Главные вкладки

    «Сказки как средство развития связной речи у старших дошкольников»
    методическая разработка (подготовительная группа)

    Кузьмина Диля Хакимовна

    Сказка является  многогранным материалом, который можно применять  в педагогической и психологической работе. Одной из важных задач сказки является коммуникативное развитие речи

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kuzmina_d.h._skazki.docx22.34 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №35 «ЁЛОЧКА»

    ГМО

    Мир открытий

    «Сказки как средство развития связной речи у

    старших дошкольников»

    Воспитатель:

    Кузьмина Д.Х.

    28 августа 2018г.

    Слайд 1

    Сказка является  многогранным материалом, который можно применять  в педагогической и психологической работе. Одной из важных задач сказки является коммуникативное развитие речи.

    Слайд 2

    Сказки  приятно слушать  и рассказывать. Рассказывание сказок   имеет свои особенности и формы, которыми могут овладеть и дети. Одна из форм -рассказывание новой или известной сказки от 3-го лица. Здесь и проявляются актерские умения и навыки. Рассказчик старается передать не только содержание речи героев сказки, но передать их интонации, делать нужные паузы и т.д.

    Слайд 3

    Вторая форма - групповое рассказывание сказок. Каждый участник группы по очереди рассказывает маленький кусочек сказки. Это делается произвольно, руководит рассказом педагог.  

    Третья форма - рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения, является испытанным методом развития связной, диалогической и монологической  речи, а также воображения дошкольников.

    Четвертая форма - групповое придумывание сказки, является коллективным творчеством, когда ребенку надо быстро сконструировать фразу ясную по смыслу.

    Слайд 4

    В своей работе чаще всего использую рассказывание сказки от первого лица и от имени различных персонажей сказки. Такое рассказывание называется рассказывание по ролям или инсценирование. Слушая или читая сказку, ребенок проигрывает ее в своем воображении, представляет место действия и героев сказки. Ребенок может стать волшебником, совершать подвиги, осваивать образцы общения с другими героями.  

    Слайд 5

    Важным элементом по развитию связной речи является предметная среда группы. И поэтому совместно с детьми и их родителями организовали уголок под названием: «Страна сказок». Здесь мы  поместили красочные издания сказок с иллюстрациями, репродукции иллюстраций и картин художников к сказкам, настольное лото: «Герои любимых сказок», атрибуты из разных сказок для мини-инсценировок сказок,  маски разных зверей, героев сказок и т.д.

    Сказка помогла мне в работе  по развитию коммуникативных навыков в построении связной речи, для того чтобы дети могли  преодолеть  некоторые страхи при составлении рассказов по картинкам и пересказывании сказки. Я поняла, что часть детей боится начинать рассказывать сказку перед своими сверстниками, т.к. боятся ошибиться и вызвать смех у них. И также отметила недостаточно богатый словарный запас у некоторых детей. И поэтому  поставила  перед собой  такие задачи:

    -учить рассказыванию;

    -обогащать словарный запас;

    -развивать фантазию и речевое творчество;

    -учить детей выделять главное, сравнивать;

    -учить взаимодействию, общению;

    -преодолевать боязнь при пересказе или рассказывании перед аудиторией.

    Я проводила занятия по блокам. Детям предлагала определенную сказку, которую рассматривали на протяжении 3-4-х занятий.

    Слайд 6

     После этого переходили к работе по другой сказке и т.д. Кроме   занятий по речевому развитию проводила  занятия по другим образовательным областям, где я  обращалась к сюжету сказки. В ходе работы с сюжетом сказки обогащался словарный запас ребенка, усваивалось содержание сказки., отраженной в таблице.

    Фрагмент планирования работы со сказками по развитию

    связной речи

    Тема занятия

     Содержание работы

    Методы, приемы.

    Занятие 1.

     Чтение сказки.

    Первоначальное ознакомление с содержанием сказки.

    Рассказывание, пересказ сказки.

    Занятие 2. Пересказ эпизодов сказки.

    Закрепление навыков диалогической  и монологической речи, общения друг с другом.

     Придумывание нового названия сказки и нового

    конца сказки.

    Занятие 3. Обогащение словарного запаса через использование дидактических игр.

    Работа со словом. Ролевое проигрывание эпизодов.

    Представление своих героев из сказки.

    Дидактические игры:

    «Кто,  где  и как живет»

    «Это какой, какая, какое?»

    «Самый, самый…»

    Занятие 4.

    Театрализованная игра сказке

    Обобщение по сказке в виде досугового занятия.

    Перевоплощение в героев.

    Я в соответствии с планом в ходе режимных моментов проводила занятия во второй половине дня. Я вам покажу на примере одной русской народной сказки в обработке А.Н.Толстого «Царевна-лягушка».

    Слайд 7

    Тема: Чтение русской народной сказки в обработке А.Н.Толстого «Царевна-лягушка».  

    Цель -  первоначальное ознакомление с содержанием сказки.

    Слайд 8

    На 2-ом занятии проводила по этой же сказке работу  по развитию монологической речи. Путешествие в сказку «Царевна-лягушка».

    Слайд 9

    В этот же период знакомства и работы с этой же сказкой проводила занятия по лепке.

    Тема: Лепка из пластилина «Царевна – лягушка и ее подружки».

    Слайд 10

    На основе этой же сказки было  проведено обобщение в виде досугового занятие, где дети играли в игру «Угадай сказочного героя».

    Слайд 11

    Таким  образом  я сделала вывод,  что сказки будут способствовать развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста при соблюдении таких условий:

    -если  будут отобраны  сказки в соответствии с  возрастом детей;

    -если  сказки будут использоваться не только в непосредственной образовательной деятельности по развитию речи, но и в повседневной практике на других занятиях.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сказка как средство развития связной речи у дошкольников

    Воспитательные и обучающие свойства сказки...

    Консультация для воспитателей Тема: «Сказка как средство развития связной речи старших дошкольников».

    Нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Россия 21-го века переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традици...

    план работы по теме самообразования "Русские народные сказки как средство развития связной речи старших дошкольников"

    Русские народные сказки обеспечивают высокую эффективность в работе по развитию связной речи детей, поскольку раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь...

    Сказка, как средство развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

    Статья посвящена поиску новых форм и методов работы с детьми с ОНР по развитию связной речи, одной из которых явилась сказкотерапия. Сказкотерапия — метод, известный с давних времён, но получивш...

    Презентация "Сказка-как средство развития связной речи старших дошкольников"

    Разитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через сказку.Дошкольный возраст –период активного творческого развития личности ребенка Особое место в словотворческом процессе по праву з...

    Сказка как средство развития связной речи у дошкольников

    Сказка формирует и поддерживает у детей дошкольного возраста созидательную систему ценностей человека, воспитывает, решает проблемы, успокаивает, и, являясь языком ребёнка, помогает педагогам многому ...