Методическая разработка по продуктивному виду деятельности с детьми раннего возраста "Песочная терапия"
методическая разработка (младшая группа)

Ольга Кузнецова Анатольевна

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании», «Концепцией по дошкольному воспитанию», основным приоритетом образования сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и  потребностей, развитие творческих способностей и забота об его эмоциональном благополучии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razraboka_kuznetsova_o.a.no_2.docx817.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1 «Светлячок»

Методическая разработка по продуктивному виду        деятельности с детьми раннего возраста

« Песочная терапия»

                                                  Выполнила: воспитатель                       

                                                                                          Кузнецова Ольга  Анатольевна            

                                                                                             

г. Семёнов

 2018г

 C:\Users\Svetlana\Desktop\Рисунок1.pngC:\Users\Svetlana\Desktop\Рисунок 3.png

                     Структура методической разработки:

1. Пояснительная записка

2.Актуальность

3.  Цели и задачи методической разработки

4. Предполагаемый результат

5. Организационно-педагогические условия

6. Комплексно-тематическое планирование

7. Материально-техническое обеспечение

8. Формы диагностики                                                                              

9. Критерии освоения материала

10. Методическое обеспечение.

11. Литература

                 

1. Пояснительная записка

C:\Users\Ира\Pictures\Рисунок1.jpg

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании», «Концепцией по дошкольному воспитанию», основным приоритетом образования сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и  потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии. В качестве важнейшего условия гармонического развития личности А.С. Выготский называл единство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка. «Под влиянием эмоций качественно по-новому проявляется и внимание, и мышление и речь, усиливается конкуренция мотивов, совершенствуется механизм  эмоциональной коррекции поведения. В  последние годы в системе воспитания и обучения стала прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию ребёнка, но при этом развитию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточное внимание. Умственное развитие ребёнка тесным образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Маленькие дети часто находятся в “плену чувств”, поскольку ещё не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми.                         Так как  особенности личностного развития могут существенно ограничивать возможности ребенка в развитии познавательной и эмоциональной сферах, то необходима такая коррекционная программа, которая  в игровой форме, не нарушая естественной активности ребенка, будет оказывать эффективную помощь.                                                Познакомившись с системой работы  и методическими рекомендациями в пособиях Т.А. Андреенко: «Использование кинетического песка в работе с дошкольниками»; О.Ю. Епанчинцевой:  «Роль песочной терапии  в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»; Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич – Евстигнеевой: «Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры»; Н.В.Зеленцовой – Пешковой: «Элементы песочной терапии»; О.Б. Сапожниковой и Е. В. Гарновой: «Песочная терапия в развитии дошкольников»; М. А.Федосеевой: «Занятия по развитию эмоциональной и познавательной сферы средствами песочной терапии»; О. Н. Каушкаль, И.Н. Чернышовой: «Познавательно – речевое развитие дошкольников в игровой деятельности с песком «Сказка в  песочнице» - мы разработали Методическую разработку коррекции эмоционально-волевой и познавательной сфер ребенка младшего дошкольного возраста, с использованием арт - терапевтических методов (в том числе- песочной терапии).         Казалось бы, все очень просто: ребенок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные им самим творения и снова строит. Но именно это простое действие хранит уникальную тайну: нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, — на смену старому всегда приходит новое. Многократно проживая эту тайну, малыш достигает состояния равновесия, уходят тревога и страх. Еще одно важнейшее психотерапевтическое свойство песка — возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности. Если говорить о терапевтических качествах кинетического песка, то песочная терапия в детском саду — это та самая прекрасная возможность педагога для развития творческих склонностей в ребенке, а также его самовыражения, простой и действенный способ научить малыша выражать свои чувства, эмоции, переживания. Хороша песочная терапия для дошкольников и тем, что при создании тех или иных композиций здесь не нужны художественные навыки, как в рисовании. А значит, нет место и разочарованиям, ошибкам и неуверенности в собственных силах. На «песочном» занятии дети раскованы, веселы и воодушевлены: они создают собственный мир, и делать это бесконечно приятно. Песочная терапия сродни игре, а в игре ребенок познает окружающий мир, преодолевает трудности, учится решать взрослые проблемы. В сочетании с пальчиковой гимнастикой, драматизацией и мимическими этюдами, занятие позволяет гармонизировать эмоциональное состояние ребенка, развивать все познавательные процессы и сенсомоторные навыки.                                

C:\Users\Ира\Pictures\Рисунок1.jpg

                  2. Актуальность

       В ФГОС дошкольного воспитания складывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребенка. Взаимодействие с песком очищает энергетику человека и стабилизирует его эмоциональное состояние. Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие, и это делает его уникальным средством для  развития ребенка, в оптимальном комбинировании различных методов и приемов профилактики психоэмоционального напряжения и в использовании метода песочной терапии в работе с детьми дошкольного  возраста с целью  развития их творческих способностей.

Взаимодействие с песком очищает энергетику человека и стабилизирует его эмоциональное состояние. Песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию.  Использование песочницы даёт комплексный образовательно-терапевтический эффект.

На песочном «листе» перед педагогом раскрывается внутренний мир ребенка. Этот мир становится реально осязаемым.

3. Цели и задачи методической разработкиC:\Users\Svetlana\Desktop\Рисунок2.png

Цель  - развитие творческого потенциала детей арт-средствами: кинестичекий песок; стеклянные кристаллы, камни, цветотерапия, поролонотерапия)

Задачи:

  •  развитие творческих, созидающих возможностей личности;
  • формирование эмоционального равновесия и позитивного восприятия мира;
  • формирование позитивных коммуникативных моделей;
  • творческая коррекция проблемных ситуаций;
  • коррекция страхов, замкнутости, агрессивности;
  • повышение личностного потенциала ребёнка (уверенность, самостоятельность, ответственность);
  • развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, воображения);
  • развитие навыков общения.

C:\Users\Svetlana\Desktop\Рисунок1.png

4. Предполагаемый результат

1.Осознанное желание действовать с различным игровым материалом. 2.Развитые умения создавать игровую среду в песочнице.

 3. Сформированные умения  использовать различные виды восприятия: зрительное, тактильное, слуховое, звуковое при восприятии предметов.

       4 Умения  детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям или из личного опыта в театре на песке.

      5. Развитое  эмоциональное проявление самочувствия детей: отсутствие или сниженный уровень нервно – психического напряжения; положительные эмоции.

     6. Сформированные дружеские взаимоотношения между детьми, навыки доброжелательного  игрового взаимодействия.

     7.  Умение  отражать посредством обыгрывания игровых ситуаций умения самостоятельного разрешения конфликтов.

    8.  Умение слушать и слышать друг друга.

                                                                                                                   

5. Организационно-педагогические условия

       Настоящая методическая разработка составлена с учётом возрастных и психофизических особенностей детей 2-4 года жизни.

      Срок реализации – 1 год.

      Место использования в педагогическом процессе:

Совместная образовательная, игровая и досуговая деятельность.

          «Песочная терапия» является дополнительным компонентом воспитательного процесса, где дети нормализуют свое психоэмоциональное состояние, снижают агрессивность, корректируют тревожность, решают проблемы межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, т.е. корректируют  неблагоприятные варианты социального развития.  Принципы:                                                              

  1. Присоединение к ребенку. Песочная картина, создаваемая ребенком, содержит богатую информацию о его внутреннем мире и актуальном состоянии. Понять ребенка и его проблемы, почувствовав ритм песочной картины, ощутив неповторимый образный строй картины, — все это входит в понятие присоединения.                                                                            2. Искренняя заинтересованность, заинтригованность событиями и сюжетами, разворачивающимися в песочнице.                                                    3. Строгое следование профессиональной и общечеловеческой этике.                  4. Реальное «проживание» ситуаций вместе с героями, переход воображаемой ситуации в реальную и наоборот.                                            5.Осмысление опыта и ситуации, взгляд со стороны.                                 6.Принцип обмена и партнерства.                                                                 7.Принцип оживления абстрактных символов.                                                        Для реализации поставленных целей и задач нами был разработан план работы, который включал следующие этапы:                                                        1 этап Подготовительный (сентябрь – октябрь)                                1. Изучение литературы по сенсорики и изучение свойств песка.                2. Составление перспективного плана работы.                                        3. Создание условий для эффективного использования игр.                        4. Подбор дидактического материала и игр.                                        5. Беседа с родителями по выявлению знаний о сенсорном развитии.                6. Диагностика детей.                                                                                2 этап Практический (ноябрь – апрель)                                

        1. Знакомство детей с дидактическим материалом и играми.                2. Проведение дидактических игр и игр-занятий.                                3. Проведение консультации для родителей «Сенсорное воспитание ребенка», «Чудо-песок».                                                                        4. Беседа «Чем занять ребенка двух – четырех лет дома».                                3 этап Заключительный (май)                                                        1. Итоговая аттестация детей.                                                                2. Проведение родительского собрания «Игра как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста».                                                        3. Открытое занятие для педагогов ДОУ в младшей группе «Страна игрушек».                                                                                                4. Выступление с презентацией опыта работы на педсовете по теме «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в разных видах деятельности».                                                                                        5. Создание картотеки дидактических игр по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста.                                                        6. Публикация материалов из опыта работы в педагогическом интернет – сообществе.

   

  Формы организации деятельности воспитанников:

  • Подгрупповая
  • Индивидуальная

Виды техник:

  • психокоррекционные занятия с детьми младшего дошкольного              

  возраста;

  • игровые тренинги;
  •  дидактическая песочница-обучение через игру с песком.

6. Комплексно – тематическое планирование занятий с детьми  2-4 лет

Сентябрь

1-я неделя

1. «Знакомство с песком»

  1. (Т.А.Андреенко . Использование кинетического песка в работе  дошкольниками, Издательство: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017 . с.16-17)

1.Познакомить детей с песочницей, правилами игры в ней.

2.Развивать интерес  к играм с песком.

3.Учить проговаривать свои ощущения

4.Вызвать положительные эмоции.

Песочница

2-я неделя

2. «Колобок»

(Т.А.Андреенко . Использование кинетического песка в работе  дошкольниками, Издательство: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017 . с.17-21)

1.Обогащать тактильный опыт детей.

2.Развивать мелкую моторику.

3. Развивать речь, мышление, наблюдательность

Песочница, набор  игрушек к сказке

3-я неделя

   3. «Повтори-ка»

   (Т.А.Андреенко . Использование кинетического песка в работе  дошкольниками, Издательство: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017 . с.21-22)

  1. Развивать мелкую моторику.
  2. Развитие чувство эмпатии, путем тактильных взаимодействий.
  3. Учить отражать в речи свои ощущения, настроение
  4. Снижение  психофизического напряжения.

Песочница,  совочки, набор песочный,

салфетки, зеркальце, фасоль, «человечки- настроения».

4-я неделя

4.«Что спрятано»

(Т.А.Андреенко . Использование кинетического песка в работе  дошкольниками, Издательство: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017 . с.23-25)

1.Развивать зрительно – моторную, двигательную координацию.

2.Развивать тактильное восприятие.

3.Способствовать снижению напряжения.

4.Обогащать словарь.

5.Развивать положительные эмоции.

Песочница, набор мелких фигурок, Мячики, салфетки.

Октябрь

1-я неделя

5. «Наши шустрые ручки»

(Т.А.Андреенко . Использование кинетического песка в работе  дошкольниками, Издательство: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017 . с.25-26)

1.Обогащать тактильный опыт детей.

2.Развивать мелкую моторику.

3.Развивать речь, мышление.

4.Развивать тактильное восприятие.

5.Создать у детей радостное настроение.

Песочница, большие  маленькие стаканчики, совочки, игрушка Заяц

2-я неделя

6.«Заборчики»

(Т.А.Андреенко . Использование кинетического песка в работе  дошкольниками, Издательство: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017 . с.26-28)

1.Закрепить с детьми правила поведения в песочнице.

2.Развивать  словарный запас

3.Создать положительный эмоциональный настрой.

Песочница, набор животные леса

3-я неделя

7.«Спасение от злого великана».

(Т.А.Андреенко . Использование кинетического песка в работе  дошкольниками, Издательство: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017 . с.28-29)

1.Снижать психофизическое напряжение.

2.Развивать чувства эмпатии,  путем тактильных взаимодействий.              

3.Учить отражать в речи свои ощущения, настроение

4.Развивать мелкую моторику.

4-я неделя

8. « 8.Норки для зверюшек».

 ( Т.А.Андреенко . Использование кинетического песка в работе  дошкольниками, Издательство: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017 . с.29-30)

1.Расширять представления детей об окружающем мире.

2.Развивать воображение, творческое мышление, умение гармонично общаться друг с другом, 3.Совершенствовать развитие пальцевой моторики.

Песочница, наборы «Лего», фигурки,  салфетки.

Ноябрь

1-я неделя

9. «Прятки»

(Т.А.Андреенко . Использование кинетического

песка в работе  дошкольниками, Издательство: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017 . с30-31)

1.Познакомить детей с песочницей.

2.Закрепить, уточнить,

систематизировать знания о природном материале- песке.

3.Развивать интерес  к играм с песком.

4.Создать у детей радостное настроение.

Песочница,

набор фигурок

2-я неделя

10. «Веселые музыканты» 

(Т.А.Андреенко . Использование кинетического песка в работе  дошкольниками, Издательство: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017 . с.32-34)

1.Закрепить с детьми правила поведения в песочнице.

2.Создать положительный эмоциональный настрой.

3.Воспитывать аккуратность.

Песочница,

набор фигурок

3-я неделя

11. «Овощи и фрукты».

(Т.А.Андреенко . Использование кинетического песка в работе  дошкольниками, Издательство: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017 . с.34)

1.Развивать мелкую моторику.

2.Расширять представления детей об окружающем мире.

3.Развивать воображение, творческое мышление, умение гармонично общаться друг с другом, взаимодействовать.

 Песочница,

4-я неделя

12Песочные таланты»

(Т.А.Андреенко . Использование кинетического песка в работе  дошкольниками, Издательство: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017 . с.34-35)

1.Развивать воображение, творческое мышление, умение гармонично общаться друг с другом, взаимодействовать.

2.Совершенствовать развитие пальцевой моторики.

Песочница, наборы «домашние животные», фигурки,

декабрь

1-я неделя

13.«Домики для друзей»

(Т.А.Андреенко . Использование кинетического песка в работе  дошкольниками, Издательство: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017 . с.35-36)

1.Развивать интерес  к играм с песком.

2.Создать у детей радостное настроение.

Песочница, цветные камешки и стеклянные сферы.

2-я неделя

14.«Раскопки».

(Т.А.Андреенко . Использование кинетического песка в работе  дошкольниками, Издательство: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017 . с.36)

1. Создать положительный эмоциональный настрой.

2.Воспитывать аккуратность.

Песочница, машинки, поезд, набор формочек, дорожки накладные

3-я неделя

15.«Змейки»

(Т.А.Андреенко . Использование кинетического песка в работе  дошкольниками, Издательство: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017 . с.37)

1.Учить отражать в речи свои ощущения, настроение

2.Развивать мелкую моторику.

Песочница,  лейка, формочки, совочки, сито, салфетки.

4-я неделя

 

16.«Волшебные цветы»

(Т.А.Андреенко . Использование кинетического песка в работе  дошкольниками, Издательство: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017 . с.38)

1.Расширять представления детей об окружающем мире.

2.Совершенствовать развитие пальцевой моторики.

Песочница, наборы, фигурки,

Январь

1-я неделя

17. «Пчелка на цветочке».

(Т.А.Андреенко . Использование кинетического песка в работе  дошкольниками, Издательство: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017 . с.39)

1.Развивать интерес  к играм с песком.

2.Создать у детей радостное настроение.

Песочница, набор формочек,

Цветок, мелкие игрушки.

2-я неделя

18.«Собери грибочки»

(Т.А.Андреенко . Использование кинетического песка в работе  дошкольниками, Издательство: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017 . с.39-40)

1.Закрепить с детьми правила поведения в песочнице.

2. Создать положительный эмоциональный настрой.

3.Развивать диалогическую речь.

4.Воспитывать аккуратность.

Песочница,  елочки, грибочки.

3-я неделя

19. «Путешествие с игрушками».

.(Т.А.Андреенко . Использование кинетического песка в работе  дошкольниками,

Издательство: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017 . с.40-41)

1. Учить отражать в речи свои ощущения, настроение

2.Развивать мелкую моторику.

Песочница,  мелкие игрушки.

наборы геометр-их форм, фигурки,

4-я неделя

20.«Повторюшки».

.А.Андреенко. Использование кинетического песка в работе  дошкольниками, Издательство: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017 . с.41-42)

1.Расширять представления детей об окружающем мире.

2.Развивать воображение, творческое мышление, умение гармонично общаться друг с другом, взаимодействовать.

3.Совершенствовать развитие пальцевой моторики.

Песочница, пульверизаторы, дополнительный материал, салфетки

Февраль

1-я неделя

21. «Солнечный денек».

.А.Андреенко. Использование кинетического песка в работе  дошкольниками, Издательство: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017 . с.42-43)

1.Развивать интерес  к играм с песком.

2.Создать у детей радостное настроение.

Песочница,  кукла, набор посуды, формочки

2-я неделя

22. «Золотая рыбка».

 .А.Андреенко. Использование кинетического песка в работе  дошкольниками, Издательство: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017 . с.43-44)

1.Создать положительный эмоциональный настрой.

2.Развивать диалогическую речь.

3.Воспитывать аккуратность.

Песочница, формы геометрические, совки

3-я неделя

23.«Сорока-воровка».

.А.Андреенко. Использование кинетического песка в работе  дошкольниками, Издательство: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017 . с.44-45)

1.Снизить психофизическое напряжения.

2.. Учить отражать в речи свои ощущения, настроение

3.Развивать мелкую моторику.

Стол для рисования песком с подсветкой, салфетки.

4-я неделя

 

24.«В гостях у крота»

.А.Андреенко. Использование кинетического песка в работе  дошкольниками, Издательство: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017 . с.45-46)

Расширять представления детей об окружающем мире.

Развивать воображение, творческое мышление, умение гармонично общаться друг с другом, взаимодействовать.

Совершенствовать развитие пальцевой моторики.

Песочница, наборы «звери», фигурки.

март

1-я неделя

25.«Поможем кошечке».

Т.А.Андреенко. Использование кинетического песка в работе  дошкольниками, Издательство: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017 . с.46)

1.Развивать интерес  к играм с песком

2.Создать у детей радостное настроение.

Песочница, лейка, совки, набор ведерок, Кошка

2-я неделя

26.«День рождения зайчонка».

.А.Андреенко. Использование кинетического песка в работе  дошкольниками, Издательство: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017 . с.47-48)

1.Обогащать тактильный опыт детей.

2.Развивать мелкую моторику.

3.Развивать речь, мышление, наблюдательность

4.Развивать тактильное восприятие.

Песочница, набор формочек,

3-я неделя

27.«Сказка на песке»

.А.Андреенко. Использование кинетического песка в работе  дошкольниками, Издательство: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017 . с.48-49)

1.Обогащать тактильный опыт детей.

2.Развитие чувства эмпатии путем тактильных взаимодействий.

3. Учить отражать в речи свои ощущения, настроение

4.Развивать мелкую моторику.

Песочница,  солнце, фигурки зайчиков, стеки для рисования на песке.

4-я неделя

 28. «День рождения Маши».

.А.Андреенко. Использование кинетического песка в работе  дошкольниками, Издательство: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017 . с.49-50)

1.Обогащать тактильный опыт детей.

2.Расширять представления детей об окружающем мире.

3.Развивать воображение, творческое мышление, умение гармонично общаться друг с другом, взаимодействовать.

4.Совершенствовать развитие пальцевой моторики.

Песочница, наборы «Колобок », фигурки, совочки.

апрель

1-я неделя

29. «В гостях у смурфиков».

.А.Андреенко. Использование кинетического песка в работе  дошкольниками, Издательство: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017 . с.51-52)

1.Развивать интерес  к играм с песком.

2.Создать у детей радостное настроение.

Песочница,  игрушка- Смурфик

2-я неделя

30.«Матрешки»

.А.Андреенко. Использование кинетического песка в работе  дошкольниками, Издательство: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017 . с.53-54)

1.Обогащать тактильный опыт детей.

2.Развитие чувства эмпатии путем тактильных взаимодействий.

Песочница, совки, стеки, камешки, матрешки

3-я неделя

31.«Домик в деревне»

.А.Андреенко. Использование кинетического песка в работе  дошкольниками, Издательство: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017 . с.54)

1.Обогащать тактильный опыт детей.

2.Развитие чувства эмпатии путем тактильных взаимодействий.

4.Развивать мелкую моторику.

Песочница, дом, совки, ведерки.

4-я неделя

32. Песочный праздник

.А.Андреенко. Использование кинетического песка в работе  дошкольниками, Издательство: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017 . с.54)

1.Обогащать тактильный опыт детей.

2.Создать у детей радостное настроение.

4.Развивать мелкую моторику.

Песочница, совки, стеки.

Май

1-я неделя

33. «Я пеку, пеку, пеку...»

.А.Андреенко. Использование кинетического песка в работе  дошкольниками, Издательство: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017 . с.55-56)

1.Продолжать знакомить детей с песочницей.

2.Закрепить, уточнить, систематизировать знания о природном материале – песке.

3.Развивать интерес  к играм с песком.

4.Создать у детей радостное настроение.

Песочница, набор формочек,

совки

2-я неделя

34. «Дикие животные».

.А.Андреенко. Использование кинетического песка в работе  дошкольниками, Издательство: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017 . с.55-59)

1.Расширять и закреплять знания о диких животных.

2.Развивть мышление и внимание.

Песочница, набор формочек «Животные»

3-я неделя

35. «По мотивам сказки „Маша и медведь“»

.А.Андреенко. Использование кинетического песка в работе  дошкольниками, Издательство: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017 . с.59-61)

1.Формировать у детей умение моделировать ситуацию сказки с использованием различного материала.

2.Развивать воображение.

3.Учить располагать различные материала на плоскости песочницы.

4.Рассказывать сказку, перемещая игровые материала по песочнице.

Песочница,  совочки, набор  по сказке.

4-я неделя

36.В стране геометрических фигур»

.А.Андреенко. Использование кинетического песка в работе  дошкольниками, Издательство: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017 . с.61-63)

1.Закреплять знания о геометрических фигурах.

2.Развивать познавательный интерес к математике.

3.Развивать мышление и внимание, моторику.

Песочница, набор строительный материал, совки.

7. Материально- техническое обеспечение

                                

- Световой планшет для рисования песком .

        -Пластмассовый  ящик размером 50x50x8 см (такой размер соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, и это позволяет охватывать его взглядом целиком). Внутренняя поверхность ящика окрашивается в синий цвет или голубой. Таким образом, дно будет символизировать воду, а борта - небо.

-        Чистый просеянный песок. Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким. Песком заполняется меньшая часть ящика, он может быть влажным или сухим. Песок задает символическую линию горизонта.

-        «Коллекция» миниатюрных фигурок, желательно, не более 8 см высотой. В  набор  входят: человечки, здания, животные, транспорт, растения, сказочные герои,  злые и добрые, различные геометрические фигуры, природный материал - камешки, веточки, шишки -  все, что может быть использовано в песочных играх;

-        дидактические пособия.

         формочки для моделирования - в достаточном количестве;

 мелкие игрушки для сюжетного обыгрывания - в достаточном количестве;

набор для игры в песочнице: совочки, грабли, лейки, формочки;

оборудование для скульптурирования и лепки: оттиски, формы, отпечатки, стеки, рассекатели, просеиватели;

чаша фаянсовая для камней- 1 шт.;

воронки с разным сечением- 8 шт.

набор трафаретов - в достаточном количестве;

песочные часы- 2 шт.;

 наборы камней - 12 шт. по 25 гр.

 рыбки и удочки магнитные – 3 набора;

контейнер для игрушек для игр с водой- 1 шт.

                                 

 

 8. Формы диагностики              

Освоение материала  сопровождается диагностикой  воспитанников.

Основной метод – наблюдение за  детьми в процессе манипуляций в песочных и сенсорных зонах в ходе выполнения заданий.

 Дополнительный – отслеживание динамики развития по следующим направлениям личностного развития ребенка:

         -игровая деятельность;

          - коммуникативная деятельность;

         - развитие эмоционально – волевой сферы;

          - сенсомоторное развитие;

          - формирование элементарных математических представлений.

9. Критерии  освоения материала

   В игровой деятельности: ( уровни игры Д.Эльконина)

-    желание действовать с различным игровым материалом, развивать игровые умения; самостоятельной игры, эмоционально положительный отклик на игровое действие;

   -умения детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям в театре на песке.

       В коммуникативной деятельности:

-   уровень развития точности понимания речи; развития артикуляции звуков,  обогащения и активизации словаря детей, уровень  связного изложения отрывков из знакомых сказок и речетворчества;

- умение ребенка вступать в разговор, поддерживать беседу, делиться своими впечатлениями и переживаниями.

В  эмоционально – волевой сфере:

-  уровень нервно – психического напряжения;

- возникновение положительных эмоций;

- дружеские взаимоотношения между детьми,  навыки игрового взаимодействия; опыт самостоятельного разрешения конфликтов;

- умение слушать и слышать друг друга.

  По сенсорно-моторному развитию: 

входная диагностика сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста (автор Т. В. Николаева)

    - уровень развития практической ориентировки на форму, величину; умение выделять цвет как признак предмета;  уровень развития целостного образа предмета; - уровень развития координации руки и глаза,  мелкой моторики рук в действии с предметами.

 В ФЭМП (формировании элементарных математических представлений):

   - формировать у детей дошкольного возраста элементарные математические представления о величине, форме, пространстве; навыки счета; навыки овладения математической терминологией.

КРИТЕРИИ

1.Осознанное желание действовать с различным игровым материалом. 2.Развитые умения создавать игровую среду в песочнице.

 3. Сформированные умения  использовать различные виды восприятия: зрительное, тактильное, слуховое, звуковое при восприятии предметов.

       4 Умения  детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям или из личного опыта в театре на песке.

      5. Развитое  эмоциональное проявление самочувствия детей: отсутствие или сниженный уровень нервно – психического напряжения; положительные эмоции.

     6. Сформированные дружеские взаимоотношения между детьми, навыки доброжелательного  игрового взаимодействия.

     7.  Умение  отражать посредством обыгрывания игровых ситуаций умения самостоятельного разрешения конфликтов.

    8.  Умение слушать и слышать друг друга.

8. Литература

1.АндреенкоТ.А. Использование кинетического песка в работе с дошкольниками. Спб. ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2017

2.Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Спб. ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2017

3.Зеленцова Пешкова Н.В. Элементы песочной терапии в развитии детей раннего возраста. Спб. ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2015

4.Занятия по развитию эмоциональной и познавательной сферы средствами песочной терапии для детей 3- 7 лет. /Под редакцией  Федосеевой М.А./ Издательство «Учитель», 2016

5.Познавательно - речевое развитие дошкольников в игровой деятельности с песком «Сказка в песочнице» /Под редакцией  О.Н. Каушкаль, И.Н. Чернышовой, Центр педагогического образования, Москва. 2014

6. Сапожникова О.Б., Е.В.Гарнова  Песочная терапия в развитии дошкольников. М.. ТЦ Сфера, 2017

Интернет-ресурсы

1.Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс]http://www/nsportal.ru

2.Дошколенок.ru Сайт для воспитателейдетских садов [Электронный ресурс]http.//www.dohcolonoc.ru

3.MAAM.ru для воспитателей детского сада

4.Инфоурок для педагогов [Электронный ресурс]http://infourok.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Совместная музыкально - игровая деятельность с детьми раннего возраста"

Методическая разработка "Совместная музыкально - игровая деятельность с детьми раннего возраста"...

Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста".

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Контрольная работа №1 По: МДК 02.03 Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятель...

Методическая разработка: Проведение непосредственной игровой деятельности с детьми раннего возраста с использованием нетрадиционных технологий(пластилинография).

Социально-коммуникативное развитие, позновательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие....

теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности

теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста...

Методическая разработка.Технологическая карта совместной деятельности с детьми раннего возраста

Технологическая карта  совместной деятельности с детьми раннего возраста Тема: «Птички зимой»Форма проведения: совместная деятельность воспитателя с детьми.Цель: Дать ...

Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста.

Продуктивные виды деятельности детей играют одну из основных ролей процессе формирования всестороннего развития дошкольника...