познавательной деятельности, а всей деятельности, характерной для современн...

Сообщение из опыта работы «Развитие самостоятельности и инициативы у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно – ролевой игре».

Информация будет полезна для воспитателей, так как игра является ведущим видом деятельности для ребенка дошкольного возраста.Перед воспитателем детского сада стоит задача - создать дружный организован...

Доклад на онлайн-форсайте "Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру"

 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей, частью которой является и экономическая культура лич...

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « Развитие коммуникативных навык детей старшего дошкольного возраста через сюжетно- ролевую игру»

В старшем дошкольном возрасте ведущей потребностью общения становится стремление ребенка к взаимопомощи и сопереживанию со стороны взрослого. Дошкольник очень остро реагирует на отрицательные оценки и...

Формирования этики и культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх (из опыта работы)

Предлагаем материал из опыта работы по теме "Формирования этики и культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх"...