Консультация для педагогов «Психологические модели построения взаимодействия в образовательной среде».
консультация

Аверьянова Руфина Шамилевна
Под образовательной средой (или средой образования) мы будем понимать систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. Что бы построить психологическую модель образовательной среды, необходимо иметь представление о типах среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sreda.docx96.25 КБ

Предварительный просмотр:

 «Психологические модели построения взаимодействия в образовательной среде».

Итак, под образовательной средой (или средой образования) мы будем понимать систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении.

Что бы построить психологическую модель образовательной среды, необходимо иметь представление о  типах среды. Предлагаю кратко с ними познакомиться.

В главной педагогической работе Я́нуша Ко́рчака «Как любить ребенка», впервые изданной в 1919 году в Варшаве, дается характеристика четырех типов «воспитывающей среды»: «догматической», «идейной», «безмятежного потребления» и «внешнего лоска и карьеры».

Догматическая среда

Догматическая среда характеризуется следующим образом: «Традиция, авторитет, обряд, веление как абсолютный закон, необходимость как жизненный императив. Дисциплина, порядок и добросовестность. Серьезность, душевное равновесие и ясность, вытекающая из твердости, ощущения прочности и устойчивости, уверенности в себе, в своей правоте. Самоограничение, самопреодолевание, труд как закон, высокая нравственность как навык. Благоразумие, доходящее до пассивности, одностороннего незамечания прав и правд, которых не передала традиция, не освятил авторитет, не закрепил механически шаблон поступков». В качестве примера организации догматической среды в наиболее ярко выраженной форме можно привести прежде всего монастырь и армию.

Личность ребенка, воспитывающегося в догматической среде, по мнению автора, характеризуется прежде всего высокой степенью пассивности, когда спокойствие трансформируется в отрешенность и апатию. Если же в такой среде оказывается уже сложившаяся сильная личность, то она, как правило, ожесточается в своем стремлении устоять против чужой злой воли, в частности, направляя свою энергию на какую-либо трудовую деятельность.

Идейная среда

Идейная среда: «Сила ее не в твердости духа, а в полете, порыве, движении. Здесь не работаешь, а радостно вершишь. Творишь сам, не дожидаясь. Нет повеления — есть добрая воля. Нет догм — есть проблемы. Нет благоразумия — есть жар души, энтузиазм. Сдерживающим началом здесь — отвращение к грязи, моральный эстетизм. Терпимость тут не половинчатость убеждений, а уважение к человеческой мысли, радость, что свободная мысль парит на разных уровнях и в разных направлениях — сталкиваясь, снижая полет и вздымая — наполняет собой просторы. Отважный сам, ты жадно ловишь отзвуки чужих молотов и с любопытством ждешь завтрашнего дня, его новых восторгов, недоумений, знаний, заблуждений, борьбы, сомнений, утверждений и отрицаний». Идейная среда формируется, например, в различных творческих начинаний, особенно на стадии их первоначального становления и развития.

Важнейшее условие формирования именно идейной среды — отсутствие в творческой группе авторитарного лидера, который навязывает другим свою точку зрения, игнорируя или жестко критикуя мнения других. Как только появляется такой человек или кто-то из членов группы начинает выказывать нетерпимость к позициям своих соратников, идейная среда перестает существовать, трансформируясь в какой-либо другой тип среды. Как поется в одной из песен известного исполнителя Александра Галича: «Бойтесь, люди, того, кто придет  и скажет: Я знаю, как надо!»

Идейная среда — самая хрупкая и неустойчивая.

В идейной среде формируется личность, которая характеризуется активностью освоения и преобразования окружающего мира, высокой самооценкой, открытостью и свободой своих суждений и поступков.

Среда безмятежного потребления

Среда безмятежного потребления: «Душевный покой, беззаботность, чувствительность, приветливость, доброта, трезвости сколько надо, самосознание, какое добывается без труда. Нет упорства ни в желании сохранить, продержаться, ни в стремлении достичь, найти. Ребенок живет в атмосфере внутреннего благополучия и ленивой, консервативной привычки, снисходительности к современным течениям, среди привлекательной простоты. Здесь он может быть всем, чем он хочет: сам — из книжек, бесед, встреч и жизненных впечатлений — ткет себе основу мировоззрения, сам выбирает путь». Корчак подчеркивает, что в среде безмятежного потребления работа никогда не служит какой-либо идее, не рассматривается как место в жизни, не является самоцелью, а лишь средством для обеспечения себе удобств, желательных условий.

По мнению Корчака, в подобной воспитывающей среде формируется личность, которая, в принципе, всегда довольна тем что у нее есть. Основной чертой такой личности можно считать жизненную пассивность, неспособность к напряжению и борьбе. Встречаясь с трудностями и препятствиями, такой человек предпочитает самоустраниться от их разрешения, продолжая скрываться в своем иллюзорном мире, как улитка скрывается в своей раковине.

Среда внешнего лоска и карьеры

Наконец, среда внешнего лоска и карьеры: «Опять выступает упорство, но оно вызвано к жизни холодным расчетом, а не духовными потребностями. Ибо нет здесь места для полноты содержания, есть одна лукавая форма — искусная эксплуатация чужих ценностей, приукрашивание зияющей пустоты. Лозунги, на которых можно заработать.

Этикет, которому надо покоряться. Не достоинства, а ловкая самореклама. Жизнь не как труд и отдых, а вынюхивание и обхаживание. Ненасытное тщеславие, хищность, недовольство, высокомерие и раболепие, зависть, злоба, злорадство. Здесь детей не любят и не воспитывают, здесь их только оценивают,  покупают и продают».

Основные черты личности, формирующейся в такой среде, — фальшь и лицемерие — «искусная игра» и «точно пригнанная маска», стремление к карьере за счет хитрости, подкупа, высоких связей и т.п.

Для того что бы практически определить тип взаимодействия, четыре педагога произнесут фразу «ребята, убирайте игрушки, у нас сейчас будет занятие». А мы с вами попробуем определить тип среды.

Так, убираем игрушки, сейчас занятие будет (армия – догматическая)

Я  знаю, что вам надлежит делать - убирать игрушки, а потом мы позанимаемся немножко (пассивность, добрым, заботливым голосом – среда безмятежного потребления)

Нам нужно сегодня узнать, что такое томат  и пока вы собираете игрушки,  подумайте, что это может быть. Вот вам подсказка (с энтузиазмом, чуть - чуть деловой – идейная среда).

Только хорошие ребятки слышат меня. Умница, Маша сказала, что Вася, Петя, Наташа и Валя плохо себя вели в раздевалке, поэтому порядок в группе наведут они. А все остальные послушные ребятки могут сесть на стульчики и следить все ли они убрали! (вынюхивание, раболепие - унижение, оценка)

Таким образом, согласно типологии Корчака каждый тип среды способствует:

  • догматическая среда способствует формированию зависимого и пассивного ребенка;
  • идейная — свободного и активного;
  • безмятежного потребления— свободного, однако, пассивного;
  • карьерная среда— активного, но заискивающего, подхалимистого.

На основании типов образовательной среды отражающих процесс взаимодействия педагога и детей в образовательной среде ДОО существует эколого-личностная психологическая модель.

В контексте эколого-личностной психологической модели образовательной среды, предложенной В.А. Ясвиным, образовательная среда представляет собой систему влияний и условий формирования личности в соответствии с социальным образцом, которая реализуется через пространственно-предметное и социальное окружение.

Согласно эколого-личностной психологической модели образовательной среды, возможности должны согласовываться с потребностями личности, которые имеют объективные физические и социальные характеристики.

Далее, автор разработал компоненты образовательной среды согласно своей психологической модели.

 Пространственно-предметный компонент (помещения, территория, функциональные зоны, предметы) подчиняется требованиям управляемости, гибкости, сложности, многоуровневой организованности и системности, символизма (как передачи определенных смыслов через предметную среду) и индивидуализации.

Социальный компонент психологической модели образовательной среды обеспечивает взаимодействие, понимание и удовлетворенность участников образовательных отношений отношениями, которые возникают в образовательной среде. Эти отношения складываются на основе ролевых функций, межличностных связей, уважения, симпатии.

Психодидактический компонент, реализующий методы и технологии воспитания и обучения, ориентирован на физиологические и возрастно-психологические особенности развития детей. Взаимодействие среды обитания и личности направлено на удовлетворение потребностей (прежде всего, социогенных) и реализацию потенциала ребенка в экологической психологической модели образовательной среды.

 К социогенным потребностям, важным для дошкольного возраста, относятся (Е.А. Климов): потребность усвоения ценностей, мировоззрения, социальных и моральных норм и правил; удовлетворять предпочтения в одежде, пище, предметах быта; потребность в социальном признании; познании и преобразовании окружающего мира; повышении и поддержке самооценки; безусловном принятие ребенка, как личности.  

Как же это поможет нам практически построить модели взаимодействия в образовательной среде?

При планировании компонентов необходимо ответить на шесть диагностических вопросов и строить вектор в системе координат.

Три вопроса направлены на определение наличия в данной среде возможностей для свободного развития ребенка и три вопроса — возможностей для развития его активности.

Ответ на каждый вопрос позволяет отметить на соответствующей шкале («активности», «пассивности», «свободы» или «зависимости») один пункт.

На основании эмпирических (опыта) педагогических характеристик личности ребенка, приводимых в работах Корчака и Лесгафта, «активность» понимается в данном случае как наличие таких свойств как инициативность, стремление к чему-либо, упорство в этом стремлении, борьба личности за свои интересы, отстаивание этих интересов и т.п.; соответственно, «пассивность» — как отсутствие этих свойств, другими словами, полюс «пассивности» на данной шкале может рассматриваться как «нулевая активность»; «свобода» связывается здесь с независимостью суждений и поступков, свободой выбора, самостоятельностью, внутренним локусом контроля и т.п.; наконец, «зависимость» понимается как приспособленчество, рефлекторность поведения, связывается с внешним локусом контроля и т.п.

По итогам всех ответов на диагностические вопросы в системе координат строится соответствующий вектор, позволяющий типолизировать и моделизировать в частности  компоненты, и в целом, образовательную среду. Диагностические вопросы и к ним интерпретацию ответов, а также  эмпирические характеристики личности согласно типам образовательной среды я раздам по группам. Если у вас есть желание расширить свои знания об образовательной среде, я рекомендую прочитать книги:

Рекомендуемая литература

  1. В.А. Ясвин «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА. ОТ МОДЕЛИРОВАНИЯ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ»   
  2. Я́нуш Ко́рчак «Как любить ребенка».

ПРИЛОЖЕНИЕ

Диагностические вопросы и интерпретация ответов

Для оси «свобода зависимость»:

1. Чьи интересы и ценности ставятся на первое место в данной образовательной среде?

а) личности; б) общества (группы).

Констатация приоритета личностных интересов и ценностей над общественными интерпретируется как возможность свободного развития ребенка, — соответственно, присваивается балл по шкале «свобода»; в случае констатации приоритета общественных интересов — присваивается балл по шкале «зависимость».

2. Кто к кому подстраивается в процессе взаимодействия?

а) воспитатель к ребенку; б) ребенок к воспитателю.

Если отмечается, что в данной образовательной среде доминируют ситуации, когда воспитатель подстраивается к ребенку (или, по крайней мере, существует стремление воспитателей к такому положению), то это также интерпретируется как возможность свободного развития ребенка, — соответственно, присваивается балл по шкале «свобода»; если же констатируется, что ребенок вынужден приспосабливаться к своим воспитателям, то присваивается балл по шкале «зависимость».

3. Какая форма воспитания преимущественно осуществляется в данной образовательной среде?

а) индивидуальная; б) коллективная (групповая).

Ориентация образовательной среды на индивидуальную форму воспитания интерпретируется как наличие в среде дополнительной возможности для свободного развития самостоятельного ребенка, — присваивается балл по шкале «свобода»; в случае приоритета в образовательной среде коллективного воспитания присваивается балл по шкале «зависимость».

Для оси «активность пассивность»:

4. Практикуется ли в данной образовательной среде наказание ребенка?

а) да; б) нет.

Отсутствие наказаний рассматривается в качестве условия, способствующего развитию активности ребенка — присваивается балл по шкале «активность», при наличии в данной образовательной среде системы наказаний (используемой как прямо, так и опосредованно) — присваивается балл по шкале «пассивность».

5. Стимулируется ли в данной образовательной среде проявление ребенком какой-либо инициативы?

а) да; б) нет.

Если в рассматриваемой образовательной среде можно констатировать положительное подкрепление инициативы ребенка (как сознательное, так и бессознательное), то это интерпретируется как дополнительная возможность развития его активности, присваивается балл по шкале «активность»; если же проявленная ребенком инициатива, как правило, может обернуться для него различного рода неприятностями, то присваивается балл по шкале «пассивность».

6. Находят ли какой-либо положительный отклик в данной образовательной среде те или иные творческие проявления ребенка?

а) да; б) нет.

В случае, когда в образовательной среде существуют условия, при которых творчество ребенка стимулируется или может быть оценено, такая среда рассматривается как способствующая развитию активности, — присваивается балл по шкале «активность»; если же творческие проявления ребенка игнорируются, остаются, как правило, незамеченными и неоцененными — присваивается балл по шкале «пассивность».

Эмпирические характеристики личности согласно типам образовательной среды.

Тип

образовательной

среды

Воспитывающая

среда по

Я.Л.Сорчаку

Эмпирические

характеристики среды по

П.ФЛесгафту и Я.Корчаку

Тип по П.Ф. Лесгафу

Эмпирическая

характеристика личности

но П.ФЛесгафту и Я.

Корчаку

КАРЬЕРНАЯ

Зависимой активности

Внешнего лоска и карьеры

Бездуховность фетишизм, высокомерие, тщеславие, эксплуатация, зависть, материальное поощрение

честолюбивый

Упорство, расчет, гордость, превосходство, спесь, самоуверенность, любовь к власти и успеху

КАРЬЕРНАЯ

Активной зависимости

Внешнего лоска и карьеры

Ханжество, злорадство, ложь, раболепие, формализм, развлечения

лицемерный

Хитрость, ханжество, симулирование, заискивание, подхалимство, мелкое воровство

ДОГМАТИЧЕСКАЯ

Пассивной зависимости

Догматическая

Запреты, наказание, контроль, несправедливые требования, дисциплина, оскорбления, строгий режим

Забитый злостный

Ожесточенность, самолюбие, подозрительность, злобность, резкость, замкнутость

ДОГМАТИЧЕСКАЯ

Зависимой

пассивности

Догматическая

Гиперопека, обряды, формализм, изнеживание

Забитый мягкий

Равнодушный, беспомощный, холодность, капризность, трусость

БЕЗМЯТЕЖНАЯ

Пассивной свободы

Безмятежного потребления

Спокойная жизнь, забота, простата, отсутствие реакции на результат

Добродушный

Лень, скромность, апатичность

БЕЗМЯТЕЖНАЯ

Свободная пассивность

Безмятежного потребления

Справедливость, безнадзорност, труд, нравственность

Угнетенный

Скромность, низкая самооценка, уединение

ТВОРЧЕСКАЯ

Идейная

Радость, творчество, свобода, терпимость, нравственность, уважение, проблемы

Нормально (идеальный)

Смелость, энтузиазм, предприимчивость, постоянная деятельность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Краткие рекомендации по взаимодействию с трудными психологическими типами родителей"

Рекомендации для педагогов по конструктивному взаимодействию с родителями...

«Современные технологии построения взаимодействия в образовательном процессе в соответствии с ФГОС ДО»

Сeгодня в дoшкольном образoвании проглядывается тенденция  рeализации госудaрственных стaндартов черeз соврeменные пeдагогические тeхнологии. Во главe пeдагогической тeхнологии стоит позиция ребе...

Инновационный проект«Модель сетевого взаимодействия культурно -образовательного сообщества по развитию детей дошкольного возраста»

Создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как суб...

Реализация модели сетевого взаимодействия дошкольной образовательной организации и дополнительного образования. Особенности сотрудничества

Для функционирования дошкольной образовательной организации в режиме открытого образовательного пространства, воспитания и развития детей, развития кадрового потенциала, формирования положительного им...

Консультация для педагогов «Современные модели взаимодействия с родителями», 2020г

Консультация раскрывает сущность взаимодействия педагогов иродителей в тесном сотрудничестве между семьей и дошкольным учреждением.Только совместными усилиями, только опираясь на семью, можно достигну...

Семинар – практикум для педагогов на тему «Построение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ»

Семинар – практикум для педагогов на тему «Построение  развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ»...