Проект "Русский фольклор"
проект (младшая группа)

Долгосрочный проект  для второй младшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx48.96 КБ

Предварительный просмотр:

Творческий проект «Гуленьки»

Тема «Русский фольклор и родное слово»

2 младшая группа.

ПЛАН

1. Паспорт проекта.

2. Актуальность темы.

Направленность на удовлетворение личной заинтересованности и личностных потребностей участников проекта.

Ориентация на наиболее актуальные проблемы воспитания современных детей.

Цели, задачи творческого мероприятия.

3. Содержание проекта.

Гуманистическая направленность.

Соответствие содержания современному уровню развития социума, культурной жизни и возможностям личного роста.

Опыт творческой деятельности (способы творческого преобразования действительности) и опыта отношений личности (система мотивационно-ценностных и эмоционально-волевых отношений).

4. Методы и формы проекта.

Обоснование выбора форм и методов.

Возрастные и индивидуальные особенности дошкольников.

Работа с социумом, родителями.

5. Реалистичность и реализуемость проекта.

Практическая часть (материалы практического характера (авторское планирование, проекты занятий, дидактический материал, другие разработки). (Приложение.)

Эффективность проведённой работы по результатам диагностических исследований. Выводы.

6. Заключительный этап проекта («Посиделки»).

7. Литература.

Паспорт проекта

1. Творческий.

2. Долгосрочный (учебный год).

3. Участники: дети 2 младшая группа, родители, педагоги.

4. Участники-специалисты: музыкальный руководитель, работники библиотеки и дома культуры.

5. Предполагаемый результат.

6. Диагностические исследования.

7. Презентация проекта: развлечение «Посиделки».

Актуальность темы

«Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пресмешные сказки. Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов».

Л.Н. Толстой

Для плодотворного общения взрослого и ребенка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений, важен эмоциональный контакт. В этом помогает детский фольклор — сказки и малые фольклорные жанры: песенки, потешки, прибаутки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, дразнилки, кричалки, заклички, пестушки.

Фольклор (англ. folk-lore) — народное творчество, произведения, создаваемые народом и бытующие в нем. Отличительными особенностями фольклора являются коллективность и народность, а также то, что он является источником любой литературы и искусства в целом, оказывает всестороннее влияние на развитие человека. Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность. Они окрашивают речь педагога, делая ее образной и красочной, привлекают внимание детей, оживляют обычные повседневные дела дошкольника. Песенки-потешки приносят радость, вызывают желание повторить слова за взрослым, выполнять задания педагога, участвовать в общих играх. Без считалок не обходятся игры, в которых нужно выбрать

ведущего, и мы с детства помним: «Аты-баты, шли солдаты...» Колыбельные песни успокаивают, снимают напряжение, готовят ребенка ко сну, убаюкивают.

Замечено, что к педагогу, виртуозно владеющему образным народным фольклором, тянутся дети: их завораживают напевность слов, привлекают внимание неожиданные повороты в сюжете или настоящие «небывальщины и несказальщины».

Под потешки дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Жизнь ребенка становится ярче, интереснее. Из нее уходят скука, однообразие, монотонность. У ребенка при этом развиваются память, внимание, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно развивает координацию и ловкость.

О значении родной культуры в воспитании подрастающего поколения нельзя сказать лучше, чем это сделал Дмитрий Сергеевич Лихачёв. Он всем желал жить в сфере добра и эта сфера в значительной степени должна создаваться самими людьми из добрых дел, добрых чувств, добрых воздействий на окружающую среду, памяти на добро. Злое забывается быстрее, чем доброе, потому что вспоминать хорошее приятнее, чем злое.

Детский коллектив является условием, средством и местом формирования личности каждого ребёнка. И наша задача – научить детей видеть проявления нравственных качеств в жизни, различать добро и зло, чуткость и равнодушие.

Обязательное условие успешного влияния на детей – это искренняя любовь к ним. Любовь – творец всего доброго, сильного, тёплого и светлого.

ЦЕЛИ:

 Воспитывать у детей интерес к устному народному творчеству.

 Развивать социальные эмоции и мотивы, способствующие налаживанию межличностных отношений со взрослым и друг с другом, как нравственные основы социального поведения.

 Обогащать эмоциональное, речевое и умственное развитие детей новыми впечатлениями, с помощью различных фольклорных жанров.

ЗАДАЧИ:

 Познакомить детей с предметами русского быта и их назначением. (Музейная комната).

 Знакомить с русским народным творчеством (игры, хороводы, колядки, песни и др.)

 Формировать навыки самостоятельной творческой, изобразительной, конструктивной деятельности.

Содержание проекта

Практика показывает, что легкость и непринужденность применения игровых форм в разных видах деятельности во многом помогает преодолеть языковой и культурный барьер, возникший между поколениями "дедов" и "внуков".

При знакомстве детей с народной культурой совершается активное, творческое усвоение многих, казавшихся уже отмерших и застывших традиций народной культуры, многих полезных истин из "бабушкиного сундучка".

В течении учебного года мы с педагогами пополняли музейную комнату необходимыми предметами народного быта. Открыли театральную студию, изготовляли пособия к различным видам театров, атрибуты к играм.

Постоянно замечая интерес малышей к потешкам, загадкам, было видно, как они помогают педагогам "разговорить" детей.

Во время умывания, причесывания малышей знакомили их с песенками "Водичка, водичка...", "Расти, коса..." и другими. После таких коротких обыгрываний малыши легко запоминали песни и переносили их в повседневную игру. Знакомство с потешками начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. В предварительной беседе объясняли значение новых слов, которые ребята услышат в потешке. Приятно было наблюдать, как дети использовали песенки во время игры в "дочки - матери", как бережно относились к своим куклам.

Дети взрослели и нужно было подбирать фольклорный материал с более сложным смыслом. Перед детьми ставилась задача не только запомнить текст, но и эмоционально проиграть и обыграть его. Дети всей группой учились двигаться, говорить как лисичка, заяц, медведь и т.д., в зависимости от того, о чем песня.

Например, в потешке:

Тень, тень, потетень,

Выше города плетень,

Сели звери на плетень,

Похвалялися весь день.

Похвалялася лиса:

"Всему лесу я краса!"

Похвалялся зайка:

"Поди, догоняй-ка!"

Далеко не все дети могли передать характер персонажа. Но постепенно каждый ребенок в группе мог сыграть любую роль. Во второй половине учебного года много времени уделялось рассказыванию сказок.

Дети должны видеть лицо рассказчика, его эмоции, мимику. Это помогает понять содержание сказки, выразить отношение к ее персонажам. Среди детей неоднократно проходили конкурсы на лучший рисунок или поделку по мотивам сказок, например, "Что за чудо эти сказки...", "Кого встретил Колобок?". Проводились игры - драматизации отдельных эпизодов по желанию детей. Этот этап самый кропотливый, но и самый интересный.

Фольклор дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладеть родным языком.

Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека. Пословицу можно использовать в любой ситуации. Дети в повседневной жизни самостоятельно научились их применять: "Семеро одного не ждут", "Поспешишь - людей насмешишь», «Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож» и др.

Изучая пословицы о труде, дети оказались моими активными помощниками в создании картотеки пословиц и поговорок. Они дома с родителями отыскивали их, а в детском саду мы вместе объясняли их смысл, учились понимать, в каких ситуациях можно их применять. Ребята часто подбадривали друг друга: "Терпение и труд все перетрут", "Дело мастера боится", "Закончил дело - гуляй смело". На досуге проводились соревнования "Продолжи пословицу".

Чтобы углубить и уточнить знания дошкольников об окружающем мире, проводились игры и упражнения, полезные для детского ума - это загадки: "Кто и что это?", "Я загадаю, а ты отгадай", "Подскажи словечко". Поначалу непросто было научить детей отгадывать загадки. Но при внесении игрушек, при наблюдениях, при использовании загадок – рифмовок дети полюбили их. С нетерпением ждали они вечеров загадок, когда к ним приходила бабушка - Загадушка. Она приносила в своей корзине природный и бросовый материал для изготовления поделки — отгадки к новой загадке.

Традиционными в экологической комнате стали выставки рисунков, аппликаций, фигурок из пластилина, выполненных по мотивам произведений устного народного творчества. На них приглашали детей из других групп и сотрудников детсада.

Важное значение в работе придавалось обучению детей народным сюжетным, подвижным и хороводным играм. Даже научив детей свободно общаться с традиционной игрой, нельзя еще достичь главной цели - чтобы дети играли сами, без участия взрослых. Это одна из проблем - дети очень мало и неохотно играют в сложные игры, если ими не руководят взрослые. Во многом это объясняется отсутствием соответствующих игровых навыков. Постепенно, побуждая интерес детей к совместному и самостоятельному проведению игр, мы знакомили их с обрядовыми, досуговыми, подвижными, сюжетными играми.

Рассматривали с ребятами предметы быта и искусства в музейной комнате, заинтересовывали национальными обычаями, фольклором. Рассказывали о сюжете игры, поясняли роль водящего, применяли считалки.

Дети узнали множество различных игр: "Гуси - лебеди", "Васька-кот", "У медведя во бору", "Плетень", "Взятие снежного городка", "Жмурки" и многие другие. В ходе любой игры мы привлекали внимание детей к ее содержанию, следили за физической нагрузкой, поддерживали эмоционально - положительное настроение, взаимоотношения детей. Одним словом, стремились научить детей самостоятельно и с удовольствием играть.

В группе созданы необходимые условия для игр. Собрана картотека народных игр с правилами и их описанием. В доступном месте - маски, костюмы, наряды для перевоплощения детей в героев разных игр. В музейной комнате была оформлена выставка, содержащая предметы старины (ухват, чугуны, туеса, самовар и др.).

Почти все музыкальные занятия включают в себя хороводные игры, элементы фольклора, использование народных инструментов. На физкультурных занятиях разучены народные игры с предметами: "Удочка", "Жмурки с колокольчиком", и другие. Народные игры способствуют воспитанию мыслительной активности, физическому развитию детей. Каждая игра ставит ребенка в такую ситуацию, когда его ум должен работать живо и энергично. В результате его действия становятся все более осмысленными и целенаправленными.

Методы проекта

 Заучивание потешек, прибауток, закличек.

 Использование пословиц, загадок, поговорок.

 Чтение художественной литературы.

 Использование русских народных песен и танцев.

 Проведение русских народных игр.

 Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.

 Применение игрушек и изделий народных промыслов.

 Представление кукольного театра.

 Разыгрывание сценок и эпизодов сказок.

 Рассказ о народных обычаях и традициях.

 Рассматривание иллюстраций о русском быте.

 Беседы, вопросы, разъяснения.

 Сюрпризный момент.

Формы проекта

 Режимные моменты.

 Комплексы утренней гимнастики.

 Непосредственно образовательная деятельность.

 Совместная деятельность.

 Праздники и развлечения.

 Наблюдения в быту и природе.

 Экскурсии в детскую библиотеку.

 Организация конкурсов рисунков и поделок.

 Посещение тематических выставок в музейной и экологической комнатах ДОУ.

 Просмотр спектаклей в театральной студии ДОУ, Доме Культуры «Новогодняя сказка», мультфильмов, слушание музыки.

 Встреча с интересными людьми.

Работа с родителями

Наша работа не была бы столь плодотворной, если бы не помощь родителей. Чтобы найти отклик в их сердцах, проводили с ними короткие беседы, консультации. Также разъясняли, какую огромную пользу приносит народное творчество детям. В течение учебного года мамы и папы помогали собирать по крупицам старинные предметы быта для нашей музейной комнаты, где дети увидели прялку в действии, "варили" обед в чугунке, пили чай из самовара. Организовывали вместе выставки «Дары Осени», «У мамы руки золотые», «Игрушки нашего детства». Также родители с большим интересом ежегодно принимали участие в проведении народных праздников и развлечений. Традиционными стали проводы масленицы, Осенины. Проводились развлечения с приглашением бабушек "Бабушкины игры", конкурсы "Коса - девичья краса", "Наши руки не знают скуки" и многие другие. По родительской инициативе в музее оформлен альбом "Уголок России", где собраны рисунки взрослых о своей малой родине.

Реалистичность и реализуемость проекта

Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время является его духовное нравственно-патриотическое возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт народа. Ни что так не способствует формированию и развитию личности, её творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству, устному и песенному, поскольку, находясь в естественной речевой обстановке, которой является для ребенка его родной язык.

Для максимального достижения воспитательного эффекта с помощью устного народного творчества важно представление разнообразных жанров, включение во все жизненные процессы ребенка в детском саду, во все виды детской деятельности.

Применение на музыкальных занятиях, элементов устного народного фольклора, эмоционально раскрепощают и снимают психологическое напряжение у детей. Знакомя детей с малыми фольклорными формами, можно использовать предметы народно-прикладного искусства и русские народные музыкальные инструменты дудочки («…Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду…Потерял пастух дуду…»);

свирели (« Ай, люли-люли..»); рожки ( «Ту-ру-ру…Ой, ребята, та-ра-ра…»); гусли (« Трень-брень, гусельки, золотые струнушки…»); балалайку («Тинь-тинь…»); деревянные ложки (« Курочки клюют зёрнышки ») и пр. При работе над танцевальными движениями, в играх, хороводах тоже используются загадки, поговорки, речедвигательные упражнения. В прослушивании музыкальных произведений на занятии, музыкальный руководитель подбирает маленькие отрывки из русских народных сказок, пословицы, загадки, поговорки, что позволяет развивать и формировать нравственно-эстетические, патриотические идеалы, понимание прекрасного, формирование здорового образа жизни.

В процессе разучивания песен в своей работе воспитатели используют песенки-потешки, песенки-пестушки, заклички, скороговорки, загадки для достижения художественно-выразительного и качественного исполнения, устойчивых навыков правильного и точного интонирования мелодии, формирования музыкально речевой активности.

Во всех видах деятельности с детьми, воспитатели используют устный народный фольклор (потешки, загадки пословицы, поговорки, считалки, поговорки, заклички, припевки), которые способствуют развитию у детей памяти, речи, ритмических способностей, коммуникативного общения, повышают активность и интерес к разным видам деятельности.

Все это способствует эмоциональному восприятию песни, формированию у детей музыкально-эстетических чувств, ощущение психологического комфорта, тем самым подготавливают положительный эмоциональный фон для восприятия окружающего мира и его отражения в разных видах детской деятельности. Так закладывается тот фундамент познавательной деятельности, на котором будет строиться дальнейшее постижение и тайн природы, и величия человеческого духа.

Примерный список литературы для чтения детям

Русский фольклор. Песенки, потешки, заклички.

«Пальчик-мальчик…», «Заинька, попляши…», «Ночь пришла…», «Сорока, сорока…», «Еду-еду к бабе, к деду…», «Тили-бом! Тили-бом!..», « Как у нашего кота…», «Сидит белка на тележке…», «Ай, качи-качи-качи…», «Жили у бабуси…», «Чики-чики-чикалочки…», «Жили у бабуси…», «Кисонька-мурысенька…», «Заря-зареница…», «Травка-муравка…», «На улице три курицы…», «Тень-тень-потетень…», «Курочка-рябушечка…», «Дождик, дождик, пуще…», «Божья коровка…», «Радуга-дуга…».

Сказки:

 «Колобок», обр. К. Ушинского;

 «Волк и козлята», обр. А.Н. Толстого;

 «Кот, петух и лиса, обр. М. Боголюбской;

 «Гуси-лебеди»; «Снегурочка и лиса»;

 «Бычок – чёрный бочок, белые копытца», обр. М. Булатова;

 «Лиса и заяц», обр. В. Даля;

 «У страха глаза велики», обр. М. Серовой;

 «Теремок», обр. Е. Чарушина.

Предполагаемый результат

Успешность реализации поставленных задач зависит от ряда факторов и, прежде всего, от уклада жизни дошкольного учреждения, той атмосферы, в которой воспитывается ребёнок, от специально заданной, продуманной развивающей среды.

Эффективность воспитания и обучения достигается путём кропотливого труда педагогов, непосредственно работающих с детьми, и всех сотрудников дошкольного учреждения, общающихся с дошкольниками в течение дня.

Сформированная предметно-развивающая среда и условия для обогащения разнообразной художественной деятельности детей.

Ребёнок к концу учебного года:

 самостоятелен, активен, проявляет инициативу в художественной деятельности, имеет яркую индивидуальность;

 эмоционально отзывчив на состояние других детей, красоту окружающего мира и произведений искусства, имеет практические умения и навыки для внесения изменений в окружающую среду.

Повышение профессионального уровня управления процессом художественно-эстетического воспитания дошкольников.

Созданная модель взаимодействия детского сада и семьи в художественно-эстетическом развитии детей.

Приложение.

Практическая часть.

Этапы работы по проблеме:

 Оформление предметно-развивающей среды ДОУ, группы, раздевалки.

 Пополнение музейных экспонатов, литературы.

 Открытие театральной студии.

 Знакомство детей с малыми формами фольклора, с целью выявления познавательно-эмоционального отклика детей.

 Подбор настольных игр, различных видов театра.

 Переход детей с позиции слушателя на позицию рассказчика.

 Игры – драматизации.

 Пошив русских народных костюмов для праздников и развлечений.

 Изготовление масок для подвижных игр.

 Выставки в экологической комнате.

 Праздники и развлечения совместно с родителями.

Фрагменты из опыта работы.

2 младшая группа.

«Кто у нас хороший, кто у нас пригожий».

Цель:

 вызвать у детей симпатию к сверстникам;

 помочь малышам поверить в то, что каждый из них – замечательный ребёнок, и взрослые их любят.

Воспитатель:

Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий?

Сашенька (Тёмочка и т.д.) хороший,

Сашенька пригожий.

Воспитатель рассказывает о ребёнке, подчёркивая его достоинства, например: «Сашенька действительно пригожий. Светловолосый, с красивыми голубыми глазами. И с девочками дружит, не обижает их. А как по утрам с дедулей нежно прощается! Приятно посмотреть!» и т.п.

Подобные рассказы дети должны слышать в течение всего года. Особое внимание целесообразно уделять «проблемным» детям (нервным, драчунам, плаксам и т.п.), каждый раз подчёркивая, как успешно они справляются со своими проблемами, как взрослеют.

Чтение русской народной сказки

«Кот, петух и лиса»

После чтения и беседы, в подходящий момент (в группе, на участке, на музыкальном занятии) воспитатель приглашает желающих детей поиграть в сказку, помогая исполнителям ролей лисы, петушка и музыканта-кота спеть песенки и проговорить несложный текст (в сокращении).

Воспитатель (не громко рассказывает).

Уйдёт кот на охоту, а петушок всё в избушке приберёт, пол чисто подметёт (петушок изображает соответствующие действия), песенки поёт.

Петушок. Ко-ко-ко, ку-ка-ре-ку, ко-ко-ко, ку-ка-ре-ку.

Лиса.

Петушок, петушок,

Золотой гребешок.

Выгляни в окошко –

Дам тебе горошку.

Петушок делает вид, что не слышит лису (ребёнок зажимает уши).

Лиса.

Выгляни в окошко,

Дам тебе горошку.

Петушок («выглядывает», лиса его «уносит» (тащит за руку)).

Несёт меня лиса

За тёмные леса.

Котик – братик, помоги.

Лиса «уносит» петушка в свой дом.

Кот (надевает шляпу, сапоги (воображаемая ситуация), подходит к домику лисы. Играет на гуслях и поёт.)

Стрень, брень, гусельки,

Золотые струнушки.

Дома ли лиса?

Выходи, лиса!

Лиса.(печёт блины). Иди, Петя, погляди, кто меня зовёт? Да скорей возвращайся!

Петушок выходит, видит кота, они обнимаются и убегают.

Дразнилки.

Лёшка – лепёшка,

Голова с лукошко,

Шапка колышком,

Ноги брёвнышком.

Ваня, Ваня, простота!

Купил лошадь без хвоста!

Сел задом наперёд

И поехал в огород!

Сказки – дразнилки.

Жил – был карась,

Вот и сказка началась.

Жили – были два налима,

Вот и сказке половина.

Жили – были три гуся,

Вот и сказка вся.

Утренняя гимнастика « Потешки для малышей »

Ходьба по кругу, в руках у детей погремушки.

Киска-киска,

Киска, брысь,

На дорожку не садись.

Наши детки пойдут,

Через киску упадут.

Бег по залу, дети гремят погремушками (звукоподрожание «бом-бом»).

Тили-тили, тили-бом, загорелся Кошкин дом.

Ходьба. Дыхательные упражнения. Построение в круг.

Общеобразовательные упражнения с погремушками.

1. Кошка выскочила,

Глаза выпучила!

«Киска-киска». И. п. – основная стойка, погремушки в руках за спиной: махи руками, звукоподражание «мяу-мяу». Повторить 5 раз.

2. Бежит курица с ведром,

Заливает Кошкин дом.

«Курочка». И. п. – то же: наклон вперёд, постучать погремушками, звукоподражание «кудах-тах-тах». Повторить 5 раз.

3. Как на нашем на лугу

Стоит чашка творогу.

Прилетели две тетери,

Поклевали – улетели.

«Тетери» И. п. – сидя, погремушки в руках у бёдер: согнуть ноги, постучать погремушками, звукоподражание «тра-та-та». Повторить 5 раз.

«Лебёдушка». И.п. – лёжа на животе, погремушки в руках вверху: приподнимание верхней части туловища, имитация взмахов. Повторить 4 раза.

4. Солнышко – вёдрышко, выгляни в окошечко.

Солнышко, нарядись! Солнышко, покажись!

Дождик, дождик, полно лить,

Малых детушек мочить!

«Дождик и солнышко». И.п. – основная стойка, погремушки внизу: 8-10 подпрыгиваний с переходом на ходьбу и упражнений на дыхание. Повторить 2 раза.

Ходьба по кругу

Пошёл котик во лесок,

Нашёл котик поясок.

Нарядился, воротился,

Стал он люлечку качать.

Бег врассыпную, звукоподражание «динь-динь».

Птички летят, колокольчики звенят.

Раз, Два, не воронь! Разбежались как огонь.

Ходьба, упражнение на дыхание.

Ходит конь по бережку, вороной по зелёному.

Он головушкой помахивает, золотой уздой побрякивает.

Экскурсии в музейную комнату

Фрагменты:

«Знакомство с матрёшками».

1. «К тётушке Арине».

Прошу, гости дорогие. Проходите, милости просим, и хлеб-соль по-старинному. (Дети угощаются хлебом-солью). Красны девицы, добры молодцы! Сегодня по русской традиции мы собрались на посиделки, познакомиться, поиграть, загадки поотгадывать.

Хлебом-солью привечаем,

Самовар на стол несём,

Мы за чаем не скучаем,

Говорим о том о сём.

(Дети угощаются чаем, дальше по ходу занятия знакомятся со старинными игрушками).

2.«Выставка кукол».

Экспонаты в музее доступны непосредственному восприятию детей. У них формируется способность любоваться, наслаждаться экспонатами: потрогать, поиграть. Дети получают возможность соприкасаться с прекрасным, испытать радость от красоты изделий, тем более куклы были изготовлены руками родителей.

3. «Знакомство с домашними животными».

Воспитатель. Наша-то хозяюшка сметлива была,

Всем в избе работушку к празднику лала:

Чашечку собачка моет языком,

Мышка собирает крошки под окном,

По столу котище лапою скребёт,

Половичку курочка веником метёт.

Сюрпризный момент:

Появляется кот (дети гладят его, читают любимые потешки)

«Пошёл котик на Торжок», «Как у нашего кота, шубка очень хороша» и т.п.

Тема: «Сказка в гости к нам пришла: «Колобок»

Цель: учить составлять сказочных персонажей из бросового материала; дать понятие детям, что такое бросовый материал и как с ним работать; развивать аккуратность, последовательность, воображение, разговорную речь. Воспитывать у детей чувство прекрасного; поддерживать интерес к занятию ручным трудом.

Словарная работа: бросовый материал; чайная заварка; колобок.

Материал: лист бумаги, карандаши, клей, чайная заварка, нитки разных цветов и толщины, манная крупа, салфетки, иллюстрации к сказке «Колобок».

Предварительная работа: рассказ иллюстрированной сказки «Колобок», игры, пение с детьми песенок из сказки, познакомить детей с пшеном и манкой; заваривание и высушивание чаинок.

Ход занятия

На стене висят иллюстрации к сказке «Колобок». Педагог собирает подгруппу детей вокруг себя. Предлагает вспомнить сказочных персонажей из сказки.

Педагог: Как зовут главного героя сказки? (Дети: Колобок).

Педагог: Почему главного героя сказки назвали Колобком?

Дети: колобок был круглый, поэтому его так и назвали.

Педагог: Зачем Колобок убежал от дедушки и бабушки?

Дети: ему надоело лежать; он не хотел, чтобы его съели; он хотел посмотреть что за окном и т.д.

Педагог: А какой формы и цвета был Колобок?

Дети: Колобок был круглый и румяный; желтый как хлебушек.

Педагог: Ребята давайте пройдем за столы и создадим каждый своего Колобка.

(Дети проходят и садятся за столы. На столах лежит приготовленный материал для занятия).

Педагог: Ребята сегодня мы будем делать Колобка из бросового материала. Бросовый это значит ненужный который мы хотим выкинуть. Что вы видите перед собой?

Дети: нитки разных цветов; манку и пшенку.

Педагог: Как вы думаете, из какой крупы мы сделаем солнышко?

Дети: из пшена оно желтое как солнышко (дети совместно с педагогом делают солнышко – насыпая пшено на круг промазанный клеем) .

Педагог: Мы сделали круглое солнышко, а ведь у солнышка есть лучики, как вы думаете, из чего мы будем делать лучики?

Дети: из желтых ниточек (дети совместно с педагогом делают лучики из ниток).

Педагог: Красивое получилось у нас солнышко? (Дети: Да).

Педагог: Ребята, а куда покатился Колобок? (Дети: в лес по дорожке).

Педагог: Вот и наш Колобок покатится по дорожке. Как же нам сделать дорожку? (Дети: нарисовать).

Педагог: А вот и нет, дорожку мы выложим из чаинок. Какого они цвета?

Дети: Коричневого.

Педагог: а чай, какого цвета? (дети совместно с педагогом делают дорожку – нанося на клей чаинки).

Педагог: А теперь нарисуем клеем самого колобка на дорожке. Из какой крупы будет у нас колобок? (Дети: из манки).

(дети совместно с педагогом делают колобка – нанося манку на клей)

Педагог: Вот и получился у нас колобок на дорожке. А в какое путешествие он у нас отправится, это мы узнаем позже.

Проводится физминутка по желания педагога.

Педагог: А теперь расскажите, куда покатился ваш колобок, и какие приключения его подстерегали.

Дети: рассказывают свои истории.

Дидактические игры для развития связной речи

«Собери картинку»

Цель игры: учить детей из частей составлять целое изображение, называть сказку, действующих лиц, учить последовательно, рассказывать сказку. Воспитывать внимание, усидчивость. Развивать речь, обогащать словарный запас.

Ход игры: ребенку предлагается из частей собрать целое изображение сюжета сказки. Ребенок должен назвать сказку и действующие лица, а затем рассказать сказку.

«Примирение »

Мирись, мирись, больше не дерись!

Если будешь драться-

Я буду кусаться!

А кусаться нам нельзя,

Потому что мы – ДРУЗЬЯ!

НА ПОМОЩЬ КОЛОБКУ

Цель: закрепить ходьбу и бег друг за другом по кругу, парами, в колонне по одному; упражнять в ходьбе по гимнастической скамейке, выполнять ползание: на животе, на четвереньках; развивать у детей выносливость, равновесие, умение ориентироваться в пространстве.

Материал: костюм сказочницы Арины, Колобок – игрушка, кузовок, спортивные атрибуты.

Ход занятия:

Сказочница. Здравствуйте, ребята! Меня зовут Арина. Вы любите сказки? ... Со мною кузовок, он полон сказок. Я сегодня вам расскажу знакомую историю про Колобка. Он попадёт в беду, когда встретится с лисой. Лиса его может съесть, если вы ему не поможете. Вы готовы отправиться на поиски Колобка? …

Сказочница. Путь будет долгим и длинным, но я вам помогу. Итак, в путь! (дети под музыку идут по залу). Не отставайте, не то заблудитесь в лесу. Теперь дорожка стала узкой, станьте парами. А по этой тропинке идите друг за другом по одному. Впереди болото, только кочки виднеются. Пойдём по кочкам на носочках. Наконец-то мы пришли на луг, трава на лугу высокая – по пояс.(Дети идут, высоко поднимая колени.) Перед нами дремучий лес: под ногами пни и коряги. (Дети перешагивают через препятствия.) А здесь живёт злой волшебник, спрячемся за пригорок (гимнастическую скамейку), чтобы он нас не заметил. Ниже, ниже наклоняйтесь! А вот и «Сказочная деревенька». В этом живут дед и баба.

(Сказочница показывает Колобка.)

Надоело Колобку лежать, он и покатился с окна на травку, с травки на дорожку. Побежим скорее за Колобком. (Дети бегут друг за другом по кругу сначала с ускорением, затем замедляя бег, наконец, останавливаются.)

Катится Колобок, катится, покажите, кого он встретил? Что он умеет?

(Дети выполняют прыжки на двух ногах на месте и с продвижением вперёд, руки перед грудью, выполняют повороты вправо- влево.)

Катится Колобок, катится, а на встречу ему волк.

(Дети имитируют движения волка: идут по наклонной плоскости (гимнастической скамейке) вверх-вниз.)

Катится Колобок, катится, а навстречу ему медведь.

(Дети косолапо ступают, переваливаются, взбираются по гимнастической лестнице и спускаются с неё.)

Сказочница. А потом Колобок повстречал лису.

(Дети выполняют медленный бег, с поворотами головы влево-вправо. Передвигаются короткими перебежками, осторожно, затем быстро.)

Сказочница. Ребята, надо прогнать лису, она ведь съест Колобка.

(Дети топают ногами, хлопают в ладоши: «Уходи, Лиса, не дадим тебе Колобка».)

Сказочница. Испугалась лиса и убежала в лес. Колобок стал благодарить детей: «Спасибо, ребята, какие вы молодцы, спасли меня от лисы!»

И отправился Колобок куда?... Домой, к бабушке и дедушке. И стали они жить не тужить.

(Дети прощаются с Колобком и со сказочницей – бабушкой Ариной.)

(В конце занятия проводится игра «Зайчата и лиса».

Цель которой – упражнять детей в выполнении движений согласно тексту; развивать ориентировку в пространстве и ловкость.

Дети- «зайчата» стоят на одной стороне площадки, перед ними натянута верёвка – барьер. К «зайчатам» идёт «лиса» со словами:

Я согнусь в дугу, тише, тише. Ни гу-гу!

Побегу на лугу петушка подстерегу.

Подкрадусь я не спеша, изловлю я петушка.

Петушок, петушок, залезай ко мне в мешок.

Театральный уголок.

(Самостоятельная деятельность. Придумывание сказки на новый лад «Заюшкина избушка»

Режимные моменты

Этот пальчик –дедка!

Этот пальчик – бабка,

Этот пальчик – папа!

Этот пальчик мама!

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья.

Вот какие пальчики.

Каждый пальчик в свой чуланчик!

Пальчик – мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик – прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Тише, пальчик , не шуми,

Братиков не разбуди…

Встали пальчики, Ура! В детский сад идти пора.

Шутки и потешки

Цель: приобщить детей к русской народной традиции; показать возможности лепной свистульки; познакомить со сказкой в театре лепной игрушки; побуждать детей к ролевому воплощению; учить отчётливо и эмоционально говорить прибаутки и потешки.

Материал и оборудование:

Музейная комната, лепные свистульки (барашек, лошадка, птичка); русские костюмы для детей и взрослых.

Дети в русских костюмах проходят в избу и садятся на лавки. Воспитатель – в роли сказочницы, берёт в руки систульку и свистит.

Сказительница. Давно это было, уж и не помню когда, но поселился в одной деревне старичок. Стал он свистульки из глины делать. Вылепит свистульку, обсушит, разрисует разными красками и давай свистеть. (Свистит в свистульку.) Нравилось людям и свистульку его слушать, и смотреть на неё: красивая, да ладная. А свистулька сама себя хвалила. (Воспитатель берёт свистульку-лошадку и играет с ней. Лошадка скачет в воздухе.)

Сказительница. (За лошадку).

Вот лошадка расписная,

По дорожке мчится,

По дорожке мчится,

Только пыль клубится.

(Воспитатель берёт свистульку-барашка и играет с ней.)

Сказительница. (За барашку).

Баран-круторог,

Не ходи на порог,

Не стучи ногами,

Не тряси рогами.

Воспитатель берёт обе игрушки в руки и представляет детям сказку в театре лепной игрушки «Лошадка-златогривка и баран-круторог».

Сказительница. Однажды на мосту встретились баран-круторог и лошадка-златогривка. Заржала лошадка: «И-го-го! Уходи, баран, с дороги». А баран ей не уступает. «Сама, - говорит, - уходи». Лошадка барана копытцами крепкими пугает. Баран показывает лошадке свои крутые рога. Так они и стоят; лошадка копытцами грозится, а баран рогами трясёт. Долго ли, коротко ли, только летела над мостом птичка-невеличка. (Воспитатель показывает, как летит птичка – лепная свистулька.) Стала она лошадку и барана мирить: «Ты, лошадка, такая умная, красивая, встань в сторону, пропусти барана. Времечко пройдёт, солнышко за гору зайдёт. Ночь темноту приведёт. С моста упасть можно». Только не слушает птичку-невеличку лошадка, своё твердит: «И-го-го! Не уступлю!» Стала птичка барану говорить: «Ты, барашек, такой сильный, крепкий, встань в сторону, пропусти лошадку. Времечко пройдёт, солнышко за гору зайдёт. Ночь темноту приведёт. С моста упасть можно». И барашек не послушал мудрую птичку. Не послушал, а так и вышло, как птичка сказала. Ночь пришла, темноту привела. Лошадка и барашек всё спорили, упрямились да с моста и свалились. Вот и сказка вся. А вы, ребятки, слушайте да на ус мотайте: мир лучше ссоры.

После сказки дети играют со свистульками. Сказительница выводит петушка и Курочку (детей).

Сказительница. Живут у нас Петушок, да Курочка.

Петушок.

Встану рано на заре,

Запою я во дворе,

Буду крыльями махать,

«Ку-ка-ре-ку» всем кричать.

Курочка.

Я курочка-наседка,

В заботах целый день:

Ах, где же мои детки?

Трудиться мне не лень.

Сказительница. Курочка и Петушок, потанцуйте для гостей.

Дети играют на музыкальных инструментах, а Курочка и Петушок пляшут под русскую народную мелодию «Как под горкой под горой».

Знакомые сказки

(Итоговое занятие)

Цель: вызвать положительный настрой на театрализованную игру, активизировать воображение детей; побуждать эмоционально откликаться на предложенную роль.

Материал и оборудование: Диск для игры, юла; шапочка для героев сказок; фланелеграф и картинки для сказок; кукла бибабо Петушок.

Воспитатель сажает детей за круглым столом, на котором лежит разрисованный диск (картонный) с отмеченными секторами. На секторах приклеены картинки – коза и козлята, мышата и петушок, теремок. Заяц и ворона. Воспитатель берёт юлу с приклеенной на ней стрелочкой – указателем.

Воспитатель.

Крутись, юла, вертись, юла,

Нас к сказке приведи.

(звучит музыка, юла крутится.)

Воспитатель. Юла остановилась, показывает нам дорогу к сказке…(дети смотрят на картинку) «Козлятки и волк»

Воспитатель надевает на себя шапочку мамы – козы, на детей – шапочки козлят и разыгрывают сцену из сказки в виде игры.

Воспитатель.

Козлятушки, ребятушки!

Отопритеся, отворитеся.

Ваша мать пришла – молока принесла,

Течёт молочко по вымечку,

Из вымека по копытечку,

Из копытечка во сыру землю.

Козлятки. (делают воображаемые действия – отпирают дверь). Мама, мама!

Коза. Вы, козлятки, узнали меня? (да!)

Коза. А каким голосом я пела? (тоненьким.)

Коза. Покажите, как пела? (дети подражают)

Коза. А волку вы не открывали? (нет!)

Коза. А волк каким голосом пел?(грубым!)

Коза. Покажите, как пел? (дети подражают волку)

Коза. Какие послушные козлятки, идите в дом, играйте, а волку дверь не отпирайте.

Воспитатель говорит волшебные слова и снова юла крутиться. Следующая сказка – «Колосок»

Воспитатель берёт куклу Петушок и играет с ребятами.

(Петушок появляется на ширме, кукарекает)

Ребёнок.

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Что ты рано встаёшь,

Голосисто поёшь?

Деткам спать не даёшь?

Петушок.

Я – петушок,

Золотой гребешок.

Рано-рано встаю.

Голосисто пою,

Всех на работу зову!

Вы, ребята, знаете, кто со мной живёт? (Да, это мышата!)

Петушок. Как их зовут? (Круть и Верть).

Петушок. А они мне помогали работать? (Нет!)

Петушок. А вы, поможете? (Да!)

Петушок. Помогите мне пожалуйста. Давайте вместе всё будем делать: дрова колоть, подметать веником, половички вытряхивать.

(Дети делают имитационные движения под ритмичную музыку под руководством петушка и воспитателя).

В следующий раз стрелка юлы показывает на сказке «лиса и заяц».

Воспитатель выкладывает на фланелеграфе картинки с изображением лисы на печке, зайца и петушка, и просит любого желающего ребёнка рассказать отрывок из сказки.

В конце занятия стрелка останавливается по сказке «Теремок». Дети называют героев этой сказки. Воспитатель надевает шапочки названных героев и приглашает всех в хоровод. Дети читают стихи.

Мышка.

Я по полюшку бегу

Прямо к теремку.

Я хочу в нём жить

И кашку варить.

Лягушка.

Я лягушка – поскакушка,

Я – лягушка – квакушка,

В теремке я буду жить,

Буду воду я носить!

Зайка.

Серый зайка, прыг, да скок,

Попросился в теремок:

В теремке мне надо жить,

Буду я дрова носить!

Лисичка.

Я – красавица – лисица,

Печь блины я мастерица,

Буду гладить, буду шить –

В теремке мне надо жить!

Волк.

Я совсем не страшный волк,

Я в хозяйстве знаю толк,

Растопить могу я печь

И хозяйство постеречь!

После чтения стихов дети вместе с героями водят хоровод.

Игра « Листопад »

Цель: Учить детей находить одинаковые по форме и цвету листья. Учить петь народные песенки, попевки, потешки. Развивать двигательную активнсть.

Игра «Блины пекут»

Двое детей стоят друг против друга и хлопают ладонями:

1. Одновременно двумя сразу;

2. Правая с правой;

3. Левая с левой.

При этом они приговаривают:

Пеки блины румяные,

Румяные, горячие,

Пеки блины румяные,

Румяные, горячие!

Игра-забава

Тут ключ (запястье),

Тут ключ (локоть),

Тут ключ (предплечье),

А тут

Све-е-жая (щекочут под мышкой)

Ключевая водичка!

Игра «В кувшинчик»

Водящий бьёт мячом об землю:

Я кувшинчик уронила

И об пол его разбила,

Раз, два, три-

Его, Ванечка, лови!

На слово «лови» сильно бьёт мячом об землю и отбегает. Его на лету подхватывает тот, чьё имя назвали. Игра продолжается.

«Фольклор – лекарство человечества»

Анри Курсаж

Пословицы

«Человек не учёный, что топор неточёный»

«Ученье в детстве, как резьба на камне»

«Чему Ваня не научился, того Иван не выучит»

«Почитай учителя, как родителя»

«Без дела жить, только небо коптить»

«Где труд, там и счастье»

«Счастливым и красивым делает человека работа»

«Дерево ценят по плодам, а человека по трудам»

«Если труд – удовольствие, то Жизнь – наслаждение»

«Всякому молодцу ремесло к лицу»

«Правда светлее солнца»

«Где правда, там и счастье»

Заповеди русской народной педагогики:

1. Люби своих детей, и будет тебе высшей наградой их любовь.

2. Единство слова и дела – одна из самых сильных сторон воспитания.

3. Уважение к старшим.

4. Забота о родных.

5. В организации семейных отношений должен лежать не страх перед физической силой, а страх огорчить человека ( поэтому малышей не боялись хвалить, но как только ребёнок начинал всё понимать, похвалы близких резко сокращались: пусть тебя похвалят чужие за хорошие дела.) «Своего спасибо не жалей», «Детей наказывай стыдом, а не грозою и бичом», - говорили в народе.

6. Осознание себя, как частицы общего. Сопереживание, общая радость и забота помогают человеку вырасти в понимании, что доброта, смелость, сила, щедрость – это общее достояние.

7. Научи понимать, что вещи, окружающие нас, кем-то задуманы и сотворены. Берег их!

8. Сознательное участие в труде (в общий труд в русских семьях втягивались с 5-6 лет). При этом детей учили не отдельным операциям, не однообразию детских поделок , ремеслу (пусть сразу видят конечную цель своих усилий.) Рождалась девочка - дарили маленькую прялку, потом побольше. Сначала игра. А к 10 годам – задание. Мальчику дарили инструменты, чтобы мастерить – растёт мужчина!

Используемая литература

1. Голицына Н.С. Организация и содержание работы старшего воспитателя ДОУ Москва 2008

2. Гаврилова И.Г. Истоки русской народной культуры в детском саду. Санкт-Петербург 2008

3. Костина Э.П., Кочнева Н.Н, Каримова Л.Г., Семикова Л.А.. Мой родной дом Н.Новгород 2000

4. Маханёва М.Д., Рещикова С.В. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет Москва 2008

5. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду Программа и методические рекомендации Москва 2007

6. Гербова В.В. Занятия по развитию речи Москва 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция жанров русского фольклора и фольклора народов Севера как условие формирования бережного отношения к природе у детей.

Охрана природной среды является одной из актуальных задач современного общества. От ее правильного решения зависит успешное развитие экономики, благосостояние нынешних и будущих поколений людей планет...

Образовательная область "Чтение художественной литературы". Подготовительная группа. Русский фольклор. Фольклор народов мира.

Материал представляет собой сборник текстов художественных  произведений для детей подготовительной группы по разделам: "Русский фольклор", "Фольклор народов мира"....

Фольклор в детском чтении. Малые фольклорные жанры. Детский фольклор. РЕФЕРАТ

Воспитание ребенка словом начинается с фольклора, устной народной словесности. Использование разного жанра фольклора с первых же лет жизни ребенка помогает в его гармоничном интеллектуальном и эмоцион...

Дидактическая роль фольклора в формировании личности дошкольника. Классификация и терминология детского музыкального фольклора.

Познакомить родителей с  с русским народным фольклором, приобщить родителей к русскому народному фольклору, дать представление о терминологии детского музыкального фольклора....

ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. КЛАССИФИКАЦИЯ И ТЕРМИНОЛОГИЯ ДЕТСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА.

Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возрастаФольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста.Классификация и терминология детского музыкального фольклорСобирание и изу...

Проект «Нас учит говорить фольклор» Развитие речи детей раннего возраста средствами малого русского фольклора

Существенную роль в процессе развития речи детей дошкольного возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор. Именно фольклорные произведения характеризуются богатством, наполн...