«Сказки как средство развития связной речи у старших дошкольников»
методическая разработка (подготовительная группа)
Сказка является многогранным материалом, который можно применять в педагогической и психологической работе. Одной из важных задач сказки является коммуникативное развитие речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kuzmina_d.h._skazki.docx | 22.34 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №35 «ЁЛОЧКА»
ГМО
Мир открытий
«Сказки как средство развития связной речи у
старших дошкольников»
Воспитатель:
Кузьмина Д.Х.
28 августа 2018г.
Слайд 1
Сказка является многогранным материалом, который можно применять в педагогической и психологической работе. Одной из важных задач сказки является коммуникативное развитие речи.
Слайд 2
Сказки приятно слушать и рассказывать. Рассказывание сказок имеет свои особенности и формы, которыми могут овладеть и дети. Одна из форм -рассказывание новой или известной сказки от 3-го лица. Здесь и проявляются актерские умения и навыки. Рассказчик старается передать не только содержание речи героев сказки, но передать их интонации, делать нужные паузы и т.д.
Слайд 3
Вторая форма - групповое рассказывание сказок. Каждый участник группы по очереди рассказывает маленький кусочек сказки. Это делается произвольно, руководит рассказом педагог.
Третья форма - рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения, является испытанным методом развития связной, диалогической и монологической речи, а также воображения дошкольников.
Четвертая форма - групповое придумывание сказки, является коллективным творчеством, когда ребенку надо быстро сконструировать фразу ясную по смыслу.
Слайд 4
В своей работе чаще всего использую рассказывание сказки от первого лица и от имени различных персонажей сказки. Такое рассказывание называется рассказывание по ролям или инсценирование. Слушая или читая сказку, ребенок проигрывает ее в своем воображении, представляет место действия и героев сказки. Ребенок может стать волшебником, совершать подвиги, осваивать образцы общения с другими героями.
Слайд 5
Важным элементом по развитию связной речи является предметная среда группы. И поэтому совместно с детьми и их родителями организовали уголок под названием: «Страна сказок». Здесь мы поместили красочные издания сказок с иллюстрациями, репродукции иллюстраций и картин художников к сказкам, настольное лото: «Герои любимых сказок», атрибуты из разных сказок для мини-инсценировок сказок, маски разных зверей, героев сказок и т.д.
Сказка помогла мне в работе по развитию коммуникативных навыков в построении связной речи, для того чтобы дети могли преодолеть некоторые страхи при составлении рассказов по картинкам и пересказывании сказки. Я поняла, что часть детей боится начинать рассказывать сказку перед своими сверстниками, т.к. боятся ошибиться и вызвать смех у них. И также отметила недостаточно богатый словарный запас у некоторых детей. И поэтому поставила перед собой такие задачи:
-учить рассказыванию;
-обогащать словарный запас;
-развивать фантазию и речевое творчество;
-учить детей выделять главное, сравнивать;
-учить взаимодействию, общению;
-преодолевать боязнь при пересказе или рассказывании перед аудиторией.
Я проводила занятия по блокам. Детям предлагала определенную сказку, которую рассматривали на протяжении 3-4-х занятий.
Слайд 6
После этого переходили к работе по другой сказке и т.д. Кроме занятий по речевому развитию проводила занятия по другим образовательным областям, где я обращалась к сюжету сказки. В ходе работы с сюжетом сказки обогащался словарный запас ребенка, усваивалось содержание сказки., отраженной в таблице.
Фрагмент планирования работы со сказками по развитию
связной речи
Тема занятия | Содержание работы | Методы, приемы. |
Занятие 1. Чтение сказки. | Первоначальное ознакомление с содержанием сказки. | Рассказывание, пересказ сказки. |
Занятие 2. Пересказ эпизодов сказки. | Закрепление навыков диалогической и монологической речи, общения друг с другом. | Придумывание нового названия сказки и нового конца сказки. |
Занятие 3. Обогащение словарного запаса через использование дидактических игр. | Работа со словом. Ролевое проигрывание эпизодов. Представление своих героев из сказки. | Дидактические игры: «Кто, где и как живет» «Это какой, какая, какое?» «Самый, самый…» |
Занятие 4. Театрализованная игра сказке | Обобщение по сказке в виде досугового занятия. | Перевоплощение в героев. |
Я в соответствии с планом в ходе режимных моментов проводила занятия во второй половине дня. Я вам покажу на примере одной русской народной сказки в обработке А.Н.Толстого «Царевна-лягушка».
Слайд 7
Тема: Чтение русской народной сказки в обработке А.Н.Толстого «Царевна-лягушка».
Цель - первоначальное ознакомление с содержанием сказки.
Слайд 8
На 2-ом занятии проводила по этой же сказке работу по развитию монологической речи. Путешествие в сказку «Царевна-лягушка».
Слайд 9
В этот же период знакомства и работы с этой же сказкой проводила занятия по лепке.
Тема: Лепка из пластилина «Царевна – лягушка и ее подружки».
Слайд 10
На основе этой же сказки было проведено обобщение в виде досугового занятие, где дети играли в игру «Угадай сказочного героя».
Слайд 11
Таким образом я сделала вывод, что сказки будут способствовать развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста при соблюдении таких условий:
-если будут отобраны сказки в соответствии с возрастом детей;
-если сказки будут использоваться не только в непосредственной образовательной деятельности по развитию речи, но и в повседневной практике на других занятиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказка как средство развития связной речи у дошкольников
Воспитательные и обучающие свойства сказки...
Консультация для воспитателей Тема: «Сказка как средство развития связной речи старших дошкольников».
Нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Россия 21-го века переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традици...
план работы по теме самообразования "Русские народные сказки как средство развития связной речи старших дошкольников"
Русские народные сказки обеспечивают высокую эффективность в работе по развитию связной речи детей, поскольку раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь...
Сказка, как средство развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
Статья посвящена поиску новых форм и методов работы с детьми с ОНР по развитию связной речи, одной из которых явилась сказкотерапия. Сказкотерапия — метод, известный с давних времён, но получивш...
Презентация "Сказка-как средство развития связной речи старших дошкольников"
Разитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через сказку.Дошкольный возраст –период активного творческого развития личности ребенка Особое место в словотворческом процессе по праву з...
Сказка как средство развития связной речи у дошкольников
Сказка формирует и поддерживает у детей дошкольного возраста созидательную систему ценностей человека, воспитывает, решает проблемы, успокаивает, и, являясь языком ребёнка, помогает педагогам многому ...