ЭССЕ "Я-воспитатель" 03.02.2019 г.
материал

Татьяна Олеговна Дернова
 
Воспитатель должен себя так вести, чтобы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать, чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать?
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_ya-vospitatel_dernova_t.o.docx6.93 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе «Я воспитатель»

Подготовил воспитатель: Дернова Т.О.

Воспитатель должен себя так вести, чтобы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать, чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать?

А. С. Макаренко

Когда наступает пора определения жизненных приоритетов, границ и целей, наступает очень важный период, когда от сделанного выбора зависит вся дальнейшая жизнь. В мире существуют тысячи профессий, и выбрать одну и на всю жизнь, конечно, сложно. Но всё же есть такие счастливые профессии, которые вызывают у окружающих людей некий восторг. Медсестра олицетворяет милосердие, первая учительница – самое светлое воспоминание, а воспитатель детского сада – доброту и внимание, какое-то необъяснимое счастье и вторую маму.

Назвать легкой работу воспитателя нельзя. Это кропотливый и ежедневный труд, на воспитателе лежит огромная ответственность за воспитание маленького человека. Я точно знаю, что сделала правильный выбор. Я – Воспитатель! Я горжусь этим!

Меня по-прежнему волнует вопрос, насколько я соответствую высокому званию «Воспитатель». Чем определяется это соответствие? Педагогическими знаниями? Широким кругозором? Разве возможно выбрать что-то одно для полного определения этой важной профессии?

К. Д. Ушинский писал: «Только личность может воспитать личность!

Считаю ли я себя личностью? Да, считаю! Ведь личность - это человек, который проявляет активную жизненную позицию, несёт ответственность за свой выбор и свою деятельность.

Счастливые лица и улыбки моих детей, а также благодарность родителей – подтверждение тому. Наша профессия, как никакая другая, окружена любовью. Но такую любовь можно заслужить только взаимной любовью к детям, пониманием их тонкой, нежной души.

«Учатся у тех, кого любят», - слова немецкого поэта И. Гёте являются подтверждением важной составляющей в работе воспитателя.

В настоящее время считаю актуальным и приоритетным инклюзивное образование.

Р. В. Жаворонков предложил следующее определение инклюзивному образованию: «Инклюзивное образование - это совместное обучение и воспитание, включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений».

В своей работе я использую следующие принципы:

Принцип индивидуального подхода - предполагает выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы. Индивидуальные программы развития ребенка построены на диагностике функционального состояния ребенка и предполагают выработку индивидуальной стратегии развития конкретного ребенка. Индивидуальный подход предполагает не только внешнее внимание к нуждам ребенка, но предоставляет самому ребенку возможности реализовывать свою индивидуальность.

Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка- важным условием успешности образования является обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка. Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности. Личности, которая является субъектом своего развития и социально значимой деятельности. Когда активность находится целиком на стороне взрослых, которые заботятся о ребенке, считая, что его особенности не позволяют ему реализовывать свои возможности, формируется «выученная беспомощность», феномен, когда ребенок ожидает внешней инициативы, сам оставаясь пассивным. То же может произойти с родителями детей с ОВЗ. Родители могут ожидать помощи или активно добиваться льгот от государства, игнорируя собственные возможности для участия в социальной жизни.

Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников- предполагает создание условий для понимания и принятия друг друга с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе.

Инклюзия – это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность: совместное планирование, проведение

общих мероприятий, семинаров, праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума.

Принцип междисциплинарного подхода- разнообразие индивидуальных характеристик детей требует комплексного, междисциплинарного подхода к определению и разработке методов и средств воспитания и обучения. Специалисты (воспитатель, логопед, социальный педагог, психолог, дефектолог, при участии старшего воспитателя), работающие в группе, регулярно проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и на группу в целом.

Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания- включение в инклюзивную группу детей с различными особенностями в развитии предполагает наличие вариативной развивающей среды, т.е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, без барьерной среды, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность использования педагогом разнообразных методов и средств работы, как по общей, так и специальной педагогике.

Принцип партнерского взаимодействия с семьей- усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача специалиста – установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.

Принцип динамического развития образовательной модели детского сада- модель детского сада может изменяться, включая новые структурные подразделения, специалистов, развивающие методы и средства.

Приоритетным для меня является личностный подход.

Личностный подход означает признание приоритета личности перед коллективом, создание в нем гуманистических взаимоотношений, благодаря которым ребенок осознает себя личностью и учится видеть личность в других людях: взрослых и сверстниках.

Личностный подход имеет много общего с индивидуальным подходом, но отличается тем, что преследует главную цель – развитие личности, «принятие ее такой, какая она есть», а не ее «переделывание» под заданный стандарт и подавление ее индивидуальности. Личностный подход предполагает не формирование личности с заданными свойствами, а создание условий для полноценного проявления и соответственно развития личностных функций субъектов образовательного процесса (это определение мы можем также отнести инклюзивному образованию).

Я горжусь своей профессией. Каждый день, передавая ребенку свою любовь, получаешь любовь детей вдвойне. Я не стою на месте, а развиваюсь всесторонне, для того чтобы быть примером для них – моих любимых дошколят. И если бы меня спросили, хотела бы я поменять профессию, ответ был бы однозначным – нет!

В нашем саду очень дружный коллектив, в котором работают добрые и отзывчивые педагоги, которые открыты и готовы поделиться своим опытом. Сейчас я работаю во второй младшей группе. Сколько нового нам предстоит узнать, почувствовать, научиться делать. Да, именно нам! Мне и моим детям! Ведь как говорил Сенека Старший: «Обучая - учусь».