Проект "Насекомые"
проект (средняя группа)

Проект интегрированный долгосрочный в средней группе "Насекомые".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_nasekomye.docx29.97 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Солнечногорского муниципального района Московской области

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №19»

Юридический адрес: 141500, Московская область, г.Солнечногорск, ул. Баранова 23а

                                                                                                                                                                                   тел\факс: 8(4962) 63-86-71

                                                                                                                                                              E-mail: kosmonavt1968@yandex.ru 


                        Проект интегрированный

                              в средней группе

                                 «Насекомые»

                                               

                                                                                                   Воспитатель:

                                                                                                Теркулова Н.В.                                                                                              

                                                                                                               

                                                                                                                 

                                     

                                                  Солнечногорск  2018

                                         

                                                           

                                                          Введение.

На лyгy весёлый бал
Был открыт весною:
На трyбе Комар играл,
Шмель мохнатый танцевал
С Мyшкой голyбою.
И крyжился ветерок,
Листьями играя.
И качался в такт цветок,
Свой зелёный стебелёк
Стройно наклоняя.
Стрекоза легко неслась
С Мотыльком нарядным.
И Улитка приплелась
И yдобно разлеглась
Под листком прохладным.
Прилетел и Майский Жyк
С толстою Жyчихой,
И, толкая всех вокрyг,
Он вошел в весёлый крyг,
Подбоченясь лихо.
Мyравьи толпой пришли,
Шевеля yсами,
И плясать они пошли!..
Лишь Паyк сидел вдали,
Прячась за ветвями.
И сердился и ворчал:
"Что за новоселье, -
Что ещё такой за бал?"
Злой Паyк не понимал
Счастья и веселья...

     Человек в своей повседневной жизни и практической деятельности постоянно сталкивается с различными насекомыми. Одни из них имеют для него положительное, а другие отрицательное значение.

  Любому человеку с детства известны такие типы насекомых как бабочки, пчелы, жуки, мухи, комары и многие другие. Каждый ребенок сталкивается с ними, выходя впервые в сад на прогулку. Пожалуй, это первые представители дикой природы, с которыми встречается в своей жизни малыш.

    Жизнь насекомых очень разнообразна и увлекательна для наблюдения, особенно приятно смотреть за такими насекомыми как пчелы и муравьи, деятельность которых, к тому же, являются полезной для человека.

    Они привлекательны и удивительны, они малозаметны из-за своих крошечных размеров и разнообразны, наши знания о них, к сожалению, очень и очень скудны, но их влияние на нашу жизнь огромно - они насекомые.

     Стихи про насекомых не только знакомят юных читателей с окружающим его миром. Они играют и другую, не менее важную, роль в жизни ребенка – учат его не бояться паучков, гусениц, мотыльков. Рассказывают ему, что большинство букашек – наши друзья, но с некоторыми все-таки шутить не стоит.

                                         

                                               Актуальность проекта.

         Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.

        Поэтому экологическое воспитание подрастающего поколения - это одна из важнейших, актуальнейших задач всей системы народного образования, которая реализуется во всех её звеньях. Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребёнка с природой. 

       Ведь именно детям этого возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе. И чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию детей, тем большим будет ее педагогическая результативность. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды  деятельности детей. Здесь учитываются интересы детей и их желания; программа под редакцией Васильевой не связана рамками обязательных учебных программ; она имеет большие возможности для организации различных видов деятельности детей и позволяет использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы. 
   Иногда дети ломают ветви деревьев, кустарников, разоряют птичьи гнезда и мучают животных. Объясняется это тем, что у них вовремя не был поддержан интерес к окружающей природе и на основе этого здорового интереса их не познакомили с жизнью растений и животных. Дети самостоятельно не могут объяснить многие интересующие их явления природы, а потому это обязанность взрослых.

      Большинство современных  детей редко общается с природой.  Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в   процессе   проектно-исследовательской  деятельности.  Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные  навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.                Тип проекта.

Долгосрочный групповой исследовательский проект с заданным результатом и элементами творчества для детей 4-5 лет.

Длительность работы над проектом: февраль – май 2018г.

Участники проекта.

Дети средней группы, родители воспитанников, воспитатель, узкие специалисты: 

Журавлёва С. Ю. -  музыкальный руководитель

Савкова Т. А. – инструктор по физической культуре.

Образовательная область: экологическое воспитание.

Цель проекта.

Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «Насекомые».

Задачи проекта.

 1. Формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять ее;

 2. Формировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик), их строении, способах передвижения; воспитывать бережное отношение к живому;

 3. Развивать эмоциональную отзывчивость;

 4. Формировать навыки исследовательской деятельности.

 Предполагаемый результат:

1. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам   природы - насекомым.

2. Сформируется умение различать и называть насекомых:  бабочку, муравья, жука, пчелу, кузнечика.

3. Будут знать о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям.

4. Сформируется умение составлять описательный рассказ о насекомом с использованием опорной схемы.

5. Ребята будут бережно относиться  к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к насекомым.
6. У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

7. Дети будут уверенно отличать  и называть характерные признаки разных насекомых.    
8. У ребят будет сформировано представление о том, что нельзя делить  насекомых    на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.

 

                                       Предварительная работа:

 1. Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Насекомые».

 2. Знакомство с литературными произведениями. 

 3. Подбор стихов о насекомых .

 4. Прослушивание аудиозаписи Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля», А. Чайковского «Вальс цветов».

             Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.

В организации знакомства с насекомыми  широко используются практические методы обучения:  проблемные вопросы, самостоятельное  и  коллективное наблюдение.  Из словесных методов применяются рассказ, чтение воспитателя, рассказ детей, беседы, разучивание произведений устного народного творчества.

                                       

                                           

                                                     

                                                           План  проекта:

       Срок

Направление

деятельности

Вид деятельности

Мероприятия

Февраль

Работа с детьми

Беседы.

Загадки.

Чтение художественной литературы.

Подвижные игры,

пальчиковые гимнастики.

Беседы о насекомых

(картотека бесед о насекомых).

Загадывание загадок о насекомых

(картотека загадок о насекомых).

Чтение произведений И. А. Крылов «Стрекоза и муравей»,   К.И.Чуковский «Муха-Цокотуха»;

Разучивание стихов о насекомых (картотека)

Знакомство с новыми подвижными играми,

пальчиковыми гимнастиками (картотека).

Март

Работа с детьми

Беседы.

Загадки.

Чтение художественной литературы.

Художественно-эстетическая деятельность

(лепка)

Беседы о насекомых

(картотека бесед о насекомых).

Загадывание загадок о насекомых

(картотека загадок о насекомых). В.Бианки «Муравейник зашевелился», «Как муравьишка домой спешил»,                       

Г. Ганейзер «Кузнечик – невидимка»,

Стихотворение «Паучок»                    В. Нестеренко

Лепка И.А. Лыкова «Муха-цокотуха».

Апрель

Работа с родителями.

Чтение художественной литературы.

Занятие по ознакомлению с окружающим миром

О.А. Соломенниковой

Подвижные игры,

пальчиковые гимнастики.

Наблюдения на прогулке.

Изготовление костюмов для детей, шапочек для развлечений и подвижных игр.

Г. Скребицкий «Счастливый жучок»,

 Г. Глушнёв «Кузнечик и кузнечики»,

Чтение энциклопедии

Т.Д. Нуждиной  «Чудо- всюду» мир животных и растений.

Занятие «В гости к хозяйке луга».

Знакомство с новыми подвижными играми,

пальчиковыми гимнастиками (картотека).

Май

Чтение художественной литературы.

Наблюдения на прогулке.

Художественно-эстетическая деятельность.

Подвижные игры,

пальчиковые гимнастики.

Итоговое

Мероприятие.

 Н.Сладков «Крапивница и лимонница»,  «Муравей и сороконожка», 

 Л. Н. Толстой «О муравьях»,

И. Соколов-Микитов «Муравьи»,

Создание совместной композиции «Насекомые на полянке»

Знакомство с новыми подвижными играми,

пальчиковыми гимнастиками (картотека).

Музыкальное развлечение «Бал насекомых».

Литература.

Энциклопедия «Насекомые». Из-во «Эксмо», 2003, 256с.

Энциклопедия Т.Д. Нуждиной  «Чудо- всюду» мир животных и растений.  Изд-во Академия развития», 2000, 320с.                                                                                                                            А. Бианки «Как муравьишка домой спешил»,  «Муравейник зашевелился»,                                                                                Г. Глушнёв «Кузнечик и кузнечики»,

  Г. Скребицкий «Счастливый жучок»,

  К. Ушинский «Пчёлки на разведках»,  

  К. Чуковский «Муха-Цокотуха»;

  Г. Ганейзер «Кузнечик – невидимка»,

  Н. Сладков «Крапивница и лимонница», «Муравей и сороконожка», 

  Л. Н. Толстой «О муравьях»,

  И. Соколов-Микитов «Муравьи»,

  И. А. Крылов «Стрекоза и муравей».

 Стихи о насекомых (картотека), « Антошка и комар» Любовь Мирошникова, «Паучок»    Владимир Нестеренко

 Загадки (картотека).

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа.

Ольга Соломенникова: Ознакомление с природой в детском саду. Средняя группа.