«Сказки как средство развития связной речи у старших дошкольников»
методическая разработка (подготовительная группа)

Кузьмина Диля Хакимовна

Сказка является  многогранным материалом, который можно применять  в педагогической и психологической работе. Одной из важных задач сказки является коммуникативное развитие речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kuzmina_d.h._skazki.docx22.34 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №35 «ЁЛОЧКА»

ГМО

Мир открытий

«Сказки как средство развития связной речи у

старших дошкольников»

Воспитатель:

Кузьмина Д.Х.

28 августа 2018г.

Слайд 1

Сказка является  многогранным материалом, который можно применять  в педагогической и психологической работе. Одной из важных задач сказки является коммуникативное развитие речи.

Слайд 2

Сказки  приятно слушать  и рассказывать. Рассказывание сказок   имеет свои особенности и формы, которыми могут овладеть и дети. Одна из форм -рассказывание новой или известной сказки от 3-го лица. Здесь и проявляются актерские умения и навыки. Рассказчик старается передать не только содержание речи героев сказки, но передать их интонации, делать нужные паузы и т.д.

Слайд 3

Вторая форма - групповое рассказывание сказок. Каждый участник группы по очереди рассказывает маленький кусочек сказки. Это делается произвольно, руководит рассказом педагог.  

Третья форма - рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения, является испытанным методом развития связной, диалогической и монологической  речи, а также воображения дошкольников.

Четвертая форма - групповое придумывание сказки, является коллективным творчеством, когда ребенку надо быстро сконструировать фразу ясную по смыслу.

Слайд 4

В своей работе чаще всего использую рассказывание сказки от первого лица и от имени различных персонажей сказки. Такое рассказывание называется рассказывание по ролям или инсценирование. Слушая или читая сказку, ребенок проигрывает ее в своем воображении, представляет место действия и героев сказки. Ребенок может стать волшебником, совершать подвиги, осваивать образцы общения с другими героями.  

Слайд 5

Важным элементом по развитию связной речи является предметная среда группы. И поэтому совместно с детьми и их родителями организовали уголок под названием: «Страна сказок». Здесь мы  поместили красочные издания сказок с иллюстрациями, репродукции иллюстраций и картин художников к сказкам, настольное лото: «Герои любимых сказок», атрибуты из разных сказок для мини-инсценировок сказок,  маски разных зверей, героев сказок и т.д.

Сказка помогла мне в работе  по развитию коммуникативных навыков в построении связной речи, для того чтобы дети могли  преодолеть  некоторые страхи при составлении рассказов по картинкам и пересказывании сказки. Я поняла, что часть детей боится начинать рассказывать сказку перед своими сверстниками, т.к. боятся ошибиться и вызвать смех у них. И также отметила недостаточно богатый словарный запас у некоторых детей. И поэтому  поставила  перед собой  такие задачи:

-учить рассказыванию;

-обогащать словарный запас;

-развивать фантазию и речевое творчество;

-учить детей выделять главное, сравнивать;

-учить взаимодействию, общению;

-преодолевать боязнь при пересказе или рассказывании перед аудиторией.

Я проводила занятия по блокам. Детям предлагала определенную сказку, которую рассматривали на протяжении 3-4-х занятий.

Слайд 6

 После этого переходили к работе по другой сказке и т.д. Кроме   занятий по речевому развитию проводила  занятия по другим образовательным областям, где я  обращалась к сюжету сказки. В ходе работы с сюжетом сказки обогащался словарный запас ребенка, усваивалось содержание сказки., отраженной в таблице.

Фрагмент планирования работы со сказками по развитию

связной речи

Тема занятия

 Содержание работы

Методы, приемы.

Занятие 1.

 Чтение сказки.

Первоначальное ознакомление с содержанием сказки.

Рассказывание, пересказ сказки.

Занятие 2. Пересказ эпизодов сказки.

Закрепление навыков диалогической  и монологической речи, общения друг с другом.

 Придумывание нового названия сказки и нового

конца сказки.

Занятие 3. Обогащение словарного запаса через использование дидактических игр.

Работа со словом. Ролевое проигрывание эпизодов.

Представление своих героев из сказки.

Дидактические игры:

«Кто,  где  и как живет»

«Это какой, какая, какое?»

«Самый, самый…»

Занятие 4.

Театрализованная игра сказке

Обобщение по сказке в виде досугового занятия.

Перевоплощение в героев.

Я в соответствии с планом в ходе режимных моментов проводила занятия во второй половине дня. Я вам покажу на примере одной русской народной сказки в обработке А.Н.Толстого «Царевна-лягушка».

Слайд 7

Тема: Чтение русской народной сказки в обработке А.Н.Толстого «Царевна-лягушка».  

Цель -  первоначальное ознакомление с содержанием сказки.

Слайд 8

На 2-ом занятии проводила по этой же сказке работу  по развитию монологической речи. Путешествие в сказку «Царевна-лягушка».

Слайд 9

В этот же период знакомства и работы с этой же сказкой проводила занятия по лепке.

Тема: Лепка из пластилина «Царевна – лягушка и ее подружки».

Слайд 10

На основе этой же сказки было  проведено обобщение в виде досугового занятие, где дети играли в игру «Угадай сказочного героя».

Слайд 11

Таким  образом  я сделала вывод,  что сказки будут способствовать развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста при соблюдении таких условий:

-если  будут отобраны  сказки в соответствии с  возрастом детей;

-если  сказки будут использоваться не только в непосредственной образовательной деятельности по развитию речи, но и в повседневной практике на других занятиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказка как средство развития связной речи у дошкольников

Воспитательные и обучающие свойства сказки...

Консультация для воспитателей Тема: «Сказка как средство развития связной речи старших дошкольников».

Нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Россия 21-го века переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традици...

план работы по теме самообразования "Русские народные сказки как средство развития связной речи старших дошкольников"

Русские народные сказки обеспечивают высокую эффективность в работе по развитию связной речи детей, поскольку раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь...

Сказка, как средство развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Статья посвящена поиску новых форм и методов работы с детьми с ОНР по развитию связной речи, одной из которых явилась сказкотерапия. Сказкотерапия — метод, известный с давних времён, но получивш...

Презентация "Сказка-как средство развития связной речи старших дошкольников"

Разитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через сказку.Дошкольный возраст –период активного творческого развития личности ребенка Особое место в словотворческом процессе по праву з...

Сказка как средство развития связной речи у дошкольников

Сказка формирует и поддерживает у детей дошкольного возраста созидательную систему ценностей человека, воспитывает, решает проблемы, успокаивает, и, являясь языком ребёнка, помогает педагогам многому ...