Мини-музей группы как форма реализации адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования
материал (подготовительная группа)

Бандурина Светлана Викторовна

При разработке адаптированной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи,   возникал вопрос о выборе таких вариативных форм реализации программы, чтобы они соответствовали федеральному образовательному стандарту дошкольного образования, а также  решали как образовательные, так и коррекционные задачи. Одной из таких форм  стало создание группового мини-музея в образовательном пространстве группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мини-музей группы как форма реализации адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования

Бандурина Светлана Викторовна, воспитатель

логопедической группы МБДОУ № 84

При разработке адаптированной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи,   возникал вопрос о выборе таких вариативных форм реализации программы, чтобы они соответствовали федеральному образовательному стандарту дошкольного образования, а также  решали как образовательные, так и коррекционные задачи. Одной из таких форм  стало создание группового мини-музея в образовательном пространстве группы.

Создание мини-музея является одним из первых источников приобщения детей к истории, культуре, искусству и средством социализации детей дошкольного возраста. Создание музея для нашей группы – это событие, которое мы проживаем в течение нескольких недель.

Создается мини-музей поэтапно. Первоначально педагог организовывает «точки» удивления, возбуждающих интерес детей и создающих мотивацию для познавательной и  творческой активности.  Организация «точек» удивления детей является средством выявления детских интересов. Определение интересов детей также происходит посредством индивидуальных бесед, бесед во время группового сбора, где педагог отслеживает, какое событие или предмет окружающего мира вызывает у детей наибольшие впечатления, эмоции. Педагог вместе с детьми определяет, какой музей они будут создавать, какие экспонаты там могут быть, кто может помочь в наполнении экспозиции. Началу музея может положить предмет, принесенный ребенком в детский сад (игрушка, ракушка, книжка). Это обязательно обсуждается в кругу и принимается общее решение о создании музея. На этом этапе организовывается для детей экскурсия в музей. Для родителей разрабатывается маршрут выходного дня, включающий варианты посещения интересных экспозиций в музеях города Красноярска.

На следующем этапе привлечение к созданию мини-музея привлекаются родители. С помощью системного подхода дети вместе с педагогом определяют, какие экспонаты могут быть в музее: объект – его составные части -  каким он был в прошлом – каким он может быть в будущем. Для родителей  дети вместе с воспитателем пишут объявление о создании музея. Родители, желающие помочь, рядом подписывают, какие экспонаты они могут принести для группового музея.  Дома вместе с ребенком родитель, желающий принести экспонат, составляет рассказ о нем. Ребенок презентует экспонат на утреннем сборе для сверстников. Далее экспонат подписывается и помещается в музейную экспозицию. Вместе с педагогом дети решают, как будет оформлен мини-музей. Для музея разрабатываются правила, название.

В создание музейных экспозиций активно включаются сотрудники дошкольного учреждения. Они приходят в группу на сбор, рассказывают об экспонате.

В мини-музее группы экспонаты можно рассматривать, трогать руками, играть с  ними, исследовать, а также создавать новые экспонаты. Так, в мини-музее часов дети могли сами устанавливать время, исследовать механизм часов, разработали и создали настенные часы, ручные часы для игр. В музее игрушек смотрели, что внутри их, из чего делают игрушки, создавали игрушки из различных материалов.

Следующий шаг – обсуждение, кто такой экскурсовод, какими умениями он обладает. Воспитатель обсуждает с детьми, что все сразу не могут быть экскурсоводами, необходимо для проведения экскурсий выбрать того, кто справится с этим. Каждый ребенок проводит экскурсию для своего родителя. Путем голосования дети выбирают несколько экскурсоводов для проведения экскурсий для сверстников. В течение года все дети имеют возможность попробовать себя в роли экскурсовода.  

Дети пишут приглашения для сверстников из других групп, в назначенное время проводится экскурсия, где представляется музей, рассказывается, как дети его организовывали, какие экспонаты были изготовлены руками детей, дарятся подарки для сверстников (например, книжки-малышки). В содержание экскурсии могут быть включены детские мастер-классы (например, по изготовлению часов).
         Организация мини-музеев в образовательном пространстве группы позволила нам достичь запланированных образовательных результатов. Дети овладели  основами музейной культуры как культурным способом деятельности. Данная вариативная форма позволила нам поддержать детскую инициативу. У детей сформировалось умение планировать совместное  дело со взрослым и сверстниками, придерживаться плана в своей деятельности. Педагоги группы отмечают положительную динамику в развитии у детей коммуникативных умений. Таким образом, организация мини-музеев в образовательном пространстве группы является эффективной вариативной формой реализации адаптированной основной образовательной программы.

Список использованной литературы:

  1. Мини-музей в детском саду/ Рыжова Н.А., Логинова Л.В., Данюкова А.И. – М.: Линка-Пресс, 2008.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/

C:\Users\Лесовичок\Desktop\часы\DSC_0765.JPG

Мини-музей часов

Мини-музей игрушек

K:\МИНИ-музей\2018-04-19\фото\DSC00432.JPG

C:\Users\Ирина Генадьевна\YandexDisk\Скриншоты\2018-04-19_17-06-45.pngМаршрут выходного дня


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Условия реализации адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

В статье представлен перечень мероприятий по обеспечению физической и информационной доступности образовательных услуг, способствующих успешной реализации адаптированных основных образовательных прогр...

Реализация содержательного раздела адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с ОНР

При организации образовательной деятельности по направлениям, обозначенным образовательными областями, необходимо следовать общим и специфическим принципам и подходам к формированию АООП ДО, в частнос...

Программа адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи

Министерством образования Российской Федерации определены основные подходы к созданию системы помощи детям с проблемами в развитии на основании Конвенции ООН «О правах ребѐнка», Закона РФ ...

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ по реализации образовательной области «Физическое развитие» С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА МАДОУ ДС №29 «Ёлочка»

Адаптированная образовательная программа для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата Муниципального автономного  дошкольного образовательного учреждения  г. Нижневартовска детский с...

Рабочая программа учителя-дефектолога по реализации адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся 5-7 лет с расстройством аутистического спектра

Рабочая программа учителя-дефектолога по реализации Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся 5-7 лет с расстройством аутистического спектра (РАС, ...

Рабочая программа по реализации адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования группы компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста (с 5 до 6 лет) на 2022– 2023 учебный год

Рабочая программа  по реализации адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования группы компенсирующей направленности для детей старшего дошколь...